Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 20:38, курс лекций
Персонал как объект и субъект управления.
Персонал – личный состав или работники организации, составляющие группу по профессиональным и другим признакам.
Объектом управления является персонал организации, предприятия, компании, фирмы и отношения между работниками в процессе производства. Управление нацелено на эффективное развитие и использование их потенциала. Объектом непосредственного управления может быть коллектив бригады, цеха, участка, отдела и т.п.
Показатель |
Формула |
Расшифровка условных обозначений в формуле |
Экономическая результативность управленческой деятельности |
Кер = ТО / ВО |
Кер - коэфициент экономической результативности
управленческой деятельности; |
Доля расходов на управление |
КИУ = ВВУ / ВО |
КИУ - доля расходов на управление; |
Соотношение количества управленцев к количеству работников |
Кз = Чау / Чсер |
Кз - удельный вес управленческого
персонала в общей численности персонала; |
Производительность труда |
Ппр = ТО / Чсер или Ппр = ТО / ФРЧ |
Ппр - производительность труда; |
Трудоемкость товарооборота |
Т = Чсер / ТО |
Т - трудоемкость товарооборота |
Результативность управления |
РВС = ТО / Чау |
РВС - результативность управления |
Рентабельность товарооборота |
Ро = П / ТО |
Ро - рентабельность товарооборота; |
Рентабельность затрат |
Рв = В / ВО |
Рв - рентабельность затрат |
Рентабельность использования персонала |
Рпер = В / Чсер |
Рпер - рентабельность персонала |
Организационно-кадровый аудит — оценка соответствия структурного и кадрового потенциала организации ее целям и стратегии развития. Проводится с целью подготовки к принятию стратегических решений о развитии бизнеса, разработки программы реформирования организации и кадрового обеспечения процесса реструктуризации.
Оценке могут быть подвергнуты три основных аспекта организационной реальности:
1) кадровые процессы —
2) строение организации (ее структура)
— соотношение и
3) качественные и количественные характеристики персонала.
Эффективность групповой деятельности - один из показателей успешности групповой активности и качественно, и количественно отражающий отношения достигнутого результата и результата желаемого, планируемого или в принципе максимально достижимого. Нередко исследователи эффективности групповой деятельности считают, что подобный показатель может рассматриваться лишь в том случае, когда существуют формализованные нормы выработки и временные нормативы.
Групповое взаимодействие - естественная черта человеческого поведения, но создание существенных, значимых гармоничных взаимосвязей как условие эффективной групповой деятельности представляет собой нелегкую задачу. Многие руководители организаций справедливо полагают, что кооперация в группах зависит от результатов, ожидаемых от их деятельности. Иными словами, деятельность групп во многом зависит от того, принимаются (или нет) группой цели организации. Даже сплоченные и сильные группы не смогут достичь эффективной деятельности, если цели организации расходятся с целями группы.
Еще один важный фактор эффективной групповой деятельности - степень взаимосвязанности членов группы между собой. Сплоченность групп, о чем упоминалось выше, является основным условием высокой интеграции между членами групп, формирования отношений взаимопомощи, следствием чего становится удовлетворение своим трудом, высокая дисциплина, осуществление внутригруппового контроля и повышение производительности, которая в наибольшей степени зависит от стандартов труда, принятых в качестве устойчивой социальной нормы.
Модерация является одним из способов достижения цели группы с оптимальным использованием креативности каждого члена коллектива без лишних потерь рабочего времени.
1. Модерация как совокупность приемов группового решения проблем
Модерация - способ систематического, структурированного ведения групповой работы с прозрачными методами в целях эффективной подготовки, проведения и подведения итогов работы (конференций, семинаров).
Целью проведения модерации является наиболее полное вовлечение всех участников в рабочее заседание и во все фазы рабочего процесса. Таким образом, обеспечивается оптимальное использование идей и энергии членов группы и гарантируется, что за счет перераспределения заданий все делают общее дело.
Сегодня модерация - это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество работы коллектива, группы. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации, способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.
К принципам модерации можно отнести:
- систематичность (каждое отдельное действие логически следует за другим);
- структурированность (каждый
раздел работы рационально
- прозрачность (исключаются манипуляции любого рода).
Структурированность модерации определяется разделением мероприятия на определенные взаимосвязанные фазы (части), каждая из которых имеет свои цели, задачи и методы.
Технология модерации дает возможность полноценно реализовать разработанный план путем организации, координации, мотивации и контроля запланированных мероприятий; включает интерактивность и гармонично сочетается с активными методами проведения групповых работ. Следовательно, технология модерации обеспечивает стабильное достижение запланированных результатов.
К преимуществам модерации также отностятся:
- участники концентрируются на сути;
- результаты приобретают прозрачность;
- повышается уровень
- растет мотивация коллектива.
Основным инструментом модерации является визуализация. Это одно из ее основных отличий. В модерации используются инструменты, с помощью которых визуализируется процесс принятия решений.
Модератор -- это нейтральный человек, который не заинтересован в принятии какого-либо решения. Когда проектный митинг проводится с помощью метода модерации, то ответ, к какому решению придет группа, никому неизвестен.
Модерация является одним из методов работы в группе. У данного метода есть свои плюс и минусы. Но считается одним из эффективных, так как в группе нет какого либо руководителя, модератор является таким же участником дискуссии, как и все остальные. Принципы модерации также описывают основные плюсы данного метода.
Профессиональная
ориентация и адаптация выступают важным
составным элементом системы подготовки
кадров и являются регулятором связи между
системой образования и производством.
Они призваны способствовать покрытию
потребностей организаций в рабочей силе
в необходимом качественном и количественном
отношении для повышения их прибыльности
и конкурентоспособности.
Профессиональная ориентация представляет
собой систему мер по профинформации,
профконсультации, профподбору и профадаптации,
которая помогает человеку выбирать профессию,
наиболее соответствующую потребностям
общества и его личным способностям и
особенностям. Неполное использование
возможностей работника в трудовой деятельности
не только наносит ущерб его собственному
развитию, но и оборачивается потерей
для организации. Разрыв между профессиональной
подготовкой и содержанием трудовых функций,
выполняемых работником, снижает его интерес
к труду, работоспособность, что, в конечном
счете, ведет к падению производительности,
ухудшению качества продукции, к росту
профессиональной заболеваемости и травматизма.
Есть еще одна важная задача профориентации
- содействие быстрым структурным сдвигам
в занятости. В настоящее время многоукладная
экономика предоставляет работникам с
разными способностями и интересами возможность
найти место на трудовом поприще. В идеальном
случае сокращение рабочих мест должно
проводиться только тогда, когда будут,
созданы условия для переобучения высвобождаемых
работников с учетом мотивационного механизма
выбора профессии, когда начнут действовать
программы по созданию новых рабочих мест
в приоритетных для общества областях.
Пока управленческие работники не воспримут
профориентацию как метод регулирования
предложения рабочей силы в организации,
они будут испытывать экономические и
психологические трудности.
Чтобы выявить и развить психологический
и мотивационный механизм выбора профессии,
необходимо использовать механизм управления
профориентацией. Он представляет собой
способ организации взаимосвязанных процессов
формирования личности работника, обладающего
конкурентоспособными качествами, включающих
профессиональное обучение, консультирование,
отбор, информирование и др.
В последнее время все чаще используется универсальный комплексный метод — метод Центров оценки, который вобрал в себя элементы многих методов, для достижения максимально объективного анализа персонала. Данный метод имеет ряд критериев (чаще разработанные профили компетенций), по которым проводится оценка человека. Среди компетенций в качестве примера можно привести: обучаемость, умение делать устные и письменные обобщения, контактность, восприятие мнения окружающих, гибкость в поведении, внутренние нормативы, творческие характеристики, устойчивость к стрессовым ситуациям, энергичность, организованность, организаторские и управленческие способности и т.д. Особенностью метода является наличие инструментов оценки компетенций, обеспечивающих оценку каждой компетенции не менее 2х раз, а каждого оцениваемого - не менее, чем 2мя подготовленными наблюдателями. Обычно в сценарии Центра оценки присутствует групповое задание (игра), ролевые упражнения (оцениваемый должен проявить некоторое свойственное ему в ряде ситуаций поведение), аналитические задания и презентации. Результаты Центра оценки подкрепляются проведением опросов и интервью.