Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 20:54, курсовая работа
Цель исследования: выявить актуальность классических мотивационных схем и их применимость к сегодняшним реалиям, а также определить их недочеты и доказать необходимость выработки новейших моделей мотивации. А также сформировать индивидуальную управленческую модель стратегического развития предприятия.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть и сгруппировать существующие современные концепции теорий мотивации, и обозначить основные этапы формирования общей мотивационной стратегии.
2. Выявить недостатки классических мотивационных моделей и рассмотреть альтернативные концепции современности, раскрыть их специфику и научную новизну.
Семейный статус. Чем большее значение имеет семья (если она есть), тем меньшее внимание уделяется работе, и наоборот.
Половой аспект. Влияние пола может быть интерпретировано как индикация традиционных половых ролей не только внутри семьи, но и в более общем смысле как показатель полового женского или мужского самосознания, самоидентификации независимо от семейного статуса.
Рассматривает также проблему соотношения работы и досуга. Здесь используются данные по Швеции и Финляндии, которые показывают, что в обеих странах значение работы в жизни имеет тенденцию к снижению. В Швеции это ведет к увеличению роли досуга, а в Финляндии из-за сильной протестантской этики - к повышению роли семьи.
II. Качественный аспект. Здесь
используется понятие "работа
для вознаграждения" и ставится
вопрос, какого рода вознаграждение
превалирует. Для разработки
Алкула делает следующее любопытное сравнение: он вычисляет индекс "рабочих усилий" по следующей формуле:
S = W/C, (3.1.)
Где: w - количество рабочих дней,
c - общее количество дней.
У животных этот индекс равен приблизительно =1, у жителей пустыни Калахари =0,11 - 0,31, а у стандартной европейской семьи (два взрослых - два ребенка)= 0,36.
Существуют три основных типа ожиданий от работы - инструментальные, ценностные и социальные.
Под инструментальными Алкула прежде всего понимает различного рода материальные стимулы, например обеспечение нормальных условий существования.
Под ценностными - разного рода желания, которые в целом можно охарактеризовать как моральное удовлетворение.
Под социальными - желание, работать и выполнять определенную социальную функцию в обществе, а аткже иметь поерделенный социальный статус.
Проведено интересное исследование, в ходе которого респондентам задано два вопроса. В первой части опроса респондентов просили назвать качественные характеристики идеальной работы. Названы следующие:
1 независимость от других;
1 разнообразие;
1 возможность видеть результат;
1 возможность приносить пользу обществу;
1 хорошие отношения с коллегами;
1 высокий заработок;
1 легкость работы;
1 возможность творчества;
1 отсутствие стресса;
1 возможность роста;
1 содержательная часть работы как самоцель.
Выяснилось, что для женщин больше, чем для мужчин, важна польза работы и социальные аспекты, для "серых воротничков" по сравнению с "белыми" - высокий заработок и легкость работы.
На второй вопрос: "Назовите черты работы, которой Вам менее всего хотелось бы заниматься" получены следующие ответы: монотонность; плохие, вредные для здоровья условия работы; стресс, неудобные рабочие часы; недостаток свободы; плохие отношения в коллективе; невозможность видеть результат работы; низкий заработок; невозможность карьерного роста; бесполезная для общества работа; недостаток творчества. Наконец, менее 1% сказали, что им бы подошла любая работа. Теперь обратимся к конкретным методам мотивации персонала.
Система PFP в США и Западной Европе.
Для разрешения проблем соответствия эффективности деятельности сотрудника и размера получаемой им зарплаты используется система "Pay for Performance" - "плата за исполнение" (далее, для удобства - PFP). Под PFP понимается применение любых способов оплаты труда, при которых вознаграждение, получаемое работником, зависит от индивидуальных и групповых различий в выполнении деятельности. Это конкретно выражается в системе гибкой оплаты труда, системе переменной оплаты, системе "fat cat". Согласно данным, полученным в 1999 г. (Annual Hewitt Associates Salary Increase Survey), за предшествовавшие шесть лет процент средств, которые компании направляли на PFP-программы, увеличился на 50% [53, 42].
Существует множество типов гибких схем оплаты труда. Упомянем основные из них.
1 .Комиссионные. Это, пожалуй, самая простая и одновременно самая старая PFP-схема. Суть ее в том, что сотрудник (прежде всего это относится к агентам по продаже) получает определенный процент от сумм, которые ему платят клиенты при покупке у него товаров. Комиссионные могут использоваться как в сочетании с базовым окладом, так и независимо от него, полностью составляя заработную плату сотрудника. Хотя комиссионные и являются наиболее "прямой" PFP-схемой, пик их популярности, безусловно, остался в прошлом (так, из крупных рекламных компаний США их использует только Walt Disney Co.)
2. Денежные выплаты за
выполнение поставленных целей.
3. Специальные индивидуальные
вознаграждения в качестве
4. Программы разделения
прибыли. При такой схеме
5. Акции и опционы на
их покупку. При такой схеме
формально сотрудник никаких
выплат в форме "живых"
денег не получает. Вместо этого
совет директоров компании
Плюсы PFP очевидны. Тесная связь вознаграждения, которое получает сотрудник, с эффективностью его деятельности приносит дивиденды и сотруднику и компании. По некоторым данным, типичная PFP-программа повышает организационную продуктивность на 5 - 49%, а доходы сотрудников - на 3 - 29%. Работник получает возможность заработать большее количество денег при условии хорошей работы, а также ориентиры для оценки своей эффективности. Компания же получает мотивированных сотрудников: люди стараются сделать больше, чтоб заработать больше, а тех, кто не выдерживает конкуренции, заменяют новые сотрудники с подходящей философией.
Для наглядности сделаем сравнительный анализ методов стимулирования в компаниях США и Западной Европы и в украинских компаниях (см.: табл. 3.2.).
Таблица 3.2.
Сравнительный анализ методов стимулирования персонала
Система PFP в США и Западной Европе |
Система оплат в украинских компаниях |
Финансовые методы 1 .Комиссионные. 2. Денежные выплаты за выполнение поставленных целей. 3. Специальные индивидуальные
вознаграждения в качестве 4. Программы разделения прибыли. 5. Акции и опционы на их покупку. 6.Экспериментирование. Нефинансовые вознаграждения 1. Льготы, связанные с графиком работы. Система "банка нерабочих дней". 2. Во-вторых, материальные нефинансовые вознаграждения. В-третьих, различные общефирменные мероприятия. В-четвёртых, тип вознаграждений,
которые мы бы назвали "вознаграждения- В-пятых, вознаграждения, связанные с изменением статуса сотрудника. В-шестых, вознаграждения, связанные с изменением рабочего места. В-седьмых, делегирование полномочий. |
Финансовые методы. 1. Выплата основной и премиальной заработной платы ежемесячно. 2. Установление заработной платы исходя из личного опыта и предпочтений руководства. 2. Специальные индивидуальные вознаграждения (проценты, бонусы, надбавки). 4. Социальный пакет (оплата
питания сотрудников, Нефинансовые вознаграждения 1. Корпоративные мероприятия только в стабильных и крупных фирмах. 2. Вознаграждения, связанные с изменением статуса сотрудника. В основном крупных руководителей. |
Необходимо упомянуть несколько пунктов, которым должна следовать компания для эффективного применения подобных методов.
Во-первых, это оценка организационной культуры использования PRP.
Во-вторых, анализ ситуации на рынке. Помимо обязательного знания среднерыночной зарплаты специалистов компания должна отдельно поощрять сотрудников, обладающих навыками, остро необходимыми в данный момент.
В-третьих, это оперативность действий, под которой понимается как отсутствие затяжек с выплатами, так и регулярный аудит существующих PFP-планов и при необходимости их пересмотр.
В-четвертых, долгосрочность внедряемых программ. Сотрудники должны чувствовать, что PFP - это не единовременный способ повышения мотивации, а долгосрочные инвестиции в человеческий ресурс.
В-пятых, премирование "звезд", т.е. тех работников компании, без которых эффективность ее работы оказывается под угрозой.
В-шестых, наделение менеджеров полномочиями. В некоторых компаниях (таких, например, как MCI) система менеджмента является сильно децентрализованной и менеджеры получают в свое распоряжение денежный пул, который они далее самостоятельно распределяют между своими сотрудниками.
6. И, наконец,
Конечно же, существуют и пункты, по которым критикуют PFP. Но подавляющая часть этой критики направлена не на систему как таковую, а на неудачные способы ее применения. Часто сомнению подвергается тот факт, что вознаграждение сотрудника во многом определяется субъективным мнением менеджера, которому сложно установить и описать значимые различия между хорошо выполняющими свою работу подчиненными. Это, безусловно, одна из главных трудностей, возникающих при PFP. Чтобы преодолеть ее, компания должна использовать независимые методы оценки, не базирующиеся исключительно на личных симпатиях и антипатиях. Второй пункт критики в том, что PFP, по мнению некоторых исследователей, наносит непоправимый удар по командной работе, порождая ненужную конкуренцию среди сотрудников (хотя сейчас все чаще применяются именно "командные вознаграждения"). Критикуют PFP и по некоторым другим поводам. В то же время данная система приносит организации большие дивиденды в виде высокой мотивации сотрудников, роста отдачи от них и как итог увеличение прибыли всей компании.
Нефинансовые вознаграждения.
Речь идет о тех способах вознаграждения сотрудников, которые часто становятся решающими при выборе места работы и составлении впечатления о нем. Много заплатить сейчас может большое количество компаний. Другой вопрос в том, будет ли эта высокая оплата поддерживаться другими - нематериальными (нефинансовыми) - категориями вознаграждений. И часто этот вопрос становится решающим. Под нематериальными, а точнее, нефинансовыми вознаграждениями подразумевают все методы, не касающиеся непосредственно оплаты труда, которые компании используют для вознаграждения своих сотрудников за хорошую работу и повышения их мотивации и приверженности к фирме.
Существует огромное множество различных нематериальных вознаграждений. Уже отмечалось, что каждая фирма может конструировать свои собственные PFP-программы, но нефинансовых вознаграждений это касается даже в большей степени. Поэтому общепризнанной классификации нефинансовых вознаграждений не существует и перечисляемые системы являются наиболее распространенными.
Во-первых, льготы, связанные с графиком работы. Прежде всего это меры, связанные с оплатой нерабочего времени сотрудника (праздничные дни и отпуск, период временной нетрудоспособности, перерывы на обед и отдых). Крайним случаем льгот такого рода является оплата декретного отпуска. Кроме того, это предоставление сотруднику гибкого графика работы. И, наконец, весьма популярной в последнее время является система "банка нерабочих дней". Сотруднику предоставляется некоторое количество дней в году, которые он может не работать (обычно это количество складывается из нормы отпуска и разумного количества отгулов), и он получает возможность воспользоваться нерабочими днями по своему усмотрению.
Во-вторых, материальные нефинансовые вознаграждения. В этот блок входят все материальные стимулы, которые использует компания. Прежде всего это различные подарки, которые фирма делает своим сотрудникам. Это могут быть небольшие сувениры, более крупные подарки как символ важности сотрудника для фирмы, семейные подарки (например, окорок на Пасху или индейка на Рождество в американских компаниях), к дню рождения, билеты в театр, подарки по случаю рождения ребенка. Кроме того, сюда же относятся различные финансовые "послабления" сотрудникам. Это в первую очередь оплата медицинской страховки, а также ссуды по льготной программе и скидки на приобретение продукции компании.
В-третьих, различные общефирменные мероприятия, не касающиеся непосредственно работы. Это внутрифирменные праздники, посвященные значимым событиям (юбилею фирмы, выпуску новой модели продукции и т.д.). Кроме того, различные мероприятия, на которые работники имеют право приглашать свои семьи (Новый год, День независимости), загородные и экскурсионные поездки, устраиваемые компанией. К этой же категории мы бы отнесли оплачиваемые централизованные обеды и практикуемые некоторыми фирмами вечеринки а-ля фуршет после окончания рабочего дня.
Информация о работе Мотивация, как процесс и функциональная система организации