Лекции по исследованию систем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 15:48, лекция

Описание работы

Цели, которые ставит перед собой организация, можно классифицировать по следующим признакам:
• источникам возникновения:
- определенные потребностями окружающей среды, в которой функционирует данная организация;
- возникающие в результате необходимости удовлетворения потребностей участников организации;
• с точки зрения комплексности:
- простые;
- сложные, которые декомпозируются на подцели;

Файлы: 13 файлов

ИСУ_Лекция15.doc

— 23.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ИСУ_Лекция 02.doc

— 130.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ИСУ_Лекция03.doc

— 120.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ИСУ_Лекция04.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

ИСУ ЛЕКЦИЯ 4.

 

III. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

 

3.1. Виды методологий и возможные подходы к исследованию

Как мы с вами уже говорили раньше, методология исследования – это совокупность целей, гипотез, подходов, принципов, методов, средств и т.д., используемых при изучении явлений и осуществлении познавательной деятельности.

По содержанию различают виды методологий, особенность которых определяется главной идеей, в них заложенной:

- материалистическая - основу всех явлений действительности составляет материалистическое понимание мира;

- теологическая - понимание мира обусловлено наличием божественного начала во всех явлениях;

- агностицизма - реальная действительность не может быть познана;

- дуалистическая – в явлении предполагается наличие двух сущностей;

- позитивизма - исходные положения сводятся, в основном, только к изучению объекта с точки зрения его полезности и оценке этой полезности;

- экзистенциализма – изучение объекта основывается на априорном преувеличении фактических данных.

На основе выбранной методологии осуществляется выбор того или иного подхода к исследованию, который определяет установление определенного вида зависимостей, связей и отношений в изучаемом объекте.

Среди всех возможных подходов к исследованию объектов можно выделить:

- механистический, основанный на изучении в объекте только причинно-следственных связей;

- метафизический, в котором приоритет отдается связям движения в виде превращения одного из них в другое с последующим возвращением к исходному;

- биологический, в котором изучаются функциональные связи биологического характера (т.е. такие, как в живых организмах);

- диалектический, в котором объекты изучаются с точки зрения законов диалектики (КАКИХ? Закона единства и борьбы противоположностей и др.)

Мы с Вами остановимся  только на последнем подходе – диалектическом, так как он используется в подавляющей части всех проводимых исследований. Почему? Он является одним из наиболее приемлемых подходов к исследованиям, потому что большая часть изучаемых объектов — динамичные, внутренне взаимосвязанные объекты, взаимодействующие с внешней средой.

Данный подход проистекает из сущности диалектики, которая, как Вы помните конечно, представляет собой учение о всеобщих связях явлений и наиболее общих закономерностях развития бытия и мышления. Базовым законом этого учения выступает закон единства и борьбы противоположностей, а основополагающим принципом — принцип всеобщих связей явлений. Это значит, что для изучения какого-либо предмета необходимо рассмотреть все его стороны и связи. При этом развитие, как общий процесс, проходит периодически повторяющиеся ступени, но каждый раз на более высоком уровне и все это осуществляется по спирали.

Спиралеобразное движение обеспечивает постоянное накопление знаний и достижение с течением времени новых уровней развития. Помимо закона единства и борьбы противоположностей диалектики в ходе познания следует руководствоваться такими законами, как переход количества в качество, отрицание отрицания.

Диалектический подход – подход к изучению действительности с точки зрения общих законов развития природы, общества и мышления и всеобщей связи явлений. В основе данного подхода лежат 3 закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания.

Диалектический подход к исследованию в связи с его  положениями о постоянстве происходящих изменений, необходимости замены всего устаревающего новым является наиболее прогрессивным и используется в подавляющей части всех проводимых исследований. Диалектический подход во многом определил развитие целого спектра других подходов, и в первую очередь системного.

 

3.2. Системный  подход как общеметодологический  принцип исследования СУ

Системный подход используется в различных областях науки и деятельности человека и рассматривает объекты и явления как системы.

Гносеологической основой (гносеология — раздел философии, изучающий формы и методы научного познания) системного подхода является общая теория систем, начало которой положил австралийский биолог Л. Берталанфи. Предназначение этой науки он видел в том, что системы любой природы могут быть изучены путем отыскания структурного сходства законов, установленных в различных дисциплинах, исходя из которых можно вывести общесистемные закономерности.

Системный подход — это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов определены исходя из общего предназначения объекта.

В основе системного подхода лежат следующие общие  черты:

- при исследовании объекта как системы каждый элемент описывается с учетом его места в целом;

- в любом системном исследовании возникает проблема управления;

- исследование системы неотделимо от исследования условий ее существования;

- для системного подхода специфична проблема порождения свойств целого из свойств элементов и наоборот;

- в системном исследовании недостаточны чисто причинные объяснения функционирования и развития объекта (целесообразность поведения не всегда соответствует причинно-следственным схемам);

- источник  преобразования системы  или функций  находится обычно в самой системе;

- самоорганизация систем связана с целесообразным поведением, допущением множества индивидуальных характеристик и степеней свободы.

Вставка 1.

 

Системный подход обладает следующими достоинствами:

- расширение путей для познания объекта исследования, в том числе его синергетических свойств;

- возможность декомпозировать любой изучаемый объект с необходимой глубиной для достижения цели исследования, что обеспечивает выявление всего необходимого для изучения любого относительно неделимого элемента;

- создание более глубокой схемы обоснования и выявления характера и достоверности связей и отношений в исследуемом объекте, и при этом формируются предпосылки для поиска новых механизмов эффективного функционирования объекта;

- тесная связь с другими методологическими направлениями науки. а при необходимости имеется возможность совместного интегративного применения других методологических подходов, что повышает результативность исследования.

Задание 1.

 

При исследовании объекта системный подход использует различные науки и методы. К ним относятся:

•  информатика;

•  исследование операций;

•  теория управления;

•  теория организации;

•  исследование операций;

•  общая  теория систем;

•  системотехника и др.

Общая теория систем (ОТС) — мы уже говорили, это подход к науке о системах, выдвинутый австрийским биологом Л. Берталанфи, в соответствии с которым системы любой природы могут быть изучены путем отыскания структурного сходства законов, установленных в различных дисциплинах, обобщения этих законов, вывода обобщенных закономерностей.

Системотехника — дисциплина, изучающая вопросы создания, испытаний и эксплуатации сложных автоматизированных систем. В рамках данной дисциплины решаются задачи прикладного исследования, связанные с планированием и созданием сложных систем управления1.

"Исследование  операций" — объединение различных научных математических и количественных методов моделирования. В основе исследования операций лежат такие методы, как:

- теория игр — метод моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов. Игровые модели используются для прогнозирования реакции конкурентов на изменение цен, новые компании поддержки сбыта, предложения дополнительного обслуживания, модификацию и освоение новой продукции.

Использование теории игр  затруднено сложностью реального мира, которая обусловлена быстрыми изменениями окружающего мира, невозможностью прогнозирования реакции конкуренте! эти изменения. Наиболее эффективно их применение в ситуациях принятия решения в условиях конкурентной борьбы;

- теория вероятности — метод, который при принятии решений опирается на определение значения вероятности наступлю определенных событий с последующим выбором наиболее предпочтительного среди возможных;

- методы линейного программирования: в процессе управления одной из главных является задача нахождения оптимального решения из всех имеющихся вариантов. Для достижения этого решения необходимо наличие определенных ресурсов: финансовых, трудовых, материальных, временных и т. д. Поэтому оптимальным вариантом решения будет являться тот, при котором поставленная цель будет достигнута:

• с минимальными расходами;

• максимальной эффективностью;

• наименьшими затратам времени и усилий. Задачей линейного программирования является достижение оптимального управления.

 

На практике для реализации системного подхода необходимо предусмотреть выполнение следующей последовательности действий:

- формулировку задачи исследования;

- выявление объекта исследования как системы из окружающей среды;

- установление внутренней структуры системы и выявление внешних связей;

- определение (или постановка) целей перед элементами исходя из проявляющегося (или ожидаемого) результата всей системы в целом;

- разработку модели системы и проведение на ней исследований.

В настоящее время  много работ посвящено системным  исследованиям. Все они рассматривают  решение системных задач, в которых  объект исследований представляется в виде системы.

Системные задачи могут быть двух типов: системного анализа  или системного синтеза. Задачи анализа — определение свойств системы по известной структуре, изучение свойств уже существующего образования. Задачи синтеза — определение структуры системы по ее свойствам, т.е. создание новой структуры, которая должна обладать желаемыми свойствами.

Под анализом понимается процесс исследования системы управления, основанный на ее декомпозиции с последующим определением статических и динамических характеристик составляющих элементов, рассматриваемых во взаимосвязи с другими элементами системы и окружающей средой.

Под синтезом понимается процесс создания новой системы путем определения ее рациональных или оптимальных свойств и соответствующих показателей.

Задание 2.

 

3.2. Основные подходы к исследованию СУ

Диалектический подход во многом определил развитие целого спектра подходов, а не только системного. В менеджменте выделяют следующие подходы к исследованию систем управления:

1) системный подход;

2) процессный подход.

3) ситуационный подход;

4) эмпирический подход;

5) рефлексивный подход

1) Системный подход — методологический подход, изучающий объект как единое целое. Объект исследования представляется как совокупность подсистем, элементов с внутренними и внешними связями. Используется для комплексного исследования принимаемых решений, анализа возможных вариантов их реализации, координации усилий по претворению их в жизнь.

2) Процессный подход — подход к исследованию систем управления как к непрерывному выполнению совокупности взаимосвязанных между собой работ и общих функций управления. Процесс исследования — совокупность функций и действий исследователя, направленных на изучение объекта исследования, которые превращают входы (исследуемый объект) в выходы (результат исследования). Процесс исследования регулируется рычагами и ресурсами. Рычаги осуществляют свое влияние на процесс управления посредством методов и методик, требований заказчиков и потребителей, конкурентов, законодательств и т. д. Ресурсы обеспечивают всеми необходимыми средствами (материальными, техническими, транспортными и т. д.) для осуществления процесса исследования.

3) Ситуационный подход — подход принятия решений при быстротечном изменении окружающей среды: изменения на рынках, появление новых конкурентов и т. д. При этом подходе изучается сложившаяся ситуация, выявляются ее причины и воздействия, которые могут быть использованы для достижения целей исследования в конкретных случаях.

Указанный подход обычно используется:

• когда одни и те же ситуации часто повторяются, для разрешения которых вырабатываются стандартные решения на основе анализа предыдущих однотипных ситуаций. Это позволяет экономить материальные и трудовые ресурсы, время;

• при возникновении новых ситуаций, которые отличаются от стандартных и не имеют готовых решений.

4) Эмпирический подход — подход, при котором объект исследуется на основе уже имеющегося опыта. При данном подходе изучаются предшествующие аналогичные случаи и вырабатываются общие правила поведения в сходных ситуациях. Используются методы аналогий, которые заключаются в анализе уже имеющегося опыта и оценивании возможности его использования в конкретных случаях, методы сравнений и т. д.

ИСУ_Лекция05.doc

— 98.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ИСУ_Лекция06.doc

— 79.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ИСУ_Лекция07.doc

— 56.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ИСУ_Лекция08.doc

— 43.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ИСУ_Лекция10.doc

— 124.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ИСУ_Лекция11.doc

— 298.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ИСУ_Лекция12.doc

— 118.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ИСУ_Лекция13.doc

— 111.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ИСУ_Лекция14.doc

— 88.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по исследованию систем управления