Лекции по "Управлению персоналом"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 20:38, курс лекций

Описание работы

Персонал как объект и субъект управления.
Персонал – личный состав или работники организации, составляющие группу по профессиональным и другим признакам.
Объектом управления является персонал организации, предприятия, компании, фирмы и отношения между работниками в процессе производства. Управление нацелено на эффективное развитие и использование их потенциала. Объектом непосредственного управления может быть коллектив бригады, цеха, участка, отдела и т.п.

Файлы: 1 файл

Упр чел рес билеты.docx

— 203.98 Кб (Скачать файл)

Возрастающее стремление предпринимателей выжить в жесткой конкурентной борьбе, обеспечить стабильную перспективу развития производства заставляет их заботиться о внедрении новой техники и технологии, инновационных процессов, что обуславливает необходимость постоянного совершенствования человеческих ресурсов. Все большее значение приобретают вопросы планирования их развития. В практической деятельности особое внимание уделяется формированию новой трудовой мотивации и морали, готовности разделять с предпринимателем риск нововведений, перспективному развитию кадров для выполнения квалификационных видов работ и приспособления к постоянно меняющимся условиям производства.

 

 

  1. Эффективность управления персоналом.

Когда мы ведем речь об эффективности управления персоналом(менеджменте персонала)

, а значит и о методах  измерения эффективности управленческих  действий по формированию кадрового  состава, его наиболее оптимального  использования в жизнедеятельности  организации, развития человеческого  капитала и т.п., мы неизбежно  сталкиваемся 

с тем, что основа основ тут –эффективность трудовой деятельности этого персонала. И нам надо учиться измерять, отслеживать и оптимизировать трудовую деятельность каждого работника предприятия и каждой группы работников. Если это происходит продуктивно, то можно утверждать и о высокой эффективности управления персоналом. Эффективность трудовой деятельности правомерно рассматривать как часть эффективности общественного производства, поскольку труд является одним из важнейших факторов производства. В экономической теории эффективность определяется исходя из поставленных целей как функция достигнутых результатов и затраченных на это ресурсов. То есть, в другой интерпретации, эффективность всегда связана с отношением ценности результата и ценности затрат. Вместе с тем, в настоящее время нет единого подхода к определению критериев эффективности управления персоналом и к проблеме измерения эффективности трудовой деятельности. Сложность заключается в том, что, что процесс трудовой деятельности персонала тесно связан с производственным процессом и его конечными результатами,

социальной деятельностью общества, экономическим развитием предприятия и др.

Это обусловлено, прежде всего, тем, что невозможно применять количественные методы

к системе управления, которая принципиально рассматривается с качественной точки зрения

Анализ же существующих подходов позволяет выделить три самых общих подхода.

Первый подход. Его сторонники считают, что конечные результаты производства должны служить критериальными показателями эффективности управления персоналом. В качестве таких показателей принимаются следующие: 1) прибыль предприятия; 2) затраты на 1 рубль продукции; 3) уровень рентабельности; 4) дивиденды на 1 акцию и т.д.

Второй подход. Сторонники этого подхода к оценке эффективности управления персоналом считают, что критериальные показатели должны отражать результативность и сложность живого труда. В качестве таких показателей выделяются: 1) производительность труда (выработка на 1 рабочего;

2) общий фонд оплаты  труда; 3) темпы роста производительности  труда и заработной платы; 4) удельный  вес заработной платы в себестоимости  продукции и др.

Третий подход. Его сторонники считают, что эффективность управления персоналом определяется организацией и мотивацией труда, социально-психологическим климатом в коллективе. В качестве критериальных показателей предлагаются следующие: 1) текучесть персонала; 2) уровень квалификации; 3) затраты на обучение работников; 4) расходы на социальные программы и т.д.

 

 

 

 

  1. Принципы, методы, критерии, показатели оценки эффективности оргпроектов по совершенствованию управления персоналом на предприятии.

Оценка эффективности программ совершенствования системы и процессов управления персоналом требует определения не только экономических, но и социальных последствий их реализации. Социальная эффективность проектов проявляется в возможности достижения позитивных, а также избежания отрицательных с социальной точки зрения изменений в организации. 
 
К числу позитивных можно отнести следующие изменения:

  •  
    обеспечение персоналу надлежащего жизненного уровня (благоприятные условия труда, достойная заработная плата, необходимые социальные услуги);

  •  
    реализация и развитие индивидуальных способностей работников;

  •  
    определенная степень свободы и самостоятельности (возможность принимать решения, определять методику выполнения заданий, график и интенсивность работы и пр.);

  •  
    благоприятный социально-психологический климат (возможности для коммуникации, информированность, относительная бесконфликтность отношений с руководством и коллегами и пр.).

 
К числу предотвращенных отрицательных моментов можно отнести:

  •  
    ущерб, наносимый здоровью персонала неблагоприятными условиями труда (профессиональные заболевания, несчастные случаи на работе и пр.);

  •  
    ущерб, наносимый личности (интеллектуальные и физические перегрузки и недогрузки, стрессовые ситуации и пр.).

При комплексной оценке экономической и социальной эффективности программ совершенствования системы и процессов управления персоналом возможны следующие подходы:

  •  
    экономическая эффективность рассматривается как главный показатель, а социальная эффективность - как ограничение, т.е. принимаются только тс проекты, которые предусматривают мероприятия социального характера;

  •  
    рассчитывается интегральный обобщающий показатель экономической и социальной эффективности, но ввиду частой качественной несопоставимости целей такой расчет носит условный характер;

  •  
    вначале варианты решений разрабатываются и рассматриваются с позиций социальных целей независимо от экономических, а затем среди отобранных социально эффективных вариантов определяется экономически эффективный.

 

 

  1. Оценка затрат на персонал.

Затраты на персонал организации - общепризнанный для стран с рыночной экономикой интегральный показатель, включающий совокупность расходов, связанных с привлечением, вознаграждением, стимулированием, решением социальных проблем, организацией работы и улучшением условий труда персонала.

Расходы на персонал находятся под влиянием таких факторов, как требования законодательства, уровень налогообложения, договорное или ожидаемое повышение тарифных ставок, изменение в численности и структуре кадров, массовое повышение квалификации и т. д.

Современное управление рассматривает затраты на персонал не только как цену приобретения персонала, но и определяет их с позиций ценности персонала для организации, его способности приносить будущую выгоду. Согласно концепции «человеческого капитала», «инвестиции в человеческий капитал - это любое действие, которое повышает квалификацию и способность, или, другими словами, производительность труда рабочих. Подобно затратам предпринимателей на станки и оборудование, затраты, которые способствуют повышению чьей-либо производительности, можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие расходы, или издержки, осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем».

Согласно рекомендациям Международной конференции статистиков по труду, затраты на персонал (стоимость труда) включают оплату производственной работы, выплаты, касающиеся неотработанного оплачиваемого времени, премии и денежные вознаграждения, стоимость пищи и другие выплаты в натуральной форме, стоимость предоставления жилья работникам, оплачиваемого работодателем, расходы работодателей на социальное обеспечение, стоимость профессионального обучения, культурно-бытовых условий и смешанные статьи, такие, как транспорт для работающих, рабочая одежда, восстановление здоровья, налоги на заработную плату.

Издержки работодателя на персонал включают три группы затрат:

  1. Расходы на оплату труда (фонд заработной платы).

  1. Выплаты социального характера.

  1. Расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера.

 

 

 

  1. Высвобождение: понятие, сущность, причины, виды, последствия для персонала и работодателя.

Понятие высвобождения персонала 

   Потребности организации в сотрудниках меняются с течением времени под воздействием ряда внешних и внутренних для организации факторов. Подобные изменения не всегда означают увеличение или сохранение спроса на рабочую силу на постоянном уровне. Внедрение новых технологий, прекращение выпуска определенных видов продукции, падение спроса на оказываемые организацией услуги могут привести к сокращению спроса, как на отдельные категории работников, так и на рабочую силу в целом. Возникает проблема высвобождения персонала, которая рассматривается в работах многих отечественных ученых, занимающихся проблемами управления персоналом.  

 Следует различать понятия  «высвобождение» и «увольнение».      

Высвобождение персонала представляет собой увольнение или отстранение от работы на длительный срок одного или большего числа работников по причине экономического, структурного или технологического характера с целью уменьшения количества занятых либо изменения их профессионально-квалификационного состава.    

 Под высвобождением персонала  понимается комплекс мероприятий по соблюдению правовых норм и организационно-психологической поддержке со стороны администрации увольняемых сотрудников.     

Высвобождение персонала — вид деятельности, предусматривающий комплекс мероприятий по соблюдению правовых норм и организационно-психологической поддержке со стороны администрации при увольнении сотрудников.    

 Проблемы, возникающие при высвобождении  персонала, возникают из функций  труда, которые складываются в  индустриальном обществе. Во-первых, труд выполняет непосредственную функцию материального обеспечения жизни. Как правило, он является главным источником дохода. Во-вторых, труд в большинстве случаев идентифицируется с потенциалом того или иного работника. С трудовой деятельностью связан не только доход, но и возможность развития, самореализации работника. В-третьих, труд имеет социальное измерение. В процессе трудовой деятельности устанавливаются социальные связи, формируется социальный статус человека. Реализации вышеназванных функций может потенциально угрожать факт высвобождения работника.    

Увольнение — прекращение трудового договора (контракта) между администрацией (работодателем) и сотрудником.     

 Увольнение персонала является  одним из инструментов регулирования рынка труда организации.    

 На практике используют следующие  варианты сокращения численности  персонала:  

- прекращение найма на работу;   

- перемещение на другие свободные  места;  

- сокращение продолжительности  рабочего времени;  

- введение укороченной рабочей  недели.

Виды увольнений    

 Планирование работы с увольняющимися  работниками базируется на несложной  классификации видов увольнений. Критерием классификации в данном случае выступает степень добровольности ухода работника из организации. По этому критерию можно выделить три вида увольнений:  

= увольнение  по  инициативе работника  (в отечественной терминологии — по собственному желанию);  

= увольнение по инициативе работодателя (в отечественной терминологии  — по инициативе администрации);   

= выход на пенсию.

Увольнение работника по собственному желанию   

 С позиции организации, если  абстрагироваться от последующих  проблем по найму и адаптации  новых сотрудников, это относительно  беспроблемный вид увольнения.    

 Решение принимается самим  работником, в большинстве случаев  оценивается им позитивно, практически  он готов к изменениям в  профессиональной деятельности и социальной среды, необходимость поддержки со стороны администрации, как правило, мала.   

 В этой ситуации служба  управления персоналом может:  

= провести заключительное интервью (в устной, так и в письменной  форме), в ходе которого выявляются  истинные причины увольнения, а  также оценить различные аспекты  производственной деятельности (психологический климат, стиль руководства, перспективы роста, объективность деловой оценки и оплаты труд, требования к рабочему месту и условия труда а и т.п.);  

Информация о работе Лекции по "Управлению персоналом"