Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 19:15, курсовая работа
Цель работы - изучить специфику межличностных конфликтов в организации ОАО «Маяк».
Задачи работы:
1. изучить специфические особенности конфликтов в организациях;
2. проанализировать причины возникновения конфликтных ситуаций в организациях;
. рассмотреть мотивы возникновения конфликтов;
. изучить особенности мотивационно-потребностной сферы личности и выявить их влияние на выбор стратегии поведения в конфликте.
Введение…………………………………………………………………………………………3
Основные понятия о межличностном конфликте………………………………………...4
Понятие межличностного конфликта…………………………………………………4-6
Специфика конфликтного взаимодействия в организациях………………………….7-8
Причины возникновения конфликтов в организации…………………………………9 -11
Организационно-экономическая характеристика ОАО «Маяк»………………………..12
2.1. Организационно-правовая характеристика предприятия……………………………12-14
2.2. Виды деятельности и структура товарной продукции……………………………….14-16
2.3. Обеспеченность ресурсами и эффективность их использования……………………17-24
2.4. Финансовые результаты и эффективность производства……………………………24-28
Исследование конфликтных ситуаций в организации…………………………………...29
Анализ возможных причин конфликтов……………………………………………...29-33
Методы разрешения межличностных конфликтов…………………………………..34-37
Заключение…………………………………………………………………………………....38
Список использованной литературы
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГОУ ВПО Вятская
Экономический факультет
Кафедра менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по «Основам менеджмента»
Межличностные конфликты, их
природа и особенности
на примере ОАО «Маяк» (г.Киров)
Выполнила: студентка 3 курса, группа ЭУ-310
Специальность «Менеджмент организации»
Вершинина А.Е.
Руководитель: Старший преподаватель
кафедры менеджмента, к.э.н.
Корпусова В.П.
Дата
защиты проекта «_____»__________200_
Оценка
после защиты ________________
Киров 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
2.2. Виды деятельности и структура товарной продукции……………………………….14-16
2.3. Обеспеченность ресурсами и эффективность их использования……………………17-24
2.4. Финансовые результаты и эффективность производства……………………………24-28
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы
Приложения
Введение
В процессе взаимодействия
людей происходит постоянное соприкосновение
их ценностей, интересов, взглядов, мотивов,
психологических особенностей и
других характеристик, составляющих ядро
индивидуальности той или иной личности.
Различия в данных показателях зачастую
лежат в основании
В результате профессиональных
конфликтов нарушается общий эмоциональный
фон, снижается трудоспособность и
результативность деятельности организации
в целом. Именно поэтому проблема
возникновения конфликтов в организации,
поиска путей оптимизации
Теоретическое исследование
данной проблемы осуществлялось многочисленными
зарубежными и российскими
Цель работы - изучить специфику межличностных конфликтов в организации ОАО «Маяк».
Задачи работы:
1. изучить специфические особенности конфликтов в организациях;
2. проанализировать причины возникновения конфликтных ситуаций в организациях;
. рассмотреть мотивы возникновения конфликтов;
. изучить особенности мотивационно-потребностной сферы личности и выявить их влияние на выбор стратегии поведения в конфликте.
Что такое конфликт. Существо конфликта можно определить как отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая из участвующих в конфликте сторон делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Конфликт обычно ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, напряжением и другими эмоционально-негативными явлениями. Бытует мнение, что конфликт всегда нежелателен, что его надо немедленно разрешать, поскольку он разрушает человеческие взаимоотношения, а, следовательно, отрицательно сказывается на результатах совместной работы. Однако многие западные теоретики и практики менеджмента считают, что с точки зрения эффективного управления некоторые конфликты могут быть не только полезны, но и желательны. Конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, позволяет проанализировать большое количество альтернатив. Это делает процесс выработки решения более эффективным, дает возможность людям выразить свои мысли и чувства, удовлетворить свои потребности в уважении и власти. Это также помогает более эффективно выполнять планы, проекты и в результате создает условия для интенсивного развития банка и фирмы. Конфликт изначально предполагает противоборство. Разница заключается лишь в том, что является источником противоборства. Под конфликтом, например, в психологии понимают столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в сознании человека, в межличностных или межгрупповых отношениях, связанное с острыми негативными переживаниями. Педагогика же определяет конфликт, как напряжение в отношениях, возникшее в результате явных или скрытых противоречий, столкновения различных позиций, стремлений, мотивов людей, выливающееся в борьбу сторон (2, с. 23-24). Такое определение конфликта предлагает Л Болотина. В словаре русского языка Т.Е. Ефремовой конфликт понимается как серьезное разногласие, столкновение противоположенных сторон, мнении, сил (8, с. 389). Е. Меттус в книге Чарльза Ликсона «Конфликт. Семь шагов к миру» приводит следующее определение: «Конфликт – это столкновение, серьезные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства или переживания» (16, с.34-35). Российские конфликтологи Ф. М. Бородкин и Н. М. Коряк уточняют понятие конфликта. По их мнению, конфликт - это деятельность людей, и, следовательно, всегда предполагает преследование цели. Приписывание конфликтному действию категории цели позволяет выделить в качестве конфликтующих сторон только те, которые способны к целесообразному, сознательному поведению, то есть к осознанию своей позиции, планированию своих действий, сознательному использованию средств. Отсюда следует, что конфликтующие стороны обязательно должны быть деятельными субъектами. И это позволяет отделить реальных участников конфликта от таких индивидов и групп, которые выступают в качестве инструментов, орудий, средств борьбы каких-либо субъектов конфликтного взаимодействия (3, с.115).
Таким образом, общее
в определении сторон, это как
уже отмечалось – разногласие,
противоборство. Многообразие определений
современности приводит к
Под межличностным же конфликтом понимается процесс разрешения возникающих между людьми противоречий по вопросам личной или служебной жизни и деятельности, происходящий в форме взаимного противодействия сторон и сопровождающийся отрицательными эмоциональными состояниями.
Конфликт - это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух и более сторон при решении проблемы, имеющей личностную значимость для каждого из его участников. Межличностный конфликт - это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий социального взаимодействия. Наиболее яркое и точное определение, предложенное А.Я. Анцуповым, позволяет трансформировать данное определение относительно подросткового возраста, так как общение подростков это и есть своеобразное взаимодействие между собой и своим окружением. А. Дмитриев, В. Кудрявцев и Г. Кудрявцев предлагают четко разграничивать предмет и объект конфликта. Под предметом конфликта, пишут они в книге «Введение в общую теорию конфликтов», мы понимаем объективно существующую или мыслимую (воображаемую) проблему, служащую причиной разбора между сторонами. Предмет конфликта - это и есть основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство. Объектом же конфликта может выступать любой предмет материального мира или социальной реальности.
Различия в представлениях и ценностях ведут к конфликту, потому что, вместо того чтобы объективно анализировать проблему, люди часто рассматривают только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые благоприятны лишь для их группы и личных потребностей. Эта тенденция - весьма распространенная причина конфликтов. Что касается межличностных конфликтов, то причин возникновения великое множество: от простого вербального воздействия, до мимических проявлений; притом предметом конфликта может стать материальная или моральная ценность индивида, выраженная и в идеологической ценности.
Необходимо также выяснить, какова основная структура, вытекающая из определения. Конфликт как социально-психологический феномен включает в себя следующие элементы:
предмет конфликта - проблема, по поводу которой он возникает;
конфликтную ситуацию, в которой выражаются характер и степень противоречия (это ситуация, которую хотя бы один из партнеров по общению воспринимает как угрожающую, ограничивающую его возможности, ущемляющую его личное достоинство, честь и т. п.);
участников конфликта, преследующих свои цели и стремящихся эти цели реализовать через конфликт;
повод к столкновению сторон;
инцидент как действия сторон по взаимному противостоянию в тех или иных формах;
средства и способы их использования конфликтующими сторонами;
условия, в которых возникает и протекает конфликт.
Принято выделять два основных
условия возникновения
1) наличие базы, основы
конфликта в виде
2) наличие инцидента, т.е. люди должны пойти на конфликт, столкновение, противоборство (7, с. 15).
Таким образом, основная первичная
причина конфликта – это
Функционирование той
или иной организации, как целостной
системы осуществляется в соответствии
с заранее и четко
Сам термин «организация» может быть истолкован с позиции разных направлений:
o специфики строения организации, которая лежит в основе упорядоченного и согласованного взаимодействия ее составляющих;
o разнообразных целенаправленных процессов, которые способствуют совершенствованию взаи модействия между элементами системы и укреплению связей между ними;
o фактора, способствующего объединению людей для совместной реализации целей. Деятельность такого объединения регулируется формальными правилами, методами и технологиями;
o сегмента в структуре общества, деятельность которого направлена на реализацию определенных задач и выполнение заданных функций;
o эффективно функционирующей системы, учитывающей условия внешней и внутренней среды;
o совокупности форм (юридических, правовых и ор ганизационных).
Учитывая такое многообразие
связей в организации, между людьми
могут возникать конфликты, которые
естественным образом оказывают
влияние на эффективность
В основе организационных конфликтов могут лежать противоречия в оценке целей, методов и средств управленческой и организационной деятельности, ее результатов и социальных последствий.
Естественно, что у организационных конфликтов имеют черты, свойственные и другим видам социальных конфликтов (референтность, субъективность и т.д.) Вместе с тем у данных конфликтов можно выделить и характерные.
Среди существенных особенностей
организационных конфликтов можно
выделить высокую прогнозируемость.
Поскольку функционирование организации
осуществляется в соответствии с
определенными стандартами, способствующими
координированию поведения
Специфика организационных
конфликтов во многом определяется особенностями
ролевой структуры организации,
которая подразумевает
На протекание конфликта в организации существенное влияние оказывает сама ее структура, управление которой осуществляется посредством целенаправленной координации деятельности сотрудников и материальных ресурсов. Именно поэтому в ней присутствует разделение трудового процесса на элементы в целях полноценного контроля. Структура любой организации включает горизонтальную и вертикальную дифференциацию.
Разделение по горизонтали
осуществляется в соответствии со способами
группировки и распределения
функциональных обязанностей (по выполняемой
работе, по производимому продукту,
по потребительским группам, по месту
расположения). Такое разделение по
горизонтали может