Лекции по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 09:35, курс лекций

Описание работы

Теория подкрепления оставляет в стороне вопросы потребностей и мышления работников и привлекает внимание менеджмента к анализу взаимосвязей между поведением сотрудников организации и его последствиями. Приверженцы теории исследуют проблемы изменения или модификации поведения людей в процессе труда, адекватного использования немедленного вознаграждения и наказаний.

Файлы: 1 файл

Орг.пов. лекции.docx

— 1,000.01 Кб (Скачать файл)

Эта система призвана позиционировать  и решать целый комплекс важнейших  задач формирования оптимальной  модели ОП. Ее построение начинается с  формирования механизма научения поведению как отправного условия воспитания личности, обеспечивающего основополагающие принципы усвоения правил, условий процедур. В реальной жизни он целенаправленно развивает и объединяет воздействие таких социально адаптированных рычагов и механизмов, как пилотирование, наставление, дирижирование, следование, подражание, объединение и др.

Выработка эффективного инструментария стимулирования работника обеспечивает построение, адаптацию и применение универсальной системы мер целенаправленного  воздействия. Ее состав во многом определяется стратегическими и тактическими целями, сложившейся системой мотивов  ОП, реальным уровнем самоорганизации. Эффективность построения и применения данного инструментария во многом обусловливается  обеспечением гармоничного взаимодействия процессов мотивации и стимулирования. Состав и содержание инструментария стимулирования непрерывно адаптируются и совершенствуются в соответствии с составом и условиями решаемых задач. Все это объективно нуждается  в адекватном материальном обеспечении  деятельности работника, выражающемся в разнообразных воздействиях внешнего стимулирования.

Например, экономическое  стимулирование включает в себя формы  и методы денежного вознаграждения в прямом и нормативном выражении, поощряющие конкретные действия работника  или достигнутые им результаты. В нем выделяются тесно взаимосвязанные индивидуальный и социальный уровни реализации форм и методов экономического стимулирования, отражающие содержание и последовательность воздействия следующим образом (рис. 4.3.1).

Источник средств к существованию, представляя самое распространенное понимание роли экономического стимулирования на индивидуальном уровне, отражает его первичное восприятие как зарабатывание денежных средств, материально обеспечивающих физическое существование, целенаправленное функционирование и интеллектуально-духовное развитие личности.

Потенциал формирования имущественного комплекса – комфортных условий  существования и развития работника  стратегически обеспечивает приобретение и эксплуатацию материальных составляющих на социально признанном уровне. В  одном случае это может быть только собственное жилье, в другом –  добавляется личный транспорт, в  третьем – загородная недвижимость и т. д. Наличие имущественного комплекса  у большинства граждан играет важную роль в обеспечении социальной стабильности в обществе.

Рис. 4.3.1. Система экономического стимулирования

Условие самовыражения и  благотворительности как осуществление  творческих и гуманистических начал  личности отражает стремление к реализации одного из высших побуждений человека. Оно выражается в создании семьи, воспитании детей, участии в общественном развитии на основе осознанного вложения материальных средств и возможностей.

Оценка качества и производительности труда, определяющая социальный статус работника, традиционно ориентируется  на уровень заработной платы. Фактор социальной стабильности обеспечивает сохранение и развитие системы экономического стимулирования, определяющей формирование атмосферы доверия и партнерства  в обществе. Ресурс социально-экономического развития отражает формирование индивидуального, корпоративного и общественного  экономического потенциала в виде накопления и инвестиций в социальный прогресс организации.

В инструментарии стимулирования выделяют доходы в виде денежного  вознаграждения, определяемого трудовым вкладом и профессионально-квалификационным статусом работника. Причем если профессиональное обеспечение стимулирует ориентацию и закрепление организационно-должностного выбора, то заработная плата соответствует  производительности, качеству и эффективности  труда конкретного работника. Собственность раскрывает формы взаимосвязи интересов работника с ростом капитала организации в виде пользования имущественным комплексом организации на безвозмездной, льготной или приоритетной основе, участия в инвестировании в паевой, кредитной или акционерной формах, участия в прибыли и управлении собственностью организации, отражающие второй канал экономического стимулирования трудовой мотивации работника.

Палитру инструментария стимулирования труда представляет модель, отраженная на рис. 4.3.2.

Важным инструментом экономического стимулирования работника является корпорация. Общественный характер корпоративного стимулирования отражает социальную природу, тесно взаимодействуя с организационной и общественной составляющей системы. Так, деятельность разнообразных коллективных фондов, корпоративных пенсионных и другие программы в значительной степени опираются на финансовые возможности организации.

В свою очередь государство обеспечивает гарантируемый минимум экономического стимулирования по результату трудовой деятельности, отражаемый такими характеристиками, как стаж, накопления, отчисления, перераспределение и регулирование осуществляет финансирование удовлетворения ряда основных жизненных потребностей с целью достижения социальной стабильности развития общества.

 

Рис. 4.3.2. Инструментарий стимулирования труда

Проведенное сопоставление  места и роли адаптированных рычагов  побуждения и универсальных инструментов воздействия отражает реальное соотношение  стимулирования и мотивации ОП.

4.4. Механизм мотивации

 

Осмысление результатов  собственных действий и происходящих перемен, стимулирующее воздействие  непосредственного окружения и  конкретных субъектов управления побуждают  каждого индивида адаптировать сложившуюся  мотивацию к изменившимся условиям, что проявляется в новых взглядах, ориентации, позиции, активности и соответствующем  уровне их развития. Это происходит в условиях формирования и функционирования конкретных социальных организаций, в  которых позиционирует себя индивид.

В ходе обеспечения необходимых  условий существования, становления  и развития личности, интеграции в  общество каждый индивид первоначально  эволюционно, а начиная с определенного  этапа, и целенаправленно организуется. Это происходит в рамках таких  последовательно интегрирующихся  организаций, как семья, группа, социум. Причем эти процессы осуществляются индивидом в нескольких различных  организациях одновременно, что оказывает  определяющее воздействие на ОП.

Формирование этих связей определяется объективными условиями  воздействия окружающей среды, логикой  общественного развития и, в конечном счете, эволюцией мотивации, отражая  преемственность возникновения, становления  и закрепления наиболее стабильных и эффективных форм первичных  и производных социальных организаций.

Практически во всех процессах  функционирования и развития современной  организации мотивация играет все  более возрастающую, решающую роль. Она все чаще обусловливает цели и действия, которые могут привести к радикальной трансформации  сложившиеся организации. Более  того, мотивация в организации, ее ориентации и активность взаимодействия с окружающей средой во многом предопределяют общественное развитие, что определяет исключительную сложность обоснования  и построения универсальной модели механизма мотивации.

Концептуальное построение и формализация комплексного формирования, функционирования и развития механизма  мотивации индивида представлена на рис. 4.4.1.

В качестве инициатора представления, основы формирования и цели применения механизма мотивации выступает  человек, причем одновременно как субъект  и объект целенаправленного воздействия, осуществляемого индивидуально  или в рамках различных организаций. Представленная модель механизма выделяет первичность самоорганизации индивида, его инстинктов, потребностей и интересов, во многом определяющих формирование и становление личности в сложившихся  общественных условиях. В реальной жизни это происходит в сложившейся  и малоизменяющейся последовательности.

Первоначально действия индивида определяют генетически наследованные  инстинкты, проявляющиеся в виде непосредственной реакции на окружающее, например – состояние раздражения  или возбуждения. В ряде достаточно специфических, но далеко не редких случаев  они проявляются спонтанно и  осуществляются динамично и непосредственно  через реализацию простейших мотивов  его поведения, например агрессию по отношению к окружающим.

Рис. 4.4.1. Механизм мотивации

Взаимодейстуя с внешней  средой, обеспечивая удовлетворение собственных нужд и желаний, индивид  закрепляет проявляющиеся инстинкты  в виде первичных потребностей, непосредственно  обусловливающих его активность, например, спонтанное удовлетворение чувства голода. Устойчивая реализация этой активности окончательно формирует  процесс организации, восприятия и  реализации индивидом первичных  потребностей через постоянные мотивы, например, обеспечение запасом продуктов  питания.

Формирование, закрепление, развитие и реализация субъективных мотивов разными индивидами рано или поздно приводят к возникновению  между ними противоречий, угрожающих стабильности существования и развития организации. Разрешение этих противоречий становится одной из постоянных тактических  целей общественного развития, достижение которой обеспечивается в процессе формирования системы определенных воздействий на индивида, например, установление и соблюдение законодательных  и общественных правил ОП, обусловливающих  социальную нормализацию активности.

На первых шагах становления  и развития сознания индивида, под  воздействием непосредственно окружающих людей и общества в целом, в  результате поэтапного осознания действия индивидуальных инстинктов, осмысления совокупности проявившихся личных потребностей и оценки собственных приоритетов, наклонностей и возможностей формируется  система интересов личности, обусловливающая  большинство ее сознательных, последующих  действий.

Как отдельные рычаги приведенного механизма мотивации, так и их возможные комбинации, раскрывающиеся по каждому из факторов достаточно широкой и разнообразной палитрой, оказывают только вероятностное  воздействие на поведение человека. В конечном счете оно становится функцией исключительно широкого набора формализуемых, представляемых или вообще неидентифицируемых аргументов, что еще раз напоминает об органической природе формирования и функционирования такой организации.

Это оказывает существенное воздействие на развитие научных  представлений о формировании и  функционировании ОП с определяющим участием человеческого фактора. Его  активизация, конструктивное и эффективное  взаимодействие с окружением, универсально отраженные всем спектром связей, во многом обусловливают жизнеспособность и  действенность организации, перспективы  ее поступательного развития. Они  же, в свою очередь, определяются эффективностью конкретных рычагов мотивации поведения  индивида, адекватностью конфигураций их применения при решении конкретных задач организации.

Механизм мотивации, действие рычагов и инструментов формирования поведения личности основываются не только на ее непосредственных нуждах, реализующихся в виде системы  осознания и удовлетворения собственных  потребностей. Организация целенаправленно  формирует интересы, выходящие за рамки непосредственных потребностей личности, например, получение власти, которые определенным образом мотивируют соответствующую активность, например, общественно значимые достижения конкретного  индивида.

Действенность таких рычагов  обусловлена степенью интеграции личности в организацию, отражает социальный характер непосредственного взаимодействия индивида с окружающими, особенности  построения его взаимоотношений  с обществом в целом.

Ряд действий индивида, формы  проявления и содержание которых  зависят от уровня развития его интеллекта и совокупности личных качеств, продолжают определяться непосредственно неосмысленными им потребностями и даже неосознанными  инстинктами. Они также формируют  определенные мотивы поведения индивида, например – разного рода страхи, которые в виде скрытых рычагов  нередко побуждают его к частично или полностью неосознанным поступкам.

Естественно, подобные действия могут ущемлять интересы других индивидов, что соответственно побуждает их к противодействию и, в конечном счете, открытому столкновению. Это  выражается, прежде всего, в резком изменении индивидов. Такое развитие ситуации разрушает сложившуюся организацию и вынуждает общество принимать соответствующие меры по ее стабилизации и восстановлению.

Механизм управления ОП компенсирует развитие подобных тенденций, обеспечивая  своевременное применение эффективных  мер воздействия. Теоретически подобные меры могут включать самый разнообразный  спектр как превентивных, так и  оперативных реакций, но на практике, как правило, они осуществляются в виде формирования и применения жесткой системы внешнего принуждения  индивида ксоблюдению определенных норм поведения в обществе.

С целью обеспечения эффективной  координации и гармоничного взаимодействия индивидов организация или общество в целом формируют систему  внешних инструментов воздействия  на личность. Она представляет собой  универсальный набор достаточно разнообразных стимулов, принуждающих индивида или группу работников к  определенной коррекции собственной  активности, целенаправленной деятельности, соблюдению сложившихся норм ОП.

4.5. Результативность мотивации

 

ОП как результат мотивации  представляет собой перманентно  развивающуюся сложную, многофакторную характеристику, во многом определяющую общую эффективность организации. Ее анализ и оценка, проводимые применительно  к конкретной ситуации, основываются на экспертном, ограниченно формализуемом  подходе, что осложняет выработку  общей методики. Вместе с тем на сегодняшний день в качестве основных критериев оценки результативности мотивации чаще всего используются такие показатели, как уровень  работы организации и превалирующий  в ней стиль руководства и  управления. Формирование и развитие эффективной модели ОП конкретного  индивида, групп и объединений  в целом представляет собой опосредованный результат мотивации. В конечном счете на практике он выражается

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"