Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:33, курс лекций
Лекция 1. Сущность организации труда и необходимость ее совершенствования на научной основе. Краткий исторический очерк развития организации труда персонала. 3
Лекция 2. Научная организация труда – понятие, содержание, задачи и принципы. 6
Лекция 3. Регламентация и проектирование организации труда. Разделение и кооперация труда. 10
Лекция 4. Организация рабочих мест и создание благоприятных условий труда. 18
Лекция 5. Устройство и планировка помещений и размещение рабочих мест. 24
Лекция 6. Планировка рабочего места. 26
Лекция 7. Оснащение и оборудование рабочих мест. 29
Лекция 8. Условия труда. 32
Лекция 9. Организация технического нормирования. Основные задачи нормирования труда. Объекты и методы нормирования труда. 35
Лекция 10. Изучение затрат рабочего времени и содержание труда персонала организации. Нормативы времени. 43
Лекция 11. Организация процессов труда по управлению коллективом. Виды умственного труда. 48
Лекция 12. Методы и средства выполнения управленческих операций. 52
Лекция 13. Организационно-распорядительная деятельность персонала управления как форма осуществления управленческого решения. 56
Лекция 14. Индивидуальное планирование рабочего времени руководителя (специалиста). Принципы и правила планирования рабочего времени. 64
Лекция 15. Делегирование полномочий. Основные правила делегирования полномочий. 71
Лекция 16. Экономическая эффективность научной организации труда. 84
Ко времени работы, не предусмотренной выполнением производственного задания, относится время на выполнение случайной работы и время непроизводительной (излишней) работы.
Ко времени выполнения случайных работ относятся производительные затраты времени на выполнение работ, не предусмотренных производственным заданием для рабочего, но вызванных производственной необходимостью.
Ко времени выполнения непроизводительных работ относятся затраты времени на выполнение работы, не дающей прироста продукции или улучшения ее качества (снятие излишнего припуска на обработку, хождение за заготовками, ремонт оборудования самим рабочим и т.д.).
Время перерывов - время, в течение которого рабочий по тем или иным причинам не принимает участия в работе, — делится на время регламентированных и нерегламентированных перерывов.
К регламентированным перерывам, то есть установленным каким-либо документом (приказом, инструкцией и т.п.), относятся:
• перерывы на отдых, предоставленные рабочим в течение рабочей смены для отдыха, производственной гимнастики в целях поддержания нормальной работоспособности и предупреждения утомления;
•
перерывы на личные
потребности, затрачиваемые рабочим
на личную гигиену и естественные надобности.
На практике эти два вида перерывов учитываются суммарно и объединяются под общим названием «время на отдых и личные надобности», которое дается в процентах от оперативного времени;
• перерывы в работе, предусмотренные специфическими технологическими и организационными условиями выполнения тех или иных производственных процессов.
Затраты рабочего времени на перерывы подразделяются на нормируемые и излишние (то есть не нормируемые и не включаемы в состав нормы времени).
К нерегламентированным перерывам, вызванным нарушением нормального течения производственного процесса, относятся:
Важнейший элемент организационного механизма управления организацией и нормированием труда — формирование и развитие его организационной структуры, призванной обеспечивать устойчивое функционирование системы управления организацией и нормированием труда. Она должна способствовать такому ее взаимодействию с внешней средой, прежде всего, с инновационной обстановкой, которое позволяет непрерывно совершенствовать систему управления и сам объект управления.
Организационные структуры управления организацией труда призваны выполнять функции методического руководства выполнением программ, координации, обобщения и оценки деятельности исполнителей, звеньев, организаций, задействованных на их реализацию. Организационная система управления должна содержать минимальное число уровней управления (оптимальное число звеньев), обеспечивающих оперативность принятия управленческих решений и сокращение длительности цикла циркуляции информации между управляющей и управляемыми подсистемами, быть экономичной.
Принципы построения организационной структуры управления организацией и нормированием труда сродни принципам, образующим каркас системы требований к формированию оргструктур управления техническим развитием предприятии. Эти принципы детально рассмотрены в отечественной и зарубежной литературе.
В условиях становления рыночных отношений главным принципом построения организационных структур должно выступать обеспечение согласованности и соподчиненности интересов, как разработчиков (исполнителей) организационных нововведений, так и потребителей продукции их деятельности. Построенная с учетом данного принципа оргструктура не должна носить жестко регламентирующий характер, когда все параметры деятельности субъектов управления (задачи, процедуры) детально и четко зафиксированы в соответствующих нормах, инструкциях, правилах. Она должна обеспечивать гибкость, адаптивность и оперативность системы управления организацией труда.
В наибольшей степени требованиям принципов гибкости, адаптивности и оперативности соответствуют гибкие оргструктуры матрично-координационного типа.
В литературе матричные структуры управления определяются как структуры, основанные на особом механизме взаимодействия линейно-функциональных и программно-целевых подсистем аппарата управления, опирающихся на сбалансированное разделение ответственности, прав и функций между элементами обеих систем. Система же координационного управления характеризуется как гибкая структура хозяйственного механизма, в основе которой лежат преимущественно экономические методы управления.
Проведенное еще в конце 70-х годов широкое обследование 60 промышленных фирм США, Канады, Англии, Франции, ФРГ, Бельгии, Голландии, Швеции, Италии и Швейцарии доказало, что переход к матричным структурам управления объективно обусловлен нарастанием трудностей в управлении техническим развитием производства с применением традиционной линейно-функциональной организационной структуры. Развитая матричная структура повышает темпы технико-организационного развития, целенаправленность и эффективность производства, значительно активизирует деятельность руководителей и работников административно - управленческого аппарата.
Главная
особенность матрично-
На уровне предприятий формой реализации матрично-координационного типа оргструктуры управления организацией и нормированием труда в части временных целевых структур могут выступать относительно автономные малые инновационные творческие образования — научно - технические, проектные группы, бригады, осуществляющие свою деятельность по контрактам и функционирующие в рамках организационной структуры управления научно-техническими программами. В состав таких групп целесообразно вводить не только специалистов, конструкторов, проектировщиков и других работников данного предприятия, но и отдельных ученых и специалистов и их группы из других организаций для решения тех или иных проблем в роли консультантов, исполнителей, главным образом на контрактных началах. Опыт функционирования временных научно - технических коллективов, групп качества, а также практика управленческого консультирования, в частности, в области организации труда, подтверждают правомерность и целесообразность организации близких к ним по своей природе инновационных творческих групп в области разработки и внедрения организационных инноваций в их взаимосвязи с научно-техническими нововведениями.
В качестве стабильных структур на предприятиях создаются службы организации и нормирования труда, являющиеся неотъемлемыми элементами системы управления персоналом.
Что
касается служб организации труда,
то их построение многообразно:
Формирование структуры служб по организации труда может осуществляться по принципам: производственной структуры предприятия, функциональному принципу, смешанному принципу. При организации службы организации труд по первому принципу в составе отдела (бюро) НОТ могут быть бюро (группы, исполнители) по совершенствованию организации труда по видам производства. Так, на машиностроительном заводе это будут отдельные бюро (группы) по совершенствованию организации труда в литейных цехах, кузнечных и прокатных, механообрабатывающих и механосборочных.
Формирование подразделений службы НОТ по функциональному принципу обеспечивается созданием бюро (групп) по отдельным наиболее важным направлениям НОТ, например, бюро организации и обслуживания рабочих мест, бюро физиологии и эстетики и т.п. При этом образуются подразделения, на которые возлагаются функции координации и контроля работ, разработки методических материалов, подготовки руководящих материалов.
В ряде случаев используется смешанный принцип, обусловливающий формирование подразделений служб НОТ как по первому, так и по второму принципу.
Конкретная
форма организационной
В любом случае важным звеном управления организацией труда должно быть линейное руководство, то есть руководители разных рангов и разных структурных подразделений. Они должны нести непосредственную ответственность за реализацию мероприятий по совершенствованию организации труда в своих подразделениях и на предприятии в целом.
Кризис
90-х годов и незаслуженное
Служба нормирования труда сосредоточивается в отделе труда и заработной платы с прямым подчинением заместителю генерального директора по управлению персоналом. При этом устанавливается тесное взаимодействие и взаимосвязь с плановым, производственным отделами, отделами главного конструктора и главного технолога. Однако при определенных обстоятельствах, например, в случае реализации программ нормирования труда, данная служба может быть подчинена непосредственно руководителю предприятия. Отдел труда и заработной платы обеспечивает непосредственное или методическое руководство работой служб нормирования труда в подразделениях, отвечает за эффективность труда и качество действующих норм и нормативных материалов, координирует работу по снижению трудовых затрат, разрабатывает программы по нормированию труда и др.
Организационная структура службы нормирования труда зависит от: масштаба и структуры предприятия, типа производства, характера и состава работ, технологии, стратегии поведения предприятия на рынке, факторов внешней и внутренней среды. С учетом данных факторов на предприятии применяются централизованная, децентрализованная и смешанная системы организации нормирования труда.
Централизованная
система организации
Централизованная система облегчает внедрение в управление производством электронно-вычислительной техники, создает широкие возможности для автоматизации расчетов по разработке норм и учету их выполнения, а также для специализации работников на нормировании отдельных видов работ, что способствует повышению качества норм и снижению трудоемкости их установления. Внедрение централизованной системы возможно на различных по масштабу и характеру производства предприятиях.