Лекции по исследованию систем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 15:48, лекция

Описание работы

Цели, которые ставит перед собой организация, можно классифицировать по следующим признакам:
• источникам возникновения:
- определенные потребностями окружающей среды, в которой функционирует данная организация;
- возникающие в результате необходимости удовлетворения потребностей участников организации;
• с точки зрения комплексности:
- простые;
- сложные, которые декомпозируются на подцели;

Файлы: 13 файлов

ИСУ_Лекция15.doc

— 23.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ИСУ_Лекция 02.doc

— 130.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ИСУ_Лекция03.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

ИСУ ЛЕКЦИЯ 3.

 

II. ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

 

  1. Виды исследований

 

Мы уже с Вами говорили, что научное исследование представляет собой изучение причинно-следственных связей, возникающих в реальной действительности. Научные исследования в системах управления определяют обширный перечень работ, направленных на повышение эффективности функционирования действующих организаций. Для вновь создаваемых организаций исследования систем управления, как правило, связаны с формулированием назначения организации и исполнением функции целеполагания.

В результате научные  исследования дают возможность лучше  понять и оценить происходящее, предвидеть возможные изменения в хозяйственной деятельности. Поэтому исследование процессов управления может носить как фундаментальный, так и прикладной характер, между ними существует тесная связь.

Совершенствование систем управления должно основываться на научных исследованиях, которые проводятся по трем основным направлениям исходя из существа современного понимания феномена организации: технико-технологическое, структурное, социальное.

Технико-технологическое направление исследования связано с тем, что любая организация, предприятие принадлежит к определенному технологическому типу в соответствии с классификациями Д. Вудворд или Д. Томпсона, который одновременно действует в политической и экономической макросредах и решает технико-технологические проблемы.

В рамках структурного направления исследуются принимаемые на предприятии решения, организационные структуры управления и осуществляется организационное проектирование.

Социальная  структура предприятия включает стимулирование труда и применение систем мотивации, подбор кадров, повышение квалификации.

Исследование, как вы уже знаете, вид деятельности человека, позволяющий вскрыть суть и содержание явлений, познать и оценить их, определить тенденции развития, найти возможность использования полученных знаний в практической деятельности и, в частности, в практике управления.

Исследования могут быть весьма разнообразными. Исследования любых объектов, включая СУ, в зависимости от целей, организации и сферы использования различаются по видам.

Таблица 2.1 Виды исследований

 

Классификационный признак исследования

Вид исследования

Направленность на результат

Фундаментальное, прикладное

Решаемая задача

Текущее (оперативное), перспективное

Продолжительность проведения

Экспресс,    краткосрочное    (непродолжительные), долгосрочное (продолжительные)

Емкость используемых ресурсов

Малоресурсоемкое, среднересурсоемкое, ресурсоемкое

Используемая информация

Внутреннеинформационное, внешнеинформа-ционное

Число исследователей.

Индивидуальное, коллективное

Тип консультантов-исследователей по отношению к среде

Внутреннеконсультационное, внешнеконсуль-тационное, смешанноконсультационное

Организованность

Спонтанное, организованное

Полнота изучения и число  исследуемых объектов

Тематическое, общее; частное, общее; локальное, глобальное

Регулярность    проведения исследований

Регулярное (периодическое), эпизодическое, разовое

Сложность

Простое, сложное

Подход к исследуемому объекту

Локальное, системное

Место проведения

Лабораторное, промышленное

Наличие модели исследования

Натурное (реальное), модельное

Характер объекта

Геополитическое, политическое, социологическое, экономическое, техническое, технологическое и др.

Отношение к периоду

функционированию

объекта

Ретроспективное (предшествующее), реально-временное, прогнозное (последующее)

Методология проведения

Контрольное, диагностическое, сравнительное, классификационное и др.

Характер исследования

Поисковое, научно-исследовательское, опытно-промышленное

Отношение  к методу исследования

Теоретическое (позволяющее  объяснить ранее открытые факты  и эмпирические закономерности на базе имеющейся теории — комплексе взглядов, представлений, идей, и дающее возможность определять и формулировать общие для исследуемого предмета новые законы, закономерности, принципы и т.п.) Эмпирические (позволяющее на базе установленных опытным путем новых фактов и их последующего    обобщения    сформулировать новые знания и прогнозы)

Форма

ожидаемого результата

Количественное, качественное

Вид используемой информации

Экспертно-оценочное, логическое, математическое, статистическое и др.

Обязательность

Инициативное, директивное


 

По направленности на результат исследования могут  быть фундаментальными или прикладными.

К фундаментальным  исследованиям относят экспериментальные или теоретические работы, выполняемые для получения новых знаний и лежащих в основе явлений и наблюдаемых фактов, причем в ряде случаев без какой-либо конкретной цели их практического применения или использования даже в обозримом будущем. Важнейшая задача фундаментальных исследований — познание новых законов и закономерностей.

Прикладные исследования — это оригинальные познавательные работы, проводимые для реализации конкретной практической цели на базе достижений фундаментальных исследований в области техники и технологии, т.е. решение практических проблем и задач. Прикладные исследования включают, как правило, работы по внедрению полученных результатов. Для действующих систем это означает их совершенствование, а для вновь создаваемых — проектирование и внедрение.

Таким образом, в прикладном отношении цель исследования применительно к социально-экономическим системам заключается в выявлении и обосновании на научной основе направлений их совершенствования, разработку мероприятий по реализации направлений и повышение на этой основе эффективности функционирования (например,  более полное удовлетворение потребностей потребителей и повышение прибыли организации).

Термины "исследование" и "разработки" часто употребляются  вместе, и многие полагают, что они  имеют одно и то же значение. Это не так. Исследование представляет собой "систематическое и углубленное изучение, направленное на более полное познание предмета", а разработка означает "исследование этого знания, направленное для производства полезных материалов, устройств, систем, методов или процессов".

Другими словами, изученные  посредством исследовательской работы факты и принципы могут быть разработаны таким образом, чтобы приносить реальную пользу.

Вопрос. Задание 1.

  1. Категории и формы организации исследований

 

Основными категориями исследования являются: методология исследования, методика исследования, научная проблема, логика, концепция, гипотеза, системный анализ, системный подход.

Методология исследования - совокупность целей, гипотез, подходов, принципов, методов, средств и процедур логической организации, используемых при изучении явлений и осуществлении познавательной деятельности.

Методика исследования понимается как совокупность способов, приемов и действий практического выполнения определенных исследовательских процессов, их процедур и операций, используя для этого строго последовательные, систематические, точно сформулированные и следующие плану научно обоснованные положения (утверждения и четко сформулированные мысли). (КАК различаются методика и методология исследования, что шире?)

При построении и функционировании СУ возникает множество различных проблем. В общем виде проблема (древнегреч. — преграда, трудность, задача) — противоречие, которое требуют разрешения на основе проведения исследований.

Научная проблема – это возникшая сложная ситуация как результат осознания проявившихся в науке противоречий, затрудняющих дальнейшее развитие познания, между обнаруженными новыми данными и не позволяющими дать их объяснения старыми теоретическими представлениями. Характер и пути разрешения проблемы во многом зависят от поставленной при этом цели, являющейся основой ее определения и выбора. Цель исследования и решаемая при этом проблема являются исходной базой для выбора подходов и методов проведения исследовательских работ.

Проблемы могут  быть фундаментальными и прикладными, теоретическими и эмпирическими, общими и частными, но как бы их не подразделяли, они всегда показывают на возникшие трудности в процессе реализации какого-либо процесса, которые необходимо разрешить.

Часто используют термин «задача». Однако любая задача — это всего лишь часть проблемы, т.е. для разрешения проблемы следует решить, как правило, несколько задач, вопросов.

Вопрос. Задание 2.

Логика — механизм мышления, обеспечивающий эффективность интеллектуальной деятельности человека. (Анекдот про женскую логику).

Концепция — комплекс ключевых положений, достаточно полно, целостно и всесторонне раскрывающих сущность и особенности исследуемого явления, его существование в действительности или практической деятельности человека.

Гипотеза — предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений.

Системный анализ — определенная совокупность методов и средств, используемых при исследовании сложных социальных, экономических и технических систем.

Системный подход — методологическое направление в науке, которое разрабатывает методы исследования и конструирования сложноорганизованных объектов — систем разных типов и классов.

 

Организация исследования представляется как деятельность по упорядочению всех сторон проведения исследовательских работ,

Формы организации исследований во многом определяются:

- существом поставленных проблем;

- методами решения этих проблем;

- составом и степенью подготовленности специалистов; d сроками работы;

- традициями учреждения;

- отношениями в коллективе;

- наличием или отсутствием неформального лидера;

- наличием научной школы в учреждении;

- личными качествами участников исследования и др.

 

Основные составляющие исследования

В общем виде состав и порядок работ практически любого исследования может быть следующим:

• сбор информации и выявление проблем;

• определение конкретного объекта и предмета исследования;

• постановка целей и задач исследования и определение критериев их достижения;

• определение «границ» внутренней и внешней среды и осуществление структуризации исследуемой системы (в том числе разработка ее экономико-математической модели);

• накопление и предварительный анализ фактического материала и формулирование на его основе первичных предположений (рабочих гипотез);

• анализ имеющейся информации и определение причин возникновения проблемы, ее содержания и характеристик;

• выявление влияющих на проблему факторов и их связей;

• выявление следствий из сформулированных предположений и определение на их основе предполагаемых результатов;

• сбор фактов и данных, необходимых для оценки точности сделанных на их основе гипотетических предположений;

• определение условий, путей и методов решения задач;

• формулирование исходных гипотез;

• теоретический анализ исходных гипотез;

• планирование и организация экспериментов;

• проведение эксперимента;

• анализ и обобщение полученных результатов;

• проверка исходных гипотез на основе полученных фактов;

• окончательная формулировка новых законов, закономерностей, фактов, тенденций, объяснений, обоснований и (или) научных прогнозов.

Прикладные  исследования, как правило, включают этап внедрения полученных результатов.

 

3. Методы, средства и уровни научного исследования

 

Основными категориями, поддерживающими исследования в  организациях, как в системах управления, являются категории "метод научного познания", "средства исследования" и "уровни исследования".

Под методом понимается система регулятивных принципов практической или теоретической деятельности человека. Метод (греч. methodos — путь исследования, теория, учение) — это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Лишь благодаря исследованию различных методов человеческая деятельность может быть эффективной. Заслуживают внимания слова немецкого афериста Г. Лихтенберга, который остроумно заметил, что было бы куда лучше, если бы людей учили не тому, что думать, а тому, как надо думать.

К числу общих методов научного познания можно отнести такие, которые имеют ограниченную (по крайней мере, в двух следующих отношениях) сферу действия:

а) применяются не во всех областях знания, а лишь в части. Например, наблюдения и эксперимент широко применяются в биологии и медицине и не находят применения в математике, и наоборот: широко используемые в математике метод идеализации и аксиоматический метод не находят применения в медицине и биологии;

б) используются только на отдельных (а не на любых) ступенях процесса познания. Идеализация, формализация и другие менее популярные методы находят широкое применение только на теоретическом уровне познания. Что же касается наблюдения, сравнения, измерения и эксперимента, то эти методы используются главным образом на эмпирическом уровне познания.

Под средствами исследования понимаются материальные системы, замещающие объект исследования (в случае применения моделей) или человека в трех его основных функциях:

чувствующего (микроскоп, телескоп, усилитель);

мыслящего (ЭВМ);

действующего (ракета, луч лазера).

Исходя из логики движения знания и характера организации познания, можно выделить два основных уровня научного исследования: эмпирический и теоретический, а также методы исследования, которые применяются как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.

Эмпирический уровень исследования. На этом уровне исследователь накапливает факты, информацию об исследуемых объектах и проводит:

- наблюдения;

- сравнения:

- измерения;

- эксперименты;

- первичную систематизацию знаний (в форме таблиц, схем, перечней, графиков и т.п.).

Теоретический уровень исследования. На этом уровне происходит синтез накопленных знаний в форме научной теории. В теории понятия и суждения исследуемой области явлений объединены центральной мыслью теории — идеей.

В зависимости от того, на каком уровне производится исследование и какие цели оно преследует, применяются и соответствующие общие методы познания.

Для удобства изучения и практического применения тех или иных методов их целесообразно  разделить на три группы:

- методы эмпирического исследования;

- методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования;

- методы теоретического исследования.

Рассматривая роль исследования в деятельности менеджера, необходимо отметить, что это один из основных самостоятельных видов его практической деятельности. Вместе с тем исследование в той или иной мере проявляется и в других видах его деятельности: управленческой, экономической, организационной, аналитической, методической, информационной, консультационной и т.п. Следовательно, исследование как процесс выработки новых знаний в работе менеджера так же необходимо, как и другие виды деятельности.

ИСУ_Лекция04.doc

— 68.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ИСУ_Лекция05.doc

— 98.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ИСУ_Лекция06.doc

— 79.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ИСУ_Лекция07.doc

— 56.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ИСУ_Лекция08.doc

— 43.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ИСУ_Лекция10.doc

— 124.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ИСУ_Лекция11.doc

— 298.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ИСУ_Лекция12.doc

— 118.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ИСУ_Лекция13.doc

— 111.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ИСУ_Лекция14.doc

— 88.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по исследованию систем управления