Обеспечение эффективности системы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить функцию контроля в системе управления.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
1. выявить сущность контроля и понять его необходимость;
2. рассмотреть существующие виды контроля;
3. изучить, как проходит процесс контроля и характеристики его эффективности.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………………………..2
1. Сущность и задачи контроля в системе управления организацией …………………………...3
1.1 Контроль как обратная связь в управлении ………………………………………………………...3
1.2 Области применения контроля. Виды контроля. ………………………………………...................4
1.3 Характеристики эффективного контроля ……………………………………………….................12
2. Организационно-управленческий анализ деятельности дочернего предприятия
ОАО «Газпром» – ООО «Газпром добыча Иркутск» ……………………………………………..15
2.1 Общая характеристика предприятия ……………………………………………………………….15
2.2 Анализ системы стратегического планирования ………………………………………………….19
2.3 Анализ организации реализации стратегий …………………………………………….................23
2.4 Анализ системы мотивации работников предприятия …………………………………………...25
2.5 Анализ системы процедуры контроля …………………………………………………..................27
2.6 Анализ руководства предприятия ………………………………………………………………….29
3. Обеспечение эффективности системы управления …………………………………………….31
3.1 Принятие управленческого анализа ……………………………………………………..................31
3.1.1 Контроль и мотивация ………………………………………………………………………….....31
3.1.2 Квалификация работников предприятия …………………………………………………..…….32
3.2 Анализ эффективности системы управления и предложения по ее
совершенствованию ………………………………………………………………………………….…32
Заключение …………………………………………………………………………………………..…38
Список литературы ………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсаччч2.docx

— 149.89 Кб (Скачать файл)

Система внутреннего контроля должна ориентироваться на:

  1. Устойчивое положение организации на рынках;
  2. Признание организации субъектами рынка и общественностью;
  3. Своевременную адаптацию систем производства и управления организацией к динамичной внешней.

Внутренний  контроль организации - это осуществление субъектами организации таких действий, как:  
1. определение фактического состояния организации (объекта контроля);  
2. сравнение фактических данных с планируемыми;  
3. оценка выявляемых отклонений и степени их влияния на аспекты функционирования организации;  
4. выявление причин зафиксированных отклонений.

Цель  внутреннего контроля - информационное обеспечение системы управления для получения возможности принятия эффективных решений.

Внутренний контроль организации является:  
1. неотъемлемым элементом каждой стадии процесса управления;  
2. обособленной стадией, обеспечивающей информационную прозрачность на предмет качества хода процесса управления на всех других стадиях.

Известны следующие типы внутреннего контроля:  
•  неавтоматизированный;  
•  неполностью автоматизированный;  
•  полностью автоматизированный.

Неавтоматизированный  внутренний контроль осуществляется непосредственно его субъектами без применения автоматических средств.

Неполностью автоматизированный внутренний контроль осуществляется его субъектами с применением автоматических средств регистрации, обработки, измерения и т.п. (например, контроль качества работы производственного оборудования с помощью технологии штрихового кодирования обрабатываемых узлов и деталей).

Полностью автоматизированный внутренний контроль осуществляется полностью в автоматическом режиме под управлением субъектов внутреннего контроля. Примеры этого типа внутреннего контроля: автоматическое обнаружение и исправление ошибки прикладной компьютерной программой; работа программ, обеспечивающих выделение или перечисление тех пунктов, которые не соответствуют установленным критериям ( например, если сумма по счетам на закупку находится вне установленных пределов); работа антивирусных программ; программные проверки типа подсчета общих сумм для контроля правильности расчетов (например, согласование суммы счетов на закупки с общей суммой счетов, рассчитанной в результате другой операции); программные проверки на соответствие данных и выдача информации по отсутствию соответствия (например, сравнение неоплаченных счетов-фактур на закупку с файлами записей по полученным товарам, производимое программой перед оплатой счета продавца); работа контрольных модулей корпоративных систем; самодиагностика программных средств.

Полная классификация  внутреннего контроля организации представлена в

Таблице 1.

Таблица 1. Классификация  внутреннего контроля

Признак классификации 

Элементы класса внутреннего контроля

Форма контроля

1.Внутренний аудит 
2. Структурно-функциональная форма внутреннего контроля

Уровень автоматизации контроля (признак типологии внутреннего контроля)

1. Неавтоматизированный внутренний контроль  
2. Неполностью автоматизированный внутренний контроль  
3. Полностью автоматизированный внутренний контроль

Методические приемы контроля

1. Общенаучные методические приемы контроля (анализ, синтез, индукция, дедукция, редукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, эксперимент и др.)  
2. Собственные эмпирические методические приемы контроля (инвентаризация, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальная и арифметическая проверки, встречная проверка, способ обратного счета, метод сопоставления однородных фактов служебное расследование, экспертизы различных видов, сканирование, логическая проверка, письменный и устный опросы и др.)  
3. Специфические приемы смежных экономических наук (приемы экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики)

Значимость субъектов  внутреннего контроля (с точки  зрения контрольной деятельности)

1. Контроль, осуществляемый субъектами внутреннего контроля 1-го, 2-го, 3-го, 4-го и 5-го уровней

Иерархичность объектов контроля

1. Контроль системы объектов  в целом (всей коммерческой  организации)  
2. Контроль подсистем системы объектов  
3. Контроль отдельных объектов

Стадии проведения контроля

1. Предварительный контроль  
2. Промежуточный контроль  
3. Конечный контроль

Функциональная направленность контроля

1. Администраторский контроль  
2. Финансово-экономический контроль  
3. Бухгалтерский контроль  
4. Правовой контроль  
5. Технический контроль  
6. Технологический контроль  
7. Кадровый контроль  
8. Контроль, направленный на обеспечение безопасности коммерческой организации

Характер взаимоотношений  контролирующего контролируемого  работников

1. Контроль, обусловленный отношениями подчиненности  
2. Контроль, не обусловленный отношениями подчиненности

Временная направленность контроля

1. Стратегический контроль  
2. Тактический контроль  
3. Оперативный контроль

Пространственный аспект

1. Входной контроль  
2. Процессный контроль  
3. Выходной контроль

Величина (сложность) объекта контроля

1. Тематический контроль  
2. Комплексный контроль

Источники данных контроля

1. Документальный контроль  
2. Фактический контроль  
3. Автоматизированный контроль

Способ взаимоотношений  работников

1. Односторонний (функционально-принудительный) контроль  
2. Взаимный (двусторонний или многосторонний) контроль

Этапы получения информации

1. Первичный контроль  
2. Сводный контроль

Характер отношения к  объекту 

1. Направляющий контроль  
2. Фильтрующий (этапный) контроль

Характер контрольных  мероприятий 

1. Плановый контроль  
2. Внезапный контроль

Периодичность проведения контрольных  мероприятий 

1. Систематический контроль  
2. Периодический контроль  
3. Эпизодический контроль

Полнота охвата объекта контроля

1. Сплошной контроль  
2. Несплошной контроль

Время осуществления контрольных  действий

1. Предварительный контроль  
2. Текущий контроль  
3. Последующий контроль

Интенсивность проведения контроля

1. Контроль, осуществляемый в облегченном режиме  
2. Контроль, осуществляемый в нормальном режиме  
3. Контроль, осуществляемый в усиленном режиме

Фазы воспроизводственного цикла 

1. Контроль снабженческо-заготовительной деятельности  
2. Контроль производственной деятельности  
3. Контроль финансово-сбытовой деятельности

   

 

Внешний контроль основывается на том факте, что люди, по крайней мере формально, лучше выполняют свои обязанности, если знают, что за ними наблюдает руководитель, или его представитель.

Успех внешнего контроля зависит от ряда обстоятельств:

Во-первых, должна быть предусмотрена так называемая «защита от хитреца», то есть от того, кто, ничего не делая, пытается создать видимость активной и добросовестной работы, показать руководству не то, что есть на самом деле, а то, что оно желало бы видеть. Ради такой показухи забрасываются действительно важные и нужные дела, блокируется важная информация, ставящая под сомнения «достижения». Чаще всего это делается с помощью манипулирования показателями, занижения или завышения их истинной величины.

Чем выше степень бюрократизации управления организацией, тем чаще подобное, ориентированное  на контроль поведение сотрудников  имеет место, и они больше времени  тратят на обман начальства, чем  на выполнение собственных обязанностей. Особенно часто это бывает, если отсутствуют четко определенные нормативы работы и ее результат  не проходит рыночную оценку потребителем.

Во-вторых, цели, которые ставятся перед людьми в системе внешнего контроля, должны быть достаточно трудными, не дающими исполнителям «засыпать на ходу», но не оставляющими лазеек для лентяев. Считается, что в наибольшей степени они стимулируют тогда, когда у исполнителя имеется 50%-ая уверенность в их достижении.

В-третьих, по итогам внешнего контроля обязательно должно следовать поощрение, а, если необходимо, и наказание.

Полностью обеспечить выполнение таких условий  можно только при тотальной системе  внешнего контроля, что требует огромных материальных и трудовых затрат. При  постоянно усложняющейся деятельности она становится экономически и технически непосильной даже для крупных организаций.

Выход из сложившейся ситуации лежит во внедрении, где возможно, практики внутреннего  контроля или самоконтроля.

Управленческий контроль осуществляется на двух организационных уровнях:

1. Контроль за производственно-хозяйственной  деятельностью, технологическим  процессом, контроль качества  продукции, осуществляемый на  уровне операций, - оперативный контроль.

2. Стратегический контроль, определяющий  эффективность работы организации,  использования ресурсов.

Существует  три типа оперативного контроля:

  1. Предварительный контроль;
  2. Текущий контроль;
  3. Заключительный контроль.

Предварительный контроль. Этот вид контроля называется предварительным потому, что осуществляется до фактического начала работ.

Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Поскольку правила и линии  поведения вырабатываются для обеспечения  выполнения планов, то их строгое соблюдение - это способ убедиться, что работа развивается в заданном направлении.

Предварительный контроль в области человеческих ресурсов достигается в организациях за счет тщательного анализа тех  деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для  выполнения тех или иных должностных  обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей. Для  того, чтобы убедиться, что принимаемые работники окажутся в состоянии выполнить порученные им обязанности, необходимо установить минимально допустимый уровень образования или стаж работы в данной области и проверить документы и рекомендации, представляемые нанимаемым. Существенно повысить вероятность привлечения и закрепления в составе организации компетентных работников можно также путем установления справедливых размеров выплат и компенсаций, проведения психологических тестов, а также при помощи многочисленных собеседований с работником в период перед его наймом. Во многих организациях предварительный контроль человеческих ресурсов продолжается и после их найма в ходе курса обучения. Обучение позволяет установить, что же дополнительно нужно добавить и руководящему составу, и рядовым исполнителям к уже имеющимся у них знаниям и навыкам, прежде чем приступать к фактическому исполнению своих обязанностей. Курс предварительного обучения повышает вероятность того, что нанятые работники будут трудиться эффективно.

Текущий контроль. Как это собственно следует из его названия, текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Чаще всего его объектом являются подчиненные сотрудники, а сам он традиционно является прерогативой их непосредственного начальника. Регулярная проверка работы подчиненных, обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию работы позволит исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Если же позволить этим отклонениям развиться, они могут перерасти в серьезные трудности для всей организации.

Текущий контроль не проводится буквально одновременно с выполнением самой работы. Скорее он базируется на измерении фактических  результатов, полученных после проведения работы, направленной на достижение желаемых целей. Для того чтобы осуществлять текущий контроль таким образом, аппарату управления необходима обратная связь.

Системы обратной связи. Обратная связь - это  данные о полученных результатах. Простейшим примером обратной связи является сообщение  начальника подчиненным о том, что  их работа неудовлетворительна, если он видит, что они делают ошибки. Системы  обратной связи позволяют руководству  выявить множество непредвиденных проблем и скорректировать свою линию поведения так, чтобы избежать отклонения организации от наиболее эффективного пути к поставленным перед  нею задачам.

Заключительный контроль. В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена. Либо сразу по завершению контролируемой деятельности, либо по истечении определенного заранее периода времени фактически полученные результата сравниваются с требуемыми.

Хотя  заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать  на проблемы в момент их возникновения, тем не менее, он имеет две важные функции. Одна из них состоит в  том, что заключительный контроль дает руководству организации информацию, необходимую для планирования в  случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Сравнивая  фактически полученные и требовавшиеся  результаты, руководство имеет возможность  лучше оценить, насколько реалистично  были составлены им планы. Вторая функция  заключительного контроля состоит  в том, чтобы способствовать мотивации. Если руководство организации связывает  мотивационные вознаграждения с  достижением определенного уровня результативности, то, очевидно, что  фактически достигнутую результативность надо измерять точно и объективно.

 

    1. Характеристики эффективного контроля.

Для того чтобы контроль мог выполнить  свою истинную задачу, т.е. обеспечить достижение целей организации, он должен обладать несколькими важными свойствами.

1. Стратегическая  направленность контроля

Для того чтобы быть эффективным, контроль должен иметь стратегический характер, т.е. отражать общие приоритеты организации  и поддерживать их. Относительная  сложность оценки какого-либо вида деятельности в количественном виде или измерения ее результативности по принципу затраты -- эффект никогда не должна служить критерием для -- решения -- нужно ли вводить механизм контроля. Деятельность в областях, которые -- не имеют стратегического значения, следует измерять не очень часто, и о полученных результатах можно никому и не сообщать до тех пор, пока отклонения не станут необычно большими. Абсолютный контроль над обычными операциями (такими как мелкие расходы) не имеет смысла и будет только отвлекать силы от более важных целей.

Информация о работе Обеспечение эффективности системы управления