Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 20:38, курс лекций
Персонал как объект и субъект управления.
Персонал – личный состав или работники организации, составляющие группу по профессиональным и другим признакам.
Объектом управления является персонал организации, предприятия, компании, фирмы и отношения между работниками в процессе производства. Управление нацелено на эффективное развитие и использование их потенциала. Объектом непосредственного управления может быть коллектив бригады, цеха, участка, отдела и т.п.
Кадровая политика государства – это регулирование сферы отношений работников обладающих рабочей силой и процесса их производственной деятельности ориентированных на сближение целей функционирования социально-экономических систем с личными целями работников в достижении максимальных экономических результатов.
Государственная кадровая политика включает в себя два уровня управления:
Макроэкономический
Микроэкономический
В рамках макроэкономического уровня определяется тип власти в обществе. Стиль руководства, кадровое регулирование хозяйственных систем, философия управления, внешняя среда социально-экономических систем. Проводится анализ ситуации на национальном рынке труда, формируется политика организационной структуры и национальная политика приобщения к труду.
Микроэкономический уровень - формируется внутренняя среда хозяйственных систем, осуществляется анализ рабочих процессов, политика занятости, политика обучения, политика привлечения, политика оплаты труда, политика охраны труда, политика производственных отношений, а так же разрабатываются и внедряются программы по привлечению квалифицированного персонала в районы нового экономического развития.
Государственная кадровая политика должна быть:
А) Научно обоснованной
Б) Комплексной ( единство целей, принципов и методов работы с кадрами)
В) Единой для РОССИИ.
Г) Перспективной – должна носить упреждающий характер
Д) Демократической – учитывать интересы всех проживающих на данной территории
Е) Духовно-нравственный (честность. Человеколюбие, порядочность)
Ж) Правовой
Основные проблемы государственной кадровой политики:
А) государство продолжает сохранять традиционную роль главного работодателя в стране
Б) Коррупция
В) Низкий уровень профессионализма и компетенций управленческих кадров по сравнению с «ЗАПАДОМ»
Г) Высоко классные специалисты покидают гос. Учреждения
Д) Отсутствие перспективных программ развития персонала
Е) Остаточный принцип выделения средств на кадровую работу.
Стратегия управления персоналом
- это система решений, направленная на
сохранение и повышение конкурентоспособности
компании с помощью её сотрудников. Как
и стратегия развития
предприятия в целом, стратегия управления
персоналом раз-рабатывается с учетом
внутренних ресурсов, возможностей, предоставляемых
внешней средой, и традиций организации.
Стратегия управления персоналом
состоит в определении основных направлений
развития всего персонала фирмы
и каждого из её сотрудников в отдельности.
Она должна содержать меры по обеспечению
предприятия работниками необходимой
квалификации и в необходимом количестве,
способствовать наиболее полной реализации
их потенциальных возможностей. Основными
направлениями стратегии управления
персоналом являются:
разработка новых организационных структур управления предприятием;
реализация методов управления;
осуществление мер по развитию кадров;
привлечение и отбор персонала;
организация оплаты труда;
выбор форм и методов стимулирования труда персонала;
создание благоприятных условий труда;
обеспечение охраны труда и другие.
Разработка стратегии управления
персоналом начинается с сопоставления
организационных компетенций, необходимых
для реализации общей стратегии развития,
и фактического состояния человеческих
ресурсов предприятия и определения несоответствия
между ними. Как правило, существует достаточно
много областей такого несоответствия,
и предприятие должно определить приоритеты,
на которых в первую очередь следует сосредоточить
организационные ресурсы. Возможны различные
подходы к разработке стратегии управления
персоналом. Некоторые компании доверяют
опыту и интуиции своих руководителей
и спе-циалистов по управлению персоналом,
предоставляя им право выбирать наибо-лее
актуальные направления развития. Крупные
компании используют формаль-ные методы
определения приоритетов, которые позволяют
оценить такие факто-ры, как важность каждой
компетенции для организации в целом,
способность организации эффективно повысить
её уровень, фактор времени, мнение руково-дителей
и т.д.
Второй подход
к определению приоритетов стратегии управления
человеческими ресурсами состоит в определении
компетенций, которые могут обеспечить
ей устойчивое преимущество перед конкурентами,
обеспечивающее увеличение объёмов продаж,
расширение рынков сбыта, сокращение издержек
и др.
Недостатком каждого из этих подходов
является зависимость суждений руководителей
от занимаемых ими позиций в организации,
неспособность объективно представить
потребности организации в целом. Но в
любом случае выбранные направления разработки стратегии
управления персоналом должны быть
основаны на стратегии развития организации
и нацелены на формирование такого поведения персонала,
которое будет способствовать завоеванию
фирмой более высоких позиций.
При разработке и формулировании стратегии управления персоналом
используются два подхода: «снизу вверх»
и «сверху вниз». Использование подхода
«снизу вверх» - общую стратегию управления персоналом
для всей организации определяет высшее
руководство. Затем она разбивается на стратегии
и планы для каждого из её подразделений.
При планировании «снизу вверх» каждое
под-разделение разрабатывает собственную стратегию
и планы организационно- технических мероприятий,
которые впоследствии интегрируются в
единый план предприятия.
На основе стратегии управления персоналом
для обеспечения её реализации разрабатываются
планы организационно-технических мероприятий.
В отличие от стратегии в целом планы
нацелены на конкретные действия, сроки
и методы их реализации, а также потребности
в ресурсах человеческих, материальных,
финансовых. Как правило, планы составляются
на один календарный год и могут пересматриваться
в течение этого периода. Такие подходы
обеспечивают эффективность процесса
разработки и реализации планов за счет
согласованности с общей стратегией развития предприятия
и его миссии.
Для многих
стран, в том числе и России, не менее важным фактором
является научно-технический прогресс
(НТП), обуславливающий развитие техники
и технологии. НТП может самым радикальным
образом изменить потребности предприятия
в рабочей силе, структуру персонала в результате
внедрения новых
прогрессивных технологий. Поэтому предприятию
важно заблаговременно оценить влияние
возможного внедрения новой техники и
технологии на потребности в рабочей силе.
Политические изменения влияют на потребности
в человеческих ресурсах и положение на
рынке труда через изменение законодательства
(налогового режима, системы социального
страхования, трудового законодательства),
регулирование макроэкономических параметров,
создание определенного политического
климата в стране. Снижение налогов на
заработную плату сократило издержки
предприятия на рабочую силу и позволило
сократить объёмы теневых выплат заработной
платы.