Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 10:38, курсовая работа
Цель курсовой работы - разработка предложений по повышению конкурентоспособности продукции СОАО «Коммунарка».
Для поставленной цели решены следующие задачи:
- раскрыто экономическое содержание понятия «конкурентоспособность товара»;
- изучены методики оценки конкурентоспособности товаров;
- проанализирован опыт поддержания и повышения конкурентоспособности продукции;
Примечание – Источник: собственная разработка.
Данные таблицы 2.2 показывают, что текущие активы фабрики, главным образом, сформированы за счет краткосрочных обязательств, что само по себе отрицательно. Следствием такого положения является низкая платежеспособность и слабая финансовая устойчивость, высокая степень зависимости от политики кредиторов. Доля собственного оборотного капитала в общей сумме текущих активов уменьшилась на 11,6 % (16,9–28,5) в 2011 году, а в 2012 году –13,9 %, доля же заемного капитала увеличилась на такую же величину. Таким образом, на данном предприятии происходит уменьшение собственного оборотного капитала, что ведет к падению платежеспособности и ухудшению финансовой устойчивости.
В 2012 году выпуск кондитерских изделий составил 3809 тонн, что в сравнении с 2011 годом больше на 535 тонн, темп роста при этом составляет 116,3 %.
Таблица 2.3 – Выпуск кондитерских изделий
|
Ед. изм. |
2012 г. |
2011 г. |
Темп роста |
Карамель |
Тонн |
1690 |
1288 |
131,2 |
Конфеты глазированные, шоколадные |
Тонн |
965 |
1144 |
84,4 |
Ирис |
Тонн |
96 |
48 |
200,0 |
Драже |
Тонн |
188 |
16 |
11,8 |
Зефир, пастила |
Тонн |
327 |
318 |
102,8 |
Восточные сладости |
Тонн |
142 |
74 |
192,0 |
Шоколадные фигуры |
Тонн |
12 |
8 |
150,0 |
Вафли |
Тонн |
389 |
378 |
102,9 |
Итого кондитерских изд. |
Тонн |
3809 |
3274 |
116,3 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Таким образом, подведем ряд выводов.
Таблица 2.4 – Объем производства и реализации продукции за 2010–2012 гг., тонн
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Доля от пр-ва РБ, 2012 г.,% |
Объемы реализации, всего |
118542 |
124786 |
110749 |
289707 |
Объемы производства, всего |
120465 |
124401 |
127223 |
341598 |
%, всего |
98,4 |
100,3 |
87,1 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Снижение отгрузки в 2012 году к 2011 году обусловлено:
- сокращением потребления кондитерских изделий СОАО «Коммунарка»;
- увеличение завоза ресурсов из-за пределов Республики Беларусь по более низким ценам;
- отсутствие отгрузки на экспорт ( - 3631 тонна);
- сокращение поставок на предприятия кондитерской промышленности (ИП «Алвеста-М», ООО «Нарта» и др.) из-за поставок ресурсов производства РФ.
Объем производства и реализации кондитерских изделий за последние два года помесячно представлен в таблице 2.5
Таблица 2.5 – Объем производства и реализации кондитерских изделий за 2011–2012гг. помесячно, тонн
Месяц |
2011 год |
2012 год |
Отклонения реализации 2011 год от 2010г.
| ||
производство |
реализация |
производство |
реализация | ||
Январь |
9728 |
9865 |
10881 |
8523 |
-1342 |
Февраль |
9613 |
9849 |
9446 |
8489 |
-1360 |
Март |
10110 |
10757 |
10541 |
9467 |
-1290 |
Апрель |
12435 |
11215 |
11180 |
8793 |
-2422 |
Май |
8705 |
9717 |
6270 |
9100 |
-617 |
Июнь |
6009 |
10131 |
9878 |
9364 |
-767 |
Июль |
14376 |
11872 |
11645 |
8608 |
-3264 |
Август |
13892 |
11406 |
11468 |
9438 |
-1968 |
Сентябрь |
10343 |
10932 |
13062 |
9925 |
-1007 |
Октябрь |
9248 |
10210 |
10632 |
9822 |
-388 |
Ноябрь |
10932 |
9269 |
11821 |
9119 |
-150 |
Декабрь |
9010 |
9563 |
10400 |
10101 |
+538 |
Итого |
124401 |
124786 |
127223 |
110749 |
-14037 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Продукция, вырабатываемая СОАО «Коммунарка» не носит сезонного характера производства.
График объема производства продукции СОАО «Коммунарка» по месяцам за 2012 год представлен на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 – Объем производства продукции кондитерских изделий СОАО «Коммунарка» по месяцам
Примечание – Источник: собственная разработка.
В течение пяти последних лет наблюдается падение производства кондитерских изделий в целом по республике. Это объясняется изменением структуры питания населения и мировыми тенденциями потребления, а также увлечение населением разными новомодными диетами и недостаточной информированностью.
За 2011–2012 года СОАО «Коммунарка» было заключено 1370 договоров купли продажи с потребителями в объеме, удовлетворяющем их потребность, согласно заявок. Договора заключены со следующим потребителями:
- ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч»;
- предприятиями торговли и общественного питания Главного управления потребительского рынка г. Минска;
- предприятиями «Белкоопсоюза»;
- прочие предприятия.
На поставку продукции в 2012 году по состоянию на 1 февраля 2012 года СОАО «Коммунарка» заключено 950 договоров купли продажи с потребителями и ведется дальнейшая работа по заключению договоров.
Качество продукции вырабатываемой предприятиями-конкурентами системы кондитерских изделий отвечает нормативной документации.
Преимущества СОАО «Коммунарка» перед предприятиями-конкурен-тами:
- высокий технический уровень производства;
- территориальное расположение;
- экономическая стабильность предприятия.
Миссия маркетинговой стратегии СОАО «Коммунарка» - выпуск качественной, безопасной, конкурентоспособной продукции, отвечающей требованиям потребителей.
СОАО «Коммунарка» выпускает продукцию, обладающую различными потребительскими свойствами и находящуюся на различных стадиях жизненного цикла, чем обуславливается необходимость использования сочетания нескольких маркетинговых стратегий.
Актуальными для дальнейшего развития в 2012 году СОАО «Коммунарка» являются следующие стратегии.
Стратегия проникновения на рынок (увеличение доли рынка). Предприятие планирует увеличивать объемы сбыта выпускаемой продукции на существующих рынках при помощи интенсификации товародвижения, с привлечением клиентов конкурентов, увеличения спроса среди имеющихся потребителей.
Стратегия расширения рынка. Предприятию необходимо расширять свой рынок не только за счет увеличения сбыта продукции на освоенных рынках, но и проникновения на новые географические рынки; выхода на новые сегменты рынка, спрос на которых еще не удовлетворен, использования новых методов распределения и сбыта, продвижения продукции.
Стратегия разработки товара связана с разработкой новых товаров для существующих рынков. В 2012 году планируется расширение ассортиментного ряда кондитерских изделий, расширения ассортимента мармеладной продукции, что позволит предложить покупателю более полный ассортиментный перечень товаров и привлечь дополнительное внимание к торговой марке предприятия-производителя.
На сегодняшний день СОАО Кондитерская фабрика «Коммунарка» подвержена значительной конкуренции со стороны производителей на рынке кондитерских изделий. Продукция кондитерских фабрик достаточно разнообразна, но существуют определенные традиционные ассортиментные группы. Это карамель (леденцовая, молочная, фруктовая), ирис, конфеты глазированные шоколадные, зефир, пастила, вафли. Целесообразно проводить конкурентный анализ по выделенным выше ассортиментным группам.
Определим все фирмы, которые можно отнести к кругу реальных или потенциальных конкурентов:
- ОАО Кондитерская фабрика «Спартак» (Гомельская обл.);
- ЗАО «Михаэлла» (г. Минск);
- ОАО Кондитерская фабрика «Слодыч» (г. Минск);
- ИП «Сладушка» (г. Минск);
- СП ОАО «Ивкон» (Минская обл.).
Для проведения анализа конкурентоспособности необходимо определить:
- вкусовое качество выпускаемой продукции;
- разнообразие ассортимента;
- каналы сбыта;
- эстетичность упаковки;
- цена;
- условия оплаты;
Для оценки органолептического качества конкурирующей продукции использовался экспертный метод оценки.
Таблица 2.6 – Балльная оценка вкусовых качеств наиболее представительных видов продукции конкурирующих предприятий (по десятибалльной системе)
Наименование продукции |
СОАО «Коммунарка» |
ЗАО «Михаэлла» |
ОАО «Слодыч» |
ИП «Сладушка» |
СП ОАО «Ивкон» |
Карамель леденцовая |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
Карамель молочная |
3 |
5 |
4 |
3 |
3 |
Карамель фруктовая |
3 |
4 |
3 |
5 |
3 |
Конфеты глазированные, шоколадные |
4 |
- |
5 |
3 |
5 |
Ирис |
5 |
3 |
4 |
- |
- |
Зефир, пастила |
4 |
4 |
3 |
3 |
5 |
Вафли |
5 |
4 |
4 |
4 |
3 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Таким образом, из таблицы 2. видно, что наибольшим спросом пользуются в СОАО «Коммунарка» карамель Леденцовая, конфеты глазированные, шоколадные, ирис, вафли и зефир. ИП «Сладушка» и СПП ОАО «Ивкон» вообще не используют в номенклатуре такие позиции, как ирис.
Таблица 2.7– Сравнительный анализ цен на кондитерскую продукцию (тыс.р. за кг.)
Наименование продукции |
СОАО «Коммунарка» |
ЗАО «Михаэлла» |
ОАО «Слодыч» |
ИП «Сладушка» |
СП ОАО «Ивкон» |
Карамель леденцовая |
19,20-20,90 |
20,80 |
22 |
21-22 |
24 |
Карамель молочная |
18,2-21 |
18,70 |
23,20 |
23-25 |
22,40 |
Карамель фруктовая |
18,9-20,9 |
23,20 |
22 |
20-23 |
22,40 |
Конфеты глазированные, шоколадные |
28,8-35,8 |
- |
26-36,75 |
33-49 |
28,99-32,46 |
Ирис |
23,20-28,50 |
22,20-32,30 |
29-23 |
- |
- |
Зефир, пастила |
28,5-32 |
27,30-37,40 |
24-38 |
26,28-34,02 |
29-37 |
Вафли |
25,2-43,7 |
23,20-48,20 |
40-43 |
28-51 |
20,64-23,40 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Как показывает таблица 2.7 у СОАО «Коммунарка» существует ценовое преимущество по всем видам карамели, и вафлям.
Все конкурирующие предприятия предоставляют скидку при оплате за наличный расчет в пределах 2–3 %, а также скидку постоянным клиентам. Поэтому фактор – условия оплаты будем считать для всех равный 4 балам.
Для оценки конкурентов проведём бальную интегральную оценку. В таблице 2.8представлена оценка.
Таблица 2.8 – Балльная оценка карамели
№ |
Факторы, влияющие на сбыт товара |
Весомость фактора в балах |
Оценка в сравнении с товаром конкурента |
Интегральная оценка в балах | ||||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
I |
II |
III |
IV |
V | |||
1 |
Качество |
35 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
105 |
140 |
105 |
140 |
105 |
2 |
Разнообразие |
10 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
50 |
50 |
50 |
40 |
40 |
3 |
Способы продажи |
10 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
50 |
40 |
40 |
40 |
40 |
5 |
Эстетичность упаковки |
15 |
3 |
3 |
5 |
4 |
4 |
45 |
45 |
75 |
60 |
60 |
6 |
Цена |
25 |
5 |
4 |
3 |
4 |
3 |
125 |
100 |
75 |
100 |
75 |
7 |
Условия оплаты |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
Интегральная оценка |
100 |
395 |
395 |
365 |
400 |
340 |
Информация о работе Конкурентоспособность продукции на примере СОАО "Коммунарка"