Лекции по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 09:35, курс лекций

Описание работы

Теория подкрепления оставляет в стороне вопросы потребностей и мышления работников и привлекает внимание менеджмента к анализу взаимосвязей между поведением сотрудников организации и его последствиями. Приверженцы теории исследуют проблемы изменения или модификации поведения людей в процессе труда, адекватного использования немедленного вознаграждения и наказаний.

Файлы: 1 файл

Орг.пов. лекции.docx

— 1,000.01 Кб (Скачать файл)

Психолог М. Рокич определил ценности как глубокие убеждения, которые определяют действия и суждения в различных ситуациях. Им же разработана наиболее распространенная сейчас методика изучения ценностных ориентаций, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Он разделяет ценности на две большие группы: терминальные ценности (ценности-цели) – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться, и инструментальные ценности (ценности-средства), которые отражают убежденность в том, что какой-то образ действия или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. К базовым ценностям относят те, которые значимы для человека сами по себе. В качестве примера можно назвать успех, мир и гармонию, безопасность и свободу, здравый смысл и спасение души. К инструментальным ценностям относят все то, что имеет значение как средство или способ достижения целей, например, смелость и великодушие, способности и кругозор, помощь и независимость. Особый интерес представляет система жизненных ценностей А. Адлера, приведенная в табл. 3.4.1.

Другая классификация  ценностей разработана в 1930-х  гг. психологом Гордоном Оллпортом  и его коллегами. Они разделили  ценности на шесть типов:

• теоретический  интерес в обнаружении правды путем аргументирования и систематических размышлений;

• экономический  интерес в полезности и практичности, включая накопление богатства;

• эстетический интерес в красоте, форме и гармонии;

• социальный интерес к людям и любви в качестве отношений между людьми;

• политический интерес в обладании властью и влиянии на людей;

• религиозный  интерес в единении и понимании космоса.

 

Таблица 3.4.1

Система ценностей  человека (по Альфреду Адлеру)

В 1990 г. исследователи выделили еще несколько специфических ценностей, непосредственно касающихся работающих людей:

• выполнение (упорство) –  завершать начатое и усердно работать для преодоления жизненных трудностей;

• помощь и забота – заботиться и помогать другим людям;

• честность  – говорить правду и делать то, что считаешь правильным;

• справедливость – быть беспристрастным судьей.

Выделяют ценности благосостояния, под которыми понимают те ценности, которые являются необходимым условием для поддержания физической и умственной активности людей. Известный социолог профессор С. С. Фролов относит к ним следующие ценности: благополучие (включает в себя здоровье и безопасность), богатство (обладание различными материальными благами и услугами), мастерство (профессионализм в определенных видах деятельности), образованность (знания, информационный потенциал и культурные связи), уважение (включает в себя статус, престиж, славу и репутацию). К группе моральных ценностей относят доброту, справедливость, добродетель и другие нравственные качества. Такая ценность, как власть считается одной из наиболее универсальных и значимых, поскольку позволяет приобрести любые другие ценности.

Влияние личностных ценностей  на поведение человека зависит от степени их ясности и непротиворечивости. Размытость ценностей обусловливает  непоследовательность поступков, поскольку  оказывать влияние на такого человека легче, чем на человека с четкой и  очевидной системой ценностей. Сила личности напрямую зависит от степени  кристаллизации личностных ценностей. Ясные и непротиворечивые ценности проявляются в активной жизненной  позиции, ответственности человека за себя и окружающую его ситуацию, готовность идти на риск для достижения целей, инициативе и творчестве.

Критериями ясности  личностных ценностей  являются:

• регулярные размышления о том, что важно и неважно, хорошо и плохо;

• понимание смысла жизни;

• способность подвергнуть сомнению устоявшиеся собственные ценности;

• открытость сознания для нового опыта;

• стремление понять взгляды и позиции других людей;

• открытое выражение своих взглядов и готовность к дискуссии;

• последовательность поведения, соответствие слов и дела;

• серьезное отношение к вопросам ценностей;

• проявление твердости и стойкости по принципиальным вопросам;

• ответственность и активность.

Руководитель, которому неясны собственные ценности, не имеет твердой  базы для действий, он склонен к  принятию спонтанных и непродуманных  решений. Ценности не являются чем-то, что можно увидеть, и поэтому  они часто ускользают от понимания. Их можно распознать, только изучая реакции, лежащие в основе поведения  своего и других людей. Изучение понимания  ценностей важно для менеджеров, поскольку ценности могут влиять на поведение человека на рабочем  месте. Это происходит либо путем  прямого воздействия на ощущения, чувства и действия рабочего, либо путем ценностной конгруэнтности – совпадения представлений о ценностях, когда человек испытывает и выражает одинаковые эмоции, сталкиваясь с другими людьми, имеющими похожую систему ценностей. Например, исследования, проведенные в реальных производственных условиях, показали, что если возникла конгруэнтность ценностей (исполнительности, помощи, честности и справедливости) между начальником и подчиненными, то подчиненные получают большее удовлетворение от работы с этим начальником. Однако когда ценности не совпадают, то возникают конфликты из-за того, какие цели должны быть поставлены и каким образом их можно достичь.

Несовпадение систем ценностей  иногда вызвано тем, что люди растут и формируются как личности в  разные периоды времени и в  разных социально-экономических условиях. Культурные корни также могут  быть источником несовпадения систем ценностей. Приоритеты ценностей –  это то, что отличает одну национальную культуру от другой. При существовании  культурных различий можно ожидать  возникновения проблем, если люди с  различными этническими корнями  работают вместе. Современные менеджеры  должны вовремя понять, какие интересы и желания преобладают у работников, поскольку более высокая производительность труда именно там, где молодые  работники заняты работой, максимально  удовлетворяющей их интересы, и при  этом менеджеры имеют схожие с  ними стремления.

Изменение ценностей является сложной задачей для менеджеров, особенно когда трудовые, производственные ценности вступают в противоречие с  остальными (например, проблема несоответствия интересов работы и семьи). К способам, с помощью которых люди стараются  повлиять на ценности других людей, можно  отнести следующие: морализирование, личный пример, невмешательство, помощь в прояснении конкретных ценностей, например, при необходимости соответствующего изменения. Итак, система ценностей  – это индивидуальное свойство личности, зависящее от культурных корней. Но существуют также и интересы организации, которые являются частью организационной  культуры.

3.5. Установки

3.5.1. Понятие, компоненты  и функции установок

 

Для описания и объяснения поведения личности часто используют термин «установки», совокупность которых  рассматривают как неотъемлемую составляющую внутренней сути личности. Установки диктуют человеку ориентиры  в окружающем его мире, способствуют направленности процесса познания мира для улучшения адаптации к  его условиям, оптимальной организации  поведения и действий в нем. Они  обеспечивают связь между познанием  и эмоциями, между познанием и  поведением, «объясняют» человеку, чего «ожидать», а ожидания – важный ориентир в получении информации. Установки помогают предсказать  поведение человека на рабочем месте, а работнику помогают адаптироваться к производственному окружению. Таким образом, они играют важную роль при создании организационной  модели поведения.

Для перевода английского  слова «attitude» («аттитюд», иногда пишут «аттитьюд», – вербальная оценка человеком некоторого предмета, объекта или явления) в ОП используют близкие по значению (но не синонимы) русские термины: расположение, позиция, диспозиция, отношение, установка, социальная установка. Для краткости мы будем использовать термины «социальная установка» или «установка». Установка – это постоянная готовность личности чувствовать и вести себя определенным образом по отношению к чему-либо или к кому-либо.

Большинство современных  исследователей выделяют следующие компоненты установки:

• аффективный  компонент  (чувства, эмоции: любовь и ненависть, симпатия и антипатия) формирует отношение к объекту, предубеждение (отрицательные чувства), привлекательность (положительные чувства) и нейтральные эмоции. Это стержневой компонент установки. Эмоциональное состояние предшествует организации когнитивного компонента;

• когнитивный (информационный, стереотипный) компонент  (восприятие, знание, убеждение, мнение об объекте) формирует определенный стереотип, модель. Его могут отразить, например, факторы силы, активности;

• конативный компонент  (действенный, поведенческий, требующий приложения волевых усилий) определяет способ включения поведения в процесс деятельности. К этому компоненту относят мотивы и цели поведения, склонность к определенным поступкам. Это непосредственно наблюдаемый компонент, который может не совпадать с вербально выраженной готовностью вести себя определенным образом по отношению к конкретному объекту, субъекту или событию.

Можно выделить следующие свойства установок.

• Приобретенности. Подавляющая часть установок личности не является врожденной. Они формируются (семьей, сверстниками, обществом, работой, культурой, языком, нравами, СМИ) и приобретаются личностью на основе собственного опыта (семейного, служебного и т. д.).

• Относительной  устойчивости. Установки существуют до тех пор, пока не будет сделано что-либо для их изменения.

• Вариативности. Установки могут варьироваться от очень благоприятных до неблагоприятных.

• Направленности. Установки направлены на конкретный объект, к которому человек может испытывать некоторые чувства, эмоции или иметь определенные убеждения.

• Поведенческий  компонент –  это намерение вести себя определенным образом в ответ на чувство, результат установки, склонность к характерным действиям (рис. 3.5.1).

Рис. 3.5.1. Связь между составляющими установки

Установка является переменной, которая находится между предшествующими  ожиданиями, ценностями и намерением вести себя определенным образом. Важно  понимать, что последовательной связи  между установками и поведением может не быть. Установка приводит к намерению повести себя каким-либо образом. Это намерение может  быть исполнено или не исполнено  при данных обстоятельствах. Хотя установка  не всегда однозначно определяет поведение, связь между установкой и намерением вести себя каким-либо образом очень  важна для менеджера. Подумайте  о своем опыте работы или о  разговоре с другими людьми об их работе. Нередко можно услышать жалобы о чьем-то «плохом отношении». Эти жалобы высказываются по причине  недовольства поведением, с которым  ассоциируется плохое отношение. Неблагоприятное  отношение в форме неудовлетворенности  работой приводит к текучести  рабочей силы (что дорого обходится), прогулам, опозданиям, низкой производительности и даже к ухудшению физического  или умственного здоровья. Поэтому  одна из обязанностей менеджера –  распознавать отношение, а также  и предшествующие условия (ожидания и ценности) и спрогнозировать  возможный результат.

3.5.2. Функции установок

 

Каковы последствия того, что люди имеют установки? На этот вопрос отвечают функциональные теории установки, сформулированные такими исследователями, как В. Кац (1967 г.), В. Мак-Гуайр (1969 г.), М. Смит, Дж. Брунер. Этими исследователями были сформулированы четыре функции установок личности.

1. Эго-защитная функция через защитные механизмы рационализации или проекции позволяет субъекту: а) справиться со своим внутренним конфликтом и защитить свой Я-образ, свою Я-концепцию; б) противостоять негативной информации о себе или значимых для него объектах (например, группе меньшинств); в) поддерживать высокую (низкую) самооценку; г) защищаться от критики (или использовать ее против критика). Эти установки происходят из внутренних потребностей личности, и объект, на который они направлены, может быть случайным. Такие установки недоступны изменениям посредством стандартных подходов, таких как обеспечение личности дополнительной информацией об объекте, на который направлена установка.

2. Ценностно-экспрессивная функция и функция самореализации включает эмоциональное удовлетворение и самоутверждение и связана с наиболее комфортной для индивида идентичностью, являясь также и средством субъективной самореализации. Эта функция позволяет человеку определить: а) свои ценностные ориентации; б) к какому типу личности он относится; в) что он из себя представляет; г) к чему испытывает приязнь и к чему неприязнь; д) его отношение к другим людям; е) отношение к социальным явлениям. Этот вид выражения установки направлен главным образом на утверждение справедливости самопонимания и меньше ориентирован на чужие мнения. Личность принимает установки для того, чтобы поддерживать или оправдывать свое поведение. Исследователи когнитивного диссонанса считают, что человек сам формирует установки, чтобы оправдать свое поведение.

3. Инструментальная, адаптивная или утилитарная функция помогает человеку: а) достигать желаемых целей (например, награды) и избегать нежелательных результатов (например, наказания); б) на основе предшествующего опыта выработать представление о соотношении этих целей и способах их достижения; в) приспособиться к окружению, что является основанием для его поведения на работе в будущем. Люди выражают положительные установки по отношению к тем объектам, которые удовлетворяют их желаниям, а негативные установки – по отношению к тем объектам, которые ассоциируются с фрустрацией или негативным подкреплением.

4. Функция систематизации и организации знания (познания) или экономии помогает человеку обрести те нормы и точки отсчета, в соответствии с которыми он упрощает (схематизирует), организует, пытается понять и структурировать свои субъективные представления об окружающем хаотическом мире, т. е. конструирует свою собственную картину (образ, свое в1и дение) окружающего.

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"