Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 15:48, лекция
Цели, которые ставит перед собой организация, можно классифицировать по следующим признакам:
• источникам возникновения:
- определенные потребностями окружающей среды, в которой функционирует данная организация;
- возникающие в результате необходимости удовлетворения потребностей участников организации;
• с точки зрения комплексности:
- простые;
- сложные, которые декомпозируются на подцели;
Метод «дерева целей»
Метод "дерева целей"— метод, основанный на принципе разделения общей цели системы управления на подцели, которые, в свою очередь, делятся на цели нижележащих уровней. Данный метод играет важное значение при исследовании систем управления, так как деятельность организации сводится к достижению сформулированных целей. Необходимость использования данного метода обусловлена тем фактом, что «дерево целей» помогает получить устойчивую структуру целей, которая будет относительно стабильна на каком-то промежутке времени при происходящих изменениях.
Цели, которые ставит перед собой организация, можно классифицировать по следующим признакам:
• источникам возникновения:
- определенные потребностями окружающей среды, в которой функционирует данная организация;
- возникающие в результате необходимости удовлетворения потребностей участников организации;
• с точки зрения комплексности:
- простые;
- сложные, которые декомпозируются на подцели;
• степени важности:
- стратегические, которые ставятся для решения перспективных масштабных проблем;
- тактические, которые разрабатываются для достижения стратегических целей;
• времени, необходимому для их реализации:
- долгосрочные (свыше 5 лет);
- среднесроные (от года до 5 лет);
- краткосрочные (до одного года);
• содержанию:
- технологические, которые ставятся для компьютеризации организации и обеспечения ее новыми технологиями;
- экономические, необходимые для достижения финансовой устойчивости;
- маркетинговые, которые разрабатываются для формирования нового продукта и выхода на новый рынок, и др.;
• с точки зрения приоритетности:
- необходимые, которые обеспечивают функционирование организации;
- желательные, достижение которых благоприятно скажется на организации;
- возможные, которые никак не скажутся на существовании и развитии организации в настоящее время;
• направленности:
- на конечный результат, например выпуск товара или предоставление той или иной услуги;
- осуществление той или иной деятельности, например улучшение рабочих условий на производстве;
- достижение определенного состояния объекта управления, например повышение квалификации или приобретение работником новой профессии;
• форме выражения:
- выраженные в количественных показателях;
- описанные качественными характеристиками;
• с точки зрения особенностей взаимодействия:
- индифферентные — цели, безразличные по отношению друг к другу;
- конкурирующие;
- комплиментарные — цели, которые дополняют друг друга;
- антагонистические — цели, которые исключают друг друга;
- идентичные, т. е. совпадающие;
• уровню возникновения:
- миссия (служит базисом для всех дальнейших целей организации. Она включает в себя философию организации, ее ценности, описание оказываемых организацией услуг или выпускаемых товаров, характеристику своего рынка, внешний образ компании (имидж). Коротко и правильно сформулированная миссия организации будет создавать понимание и поддержку действий организации со стороны ее окружения, помогать работникам сосредоточиться на выбранных направлениях деятельности и объединять их действия);
- общие, которые разрабатываются на длительную перспективу и отражают основные направления деятельности организации. Например, разработка новых направлений деятельности организации, обеспечение оптимальной рентабельности;
- специфические, которые разрабатываются на основе общих целей в каждом подразделении. Например, определение рентабельности по каждому отдельному подразделению.
«Дерево целей» строится при помощи осуществления 2 оперший:
• декомпозиции — это операция выделения компонентов;
• структуризации — это операция выделения связей между компонентами.
Процесс построения «дерева целей» разбит на следующие этапы:
• разработка сценария;
• формулировка цели;
• генерация подцелей;
• уточнение формулировок подцелей (проверка независимости подцели);
• оценка существенности подцелей;
• проверка целей на осуществимость;
• проверка элементарности подцелей;
• построение дерева целей.
В качестве общего примера «дерево целей» представлено на рис., где:
• I—V — уровни системы;
• 1—39 — элементы системы.
Цель высшего порядка является вершиной дерева, нижестоящие цели — локальные цели. Достижение локальных целей является обязательным условием для достижения вышестоящих целей.
Рис. Общий вид «дерева целей»
При построении «дерева целей» необходимо руководствоваться следующими правилами:
• каждая сформулированная цель должна иметь средства и ресурсы для ее обеспечения;
• при декомпозиции целей должно соблюдаться условие полноты редукции, т. е. количество подцелей каждой цели должно быть достаточным для ее достижения;
• декомпозиция каждой цели на подцели осуществляется по одному выбранному классификационному признаку;
• развитие отдельных ветвей дерева может заканчиваться на разных уровнях системы;
• вершины вышележащего уровня системы представляют собой цели для вершин нижележащих уровней;
• развитие «дерева целей» продолжается до тех пор, пока лицо, решающее проблему, не будет иметь в распоряжении все средства для достижения вышестоящей цели.
Пример построения «дерева целей» организации.
Методы СВОТ –анализ и БКГ.
Информация о работе Лекции по исследованию систем управления