Конкурентоспособность продукции на примере СОАО "Коммунарка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - разработка предложений по повышению конкурентоспособности продукции СОАО «Коммунарка».
Для поставленной цели решены следующие задачи:
- раскрыто экономическое содержание понятия «конкурентоспособность товара»;
- изучены методики оценки конкурентоспособности товаров;
- проанализирован опыт поддержания и повышения конкурентоспособности продукции;

Файлы: 1 файл

28-09--------------------- ---------.doc

— 247.97 Кб (Скачать файл)

Примечание –  Источник: собственная разработка.

 

Данные таблицы 2.2 показывают, что текущие активы фабрики, главным образом, сформированы за счет краткосрочных обязательств, что само по себе отрицательно. Следствием такого положения является низкая платежеспособность и слабая финансовая устойчивость, высокая степень зависимости от политики кредиторов. Доля собственного оборотного капитала  в общей сумме текущих активов уменьшилась на 11,6 % (16,9–28,5) в 2011 году, а в 2012 году –13,9 %, доля же заемного капитала увеличилась на такую же величину. Таким образом, на данном предприятии происходит уменьшение собственного оборотного капитала, что ведет к падению платежеспособности и ухудшению финансовой устойчивости.

В 2012 году выпуск кондитерских изделий составил 3809 тонн, что в сравнении с 2011 годом больше на 535 тонн, темп роста при этом составляет 116,3 %.

 

Таблица 2.3 – Выпуск кондитерских изделий

 

 

Ед. изм.

2012 г.

2011 г.

Темп роста

Карамель

Тонн

1690

1288

131,2

Конфеты глазированные, шоколадные

Тонн

965

1144

84,4

Ирис

Тонн

96

48

200,0

Драже

Тонн

188

16

11,8

Зефир, пастила

Тонн

327

318

102,8

Восточные сладости

Тонн

142

74

192,0

Шоколадные фигуры

Тонн

12

8

150,0

Вафли

Тонн

389

378

102,9

Итого кондитерских изд.

Тонн

3809

3274

116,3


Примечание – Источник: собственная разработка.

Таким образом, подведем ряд выводов. 

  1. Наблюдается рост объемов производства. Темп роста в 2012 году составил 116 %. А также повышается загруженность производственных мощностей.
  2. Несмотря на небольшое оживление в области производства, прибыль имеет тенденцию к снижению. А себестоимость – к увеличению. Так в 2012 году прибыль от реализации продукции уменьшилась, по сравнению с 2011 годом на 36000 тыс. р.
  3. Увеличение готовой продукции  на складе, говорит о слабом анализе рынка и неквалифицированном планировании ассортимента продукции.
  4. Оборотные средства в активе баланса занимают большую часть (54 % в 2010–2011 гг., и 63 % в 2012 г.), что является положительной тенденцией, т.к. маневренность предприятия повышается, однако наиболее мобильная часть актива – денежные средства на конец 2012 года резко сократились  
    (с 8 553 666 тыс. р. на конец 2011 года до 357 424 тыс. р. на конец 2010 года).
  5. В 2011 году прибыль сократилась относительно показателей 2010 года на 1050200 тыс.р. В 2012 году также наблюдается снижение прибыли. Отклонение от данных 2011 года составили 3300 тыс. р.
  6. Оборачиваемость оборотных средств в 2012 году ускорилась на 1,24 оборота в год. Однако 2,94 оборота в год является недостаточным показателем для предприятий пищевой промышленности.
  7. Выполняются условия, характерные для кризисного состояния предприятия. Кризисное финансовое состояние характеризуется наличием нарушений финансовой дисциплины, перебоями в поступлении денежных средств на расчетный счет, снижением доходности деятельности предприятия, наличием регулярных неплатежей.
  8. Рентабельность   всех   источников   уменьшилась,  иными  словами капитал используется неэффективно, это следует оценить отрицательно.

 

Таблица 2.4 – Объем производства и реализации продукции за 2010–2012 гг., тонн 

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Доля от пр-ва РБ, 2012 г.,%

Объемы реализации, всего

118542

124786

110749

289707

Объемы производства, всего

120465

124401

127223

341598

%, всего

98,4

100,3

87,1

 

 Примечание – Источник: собственная разработка.

Снижение отгрузки в 2012 году к 2011 году обусловлено:

- сокращением потребления кондитерских изделий СОАО «Коммунарка»;

- увеличение завоза ресурсов из-за пределов Республики Беларусь по более низким ценам;

- отсутствие отгрузки на экспорт ( - 3631 тонна);

- сокращение поставок на предприятия кондитерской промышленности     (ИП «Алвеста-М», ООО «Нарта» и др.)  из-за поставок ресурсов производства РФ.

Объем производства и реализации кондитерских изделий за последние два года помесячно представлен в таблице 2.5

 

Таблица 2.5 – Объем производства и реализации кондитерских изделий за 2011–2012гг. помесячно, тонн

Месяц

2011 год

2012 год

Отклонения

 реализации

2011  год

от 2010г.

 

производство

реализация

производство

реализация

Январь

9728

9865

10881

8523

-1342

Февраль

9613

9849

9446

8489

-1360

Март

10110

10757

10541

9467

-1290

Апрель

12435

11215

11180

8793

-2422

Май

8705

9717

6270

9100

-617

Июнь

6009

10131

9878

9364

-767

Июль

14376

11872

11645

8608

-3264

Август

13892

11406

11468

9438

-1968

Сентябрь

10343

10932

13062

9925

-1007

Октябрь

9248

10210

10632

9822

-388

 Ноябрь

10932

9269

11821

9119

-150

Декабрь

9010

9563

10400

10101

+538

Итого

124401

124786

127223

110749

-14037


Примечание – Источник: собственная разработка.

Продукция, вырабатываемая СОАО «Коммунарка» не носит сезонного характера производства.

График объема производства продукции СОАО «Коммунарка» по месяцам за 2012 год представлен на рисунке 2.2.

 

Рисунок 2.2 – Объем производства продукции кондитерских изделий СОАО «Коммунарка» по месяцам

Примечание – Источник: собственная разработка.

 

В течение пяти последних лет наблюдается падение производства кондитерских изделий в целом по республике. Это объясняется изменением структуры питания населения и мировыми тенденциями потребления, а также увлечение населением разными новомодными диетами и недостаточной информированностью.

За 2011–2012 года СОАО «Коммунарка» было заключено 1370 договоров купли продажи с потребителями в объеме, удовлетворяющем их потребность, согласно заявок. Договора заключены со следующим потребителями:

- ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч»;

- предприятиями торговли и общественного питания Главного управления потребительского рынка г. Минска;

- предприятиями «Белкоопсоюза»;

- прочие предприятия.

На поставку продукции в 2012 году по состоянию на 1 февраля 2012 года СОАО «Коммунарка» заключено 950 договоров  купли продажи с потребителями и ведется дальнейшая работа по заключению договоров.

Качество продукции вырабатываемой предприятиями-конкурентами системы кондитерских изделий отвечает нормативной документации.

Преимущества СОАО «Коммунарка» перед предприятиями-конкурен-тами:

- высокий технический уровень производства;

- территориальное расположение;

- экономическая стабильность предприятия.      

Миссия маркетинговой стратегии СОАО «Коммунарка» - выпуск качественной, безопасной, конкурентоспособной продукции, отвечающей требованиям потребителей.

СОАО «Коммунарка» выпускает продукцию, обладающую различными потребительскими свойствами и находящуюся на различных стадиях жизненного цикла, чем обуславливается необходимость использования сочетания нескольких маркетинговых стратегий.

Актуальными для дальнейшего развития в 2012 году СОАО «Коммунарка» являются следующие стратегии.

Стратегия проникновения на рынок (увеличение доли рынка). Предприятие планирует увеличивать объемы сбыта выпускаемой продукции на существующих рынках при помощи интенсификации товародвижения, с привлечением клиентов конкурентов, увеличения спроса среди имеющихся потребителей.

Стратегия расширения рынка. Предприятию необходимо расширять свой рынок не только за счет увеличения сбыта продукции на освоенных рынках, но и проникновения на новые географические рынки; выхода на новые сегменты рынка, спрос на которых еще не удовлетворен, использования новых методов распределения и сбыта, продвижения продукции.

Стратегия разработки товара связана с разработкой новых товаров для существующих рынков. В 2012 году планируется расширение ассортиментного ряда кондитерских изделий, расширения ассортимента мармеладной продукции, что позволит предложить покупателю более полный ассортиментный перечень товаров и привлечь дополнительное внимание к торговой марке предприятия-производителя.

2.2 Оценка конкурентоспособности продукции СОАО «Коммунарка»

На сегодняшний день СОАО Кондитерская фабрика «Коммунарка» подвержена значительной конкуренции со стороны производителей на рынке кондитерских изделий. Продукция кондитерских фабрик достаточно разнообразна, но существуют определенные традиционные ассортиментные группы. Это карамель (леденцовая, молочная, фруктовая), ирис, конфеты глазированные шоколадные, зефир, пастила, вафли. Целесообразно проводить конкурентный анализ по выделенным выше ассортиментным группам.

Определим все фирмы, которые можно отнести к кругу реальных или потенциальных конкурентов:

- ОАО Кондитерская фабрика «Спартак» (Гомельская обл.);

- ЗАО «Михаэлла» (г. Минск);

- ОАО Кондитерская фабрика «Слодыч» (г. Минск);

- ИП «Сладушка» (г. Минск);

- СП ОАО «Ивкон» (Минская обл.).

Для проведения анализа конкурентоспособности необходимо определить:

- вкусовое качество выпускаемой продукции;

- разнообразие ассортимента;

- каналы сбыта;

- эстетичность упаковки;

- цена;

- условия оплаты;

Для оценки органолептического качества конкурирующей продукции использовался экспертный метод оценки.

 

Таблица 2.6 – Балльная оценка вкусовых качеств наиболее                         представительных видов продукции конкурирующих предприятий                (по десятибалльной системе)

Наименование продукции

СОАО «Коммунарка»

ЗАО «Михаэлла»

ОАО «Слодыч»

ИП «Сладушка»

СП ОАО «Ивкон»

Карамель леденцовая

4

4

3

3

4

Карамель молочная

3

5

4

3

3

Карамель фруктовая

3

4

3

5

3

Конфеты глазированные, шоколадные

4

-

5

3

5

Ирис

5

3

4

-

-

Зефир, пастила

4

4

3

3

5

Вафли

5

4

4

4

3


Примечание – Источник: собственная разработка.

Таким образом, из таблицы 2. видно, что наибольшим спросом пользуются в СОАО «Коммунарка» карамель Леденцовая,  конфеты глазированные, шоколадные, ирис, вафли и зефир. ИП «Сладушка» и СПП ОАО «Ивкон» вообще не используют в номенклатуре такие позиции, как ирис.

 

Таблица 2.7– Сравнительный анализ цен на кондитерскую продукцию (тыс.р. за кг.)

Наименование продукции

СОАО «Коммунарка»

ЗАО «Михаэлла»

ОАО «Слодыч»

ИП «Сладушка»

СП ОАО «Ивкон»

Карамель леденцовая

19,20-20,90

20,80

22

21-22

24

Карамель молочная

18,2-21

18,70

23,20

23-25

22,40

Карамель фруктовая

18,9-20,9

23,20

22

20-23

22,40

Конфеты глазированные, шоколадные

28,8-35,8

-

26-36,75

33-49

28,99-32,46

Ирис

23,20-28,50

22,20-32,30

29-23

-

-

Зефир, пастила

28,5-32

27,30-37,40

24-38

26,28-34,02

29-37

Вафли

25,2-43,7

23,20-48,20

40-43

28-51

20,64-23,40


Примечание – Источник: собственная разработка.

Как показывает таблица 2.7 у СОАО «Коммунарка» существует ценовое преимущество по всем видам карамели, и вафлям.

Все конкурирующие предприятия предоставляют скидку при оплате за наличный расчет в пределах 2–3 %, а также скидку постоянным клиентам. Поэтому фактор – условия оплаты будем считать для всех равный 4 балам.

Для оценки конкурентов проведём бальную интегральную оценку. В таблице 2.8представлена оценка.

 

Таблица 2.8 – Балльная оценка карамели

 

 

Факторы, влияющие на сбыт товара

Весомость фактора в балах

Оценка в сравнении с товаром  конкурента

Интегральная оценка в балах

I

II

III

IV

V

I

II

III

IV

V

1

Качество

35

3

4

3

4

3

105

140

105

140

105

2

Разнообразие

10

5

5

5

4

4

50

50

50

40

40

3

Способы продажи

10

5

4

4

4

4

50

40

40

40

40

5

Эстетичность упаковки

15

3

3

5

4

4

45

45

75

60

60

6

Цена

25

5

4

3

4

3

125

100

75

100

75

7

Условия оплаты

5

4

4

4

4

4

20

20

20

20

20

 

Интегральная оценка

100

         

395

395

365

400

340

Информация о работе Конкурентоспособность продукции на примере СОАО "Коммунарка"