Лекции по "Организации труда персонала"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:33, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. Сущность организации труда и необходимость ее совершенствования на научной основе. Краткий исторический очерк развития организации труда персонала. 3
Лекция 2. Научная организация труда – понятие, содержание, задачи и принципы. 6
Лекция 3. Регламентация и проектирование организации труда. Разделение и кооперация труда. 10
Лекция 4. Организация рабочих мест и создание благоприятных условий труда. 18
Лекция 5. Устройство и планировка помещений и размещение рабочих мест. 24
Лекция 6. Планировка рабочего места. 26
Лекция 7. Оснащение и оборудование рабочих мест. 29
Лекция 8. Условия труда. 32
Лекция 9. Организация технического нормирования. Основные задачи нормирования труда. Объекты и методы нормирования труда. 35
Лекция 10. Изучение затрат рабочего времени и содержание труда персонала организации. Нормативы времени. 43
Лекция 11. Организация процессов труда по управлению коллективом. Виды умственного труда. 48
Лекция 12. Методы и средства выполнения управленческих операций. 52
Лекция 13. Организационно-распорядительная деятельность персонала управления как форма осуществления управленческого решения. 56
Лекция 14. Индивидуальное планирование рабочего времени руководителя (специалиста). Принципы и правила планирования рабочего времени. 64
Лекция 15. Делегирование полномочий. Основные правила делегирования полномочий. 71
Лекция 16. Экономическая эффективность научной организации труда. 84

Файлы: 1 файл

Лекции Организация труда персонала.doc

— 703.50 Кб (Скачать файл)

      Все три рассмотренных подхода к формированию организационных решений, взаимно дополняя, развивают друг друга. Так, исследовательский (эвристический) подход — это основа для разработки оптимальных решений, которые при известной типизации составляют нормативную базу. Нормативный подход, применяемый в сочетании с исследовательским (эвристическим) на практике, приводит к появлению передового опыта, к зарождению более прогрессивных решений. Исследование, научное обобщение и распространение передового опыта позволяют довести его до уровня необходимой типизации и на этой основе совершенствовать нормативную базу. Все три подхода сливаются по существу в единый процесс формирования прогрессивных организационных решений.

      Сам процесс управления организацией труда на предприятии обычно состоит из следующих этапов:

  • анализ существующего состояния;
  • проектирование улучшенного (желаемого) состояния;
  • выбор и обоснование варианта решения;
  • разработка программы мероприятий, плана перевода системы из существующего состояния в проектное;
  • реализация программы, плана;
  • контрольная (опытная) проверка соответствия фактического состояния системы проектному (его идеальной или нормативной модели);
  • регулирование (принятие решения по улучшению, упорядочению отдельных связей);
  • далее — вновь анализ существующего состояния системы и принятие решения по ее дальнейшему совершенствованию.

      Методы  и средства выполнения управленческих операций

      Одной из задач управления организацией труда  на предприятии является изучение личных и групповых интересов персонала, мотивов поведения человека в производственной системе для установления таких связей в системе организации труда, которые в наибольшей степени приводили бы к согласованию интересов отдельных работников, групп работников и персонала в целом с корпоративными интересами и целями данного предприятия, с целями управления организацией труда.

      Человек, правильно понимая и принимая цели системы, в которой он активный элемент, сам может устанавливать необходимые организационные связи, обеспечивающие эффективное функционирование системы организации труда. И в этом проявляется его организационная роль.

      Таким образом, с одной стороны, признание  дестабилизирующего влияния субъективного фактора ставит перед управлением организацией труда задачу обеспечения надежности целенаправленно устанавливаемых связей. Этому способствует планирование, регламентирование организации труда, контроль и регулирование трудовых процессов. С другой стороны, в целях обеспечения целесообразного самоуправления используются экономические методы управленческого воздействия, а также организационно-технические и социальные меры, побуждающие людей, объединенных общностью целей, к творческому поиску наиболее рациональных способов действия, эффективных связей, повышающих уровень организации труда. Так проявляет себя закон самоорганизации. Его учет имеет огромное значение при решении проблемы оптимального соотношения степени централизации и децентрализации функций управления.

        Следует учитывать, что сложность и многообразие связей в современных производственных системах, динамика научно-технического и социально-экономического развития последних лет делают все более затруднительной, а в ряде случаев малоэффективной детальную регламентацию трудовых внутрисистемных связей. Это приводит к необходимости большее предпочтение отдавать процессам самоорганизации труда.

      Проявляется это, в частности, в широком распространении  коллективной формы организации  труда, так называемых автономных групп, бригад.

      Однако  процессы самоорганизации наблюдаются  не в меньшей степени и на индивидуальном рабочем месте, при индивидуальной форме организации труда. Непосредственную связь между собой, орудием труда и предметом труда работник осуществляет сам, по своему усмотрению, пользуясь своими приемами и методами труда.

      Вся история развития теории и практики организации труда свидетельствует, что непосредственное управление индивидуальным процессом труда может осуществлять лишь сам его исполнитель.

      Виды  умственного труда; организация процессов  труда по управлению коллективом

      О том, что труд принято делить на физический и умственный, известно давно. Между  тем, в таком делении есть много  условностей. Доля и даже роль физического труда в экономике развитых стран постоянно падают, тогда как умственный труд ценится дороже.

      В современной экономической литературе можно встретить понятия «синие воротнички» и «белые воротнички». В них речь идет не о воротничках  в буквальном смысле слова, а о  работниках, в одежде которых на западе преобладают воротнички определенного  цвета. Работающие в учреждениях, конторах, магазинах, институтах традиционно надевают белые рубашки, отчего их и называют «белые воротнички». А работники физического труда предпочитают более темную одежду, в связи с чем их именуют «синими воротничками».

      Рабочие и служащие образуют две основные категории, на которые делятся трудовые ресурсы в зависимости от характера трудовой деятельности. Выделяют также работников сферы обслуживания, фермеров; иногда выделяют категорию «золотых воротничков» - высшего управленческого персонала.

      В США доля «белых воротничков» в трудовых ресурсах составляет примерно 60%, доля «синих воротничков» - 30%, немногим более 10% приходится на остальные категории  работников. В российской экономике  ситуация иная: число рабочих превосходит  число служащих, но тенденции к росту доли служащих и снижению доли рабочих в составе трудовых ресурсов проявляется как всеобщая, имеющая место в любой индустриально развитой стране.

      Долгое  время принято было считать, что  только труд « синих воротничков» является производительным, что ценности создаются лишь в сфере материального производства рабочими и крестьянами, тогда как работники социально-культурной сферы блага не создают.

      Адам  Смит в своей фундаментальной  книге «Исследование о природе  и причинах богатства народов», изданной в 1776 году, утверждал, что «труд некоторых самых уважаемых сословий общества, подобно труду домашних слуг, не производит никакой стоимости и не закрепляется и не реализуется ни в каком длительно существующем предмете или товаре, могущем быть проданным, который продолжал бы существовать и по прекращению труда.

      В современной экономической науке  труд в сфере науки управления, образования, культуры, информационных технологий как и в сфере материального  производства. Физически и умственный труд уравниваются в правах тем более, что в нынешней экономике их так-то легко разделить. В пределах каждого из двух основных видов труда существует множество профессий, специальностей, характеризующих узкую зону трудовой деятельности человека. Профессии тесно связаны с отраслью хозяйства, в которой трудится работник. Однако в пределах одной отрасли имеется множество профессий и специальностей. Отдельные из профессий, такие как инженер, программист, юрист, экономист, слесарь, токарь, имеют универсальный характер, используются во многих отраслях.

      Наличие профессий и специальностей является результатом разделения труда.

      В условиях натурального хозяйства, когда  каждая семья стремилась обеспечить себя всем необходимым самостоятельно, господствовало стремление человека владеть всеми видами трудовой деятельности. Люди поневоле стремились быть универсалами, владеть одновременно множеством профессий. Однако уже тогда было ясно, что можно достичь большего успеха, сосредоточившись на одном деле.

      Благодаря разделению труда появились профессионалы, владеющие способами выполнения определенного вида работ. Они смогли гораздо лучше использовать природные богатства, факторы производства, обеспечить высокое качество создаваемого экономического продукта. Разделение труда между людьми, а затем и между производственными коллективами, специализация работников и предприятий обусловлены также и тем, что освоение определенного типа работ, технологии требует огромного времени. Сегодня невозможно быть мастером на все руки. Однако, надо иметь ввиду, что разделение труда, его специализация порождают необходимость взаимодействия работников. Нужны кооперация, обмен товарами, рынок, без которого преимущества разделения труда сводятся на нет. 

        Что же остается на долю  «собственно» управления организацией труда? Изучение наиболее рациональных приемов и методов труда и проектирование трудового процесса, построенного на оптимальных связях. Современные технические средства и методы позволяют сделать это на достаточно высоком уровне, чего не мог бы выполнить каждый работник в отдельности. Необходимо обучить работников прогрессивным приемам и методам труда, осуществить перепланировку рабочего места сообразно запроектированным решениям, обеспечить инфра связи рабочего места с подсистемами обслуживания, а также технологические связи на входе и выходе этой элементарной системы (т.е. поступление заготовок, сырья, энергии, вывод из зоны рабочего места и использование готовой продукции), создать благоприятные условия труда. Необходимо разрабатывать рекомендации по разделению и кооперации труда, совмещению профессий и т.п.

      Наконец, посредством экономических и  социальных связей (материальные и моральные стимулы), управленческих регламентирующих связей (норма, план, учет выработки и т.п.) создать условия, побуждающие работника к освоению рациональных приемов и методов труда, к соблюдению регламентирующих документов.

      Учитывая, что сам процесс применения этих приемов и методов носит все-таки индивидуальный характер и осуществляется посредством самоорганизации, следует рассчитывать, что в процессе самоорганизации будут найдены и реализованы еще более эффективные связи, т.е. приемы и методы труда, которые послужат началом для нового витка организационного развития системы. Задача управления организацией труда — создание необходимых условий для позитивного развития процессов самоорганизации посредством установления и обеспечения связей, внешних по отношению к данной самоорганизующейся системе.

      Таким образом, самоорганизация труда  ставит перед управлением двуединую задачу: с одной стороны, управлять процессами установления и обеспечения рациональных связей посредством их регламентации (планирование, нормирование), контроля и регулирования, с другой — создавать необходимые организационно-технические и социально - экономические условия, обеспечивающие позитивное развитие процессов самоорганизации труда.

      Самоорганизация проявляется в форме осознанного  соблюдения работником регламента установленных связей и в то же время их инновационного развития, а также в форме инициативного обеспечения целесообразных связей там, где они не регламентированы, но необходимы. 

 

Лекция 14. Индивидуальное планирование рабочего времени руководителя (специалиста). Принципы и правила планирования рабочего времени.

      Значение  и задачи изучения рабочего времени специалиста

      Рабочее время — наиболее важный ресурс общества, так как его потеря невозместима. Мероприятия по совершенствованию организации труда и нормированию как раз и направлены на экономию рабочего времени, а к этому виду экономии, сводится в итоге любая экономия.

      Рабочее время — это установленная законодательством продолжительность рабочего дня (рабочей недели), в течение которого работник выполняет порученную ему работу.

      Осуществление практических мер по значительному  улучшению использования рабочего времени требует разработки и внедрения мероприятий по обеспечению ритмичности работы, улучшению инженерной подготовки производства, совершенствованию организации и обслуживания рабочих мест, своевременной подготовке и обеспечению ремонтных служб квалифицированными кадрами. Сокращению внутрисменных потерь рабочего времени способствует также внедрение бригадной организации труда.

      Приведение  в действие резервов рабочего времени  требует объективного, полного и оперативного учета и контроля за его затратами и потерями.

      Совокупность  задач, связанных с повышением эффективности использования рабочего времени, целесообразно разделить на две группы.

      Первая  группа задач связана с увеличением удельного веса оперативного времени (работы) в балансе рабочего времени. Чем выше удельный вес оперативной работы, тем больше времени уделяется непосредственно осуществлению производственного процесса или какой-то его части и соответственно тем выше производительность труда. Увеличение удельного веса оперативной работы достигается не за счет снижения интенсивности использования оборудования и труда, а за счет уменьшения абсолютной и относительной величины других элементов затрат рабочего времени.

Информация о работе Лекции по "Организации труда персонала"