Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 20:38, курс лекций
Персонал как объект и субъект управления.
Персонал – личный состав или работники организации, составляющие группу по профессиональным и другим признакам.
Объектом управления является персонал организации, предприятия, компании, фирмы и отношения между работниками в процессе производства. Управление нацелено на эффективное развитие и использование их потенциала. Объектом непосредственного управления может быть коллектив бригады, цеха, участка, отдела и т.п.
вопросов: от разработки концепции кадрового менеджмента и мотивации
работников до организационно-практических подходов к формированию механизма
ее реализации в конкретной организации.
Современные концепции управление персоналом основываются на признании
возрастающей роли личности работника, на знании его мотивационных установок,
умении их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед
организацией.
Утверждение рыночных отношений сопровождалось отходом от принципов
иерархического управления, жесткой системы административного воздействия,
созданием новой организационной культуры, возникновением специфических
ценностных установок. В западных компаниях кадровая политика всегда
находилась в поле зрения их руководства и сегодня она остается одним из
управленческих приоритетов. Главная цель системы управления персоналом -
создание результативных мотиваций, обеспечение компании высококлассными
кадрами, их продуктивное использование, профессиональное и социальное
развитие.
Чтобы эффективно управлять персоналом организации, компания должна иметь
четкую цель и продуманную стратегию своего развития. Ведущие зарубежные
фирмы (такие, как "Дженерал моторс", «"Форд", "Тойота", "Мицубиси", "Сони"
и др.) огромное внимание уделяют стратегическому планированию. В
зависимости от выбранных целей вырабатываются стратегия - программа
действий, определяющая развитие организации (расширение производства
основной продукции и дальнейшее продвижение ее на уже освоенные рынки;
разработка новых товаров и продажа их на тех же рынках; поиск новых рынков
сбыта; диверсификация производственно-сбытовой деятельности и т.д.) и
соответствующая модель управления.
Традиционно стратегия рассматривалась как многоаспектный процесс, имеющий
отношение главным образом к внешней сфере деятельности. Начиная с конца 80-х
годов стала меняться трактовка данного понятия: стратегия, отражающая
управленческую философию современной фирмы, основывается на признании
равнозначности внешних и внутренних факторов.
Сегодня общепризнано, что ее реализация в значительной степени зависит от
кадровой составляющей. Оптимальная кадровая политика с точки зрения
перспективных задач компании, подбор персонала и его мотивация создают
условия для принятия решений, удовлетворяющих и руководство предприятия, и
его работников. Причем если тактические шаги могут (и даже довольно часто)
приводить к столкновению интересов руководства и рядового состава (выплаты
дивидендов, решение социальных вопросов), то стратегические планы, наоборот,
их объединяют.
Методы управления - способы осуществления управленческих действий на персонал для достижения целей управления производством. Существуют 3 метода управления, которые отличаются различными способами воздействия на людей:
Административные, - базируются на власти, дисциплине и взысканиях.
Экономические, - основываются на правильном использовании экономических законов производства.
Социально-психологические - базируются на способах мотивации и морального воздействия на людей и известны как «метод убеждения».
Экономические методы - способ осуществления управляющих воздействий на персонал на основе использования экономических законов и категорий.
Классификация экономических методов управления:
Плановое ведение хозяйства: 1) свободное предпринимательство; 2) план экономического развития; 3) портфель заказов; 4) критерий эффективности; 5) конечные результаты.
Хозяйственный расчёт: 1) самостоятельность; 2) самоокупаемость; 3) самофинансирование; 4) экономические нормативы; 5) фонды стимулирования.
Оплата труда: 1) должностной оклад для служащих; 2) тарифная ставка для рабочих; 3) дополнительная зарплата; 4) вознаграждение; 5) премия.
Рыночное ценообразование: 1) стоимость; 2) цена; 3) себестоимость; 4) доход; 5) прибыль.
Налоговая система: 1) на фонд оплаты труда; 2) подоходный налог; 3) НДС; 4) налог на прибыль; 5) прочие.
Формы собственности: 1) государственная (федеральная); 2) муниципальная; 3) частная; 4) общественная; 5) интеллектуальная.
Фазы воспроизводства: 1) производство; 2) обмен; 3) распределение; 4) потребление.
Социально-психологические методы - способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей психологии и социологии. Объект воздействия этих методов, - группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на 2 основные группы: социологические методы, направленные на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).
Принципы управления персоналом (ПУП) — правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом. ПУП отражают требования объективно действующих экономических законов, поэтому и сами являются объективными.
ПУП — множество, но при всех условиях управление персоналом осуществляется на основе следующих традиционно утвердившихся в отечественных организациях принципов: научность, демократический централизм, плановость, первое лицо, единство распорядительства; отбор, подбор и расстановка кадров; сочетание единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации; линейное, функциональное и целевое управление; контроль исполнения решений и др. Ряд американских и японских корпораций широко используют следующие принципы управления персоналом: пожизненный наем, контроль исполнения заданий, основанный на доверии; сочетание такого контроля с корпоративной культурой; консенсуальное принятие решений, т.е. обязательное одобрение принимаемых решений большинством работников.
Система управления
персоналом организации является составной
частью общей системы управления организацией
и в современных условиях от ее успешного
построения и эффективности работы зависит
достижение главных целей функционирования
организации на экономическом пространстве.
Система управления персоналом организации
- система, в которой реализуются функции
управления персоналом. Она включает различные
подсистемы общего линейного руководства
и ряд функциональных подсистем, специализирующихся
на выполнении однородных фун-кций.
Подсистема общего и линейного руководства
осуществляет следующие функции: управление
организацией в целом, управление отдельными
функциональными и производственными
подразделениями.
Подсистема планирования и маркетинга
персонала выполняет следующие функции:
разработка кадровой политики и стратегии
управления персоналом, анализ кадрового
потенциала, анализ рынка труда, организация
кадрового планирования, планирование
и прогнозирование потребности в персонале.
Подсистема управления и учета персонала
осуществляет: организацию найма персонала,
организацию собеседования, оценки отбора
и приема персонала, учет приема, перемещений,
поощрений и увольнения работников, профессиональную
ориентацию и организацию рационального
использования персонала, управление
занятостью, делопроизводственное обеспечение
системы управления персоналом.
Подсистема управления трудовыми отношениями
производит: анализ и регулирование групповых
и личностных взаимоотношений, анализ
и регулирование отношений руководства,
управление производственными конфликтами
и стрессами, социально-психологическую
диагностику, управление взаимодействием
с профсоюзом.
Подсистема обеспечения нормальных условий
труда выполняет такие функции, как соблюдение
требований психофизиологии и эргономики
труда, соблюдение требований технической
эстетики, охраны труда и окружающей среды.
Подсистема управления развитием персонала
осуществляет: обучение, переподготовку
и повышение квалификации, введение в
должность и адаптацию новых работников,
оценку кандидатов на вакантную должность,
текущую периодическую оценку кадров,
реализацию деловой карьеры и служебно-профессионального
продвижения, организацию работы с кадровым
резервом.
Подсистема управления мотивацией поведения
персонала выполняет следующие функции:
управление мотивацией трудового поведения,
нормирование и тарификация трудового
процесса, разработка систем оплаты труда,
разработка форм участия персонала в прибылях
и капитале, разработка морального поощрения
персонала, организация нормативно-методического
обеспечения системы управления персоналом.
Подсистема управления социальным развитием
осуществляет: организацию общественного
питания, управление жилищно-бытовым обслуживанием,
развитием культуры и физического воспитания,
обеспечение охраны здоровья и отдыха,
организацию социального страхования.
Подсистема развития организационной
структуры управления выполняет такие
функции, как анализ сложившейся организационной
структуры управления, разработка штатного
расписания.
Подсистема правового обеспечения системы
управления персоналом осуществляет:
решение правовых вопросов трудовых отношений,
согласование распорядительных и иных
документов по управлению персоналом.
Система управления персоналом базируется на четырех обеспечивающих подсистемах: информационная, социально-психологическая, финансовая и правовая подсистемы.
Информационная подсистема предназначена для сбора, систематизации и анализа информации, необходимой для принятия кадровых управленческих решений.
Приступая к поиску информации, следует обратиться в организации, занимающиеся сбором и обобщением научно-технической информации - библиотеки, осуществляющие справочно-библиографическое обслуживание, органы научно-технической информации. Источниками первичной информации могут служить: бюллетени сигнальной информации, включающие в себя библиографические описания литературы, выходящей по определенной отрасли знаний; аналитические обзоры - информационные издания, дающие представление о состоянии и тенденциях развития определенной области и т. д.