Муниципальная собственность, как объект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе основной целью является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности.
В работе исследуются концептуальные подходы к местному самоуправлению, существующие в политико-правовой мысли, и практика их реализации. Исходя из государственно-общественной природы местного самоуправления, предлагается концепция целостности общероссийской системы местного самоуправления, новое видение его места и роли в общественной и государственно-правовой структурах Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 4
1. Муниципальная собственность в Российской Федерации 6
1.1 Понятие и состав муниципальной собственности 6
1.2 Формирование муниципальной собственности 9
1.3 Управление органами местного самоуправления муниципальной собственностью 13
2. Управление муниципальной собственностью в Оренбурге 18
2.1 Ресурсы Оренбургского муниципального района 18
2.2 Общая характеристика муниципальной собственности Оренбургского муниципального района 21
2.3 Экономическая эффективность управления муниципальной собственностью 27
3. Совершенствование организации управления муниципальной собственностью Оренбургского муниципалитета 29
3.1 Проблемы и решения в управлении муниципальной собственностью Оренбургского муниципального района 29
3.2 Национальные проекты в городе Оренбург 32
Заключение 36
Список использованных источников 39

Файлы: 1 файл

КурсовойМУиСПЧАРИКОВ.docx

— 84.60 Кб (Скачать файл)

Субъектом права муниципальной  собственности являются муниципальные  образования. В соответствии с определением, содержащимся в статье 1 Закона Российской Федерации «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальное  образование это городское или  сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть  поселения, иная населенная территория в пределах которых осуществляется местное самоуправление. В Санкт-Петербурге субъектом права муниципальной  собственности являются города, муниципальные  округа и поселки.      

Объекты права муниципальной собственности. Круг объектов права муниципальной  собственности законодательно ограничен. К муниципальной собственности  не могут быть отнесен ряд объектов, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, например, боевое оружие.     

Объекты права муниципальной собственности  возможно классифицировать по нескольким основаниям:      

Во-первых:

      Имущество составляющее  муниципальную казну.

      Имущество находящееся  в оперативном управлении и  хозяйственном ведении.      

Во-вторых:

      Движимое имущество.

      Недвижимое имущество.

      Имущественные права.   

Указанная классификация может  быть использована для создания реестра  муниципальной собственности.     

Пункт 1 статьи 29 Закон Российской Федерации «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что в состав муниципальной собственности  входят:

      -средства местного  бюджета, 

      -муниципальные внебюджетные  фонды, 

      -имущество органов  местного самоуправления,

      -муниципальные земли  и другие природные ресурсы, 

      -муниципальные предприятия  и организации, 

      -муниципальные банки  и другие финансово-кредитные  организации, 

      -муниципальные жилищный  фонд и нежилые помещения, 

      -муниципальные учреждения  образования, здравоохранения, культуры  и спорта,

      -другое движимое и недвижимое имущество./1/     

Статья 9 Конституция России выделяет в числе возможных объектов муниципальной  собственности землю и природные  ресурсы. Правовой режим муниципальных  земель определяется Земельным Кодексом Российской Федерации. Правовой режим  других природных ресурсов определяется Федеральными законами «О недрах», «Об  охране окружающей природной среды», Лесным и Водным кодексами. В соответствии с этими законами органы местного самоуправления имеют право пользования  природными ресурсами, а также право  на часть платежей за природопользование.     

Содержание права муниципальной  собственности составляют принадлежащие  собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которые собственник осуществляет по своему усмотрению и в своем  интересе.      

Полномочие владения - это юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над вещью.     

Полномочие пользования - это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее потребления. Полномочие пользования  обычно опирается на полномочие владения.     

Полномочие распоряжения - это юридически обеспеченная возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических  актов по отношению этой вещи.     

Право муниципальной собственности, как и право собственности  вообще, является элементом абсолютного  правоотношения. Все лица по отношению  к муниципальной собственности  выступают в качестве обязанных  лиц. Их обязанность состоит в  том, что они не должны посягать на целостность муниципальной собственности. В свою очередь, собственник может  совершать в отношении своего имущества любые действия, которые  не противоречат закону и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц.      

Муниципальной собственности отчасти  присущ властный характер, который  выражается в способах ее осуществления. В то же время властное начало муниципальной  собственности никак не должно сказываться  на реализации права муниципальной  собственности в гражданских  правоотношениях.     

В законах многих субъектов РФ состав муниципальной собственности дополняется  такими, например, объектами, как унитарные  предприятия, в том числе транспорта, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, ремонтно-строительные, жилищно-эксплуатационные, по оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, по утилизации и переработке  мусора; ценные бумаги (Московская область); пакеты акций в хозяйственных  обществах (Иркутская, Пермская области); объекты инженерной инфраструктуры (Республика Дагестан, Псковская, Костромская  области); имущество, приобретенное  в результате предпринимательской  деятельности предприятиями и организациями, входящими в состав муниципальной собственности (Белгородская, Вологодская, Псковская области). Более детально состав муниципальной собственности определен в уставах муниципальных образований.  

  1.2 Формирование муниципальной собственности

     

Процесс формирования муниципальной  собственности во многом зависит  от решения проблемы разграничения  собственности между Российской Федерацией, субъектами РФ  и муниципальными образованиями. Порядок формирования муниципальной собственности был  определен в постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О разграничении государственной  собственности в Российской Федерации  на федеральную собственность, государственную  собственность республик в составе  Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В соответствии с приложением  №3 к названному постановлению в  состав муниципальной собственности  подлежали передаче объекты государства, расположенные на территории городских  и районных Советов (жилищный и нежилой  фонды, жилищно-эксплуатационные и  ремонтно-строительные предприятия, объекты  инженерной инфраструктуры и т.д.). Это  была первая попытка разграничить собственность  муниципалитетов и собственности  РФ и ее субъектов. В состав муниципальной  собственности также передавались объекты, находившиеся в собственности  субъектов Российской Федерации  и расположенные на территории соответствующих  городов. К ним относились предприятия  розничной торговли, общественного  питания и бытового обслуживания населения; учреждения и объекты  здравоохранения, народного образования, культуры и спорта; оптово-складские  мощности. Помимо этого в муниципальную  собственность должны были быть переданы предприятия розничной  торговли, общественного питания и   бытового обслуживания, находившиеся в ведении  министерств и ведомств.     

Различия муниципальной собственности  и государственной в научной  литературе проводятся по следующим  основаниям:     

По субъектам. Субъектом государственной собственности является народ РФ и органы государственной власти, а субъектом муниципальной собственности – население муниципального образования и органы местного самоуправления, не входящие в систему органов государственной власти.         

По объектам. Объектом права государственной собственности может быть любое имущество, а объектом муниципальной собственности – любое имущество, кроме того, что может находиться только в государственной собственности.     

По основаниям приобретения и прекращения права собственности. Некоторые основания приобретения права государственной собственности не могут быть основаниями приобретения права муниципальной собственности (например, национализация или международный договор).     

По содержанию. Права собственника муниципальной собственности могут быть ограничены, например, это относится к праву распоряжения (право распоряжения государственными дотациями, входящими в местный бюджет, ограничено государственными органами).     

Право муниципальной собственности  возникает из оснований, предусмотренных  законами и иными правовыми актами. Можно выделить административные и  гражданско-правовые способы. Административный порядок предполагает волю одной  стороны – государства и реализуется  при издании акта органа государственной  власти.  Более отвечают интересам  местного самоуправления  способ перехода прав на объекты собственности гражданско-правовые договоры  и сделки. Муниципальное  образование вправе заключать их с другими субъектами гражданских  прав. В этом случае учитывается  воля обеих сторон, что ставит органы местного самоуправления в равное положение с контрагентом /8/.   

Способами формирования муниципальной  собственности являются те же способы, что предусмотрены действующим  законодательством и для других субъектов гражданских прав, кроме  тех способов, о которых говорилось выше (п. 3 подраздела «Разграничение собственности») плюс некоторые специфические для  данного вида собственности способы.      

Право муниципальной собственности  прекращается в случае гибели или  уничтожения имущества; при отчуждении имущества другим лицам, в том  числе при приватизации; в порядке  разграничения муниципальной собственности; путем обращения взыскания на имущество по обязательствам муниципального образования в порядке, предусмотренном  законом РФ или договором; по иным основаниям, предусмотренным законами РФ.      

Приватизация муниципальной собственности  является одним из наиболее важных элементов, обеспечивающих укрепление экономической основы местного самоуправления в условиях рыночной экономики и  формирования муниципальной собственности. Пункт 4 статьи 29 Федерального закона «Об  общих принципах…» гласит, что  порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или  представительными органами муниципального образования. Доходы от приватизации муниципальной  собственности в полном объеме поступают  в местный бюджет.      

Вместе с тем, в литературе существует мнение, что приватизация помешала становлению полнокровной муниципальной  собственности. В настоящее время  – это одна из ключевых задач  развития местного самоуправления.    

Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» определяет основные способы  приватизации муниципального имущества:     

-продажа муниципального имущества  на аукционе, в том числе акций  созданных в процессе  приватизации  открытых акционерных обществ  на специализированном аукционе;     

-продажа муниципального имущества  на коммерческом конкурсе  с  инвестиционными и (или) социальными  условиями;     

-продажа акций, созданных в  процессе приватизации открытых  акционерных обществ их работниками;     

-выкуп арендованного муниципального  имущества;     

-преобразование муниципальных  унитарных предприятий в открытые  акционерные общества, 100% акций которых  находятся в муниципальной собственности;     

- внесение муниципального имущества  в качестве вклада в уставные  капиталы хозяйственных обществ;     

-отчуждение находящихся в муниципальной  собственности акций созданных  в процессе  приватизации открытых  акционерных обществ владельцами  муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих  право приобретения таких акций.     

Какие цели преследует государство, передавая  свою собственность юридическим  и физическим лицам? Основной целью, безусловно, является повышение эффективности  использования всех видов имущества, ресурсов и богатств страны. Однако существуют и другие общественно  значимые цели приватизационных процессов.      

В федеральной Концепции управления государственным имуществом содержится следующий обширный перечень конкретных целей (задач) приватизации:      

·  создание благоприятной экономической среды для развития бизнеса, прежде всего в реальном секторе российской экономики;      

·  вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов государственной собственности, оптимизация структуры государственной собственности, включая структуру участия государства в хозяйственных товариществах и обществах;      

·  уменьшение расходов федерального бюджета на управление государственным имуществом;      

·  привлечение инвестиций в реальный сектор российской экономики, прежде всего за счет инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии российских предприятий, готовых взять на себя обязательства по реализации инвестиционных и (или) социальных условий и безусловно их выполнять;      

·  создание широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщение отечественной продукцией российского рынка и ее продвижение на мировой рынок, расширение производства и создание новых рабочих мест;      

Информация о работе Муниципальная собственность, как объект управления