Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 01:05, курс лекций
Организационное поведение (ОП) как учебная дисциплина представляет собой сложную область знаний, исследующую различные явления и процессы, охватывающие большой объем специфических терминов и понятий, связанных со многими общественными и естественнонаучными дисциплинами. Для их изучения нужна определенная система, облегчающая процесс освоения дисциплины. Поведение индивидов существенно определяется целью и задачами, которые ставит перед собой организация, теми ограничениями, которые она накладывает на личность.
Его враждебность, непредсказуемость вызывают у людей неуверенность в себе, страх, потребность защищаться. Такое поведение до определенных пределов помогает достичь целей, но отбивает у других желание сотрудничать, поэтому рискованно.
Ассертивное поведение
исходит из собственных
С точки зрения
направленности поведение
В зависимости
от осознания человеком
• реактивном, предполагающем
автоматические неосознанные
• инстинктивном, когда ситуация осознается, но действия не контролируются волей;
• эмоциональном, характеризующемся тем, что ситуация осознается и в принципе доступна волевому контролю, но таковой не следует из-за отсутствия желания субъекта;
• свободном целенаправленном,
при котором человеком
Поведение можно рассматривать с точки зрения задач, которые люди собираются решить с его помощью. В соответствии с этим выделяются следующие виды по ведения:
• функциональное,
определяемое требованиями
• экономическое,
связанное со стремлением
• организационное,
обусловленное реакцией на
• адаптационное,
вызываемое необходимостью
• субординационное,
исходящее из требований
• характерологическое,
обусловленное личными
В целом в организации у человека могут иметь место три типа трудового поведения. Каждый из них характеризуется мотивами, пониманием необходимости (чувством), волей к нему . Для одних людей требуемое поведение является вынужденным, внешне навязанным, что обусловлено непониманием его важности и необходимости, отсутствием навыков и привычек. В этих условиях необходимость выполнения функций руководства или подчинения воспринимается как насилие над личностью, посягательство на свободу, вызывает внутренний протест, а порой и озлобление. Для других данное трудовое поведение внутренне желаемо, приносит определенное удовольствие. У руководителей это связано с возможностью проявить себя, продемонстрировать собственную власть, получить наслаждение от этого ощущения. Подчиненные освобождаются от необходимости думать, принимать самостоятельные решения, что также облегчает жизнь. Но в этих условиях самое активное руководство и самое добросовестное подчинение не принесут большого эффекта, ибо на первое место ставится задача достижения комфортного состояния. Наконец, для третьих руководство и подчинение представляют осознанную необходимость, в том числе вытекающую из чувства долга. В этом случае их поведение имеет по-настоящему активный, творческий характер, оно эффективно, результативно.
На поведение людей
в организации влияют также:
социальная роль, круг общения,
особенности восприятия
2. Понятие социальной роли
На работе, как в театре, людям приходится играть те или иные роли.
Под социальной
ролью понимается модель
• координатор. Обладая наибольшими организаторскими способностями, независимо от своих знаний и опыта осуществляет руководство остальными, направляя их активность на достижение поставленных целей;
• генератор идей
(как правило, самый
• контролер. В силу глубоких знаний, опыта, эрудиции может должным образом оценить любую идею, выявить ее сильные и слабые стороны, наметить пути дальнейшей работы;
• шлифовальщик
обладает широким взглядом на
проблему и поэтому при
• энтузиаст- самый активный член коллектива, увлекает своим примером окружающих на действия по реализации поставленной цели;
• искатель выгод
- посредник во внутренних и
внешних отношениях, разрешении
конфликтов, придающий определенное
единство действиям членам
• исполнитель реализует чужие идеи, но нуждается при этом в постоянном руководстве и подбадривании;
• помощник - человек,
который лично ни к чему
не стремится, довольствуется
вторы ми ролями, но готов
всегда оказать содействие
Подчиненные и их роли
Все члены организации, кроме первого лица, являются подчиненными старшего по должности. Работников одного уровня, не зависящих друг от друга, называют коллегами. Руководитель и подчиненные формально одинаково включены в организацию как средство ее деятельности. В то же время руководитель имеет право устанавливать подчиненным нормы поведения, отдавать распоряжения, добиваться их реализации, контролировать результаты. Таким образом, подчиненные следуют готовым нормам, а для руководителя нормы являются во многом результатом его деятельности. Подчиненные обязаны добросовестно выполнять поручения, имеют право критиковать руководителя при необходимости и в установленном порядке обжаловать его действия. Фигура подчиненного характеризуется:
• служебной зависимостью от руководителя;
• узким диапазоном выполняемых функций;
• тесной связью
с первичным трудовым
• значительной
подверженностью влияния со
На отношение подчиненных к своим обязанностям влияют:
• содержание и условия труда;
• характер задания; • организация работы;
• необходимость проявлять инициативу, творческий подход.
Рассмотрим классификацию подчиненных.
С точки зрения особенностей взаимодействия с ними руководителя можно выделить:
• непосредственных подчиненных, с которыми тот контактирует без посредников;
• прямых подчиненных,
которые хотя и находятся в
сфере его юрисдикции, но непосредственно
ему не подчиняются. Например,
все сотрудники организации
С точки зрения
характера деятельности можно
говорить о трех категориях
подчиненных: • штатные заместители,
курирующие определенную
• заместители,
одновременно возглавляющие
• «чистые» исполнители.
С точки зрения
выполняемых функций
• занимающихся основной деятельностью, профильной для данной организации;
• занимающихся
вспомогательной деятельностью,
• занимающихся деятельностью по обслуживанию всего персонала в целом (сотрудники библиотеки, медицинского пункта, буфета и проч.) или руководителей (их аппарат).
Прав без обязанностей
не бывает, поэтому одновременно
закон требует от работника:
добросовестно выполнять свои
функции, распоряжения
Основные типы подчиненных
Существуют самые
различные классификации
Аналитики логичны, методичны, продумывают детали, не любят ошибок, спешки и риска, неопределенности. Они предпочитают работать в одиночку, опираясь на цифры, документы и инструкции. Общение с ними требует деловитости, глубоких знаний, профессионализма, логической аргументации.
Аналитиков целесообразно
использовать для работы над
особо важными проектами и
вариантами ответственных
Реалисты активны, работоспособны, дисциплинированны, стремятся к контролю над ситуацией и людьми, методично вникают в мелочи, всегда имеют свое мнение. Сочетая качества прагматиков и аналитиков, реалисты умеют организовывать и увлекать окружающих, улаживать конфликты, давать советы. Они незаменимы при организации нового дела. Критики не признают авторитетов, никому не подчиняются, любят экспериментировать, анализировать, выявлять ошибки, недостатки и предсказывать будущие проблемы. Критики полезны при прогнозировании, разработке планов и стратегий. Однако они не могут работать в конфликтных ситуациях и при проведении переговоров. Идеалисты демократичны, требовательны к себе и другим, стремятся помочь людям, повлиять на них личным примером. Из-за мягкости характера они не в со стоянии принимать ответственные решения, действовать в критических ситуациях, но эффективны как эмоциональные лидеры, особенно на этапе становления коллектива и в переломные периоды его жизни, когда нужно консолидировать участников, а также при улаживании конфликтов.
В соответствии с вкладом в результаты деятельности организации выделяют следующие категории подчиненных:
• решающие все плановые задачи и достигающие результатов;
• выполняющие
добросовестно основные
• неспособные
выполнить большую часть
• ненужные работники.
С точки зрения
особенностей поведения