Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 20:54, курсовая работа
Цель исследования: выявить актуальность классических мотивационных схем и их применимость к сегодняшним реалиям, а также определить их недочеты и доказать необходимость выработки новейших моделей мотивации. А также сформировать индивидуальную управленческую модель стратегического развития предприятия.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть и сгруппировать существующие современные концепции теорий мотивации, и обозначить основные этапы формирования общей мотивационной стратегии.
2. Выявить недостатки классических мотивационных моделей и рассмотреть альтернативные концепции современности, раскрыть их специфику и научную новизну.
Рис. 1. 2. Общая концепция процессуальных теорий.
Особенностью
1.2. Формирование общей мотивационной концепции
Разработка концепций
мотивации как структурной
Свою оригинальную концепцию
организационной структуры
Подуровень простейших производственных организмов появляется в результате особого процесса, который называется органоценоз. Не углубляясь в тонкости концептуальных разработок, укажем лишь, что новизна идеи состоит в том, что на этом уровне противоречие между личностью и обществом протекает в организационной форме, имеющей следующий вид (см.:рис. 3).
Где: ВФИ – внутрифирменная идеология;
ВФСЦ – внутрифирменная система ценностей;
Э А И П
Ценности бывают экономические, антропологические, идеологические и политологические ценности организации, включающие ее в организм страны.
Система
управления
П
Стимул И
Товар/Услуга ВФСЦ
Потребность Мотив А
( Ц Е Л Ь ) Э
ВФИ
Рис. 1. 3. Эвристическая модель организма фирмы.
Из представленной модели
хорошо видно, что механизм самодвижения
простейшего социального
Внутрифирменная идеология
есть момент духовного производства
и воспроизводства простейшего
социального организма, а мотивация
выступает моментом материального
производства, в ходе которого работники
предприятий, организаций или учреждений
производят товар или услугу. Стимулирование,
как функция системы
Система управления – внутрифирменный орган, который определяет структуру, цели организации, а также пути и способы их достижения, в связи с чем имеет возможность воздействовать на все структуры организации.
На базе этой теории представляется
четкая возможность построить
Рис. 1. 4. Функциональная модель мотивации.
Здесь общественная потребность представлена как начальное звено функционирования всей системы. Выступая как основа саморазвертывания всего организма фирмы, она является внешним толчком к ее функционированию. Потребности общества в данном случае делают необходимой и возможной любую мотивацию вообще.
Личные потребности выступают
также основой и базой
Эти потребности имеют многоуровневый, иерархичный характер, о чем еще говорил А. Маслоу и зачастую могут вступать в противоречие не только с потребностями общества, но и внутри своей иерархии. Выделяют следующие уровни потребностей, которые участвуют во внутрифирменной деятельности:
1. Утилитарная (организационно-
2. Организационно-
3. Менталитет организации. Этот, наиболее верхний, уровень мотивации включает в себя смыслообразующие механизмы поведения человека, в том числе затрагивая его смысложизненные ценности.
Снятие противоречия между
общественными и
Такое разрешение противоречий
возможно лишь при предварительной
«обработке» индивидуальных целей
в системе внутрифирменных
Результат труда является
материальным показателем эффективно
или неэффективно построенной мотивационной
среды в организации. Это продукт,
который организация получает на
выходе. С получением результата можно
говорить о завершении цикла функционирования
мотивационной структуры. Здесь
либо полностью удовлетворяется
какая-либо потребность (что, бывает крайне
редко) и исчезает сама необходимость
дальнейшего существования
Важнейшую роль в этой схеме играет система управления, которая координирует практически все процессы, происходящие в организации. В мотивационной сфере ее функции можно свести к трем основным: стимулирование, обучение, оценка. Прежде чем рассмотреть эти функции следует оказать, что мотивация, как и все остальные структуры организации, также требует централизованного управления. Это управление может осуществляться через властные полномочия, через традицию и через личное влияние.
Стимулирование – это основное и прямое воздействие системы управления на мотивационный процесс. Однако при этом нужно учитывать и внутреннюю мотивацию сотрудников фирмы. Разделение мотивации на внешнюю (т.е. прямое стимулирование) и внутреннюю, которое имело место раньше уже не актуально сегодня, равно как и разделение управленческой парадигмы на японскую и американскую. Сегодня большинство фирм руководствуются формулой: стимулирование с целью роста производительности плюс личный интерес к работе [33, 35]..
Обучение – это очень
тонкая и многогранная функция системы
управления, которая означает воздействие
на внутрифирменную систему
Оценка означает осуществление надзора и контроля за реализацией целей информации, которая одновременно выступает индикатором эффективности стимулирования и обучения работников.
Существенным замечанием будет также то, что во всех воздействиях системы управления должна присутствовать обратная связь для четкого реагирования на все изменения.
В целом к функциям системы мотивации в организационной структуре можно отнести:
- интеграционная, позволяющая работать различным людям в рамках одной организации;
- обучающая, которая формирует у сотрудников навыки наиболее эффективного труда;
- адаптирующая, т.е. способствующая быстрому включению новых работников в организационные процессы.
Таким образом, нам удалось выяснить, что мотивация выступает в организации как раз тем стержнем, который пронизывает все ее уровни, позволяет всем органам взаимодействовать между собой и обеспечивает нормальную жизнедеятельность системы в целом.
1.3. Основные этапы
формирования стратегии
В становлении системы стратегического управления персоналом можно выделить четыре основные фазы:
I. хаотическое реагирование на постоянные изменения во внешней среде;
II. стратегическое планирование
в узком смысле — предвидение
новых осложнений во внешних
условиях деятельности
III. управление стратегическими возможностями — выявление внутреннего потенциала организации для адаптации в быстро меняющейся среде (прогнозируются не только будущие проблемы и пути их решения, но и уровень профессиональной компетентности, необходимый персоналу организации для успеха в будущем);
IV. управление стратегическими задачами в реальном масштабе времени — разработка и реализация постоянно корректирующейся программы.
Кадровые мероприятия — действия, направленные на достижение соответствия персонала задачам работы организации, проводящиеся с учетом конкретных задач этапа развития организации.
Рассмотрим основные кадровые мероприятия в зависимости от типа стратегии организации и уровня планирования. Для открытой и закрытой кадровой политики будут адекватны разного типа мероприятия по удовлетворению единых по сути кадровых потребностей (табл. 1. 2.).
Таблица 1. 2.
Кадровые мероприятия, реализуемые в открытом и закрытом типе кадровой политики
Тип
Уровень планирования
Стратегии
организации
Долгосрочный (стратегический)
Среднесрочный
(управленческий)
Краткосрочный
(оперативный)
Открытая кадровая политика
Предприми-мательская
Привлечение молодых перспективных профессионалов. Активная политика информирования о фирме. Формирование требований к кандидатам
Поиск перспективных людей
и проектов, создание банка кандидатов
на работу в организацию, проведение
конкурсов, выдача грантов. Установление
контактов с кадровыми
Отбор менеджеров и специалистов под проекты
Динамичен-кого роста
Активная политика привлечения профессионалов
Разработка принципов и процедур оценки кандидатов и работы. Обучение управленцев — формирование горизонтальных и вертикальных управленческих команд. Планирование трудовых ресурсов
Разработка штатного расписания. Создание должностных инструкций. Описание политики фирмы в документах и правилах. Набор персонала под конкретные виды работ. Адаптация персонала
Прибыльно-сти
Разработка новых форм организации труда под новые технологии
Разработка оптимальных схем стимулирования труда, увязанных с получением прибыли организацией. Анализ и рационализация рабочих мест
Информация о работе Мотивация, как процесс и функциональная система организации