Маркетинг как специфическая функция управления на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение маркетинга как специфической функции управления предприятием.
В процессе работы выполнены следующие исследования:
- изучена сущность маркетинга как функции управления и процесс управления маркетингом на предприятии;
- проведен анализ развития маркетинга на предприятии;
- разработаны предложения по использованию механизмов маркетинга в управлении отечественными предприятиям.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ МАРКЕТИНГА КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 5
1.1 Сущность маркетинга как функции управления 5
1.2 Процесс управления маркетингом на предприятии 7
2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ МАРКЕТИНГА В ОАО «ГОРОДСКОЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД № 1» 17
2.1 Экономико-организационная характеристика ОАО «Городской молочный завод № 1» 17
2.2 Анализ концепции маркетинга ОАО «Городской молочный завод № 1» 22
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
Виды рекламы, используемой ОАО «ГМЗ №1» в 2013 году 42

Файлы: 1 файл

Маркетинг как специфическая функция управления (1).docx

— 561.04 Кб (Скачать файл)

Руководство процессом  производства осуществляется директором предприятия, который утверждает бизнес-план, квартальные и месячные планы  производственно-технической деятельности, разработанные управлением гормолзавода; осуществляет по договорам подряда  или хозяйственным способом капитальное  строительство и реконструкцию  основных фондов; утверждает и изменяет технологические процессы производства при условии их направленности на улучшение качества продукции, снижение себестоимости при соблюдении стандартов и технических условий; устанавливает  сдельную или повременную оплату труда для отдельных групп  рабочих; утверждает структуру и  затраты предприятия, разработанные  применительно к типовым структурам и штатам, установленные заводоуправлением.

Первым заместителем директора является главный инженер, которому подчиняются заместитель  главного инженера, служба главного механика, служба главного энергетика, отдел  главного технолога, служба главного метролога, сектор разработки и сопровождения  программного обеспечения, отдел капитального строительства, транспортный цех. Основными  функциями главного инженера является разработка и внедрение новой  техники и прогрессивной технологии, обеспечение нормальной работы оборудования, надлежащего санитарного состояния  и хорошего качества выпускаемой  предприятием продукции.

Работу участков молокозавода возглавляют мастера  участков. Мастер руководит коллективом  подчиненных ему рабочих, организует процесс производства при строгом  соблюдении технической дисциплины по выпуску продукции необходимого качества, создает условия для  выполнения рабочими норм выработки, бригадных  заданий по обеспечению заказов  торговой сети, а также выполнение внутрипроизводственного задания.

Планово-экономический  отдел разрабатывает перспективные  и текущие планы предприятия, ведет оперативное планирование и определяет плановые показатели участков, контролирует выполнение плана по всем показателям.

Бухгалтерия осуществляет учет использования средств, выделенных в распоряжение предприятия, контролирует выполнение плана по прибыли и  рентабельности производства, определяет фактическую себестоимость продукции.

Отдел снабжения  отвечает за своевременное поступление  сырья, материалов, топлива на предприятие, обеспечивает их хранение. Одной из главных задач отдела является ускорение  оборачиваемости материальных ресурсов, улучшение организации складского хозяйства, недопущение их сверхнормативных запасов.

Отдел сбыта  готовой продукции разрабатывает  план реализации и обеспечивает его  выполнение, отвечает за своевременную  поставку товара в торговую сеть.

Наглядно  структура управления предприятием представлена на рис. 2.1.

Таким образом, организационная структура управления предприятия является линейно-функциональной. Отметим положительные и отрицательные  моменты данной структуры:

Преимущества:

- более тщательная подготовка решений и планов, связанных со специализацией сотрудников;

- освобождение главного менеджера от необходимости глубокого изучения проблем;

- возможность эффективного использования консультантов и экспертов.

Недостатки:

- отсутствие близких взаимосвязей между производственными подразделениями;

- недостаточно чёткое распределение ответственности в связи с тем, что специалист, готовящий решения, как правило, в его реализации не участвует.

 

Рисунок 2.1 –. Организационная структура предприятия

 

Рассмотрим  динамику и структуру объёма производства исследуемого предприятия.

 

Таблица 2.1 –  Производство продукции ОАО «ГОРОДСКОЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД № 1» в 2010-2012 гг., тонн

 

Наименование продукции

2010

2011

2012

Изменение

Темп роста, %

2012 от 2010

2012 от 2011

2012 к 2010

2012 к 2011

Цельномолочная продукция в пересчёте  на молоко

109536

115151

114722

5186

-429

104,7

99,6

Молоко цельное

46837

48080

47066

229

-1014

100,4

97,8

Молоко в полиэтиленовой плёнке

41820

41692

40495

-1325

-1197

96,8

97,1

Молоко стерилизованное

1978

2228

2934

956

706

148,3

131,6

Кисломолочная продукция

23584

24770

24109

525

-661

102,2

97,3

Кефир жирный

22730

22528

22035

-695

-493

96,9

97,8

Сливки 

790

770

649

-141

-121

82,1

84,2

Сметана

4682

4513

4446

-236

-67

94,9

98,5

Сыр жирный

743

845

573

-170

-272

77,1

67,8

Нежирная продукция в пересчёте  на обрат

451

957

3956

3505

2999

877,1

413,3


 

За 2012г. произведено  товарной продукции в сопоставимых ценах на сумму 59741,0 млн. руб., темп роста  к 2011г. составил 107,9 %; потребительских товаров в действующих сопоставимых ценах на сумму 64055 млн. руб., темп роста к 2011г – 105,6 %; цельномолочной продукции в пересчете на молоко произведено 114722 тонны (темп роста 99,6 %), сыров жирных произведено 573 т (темп к 2011г. 67,9 %). Для удовлетворения спроса населения произведено молока цельного 47066 т (темп к 2011г. 97,9 %), кисломолочной продукции произведено 24109 т (темп 97,3 %), сметаны – 4446 т (темп 98,5 %). Снижение темпов роста основных видов продукции против прошлого года объясняется насыщением рынка г. Минска молочными продуктами с других молочных заводов республики, заявки торговли исследуемым предприятием выполнялись на 100 %.

За 2012 год  произведено пасты творожной  жирной - 937 тонн, темп 56,7%, сыра домашнего  – 622 тонны, темп роста к прошлому году 97,9%, творога зерненого «Жемчужинка» 5 % жирности – 597 тонн.

Кроме того, для увеличения объемов производства, расширения ассортимента заводом вырабатывается нетрадиционный вид продукции - майонез - 1599 тонн, это в 1,6 раз больше, чем в 2011 году.

Для увеличения производства товаров народного  потребления завод освоил и произвел 8 новых видов продукции: молоко «Минское»  с витамином «С», кефир «Минский»  с вит. «С», творог зерненый «Жемчужинка», сыр «Неманский» с тмином, напиток  плодово-ягодный «Попурри», кефир  «Околица» в упаковке Тетра Брик, молоко стерилизованное в упаковке Тетра Брик 1 л витаминизированное и с лактулозой.

В результате от производства новых видов получено 2623 млн. рублей товарной продукции, удельный вес новых видов продукции  в общем объеме товарной продукции  составил 4,0 %, получено прибыли 353,2 млн. рублей, удельный вес в общем объеме прибыли 30,8 %.

Мощности  ГМЗ № 3 составляют по цельномолочной продукции – 238,9 т/смену, по сырам - 2,34 т/смену, по майонезу - 2 т/смену, детскому питанию - 11,6 твсмену.

Использование мощностей по цельномолочной продукции  составляет 87,7 %, по сырам мягким 100 %, майонезу - 100 %, детскому питанию -85,9 %. Недоиспользование мощностей объясняется насыщением рынка молочными продуктами от молочных заводов других регионов РБ и г. Минска.

ОАО «ГМЗ №1» производит 64,9% нежирной молочной продукции от общего объема производства по Минской области (по предприятию 25,3 тыс.тон в пересчете на обрат, по области 39,7 тыс.тонн), 48,7% цельномолочной продукции области (по предприятию 165,1 тыс.тонн в пересчете на молоко по области 345,3 тыс.тонн), 4,4% доля производства масла, 6,7% доля по ЗЦМ.

Около 17,4% сырья  для переработки в Минской  области направляется на ОАО «ГМЗ № 1». С января по сентябрь 2012года на ОАО «ГМЗ № 1» поступило 30% сырья сорта экстра, высшего сорта 64%, первого сорта 6%. По Минской области закуплено молока сорта экстра 36%, высшего 48%, первого 11 % и второго 3,5%. Меньше всего молока сорта экстра за 9 месяцев приняли к зачету в Гродненской области 22% и в Брестской 28,9% (таблица качество молока).

В масштабах  Республики Беларусь на долю ОАО «ГМЗ №1» приходится  4,1% перерабатываемого сырья, по нежирной молочной продукции 36,4% общего производства, по цельномолочной продукции приходится 12,3% . Доля произведенной товарной продукцией ОАО «ГМЗ №1» по молочной отрасли республики составляет 4,6%, доля товарооборота (выручка от реализации продукции) составляет 4,8%.

В настоящее  время происходит усиление концентрации предприятий молочной промышленности — контролируемые государством мелкие и убыточные предприятия присоединяются к более крупным и эффективно работающим, таким образом производится укрупнение молокоперерабатывающих предприятий.

 

 

2.2 Анализ концепции  маркетинга ОАО «Городской молочный  завод № 1»

 

 

В данном разделе  рассмотрим виды маркетинга, использующиеся при реализации товара: в зависимости  от объекта, по территориям охвата, в зависимости от спроса, а также  концепции маркетинга, использующиеся предприятием.

Маркетинг массовый(massmarketing) – вид маркетинга, осуществляемый организацией при массовом производстве одного продукта, предназначенного сразу для всех покупателей. При этом сегментация рынка и изучение потребителей не проводятся. Этот вид маркетинга применяется для основной части товаров ОАО «Городской молочный завод № 1».

Маркетинг дифференцированный(differentiatedmarketing) –вид маркетинга, при котором организация стремится осваивать сразу несколько сегментов рынка со специально для них разработанными продуктами и специфической маркетинговой политикой. В ОАО «Городской молочный завод № 1» это выпуск молочных продуктов, соков, фруктового детского питания.

Маркетинг пробный(testmarketing) - вид маркетинга, направленный на проверку продукта и плана маркетинга в реальных рыночных условиях. Цель пробного маркетинга – еще до начала полномасштабной реализации продукта оценить сам продукт и его маркетинговую программу (цену, рекламу, марку, упаковку, сервис и т.д.) и узнать, как на все это будут реагировать потребители и посредники. Этот вид маркетинга применяется для новых (инновационных) товаров ОАО «Городской молочный завод № 1».

Маркетинг социальный(socialmarketing) - вид маркетинга, заключающегося в разработке, реализации и контроле социальных программ, направленных на повышение уровня восприятия определенных слоев общественности неких социальных идей, движений или практических действий. Этот вид маркетинга применяется при продаже молока по «социальным» ценам (ниже себестоимости).

В настоящее  время происходит ужесточение конкуренции  на внутреннем рынке в силу достижения высокой степени насыщения национального  рынка молочными продуктами. Следует  отметить, что конкурентоспособность  последних значительно возросла, благодаря внедрению современных  технологий, улучшающих качество продукции, обеспечивающих более длительные сроки  годности и гарантирующих ее безопасность для потребителя.

На предприятии  «ГМЗ №1» проводится систематический  анализ деятельности конкурентов. В  ходе анализа изучается ассортиментная политика, уровень спроса потребителей, ценовая политика, вид и качество продукции предприятий-конкурентов.

Основными конкурентами на рынке молочных продуктов г. Минска для ОАО «ГМЗ № 1» являются:

- ОАО «Савушкин  продукт» - доля рынка 30%;

- ОАО Гормолзавод  № 2 – доля рынка 12%;

- ОАО «Бабушкина  крынка» - 7%.

Таким образом, диаграмма распределения доли рынка  между предприятиями имеет вид, представленный на рисунке 1.

 

Рисунок 2.2– Распределение доли рынка г.Минска между основными предприятиями конкурентами в 2012 г.

 

Что касается Минской области, то здесь основными  конкурентами являются следующие предприятия:

- «Здравушка»,  Борисов;

- «Слуцкий  стандарт»;

- «Клецкая  крыначка».

В республике основными конкурентами являются:

- ОАО «Савушкин  продукт» - доля рынка 30%;

- ОАО «Бабушкина  крынка» - 7%;

- ОАО «Беллакт-Столица».

Проведём  сравнительный анализ основных конкурентов  ОАО «Гормолзавод №1», в ходе которого выявим преимущества и недостатки молочной продукции, выпускаемой данным предприятием по отношению к товарам – конкурентам таких предприятий: ОАО «Савушкин продукт», ОАО «Гормолзавод №2», ОАО «Бабушкина крынка». Для этого сравним молочную продукцию по таким параметрам: качество продукции, качество упаковки, уровень цен, сроки хранения (таблица 2.2).

 

 

 

Таблица 2.2 – Сравнительный анализ конкурентов

Характеристика конкурентов

ОАО «Гормолзавод №1

ОАО «ГМЗ №2»

ОАО «Савушкин продукт»

ОАО «Бабушкина крынка»

Качество продукции

высокое

выше среднего

высокое

выше среднего

Качество упаковки

среднее (ниже среднего)

выше среднего

высокое

выше среднего

Уровень цен

средние

выше средних

высокие

средние

Сроки реализации

высокие

высокие

высокие

выше среднего


 

По данным таблицы  видно, что ОАО «Гормолзавод №1» находится ещё на хороших позициях на рынке по сравнению со своими крупными конкурентами.

Информация о работе Маркетинг как специфическая функция управления на предприятии