Муниципальная собственность, как объект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе основной целью является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика управления и эффективность деятельности.
В работе исследуются концептуальные подходы к местному самоуправлению, существующие в политико-правовой мысли, и практика их реализации. Исходя из государственно-общественной природы местного самоуправления, предлагается концепция целостности общероссийской системы местного самоуправления, новое видение его места и роли в общественной и государственно-правовой структурах Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 4
1. Муниципальная собственность в Российской Федерации 6
1.1 Понятие и состав муниципальной собственности 6
1.2 Формирование муниципальной собственности 9
1.3 Управление органами местного самоуправления муниципальной собственностью 13
2. Управление муниципальной собственностью в Оренбурге 18
2.1 Ресурсы Оренбургского муниципального района 18
2.2 Общая характеристика муниципальной собственности Оренбургского муниципального района 21
2.3 Экономическая эффективность управления муниципальной собственностью 27
3. Совершенствование организации управления муниципальной собственностью Оренбургского муниципалитета 29
3.1 Проблемы и решения в управлении муниципальной собственностью Оренбургского муниципального района 29
3.2 Национальные проекты в городе Оренбург 32
Заключение 36
Список использованных источников 39

Файлы: 1 файл

КурсовойМУиСПЧАРИКОВ.docx

— 84.60 Кб (Скачать файл)

·  существенное повышение качества менеджмента и эффективности управления за счет усиления ответственности собственников приватизированных предприятий, а также заинтересованности руководства и персонала предприятий в результатах их производственной деятельности;      

·  формирование более эффективной структуры горизонтальных и вертикальных связей в реальном секторе российской экономики;      

·  восстановление активного функционирования фондового рынка;     

·  рациональное пополнение доходной части бюджета с акцентом на Бюджет развития Российской Федерации./1/

Можно заключить, что возможности  для создания и укрепления собственной  экономической основы у местного самоуправления имеются. Органы местного самоуправления обязаны осуществлять контроль за полнотой и своевременностью поступления средств от покупателей  объектов приватизации, обеспечить учет поступающих средств по каждому  проданному объекту, предоставлять  налоговому органу по месту расположения сведения о поступлении средств  в местный бюджет, то есть они  должны организовать процесс приватизации имущества.     

В пределах установленной компетенции  органы местного самоуправления и должностные  лица местного самоуправления принимают  решения о составе муниципальной  собственности, порядке ее приобретения и отчуждения; о ведении реестров муниципальной собственности; о  хранении документов, подтверждающих право муниципальной собственности; о создании, реорганизации  и ликвидации муниципальных унитарных предприятий, учреждений; об осуществлении контроля за эффективностью использования и  сохранностью муниципальной собственности  и многое другое.     

Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью является исключительной компетенцией представительных органов местного самоуправления.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1.3. Управление органами местного самоуправления муниципальной собственностью   

 

Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Статья 12 Конституции РФ определяет, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти. Статья 130 п. 1 Конституции гласит, что местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Гражданский  кодекс РФ (ст. 215) определяет в качестве субъектов права муниципальной  собственности   муниципальные  образования.  То, что собственность  принадлежит муниципальным образованиям придает ей публичный характер, так  как муниципальное образование  представляет собой публично-правовое явление.      

Согласно ст. 29 закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления управляют муниципальной  собственностью. «Права собственника в отношении имущества, входящего  в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования  осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных  законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население  непосредственно».         

Органы местного самоуправления могут  передавать объекты муниципальной  собственности во временное или  постоянное пользование физическим и юридическим лицам на возмездной или безвозмездной основе, сдавать  их в аренду, отчуждать. Если на территории муниципальных образований имеются  незадействованные в местном  хозяйственном обороте объекты, то они (образования) могут сдавать  их в аренду или продавать в  целях пополнения доходной части  бюджета.      

В настоящее время в ряде субъектов  РФ приняты законы о местном референдуме, которые позволяют сообществу граждан  муниципального образования непосредственно  осуществлять процесс управления муниципальной  собственностью.     

В законах о местном самоуправлении большинства субъектов РФ относительно управления и распоряжения собственностью муниципального образования воспроизводятся  нормы федерального закона.      

Гражданский кодекс Российской Федерации, определяя ответственность по обязательствам муниципальных образований, устанавливает  также некоторые отношения по поводу муниципальной собственности  между муниципальными образованиями  и созданными ими юридическими лицами при наступлении ответственности. Муниципальные образования отвечают по своим обязательствам только тем  имуществом, которое не закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения  или оперативного управления, а также  не отвечают по обязательствам созданных  юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом. В свою очередь, юридические лица, созданные муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.      

Учитывая особую значимость земли  и других природных ресурсов, обращение  взыскания на эти ресурсы, находящиеся  в муниципальной собственности, допускается только в случаях, предусмотренных  законом.      

Уточним, за какими организациями  и на каких правах закрепляется муниципальная  собственность, не относящаяся к  казне муниципального образования.      

Гражданским кодексом предусмотрено  создание муниципальных предприятий  в форме унитарных предприятий, которые не наделены правом собственности  на закрепленное за ними собственником  имущество. Имущество унитарного предприятия  является неделимым и не может  быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками  предприятия. Унитарные предприятия  могут основываться на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Но на праве оперативного управления создаются только федеральные казенные предприятия, поэтому муниципальные  унитарные предприятия могут  быть основаны на праве хозяйственного ведения. Владение, пользование и  распоряжение имуществом, принадлежащим  на праве хозяйственного ведения, ограничено правом контроля со стороны собственника (муниципального образования в лице органов местного самоуправления) за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, правом собственника на получение части  прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении  созданного им предприятия, а также  запретом на распоряжение имуществом без согласия собственника.      

Органы местного самоуправления вправе также создавать муниципальные  учреждения и закреплять за ними имущество, находящееся в муниципальной  собственности. Особенности правового  положения имущества, закрепленного  за муниципальным учреждением состоят  в следующем. При наступлении  ответственности учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными  средствами. Но и собственник в  лице органов местного самоуправления при недостаточности денежных средств  у учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения. В соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество принадлежит  учреждению на праве оперативного управления. В связи с этим собственник  имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться  им по своему усмотрению. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним  имуществом и имуществом, приобретенным  за счет средств, выделенных ему по смете. В том случае, когда собственником  учреждению предоставлено право  осуществлять приносящую доходы деятельность, доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.      

В соответствии со статьей 66 Гражданского кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления не вправе выступать  участниками хозяйственных обществ  и вкладчиками в товариществах  на вере, если иное не установлено законом. Поэтому муниципальное имущество  не может быть передано указанным  обществам и товариществам, кроме  специально оговоренных законом  случаев. Но на основании той же статьи учреждения могут быть участниками  хозяйственных обществ и вкладчиками  в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено  законом. То есть, муниципальные учреждения с разрешения органов местного самоуправления вправе вносить в качестве вклада находящееся в оперативном управлении муниципальное имущество, если закон  прямо не запрещает этого.

Статьи 48 и 125 Гражданского кодекса  РФ установили, что органы местного самоуправления являются юридическими лицами и действуют от своего имени  самостоятельно. Приобретение, осуществление  имущественных и личных неимущественных  прав  и обязанностей от имени  муниципальных образований возлагается  только на органы местного самоуправления. Для населения таких прав и  обязанностей не предусмотрено ни в  Конституции ни в ГК РФ. Но при  этом собственником остается все  население муниципального образования. /6/    

Классификация объектов муниципальной собственности

Классификация - это основа для дальнейших шагов по финансированию и содержанию объектов, итак объекты можно классифицировать по группам:

Группа "А", "Основные объекты" - объекты, используемые для обеспечения  функций управления и жизнеобеспечения муниципального образования. Например, само здание исполнительного органа местного самоуправления и объекты  инженерной инфраструктуры могут быть отнесены к этому типу.

Объекты, связанные с предоставлением  тех услуг, которые государственное  законодательство или местное сообщество определяют в качестве обязательных. Так, образовательные школы, объекты  для оказания базовых медицинских  услуг и объекты базовой инженерной инфраструктуры (дороги, каналы, водопроводные  линии) часто рассматриваются как  относящиеся к этой группе. В то же время, рекомендуется не включать в данную группу такие объекты, как  учреждения системы высшего образования (филиалы университетов, колледжи), специализированных образовательных (например, музыкальные школы) и специализированных медицинских услуг (кардиологическая клиника), которые выходят за рамки  обязательного списка услуг, являющихся обязанностью властей муниципального образования.

Группа "Б" "Дополнительные объекты" - объекты, используемые для осуществления  функций и услуг, не включенных в  список обязательных, но признаваемых местным самоуправлением в качестве социально или политически важных.

Примеры объектов из этой группы - здания и помещения, используемые для оказания специализированных медицинских услуг, городские парки.

Такие объекты не являются жизненно необходимыми для функционирования муниципального образования, и в  связи с тем, что местный бюджет ограничен, такие объекты не финансируются  в полной мере.

Группа "В" "избыточные объекты" - объекты, используемые для осуществления  тех функций и услуг, которые  не были включены ни в перечень обязательных, ни в перечень социально или политически  важных.

К этой группе следует отнести все  остальные объекты, в частности, имеющиеся коммерческие и нежилые  объекты.

Другое важное обстоятельство, связанное  с применением данной классификации  на практике, состоит в том, что  разделение объектов между группами "Б" и "В" является местным  политическим решением, и оно может  быть разным в разных муниципальных  образованиях.

Например, один муниципалитет может  решить, что он обязан оказывать  поддержку плавательному бассейну или кинотеатру, и отнесет их к  группе "Б", а другой муниципалитет  решит, что он не обязан поддерживать такие объекты, и отнесет их к  группе "В"./6/

Так что надо быть готовыми к появлению  различий в подходах муниципалитетов  к их собственности.

Полезно также иметь в виду, что  ситуация с муниципальной собственностью динамична, так как потребности  населения в общественных услугах  и возможности муниципального образования  меняются со временем, да и местная  политика в данной сфере тоже может  меняться. Поэтому классификация  объектов по трем группам может со временем видоизменяться, и объекты  будут переходить из группы в группу.

Что практически надо сделать, чтобы  разработать классификацию объектов муниципальной недвижимой собственности?

1. Провести полную и четкую  инвентаризацию всех объектов  недвижимости, включая все дополнительные  и вспомогательные помещения.

2. Составить список функциональных  обязанностей муниципального образования,  основанный на законе и на  понимании руководства, какие  из обязанностей действительно  должны быть их функциями. Поскольку  законодательство до сих пор  недостаточно четко предписывало, какие функции местного самоуправления  являются обязательными, какие  дополнительными, то эти решения  во многом остаются на усмотрение  органов местного самоуправления.

3. Составить инвентаризационный  перечень всех объектов с указанием  той функциональной группы, к  которой относится каждый объект.

4. Исходя из реальной практики, обозначить финансовые источники  содержания и эксплуатации каждого  объекта.

5. Сверить, соответствуют ли  друг другу предлагаемая классификация  каждого объекта и источники  финансирования его содержания  и эксплуатации.

Анализируя эти задачи видно, что  для их решения нужны финансовые, временные и трудовые ресурсы.

Поэтому, прежде чем ожидать положительного результата от использования муниципального имущества, органы местного самоуправления и уполномоченные органы должны проделать  немалую работу, для того чтобы  стать полноправным собственником  и распоряжаться имуществом с  точки зрения эффективности./7/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Управление муниципальной  собственностью в Оренбурге

     2.1 Ресурсы Оренбургского муниципального района

 

Оренбургский район — муниципальный район Оренбургской области Российской Федерации

Информация о работе Муниципальная собственность, как объект управления