Маркетинг как специфическая функция управления на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение маркетинга как специфической функции управления предприятием.
В процессе работы выполнены следующие исследования:
- изучена сущность маркетинга как функции управления и процесс управления маркетингом на предприятии;
- проведен анализ развития маркетинга на предприятии;
- разработаны предложения по использованию механизмов маркетинга в управлении отечественными предприятиям.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ МАРКЕТИНГА КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 5
1.1 Сущность маркетинга как функции управления 5
1.2 Процесс управления маркетингом на предприятии 7
2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ МАРКЕТИНГА В ОАО «ГОРОДСКОЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД № 1» 17
2.1 Экономико-организационная характеристика ОАО «Городской молочный завод № 1» 17
2.2 Анализ концепции маркетинга ОАО «Городской молочный завод № 1» 22
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
Виды рекламы, используемой ОАО «ГМЗ №1» в 2013 году 42

Файлы: 1 файл

Маркетинг как специфическая функция управления (1).docx

— 561.04 Кб (Скачать файл)

 

Сильной стороной предприятия на данном этапе является тенденция к перевооружению, предприятие, закупая и далее современное  оборудование, сможет производить новые  и существующие виды продукции хорошего качества. В настоящее время слабым местом предприятия, получившим наибольшую оценку, является небольшой ассортимент, низкая загрузка производственных мощностей  из-за отсутствия спроса на продукцию. Возможности предприятия - стабильная сырьевая зона, наличие на рынке  труда дешевой и квалифицированной  рабочей силы, возмещения государства  за реализацию продукции по социально-значимым ценам, стабильный объем продаж первому  сектору рынка, ему сбывается  до 90% всей продукции завода. Самой  значимой угрозой по данным таблиц является ужесточение конкуренции  со стороны российских и белорусских  производителей.

 Сочетание  возможностей и сильных сторон  показывает, что предприятие может  двигаться в выбранном направлении.  При сочетании возможностей и  слабых сторон, предприятие может  использовать возможности для  устранения слабых сторон. При  сочетании угроз и сильных  сторон, сильные стороны не позволят  угрозам разрушающе действовать  на предприятие. На поле "угрозы  слабые стороны" следует обратить  особое внимание, необходимо разработать  стратегию развития предприятия  таким образом, чтобы избавиться  от слабых сторон и предотвратить  возникшие угрозы и в то  же время использовать потенциальные  возможности и сильные стороны  предприятия.

 Каждое  сочетание возможностей и угроз,  сильных и слабых сторон предприятия  и возможные воздействия этого  сочетания на развитие предприятия  видятся нам следующим образом:

1,2— благодаря всем имеющимся возможностям ГМЗ № 1 сможет и далее осваивать новые виды деятельности и совершенствовать техническую сторону производства;

3 — возможности  позволяют сохранить качество  продукции;

4 - поскольку  сырьеваязона установлена административными методами, в пределах этой зоны действуют государственные закупочныецены, они значительно меньше реальной стоимости молока. На рынке труда сложившаяся ситуация позволяет нанимать относительно дешево квалифицированный персонал. Все это дает возможность производить качественную продукцию с минимальными издержками.

5,6 - возможность  функционирования без остановок  и с минимальными производственными  издержками на основное сырье  (мясо) и заработную плату в  пределах существующей загрузки  мощностей, атакже при необходимости их дозагрузки;

7 — поскольку  первый сектор рынка предприятия  не принимает новые виды продукции  из-за разницы я цене, стандартную  продукцию можно сбывать с  прибылью и, не увеличивая ассортимента;

8 -возможность  освоения новых видов продукции  высокого качества и разнообразным  дизайном;

9 - возможности  увеличивают и могут еще более  увеличить прибыльность продукции  и существующий размер денежных  потоков;

10 - низкие  производственные издержки, которые  определяют возможности, при грамотном  использовании должны нейтрализовать  слабые стороны;

11 — сильные  стороны позволили снизить расходынаремонт оборудования, повысили качество продукции, кроме того, диверсифицированное производство позволяет компенсировать убытки от социальной продукции;

12 - постепенноеосвоение передовых технологий и новой продукции для преодоления отставания в конкурентной борьбе;

13 - качество  продукции завода позволит сбывать  с успехом свою продукцию не  только в пределах обязательных  фондов, но и на всех остальных  сегментах рынка;

14 - качество  продукции помогает в конкурентной  борьбе за свою долю рынка;

15 — продукция,  цены на которую устанавливает  государство, занимает значительную  долю в объеме производства. В  большинстве случаев данная продукция  убыточна, поэтому предприятие производит  такую продукцию в количестве, определенном обязательным государственным  заказом. Однако мощности завода  превышают спрос на продукцию.  В такой ситуации оборудование  для ее производства простаивает,  значительно увеличивая сумму  постоянных издержек и еще  больше ухудшая ситуацию.

16 -фондируемая  продукция - это продукция, главное  преимущество которой низкие  цены и доступность. Разнообразие  ассортимента требует, как известно, дополнительных инвестиций. Естественно  также, что цена на такую  продукцию будет расти. Потребители  социальной продукции нуждаются  в низких ценах, а не широком  ассортименте и не принимают  новые виды продукции.

17 - сфера  маркетинга находится в зачаточном  состоянии. Отдел маркетинга выполняет  только часть предназначенных  ему рынком функций, это разработка  и дизайн упаковки, поиск поставщиков  сырья для новой продукции,  функции отдела сбыта в части  внешнеэкономической деятельности (таможенное оформление). Остальные  функции маркетинга выполняются  централизованно другими лицами  либо вообще не выполняются.

18 - на неудовлетворительные  финансовые результаты напрямую  влияет ограничение в цене  и хозяйственной самостоятельности  ведет к убыткам, недостаточному  потоку денежных средств, это  в свою очередь инициирует  многие другие финансовые проблемы,

19 - в данной ситуации ужесточение конкуренции со стороны как российских, так и белорусских производителей ограничивает процент загрузки производственных мощностей.

20 - предприятию  необходимо покрывать убытки  от реализации социальной продукции,  для этого оно производит такую  продукцию, на которую вправе  самостоятельно устанавливать цены  исходя из себестоимости, нормы  прибыли и ценовой политики, проводимой  на данный момент, конъюнктуры  рынка. Для того чтобы продукция  нашла своего покупателя, необходим  широкий ассортимент, а при  необходимости и новые виды  продукции с другими свойствами, способом применения и т.д.  Это на предприятии отсутствует  или развито крайне слабо. Конкуренты  же, наоборот, в этом направлении  действуют очень активно. Следовательно,  можно сказать, что предприятие  теряет свои конкурентные позиции,  это ведет ко многим другим  проблемам.

21 - в рыночных  условиях при ужесточении конкуренции  должна разрабатываться стратегия,  в которой огромную роль играет  маркетинг и его подстратегии. В нашем случае фактор конкуренции  предприятие игнорирует.

22 - продукция,  уступающая продукции конкурентов,  остается на складе, тем самым  наносятся финансовые убытки  всему производству и предприятию.

Таким образом, в перспективе предприятию рекомендуется  увеличить объёмы производства и  реализации продукции, расширить ассортимент  путём освоения новых видов и  увеличения объёмов продуктов детского питания, расширения ассортимента детского питания, снижения себестоимости выпускаемой  продукции. Для осуществления этих мероприятий необходимо решить следующие  вопросы:

  • обновить основные производственные фонды в связи с большим физическим износом оборудования, на котором производится основная масса продукции;
  • расширить зоны поставок сырого цельного молока, напрямую с колхозов и совхозов Минской области;
  • сохранить возмещение за пользование кредитом и возмещение убытков от производства социально - значимой продукции.

 

 

3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ  МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Данные, представленные в предыдущем разделе, показывают, что  приоритетным направлением изменения  стратегии является техническое  перевооружение предприятия, что позволит использовать некоторые из выявленных возможностей и убрать некоторые  из слабых сторон.

На ОАО  «ГМЗ №1» предусматривается техническое  перевооружение цеха цельномолочной и  диетической продукции:

1) Приобретение закрытой ванны, кремера и фасовочного автомата. Это позволит увеличить объемы реализации творога зерненого «Жемчужинка» в 2 раза.

2) Ввод линии «Obram» по производству творога традиционным способом и полутвердого сыра. Линия предназначена для модернизации творожного участка, устранения ручного труда, улучшения качества творога, увеличения сроков его хранения, расширения ассортимента. Автомат по расфасовке, входящий в состав линии, позволит обеспечить более мелкую фасовку творожных изделий. В результате ввода линии «Obram» намечается производство полутвердого сыра, творога «Околица», мягкого фасованного сыра.

3) Наращивание объемов производства пастеризованного молока и кисломолочных продуктов «Околица» на введенной в эксплуатацию в 2012 г. линии по розливу молока и кисломолочных продуктов в упаковку Тетра Брик.

4) Расширение ассортимента стерилизованного молока, наращивание объемов производства молока и кисломолочных продуктов в упаковку типа Пюр Пак на введенном в эксплуатацию в 2012г. автомате «Элолак».

5) Замена старых автоматов со 100 %-м износом на 2 новых, более производительных и энергоэкономичных автомата, что позволит улучшить качество упаковки продукции, снизить течь при ее хранении, увеличить объемы производства молочной продукции в упаковку типа Фин Пак.

6) Внедрение аппликатора для приклеивания соломки, что позволит выпускать молоко детское в удобной в пользовании упаковке.

Мероприятия, проводимые в результате технического перевооружения, и эффективность  использования оборудования приведены  в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1 –  Эффективность использования оборудования, установленного при техническом  перевооружении в 2012 г.

 

Внедрённое оборудование

Экономия энергоресурсов, тыс кВт. час (Гкал)

Экономия трудовых ресурсов, чел.час

1. Линия по производству зерненного  творога «Жемчужинка»

-

2880

2. Линия по розливу молока и  кисломолочных продуктов в упаковку  Тетра Брик

-

540

3. Автомат «Элопак» для упаковки  молочных продуктов в упаковку  типа «Пюр Пак»

210000 кВт/ч

1090 Гкал

156

4. Бойлерно-инжекторные системы для  ОКЛ10, ОКЛ-25

450 Гкал

-

5. Линия производства творога «Obram»

-

8150

6. 2 автомата по расфасовке молочных  продуктов в упаковку типа  Фин Пак

190000 кВт/ч

210 Гкал

4075

7. Локальные моющие станции

160000 кВт/ч

3400 Гкал

-


 

Таким образом, рассчитаем резервы снижения себестоимости  вследствие технического перевооружения.

Предварительно  рассчитаем средние затраты на оплату персонала в 2013 году (тыс. руб. / час):

 

 

Стоимость энергоресурсов в 2013 году составляла: Гкал = 39 тыс. руб., тыс кВт/час = 114,8 тыс. руб.

За счёт внедрения  линии по производству зернённого творога  «Жемчужинка» резерв снижения себестоимости  равен 8352 тыс. руб. (2880 х 2,9).

За счёт внедрения  линии по розливу молока и кисломолочных  продуктов в упаковку Тетра Брик резерв снижения себестоимости равен 1566 тыс. руб. (156 х 2,9).

За счёт внедрения  автомата «Элопак» для упаковки молочных продуктов в упаковку типа «Пюр Пак» резерв снижения себестоимости равен:

  • экономия энергоресурсов: (210 х 114,8) + (1090 х 39) = 24108 + 42510 = 66618 тыс. руб.
  • экономия затрат на оплату труда: 452,4 тыс. руб. (156 х 2,9).

всего экономии: 67070,8 тыс. руб. (66618 + 452,4).

За счёт внедрения  бойлерно-инжекторных систем для  ОКЛ10, ОКЛ-25 резерв снижения себестоимости  равен 17550 тыс. руб. (450 х 39).

За счёт внедрения  линии производства творога «Obram» резерв снижения себестоимости равен 23635 тыс. руб. (8150 х 2,9).

За счёт внедрения 2 автоматов по расфасовке молочных продуктов в упаковку типа Фин  Пак:

  • экономия энергоресурсов: (190 х 114,8) + (210 х 39) = 21812 + 8190 = 30002 тыс. руб.
  • экономия затрат на оплату труда: 11817,5 тыс. руб. (4075 х 2,9).

всего экономии: 41819,5 тыс. руб. (30002 + 11817,5).

За счёт внедрения  локальных моющих станций резерв снижения себестоимости равен: (160 х 114,8) + (3400 х 39) = 18368 + 132600 = 150968 тыс. руб.

Таким образом, исходя из приведенных выше расчётов, общий резерв снижения себестоимости  продукции в 2011 году в результате технического перевооружения составит 310,961 млн. руб.

Таким образом, исходя из данных расчётов представим основные показатели хозяйственной  деятельности исследуемого предприятия  в 2012 году.

 

Таблица 3.2 –  Сводные показатели от внедрения  мероприятий по техническому перевооружению ОАО «ГМЗ №1» в 2012 году

 

Показатель

План

Факт

Изменение

Выручка от реализации продукции

71835

71835

0

Себестоимость продукции

68429

68118

-311

Расходы по управлению

1200

1200

0

Прибыль от реализации продукции

2206

2517

311

Рентабельность по валовому доходу

3,223

3,695

0,472

Информация о работе Маркетинг как специфическая функция управления на предприятии