Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 20:38, курс лекций
Персонал как объект и субъект управления.
Персонал – личный состав или работники организации, составляющие группу по профессиональным и другим признакам.
Объектом управления является персонал организации, предприятия, компании, фирмы и отношения между работниками в процессе производства. Управление нацелено на эффективное развитие и использование их потенциала. Объектом непосредственного управления может быть коллектив бригады, цеха, участка, отдела и т.п.
Трудовая мотиваций, так как она — импульс к сознательной деятельности сотрудников, направленной на повышение достижений. Кроме того, оценка персонала может помочь в решении таких значительных задач, как: — установление обратной связи с сотрудником по профессиональным, организационным и иным вопросам; — удовлетворение потребности сотрудника в оценке собственного труда и качественных характеристик. Виды оценок. Виды оценок персонала следует различать по многим критериям, которые используются в производственной практике.
В соответствии с критериями систематичности выделяют: Системную оценку, осуществляемую путем четкого определения всех важнейших признаков оценки {процесса оценивания, его периодичности, критериев оценки, способа измерения оценки). Бессистемную оценку, при которой оценивающему лицу предоставляется выбор способа измерения оценки, процесса оценки, критериев оценки. В соответствии с критериями регулярности различают: Регулярные оценки, которые используются чаще всего непрерывно, например для определения размера вознаграждения. Обычно такие постоянные оценки проводятся один раз в полгода, в год, в два года.
Количественная оценка— связана исключительно с количественными результатами, количеством произведенной продукции; для оценивания используется достигнутый результат.
Качественная оценка— учитывает качественные показатели (деятельность по управлению, надежность, инициатива, ответственность и т.д.).
Аналитическое оценивание, которое заключается в суммировании оценок по всем критериям. Основной вид деловой оценки персонала — это текущая периодическая оценка сотрудников организации.
Текущая периодическая оценка сотрудников организации сводится, как правило, к двум основным этапам:
а) оценке результатов работы и факторов, определяющих степень достижения этих результатов;
б) анализу динамики результативности труда за определенный промежуток времени, а также динамики состояния факторов (усло вий), влияющих на достижение результатов.
— формирование оценочной комиссии (определение оценивающего лица) с привлечением непосредственного руководителя оцениваемого сотрудника, специалистов вышестоящего, равного и нижестоящего уровня управления, а также специалистов службы управления персоналом организации или специализированных оценочных центров;
— определение времени и места проведения деловой оценки;
— установление процедуры подведения итогов оценивания;
— проработка вопросов документационного и информационного обеспечения процесса оценки (формирование полного комплекта документации в соответствии с методикой оценки, его размножение, рассылка и определение каналов и форм передачи информации);
Конфликт - это столкновение противоположных интересов (целей, позиций, мнений и др.) на почве соперничества; это отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанное с острыми эмоциональными переживаниями[ Урбанович А.А. Психология управления: учебное пособие. - Мн. Харвест, 2003г. - 640с.].
В числе основных структурных компонентов конфликта можно выделить следующие:
объект конфликта,
участники конфликта,
конфликтная ситуация,
инцидент.
Объект конфликта - социальное явление, вызывающее данную конфликтную ситуацию. Борьба за право владеть этим явлением и приводит к конфликту. Объект конфликта характеризуется тем, что он:
может быть как материальным, так и психологическим,
всегда достаточно значим для участников противоборства, хотя эта значимость может быть чисто ситуативной,
обычно является одним из
факторов, определяющих поведение
конфликтующих. Вот почему точное
знание объекта позволяет
Участники (оппоненты) конфликта - отдельные лица, группы людей и даже организаций. Наличие объекта и участников конфликта образует конфликтную ситуацию. Участники конфликта связаны определенными отношениями, каждый из них претендует на единоличное манипулирование объектом.
Однако конфликтная ситуация может существовать, но конфликта может не быть. Другими словами, конфликт может долго оставаться на потенциальном уровне, не переходя в реальную плоскость. Для того чтобы конфликт перерос из потенциального в реальный, необходим инцидент, то есть действия со стороны участников (оппонентов) конфликта, направленные на овладение объектом и ущемляющие интересы другой стороны.
Итак, конфликт есть конфликтная ситуация плюс инцидент.
Наряду с основными структурными элементами конфликта, существуют и дополнительные, служащие фоном. К ним необходимо отнести следующие.
Условие протекания. Характер любого разногласия существенно определяется внешней средой, в которой возникает конфликт. Основными параметрами могут быть:
пространственно-временные (место осуществления и время, в течение которого конфликт должен быть разрешен);
социально-психологические (климат в конфликтующей группе, тип и уровень взаимодействия (общения), степень конфронтации и состояние участников конфликта);
социальные (вовлеченность в конфликт интересов различных социальных групп: половых, семейных, профессиональных, этнических национальных и др.).
Образы конфликтной ситуации, то есть своеобразные идеальные представления участников конфликта о себе, о противоположной стороне, о среде и условиях, в которых протекает конфликт.
Почему необходим анализ образов? Потому, что:
во-первых, именно образы, а не реальность конфликта, сама по себе, непосредственно определяет конфликтное поведение;
во-вторых, изменение этих образов при внешнем воздействии на участников позволяет эффективно разрешать конфликты.
Возможные действия участников конфликта:
характер действий (наступательные, оборонительные, нейтральные);
степень активности в их осуществлении (активные - пассивные; инициирующие - ответные);
направленность действий (на оппонента, на самого себя, апеллирование к третьим лицам и др.).
Возможные исходы конфликтных ситуаций:
полное или частичное подчинение другого,
компромисс,
прерывание конфликтных действий,
интеграция и др.
Аттестация персонала - кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности.
Главное назначение аттестации - не контроль исполнения (хотя это тоже очень важно), а выявление резервов повышения уровня отдачи работника.
Целью проведения аттестации является рациональная расстановка кадров и их эффективное использование.
Различают четыре вида аттестации служащих:
1. Очередная - обязательна для всех не реже одного раза в два года для руководящего состава и один раз в три года для специалистов и других служащих.
2. По истечении испытательного срока - в целях выработки обоснованных рекомендаций по использованию аттестуемого на основе результатов адаптации на новом рабочем месте.
3. При продвижении по службе - выявление потенциальных возможностей и уровня профессиональной подготовки работника с учетом требований нового рабочего места.
4. При переводе в другое структурное подразделение - когда происходит существенное изменение должностных обязанностей и требований, предъявляемых новым рабочим местом.
Аттестация проводится во всех подразделениях организации. Перечень должностей, подлежащих аттестации, и сроки ее проведения устанавливаются руководителем организации.
Методы и этапы проведения аттестации
Существует множество различных методов аттестации, однако на практике они в основном представляют собой разные вариации следующих методов:
Ранжирование,
в рамках которого требуется расставить
подчиненных по порядку в
зависимости от их заслуг (достижений),
причем, как правило, по их реальной способности
выполнять работу, хотя иногда ранжирование
проводится по нескольким выбранным
характеристикам.
Классификация, в рамках которой работников распределяют по нескольким заранее установленным категориям достижений (заслуг) на основании общей эффективности деятельности работников. Как правило, этих категорий пять.
Шкала оценок - наиболее часто использующийся метод аттестации. Его основу составляет список личностных характеристик или факторов, против каждой из которых размещается шкала, состоящая, как правило, из пяти пунктов, и менеджер (руководитель) отмечает на шкале, в какой степени тот или иной фактор или характеристика присущи работнику.
Метод открытой аттестации представляет собой инновацию, которая была введена в связи с неудовлетворительностью схемы шкалы оценки. Вместо того чтобы заставлять менеджера оценивать ряд персональных характеристик, которые не всегда являются подходящими для аттестации, новый метод сосредоточивает внимание на характере выполнения работы, при этом от менеджера требуется всего несколько фраз об аттестуемом работнике вместо проставления галочек в столбцах.
Аттестация проводится в несколько этапов:
Подготовка, осуществляемая кадровой службой.
Проведение аттестации аттестационной комиссией.
Подведение итогов аттестации.
Анализ результатов аттестации.
Оценка персонала.
Сведение и обработка данных после аттестации.
Собеседование по результатам аттестации.
Организация хранения данных.
Принятие решения.
Кадровая служба предприятия - это совокупность специализированных структурных подразделений в сфере управления предприятием вместе с занятыми в них должностными лицами (руководители, специалисты, исполнители), призванными управлять персоналом в рамках избранной кадровой политики. Люди - важнейший ресурс любой организации. Они создают новые продукты, контролируют качество, аккумулируют и используют финансовые ресурсы. Люди способны к постоянному совершенствованию и развитию. В то время как другие ресурсы ограничены, возможности и инициатива людей, человеческие ресурсы безграничны.
В небольших компаниях (до 100 человек)
достаточно двух сотрудников службы персонала,
в организациях средних размеров (до 500
человек) целесообразно создать кадровую
службу персонала из трех-четырех кадровых
специалистов, в более крупных компаниях
(свыше 1500 человек) от семи до десяти сотрудников
службы персонала. Порядок организации
и функционирования кадрового органа
невозможно рассматривать в отрыве от
его организационной структуры и численного
состава. Последние определяются исходя
из содержания задач кадровой работы,
организационно-финансовых возможностей
предприятия, и регламентируются штатным
расписанием службы персонала, которое
утверждает директор предприятия.
Но, прежде всего, следует уяснить содержание
понятий «организационная структура»
и «численный состав».
Под организационной структурой отдела
кадров подразумеваются его основные
и вспомогательные подразделения (иные
внутренние структурные единицы). Как
правило, эти подразделения концентрируют
свою работу на самостоятельных направлениях
кадровой работы и тесно взаимодействуют
между собой в процессе повседневной деятельности.
Численный состав отдела кадров характеризуется
общим количеством работников данного
подразделения, а также количественным
соотношением их основных категорий —
руководителей, специалистов и исполнителей
(как в составе отдела кадров в целом, так
и в составе его внутренних структурных
единиц). Воз- Под внутренней структурной
единицей (в раде источников — «базовой
структурной единицей») следует понимать
мини-подразделение в составе основного
структурного подразделения (группа, сектор
и т. п.). Численность таких мини-подразделений
обычно не превышает 2—5 работников-специалистов,
один из которых по совместительству выполняет
также административные функции, являясь
для остальных работников непосредственным
начальником. Наличие мини-подразделений
в структуре кадрового органа наиболее
характерно для предприятий с численностью
персонала от 500 до 1000 человек.
Возглавляет кадровый орган предприятия
и руководит его работой начальник — как
правило, начальник отдела кадров (НОК).
Все сотрудники отдела кадров, включая
руководящий состав (заместителей и помощников
начальника), специалистов и исполнителей,
являются подчиненными должностными лицами
по отношению к начальнику, который, в
свою очередь, подчиняется непосредственно
руководителю предприятия (его первому
заместителю или его заместителю по персоналу).
Если отдел кадров насчитывает в своем
составе несколько подразделений, то каждое
из них, в свою очередь, возглавляется
начальником (кроме мини-подразделений).
В необходимых случаях в штат отдела кадров
могут вводиться должности заместителей
начальника (по общим вопросам, по важнейшим
направлениям кадровой работы), а также
должности помощников начальника. Выигрышным
управленческим ходом является совмещение
должностей начальников подразделений
отдела кадров с должностями заместителей
начальника отдела кадров — благодаря
этому экономятся средства, усиливается
материальная заинтересованность работников,
занимающих совмещенные должности.
Как правило, чаще всего отдел кадров представляет
собой структурное подразделение в составе
службы персонала.
Организационная структура отдела кадров
определяется, прежде всего, численностью
работников предприятия, а также характером
(объемом и сложностью) задач кадровой
работы.
Основные факторы, влияющие на выбор организационной
структуры кадрового органа предприятия,
представлены в таблице. С учетом изложенного
организационная структура отдела кадров
предприятия может быть построена в соответствии
с одним из трех типовых вариантов.