Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:33, курс лекций
Лекция 1. Сущность организации труда и необходимость ее совершенствования на научной основе. Краткий исторический очерк развития организации труда персонала. 3
Лекция 2. Научная организация труда – понятие, содержание, задачи и принципы. 6
Лекция 3. Регламентация и проектирование организации труда. Разделение и кооперация труда. 10
Лекция 4. Организация рабочих мест и создание благоприятных условий труда. 18
Лекция 5. Устройство и планировка помещений и размещение рабочих мест. 24
Лекция 6. Планировка рабочего места. 26
Лекция 7. Оснащение и оборудование рабочих мест. 29
Лекция 8. Условия труда. 32
Лекция 9. Организация технического нормирования. Основные задачи нормирования труда. Объекты и методы нормирования труда. 35
Лекция 10. Изучение затрат рабочего времени и содержание труда персонала организации. Нормативы времени. 43
Лекция 11. Организация процессов труда по управлению коллективом. Виды умственного труда. 48
Лекция 12. Методы и средства выполнения управленческих операций. 52
Лекция 13. Организационно-распорядительная деятельность персонала управления как форма осуществления управленческого решения. 56
Лекция 14. Индивидуальное планирование рабочего времени руководителя (специалиста). Принципы и правила планирования рабочего времени. 64
Лекция 15. Делегирование полномочий. Основные правила делегирования полномочий. 71
Лекция 16. Экономическая эффективность научной организации труда. 84
В память ЭВМ заносятся
С
помощью оптимизирующего
Использование
графических методов анализа
и проектирования трудовых процессов
и методов их выполнения применяется в
условиях крупносерийного и массового
производства. Особенно эффективен этот
метод при рационализации сложных трудовых
процессов, а также трудовых процессов,
выполняемых на коллективных рабочих
местах и при многостаночном обслуживании.
Управление организацией труда — это процесс целенаправленного воздействия на организационные отношения, возникающие в процессе совместной трудовой деятельности, обеспечивающий эффективное функционирование и развитие как системы организации труда, так и всего предприятия (организации, фирмы) в целом.
Система управления организацией труда, как и любая другая система управления, включает в себя управляемую подсистему, или объект управления, управляющую подсистему, или субъект управления, и механизм, обеспечивающий взаимодействие управляемой и управляющей подсистем.
Объектом управления (управляемой подсистемой) выступает функционирующая (действующая) система организации труда на предприятии (организации, фирме).
В качестве управляющей подсистемы (субъекта управления) в системе управления организацией труда могут выступать органы государственного и отраслевого управления, подразделения предприятий (организаций, фирм), функциями которых являются разработка и внедрение нововведений в области организации труда, контроль за функционированием и развитием системы организации труда и т.п. Субъектами управления организацией труда могут являться и отдельные работники (группы работников) — линейные руководители разных рангов (бригадир, мастер, начальник отдела, начальник цеха, руководитель предприятия), менеджер по управлению персоналом, организатор труда и т.д., а также сами исполнители, организующие свой труд как в процессе самоорганизации, так как и при реализации, внедрении разработанных оргнововведений.
Механизм управления организацией труда — это совокупность методов, средств, приемов, рычагов, технологий воздействия субъекта управления на Управляемый объект — систему организации труда с целью обеспечения эффективного ее функционирования и развития. Важнейшие составляющие
данного
механизма - организационный и
Экономический механизм включает в себя совокупность методов, средств, рычагов, направленных на усиление экономической заинтересованности коллективов предприятий, фирм, организаций и их структурных подразделений, а также материальной заинтересованности отдельных работников в повышении уровня организации труда, в решении задач организационного развития. Сфера влияния экономического механизма — экономические интересы.
Организационный механизм управления организацией труда предполагает формирование и развитие структуры и системы обеспечения управления организацией труда, использование современных организационных средств и технологий, нацелен на упорядочение системы организации труда, то есть на приведение структуры и способов ее внутренних и внешних связей в соответствие с целями управления. Организационный механизм связан с определением цели и программы организационного развития, с анализом состояния системы организации труда и проектированием ее улучшенного варианта.
Система обеспечения управления организацией труда включает в себя нормативно-правовое (наличие и использование соответствующих законодательных актов, норм и нормативов), научно-методическое (приобретение или разработка методик по различным аспектам организации труда, разработка организационных проектов, проведение научных исследований и т.д.), информационное (получение и обработка информации о состоянии организации труда), материально-техническое, финансовое, кадровое и организационное обеспечение.
Организационное обеспечение предполагает наличие конкретной управленческой программы и обеспечение ее исполнения в установленные сроки на основе использования соответствующих организационных решений и подходов, современных методов управления.
Как и другие управленческие решения, организационные решения могут быть: общими и частными; разных уровней и звеньев управления; оперативными, текущими (календарными), перспективными; программными и непрограммными; типовыми и нестандартными.
Общие организационные решения распространяются на всю систему организации труда, все связи рассматриваемой системы. Частные решения касаются отдельных связей, отдельных элементов системы организации труда. Организационные решения разных уровней и звеньев управления охватывают связи, соответствующие каждому уровню управляемого объекта (бригады, участка, цеха и т.п.).
По временному признаку организационные решения подразделяются на оперативные, текущие (календарные) и перспективные. Оперативные решения направлены, как правило, на регулирование действующих связей или оперативное обеспечение временных связей. Текущие и перспективные решения — главным образом на совершенствование, рационализацию связей применительно к соответствующим целям управления системой — текущим либо перспективным.
Выделяют также программные решения, соответствующие структуре программных задач, и непрограммные решения, возникающие в связи с выполнением задач по непредвиденным обстоятельствам внутреннего и внешнего происхождения.
Типовые организационные решения в основном реализуются на типовых и однородных объектах или при решении типичных проблем, а нестандартные — на объектах, имеющих специфические характеристики или при решении нетипичных проблем.
Существует три подхода к формированию управленческих, в том числе организационных решений — исследовательский (эвристический); нормативный; на основе обобщения опыта. Все три подхода взаимосвязаны между собой, взаимно дополняют и развивают друг друга.
Принципиальное отличие нормативного подхода от эвристического заключается в том, что он, как правило, не предусматривает исследования природы проектируемого или совершенствуемого объекта, а основан на сравнении его свойств и связей с нормой, с заранее известным или заданным результатом, то есть фактическое состояние объекта сравнивается с нормативным. Такой подход не приводит к созданию качественно новой или усовершенствованной организации труда, он лишь приводит систему организации труда в соответствие с нормативной моделью. И в этом состоит его эффект.
Несмотря на очевидную ограниченность, нормативный подход получил большое распространение в практической организационной деятельности в силу того, что резко сокращает неопределенность поиска решения, экономичнее (с точки зрения затрат труда и времени на формирование решения) и результативнее, так как быстрее и чаще приводит к ожидаемому результату, нежели эвристический. В основе этого подхода лежит представление, что в идеале все состояния, внутрисистемные процессы и условия их протекания могут быть сведены к стандартам.
Для
разработки же самих нормативов, организационных
стандартов используется исследовательский
(эвристический) подход.
Нормативы и нормы, инструкции, положения,
стандарты, методики, типовые структуры,
типовые проекты организации труда на
рабочих местах, участках и цехах — все
это плоды нормативно-исследовательской
или организационно-
В противоположность такому методическому приему, когда норматив формируется на основе деструктуризации, детализации процесса, при разработке стандартов, типовых процедур, проектов и методик используется и прием укрупнения, агрегирования частных процессов до уровня их более общего выражения. Это делается на основе выявления того типичного, что является характерным для протекания однородных или аналогичных процессов в разных системах. Так формируется типовое решение. А конкретная норма, стандарт и прочее уже определяются на основе привязки этого решения к условиям данного объекта.
Методическая трудность такого подхода в выборе степени типизации решения. Она требует от разработчика знания как характерных сторон исследуемого и проектируемого объекта, так и всего многообразия его модификаций и условий функционирования. При этом прибегают к классификации стандартов, нормативов, методик и типовых решений по отраслевому или (и) иерархическому признаку. Соответственно различаются межотраслевые, отраслевые и подотраслевые методики, стандарты, нормативы; типовые проекты рабочих мест, участков, цехов, предприятий соответственно для рабочих массовых профессий или общеотраслевых (допустим, общемашиностроительных) производств и т.п. Таким образом, можно судить об относительной типичности или нетипичности проектируемых связей и соответственно истолковывать такие понятия, как организационное типовое решение, эталон, типовой проект, типовая структура и т.п.
Типизация объектов организационного проектирования важная часть организационной управленческой деятельности. Умение выделить в многообразии объектов и явлений нечто общее, характерное, позволяющее типизировать связи и их основные параметры, помогает как при эвристическом поиске новых решений, так и при нормативном подходе к организационной рационализации или проектированию новых организационных систем. Нормативы, нормы, стандарты, эталоны и типовые решения составляют нормативную базу организационного анализа и организационного проектирования. На стадии анализа они используются для сравнения существующего состояния с нормативным, на стадии проектирования — в качестве составляющих проектного решения. Все это в значительной степени упрощает процесс формирования организационного решения.
Кроме того, наличие нормативной базы позволяет целенаправленно управлять процессом организационного совершенствования системы. Так, аттестация рабочих мест, участков и цехов на их соответствие нормативным требованиям НОТ и типовым решениям позволяет строить целенаправленную работу по их организационному совершенствованию. Учет требований НОТ и нормативов на стадии проектирования оборудования, технологических процессов и производственных зданий позволяет избежать ошибок и просчетов в организации новых производственных систем, которые потом приходится устранять в процессе их организационного совершенствования.
Типовые
решения, как и вся нормативная
база, неизбежно стареют. Под воздействием
научно-технического и социально-экономического
прогресса организационно-
Третий подход к формированию организационных решений — на основе обобщения опыта — не должен сводиться к слепому копированию имеющегося опыта. Решение, основанное на прецеденте, должно учитывать все особенности его применения в конкретных условиях. Мало просто знать опыт, необходимо разобраться в мотивах его возникновения, видеть трудности, встречающиеся на пути его внедрения, учитывать возможные последствия его применения в неспецифических условиях, т.е. следует критически осмыслить и творчески применить его в конкретной обстановке.