Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 14:01, курсовая работа
Цель данной работы – изучить функцию контроля в системе управления.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
1. выявить сущность контроля и понять его необходимость;
2. рассмотреть существующие виды контроля;
3. изучить, как проходит процесс контроля и характеристики его эффективности.
Введение …………………………………………………………………………………………………..2
1. Сущность и задачи контроля в системе управления организацией …………………………...3
1.1 Контроль как обратная связь в управлении ………………………………………………………...3
1.2 Области применения контроля. Виды контроля. ………………………………………...................4
1.3 Характеристики эффективного контроля ……………………………………………….................12
2. Организационно-управленческий анализ деятельности дочернего предприятия
ОАО «Газпром» – ООО «Газпром добыча Иркутск» ……………………………………………..15
2.1 Общая характеристика предприятия ……………………………………………………………….15
2.2 Анализ системы стратегического планирования ………………………………………………….19
2.3 Анализ организации реализации стратегий …………………………………………….................23
2.4 Анализ системы мотивации работников предприятия …………………………………………...25
2.5 Анализ системы процедуры контроля …………………………………………………..................27
2.6 Анализ руководства предприятия ………………………………………………………………….29
3. Обеспечение эффективности системы управления …………………………………………….31
3.1 Принятие управленческого анализа ……………………………………………………..................31
3.1.1 Контроль и мотивация ………………………………………………………………………….....31
3.1.2 Квалификация работников предприятия …………………………………………………..…….32
3.2 Анализ эффективности системы управления и предложения по ее
совершенствованию ………………………………………………………………………………….…32
Заключение …………………………………………………………………………………………..…38
Список литературы ………………………………………
2.2 Анализ системы стратегического планирования
Стратегической целью ОАО «Газпром» является становление как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.
Особенность «Газпрома» и
одно из его преимуществ заключаются
в том, что он одновременно является
и производителем, и поставщиком
энергоресурсов, располагая мощной ресурсной
базой и разветвленной
При планировании и реализации своих проектов «Газпром» уделяет особое внимание инновационной деятельности. Кроме того, успех работы компании невозможен без развития долгосрочных отношений с субъектами Российской Федерации.
Цели организации - результаты,
которых стремится достичь
Стратегической целью организации, ее структурных подразделений, в т.ч. ООО «Газпром добыча Иркутск», и функциональных подсистем является становление ОАО «Газпром» как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.
Анализ факторов внешней среды
Экономическая ситуация на мировом энергетическом рынке в настоящее время:
- нефть выступает
- резкий рост потребления
углеводородов, который в
- резкий рост потребности
развивающихся азиатских стран
в энергоресурсах с учетом
продолжающегося
- увеличение разрыва между
объемами потребления (растет) и
объемами производства (снижается)
углеводородов в развитых
- ограниченные возможности
дополнительного роста
- снижается уровень
- недостаток (временный)
нефтеперерабатывающих и
- обозначается интерес
промышленно развитых
- возрастает значимость
проектов по производству и
поставкам сжиженного
- в ряде стран наблюдается
возобновление интереса к
- активов для слияний
и поглощений становится все
меньше, поэтому в последние годы
основные слияния происходят
исключительно в рамках одной
страны или же общего
- рост политических рисков в регионах, наиболее богатых углеводородами.
Таблица 2. Оценка SWOT-анализа
Потенциальные внутренние сильные стороны |
Потенциальные внутренние слабые стороны |
1. Эффективное управление (минимизация расходов, процесс интенсификации производства) |
1. Необходимость развития |
2. Большие запасы газа на |
2. Необходимость инвестировать
серьезные средства в |
3. Диверсификация маршрутов и повышение надежности поставок газа в Европу |
3. Недостаточное финансирование
проектов, направленных на |
4. Способность удовлетворять |
4. Отставание темпов роста |
5. Лидирующее место по темпу роста рыночной капитализации среди европейских компаний |
5. Стоимость акций Газпрома все- |
6. Большие затраты на НИОКР; 95
% используемых технологий |
6. Проблема модернизации |
7. Развитие производства и |
7. Невозможность обеспечения |
8. Соблюдение всех требований
Конвенций Международной |
8. Отток квалифицированных |
9. Лучшие рекламные компании, спонсорская
и благотворительная |
9. Большие затраты на рекламу,
спонсорство и поддержание |
10. Жесткость в отстаивании |
|
11. суммарная экономия топливно- |
|
Потенциальные внешние возможности организации |
Потенциальные внешние угрозы |
1. Сохранение достигнутых |
1. Проводимая на государственном
уровне политика по |
2. Географическая диверсификация
(выход на рынки Северной |
2. Сохранение транзитных рисков |
3. Газовые ресурсы Центральной
Азии дают возможность выхода
на новые рынки сбыта при
сохранении надежности |
3. Ставка на закупки |
4. Признанный лидер рынка |
4. Низкая прибыльность из-за
внутренних регулируемых |
5. Возможности расширения |
5. Выход на рынок иностранных конкурентов с более низкими издержками, связанными с добычей и экспортом нефти |
6. Контроль над всеми |
6. Организация имеет серьезных
конкурентов в лице стран, |
7. Независимость в выборе |
7. Ослабление позиций Газпрома на рынке Средней Азии за счет усиления поставок газа Туркменистаном и Узбекистаном в другие страны |
8. Лидирующее место в сфере распределения газа |
8. Неурегулированность многих вопросов в рамках ЕС |
9. Резкий рост мировой |
9. Снижение уровня |
10. Заинтересованность |
10. Рост политических рисков в регионах, наиболее богатых углеводородами |
11. Отсутствие политического |
11. Регламентация Правительством РФ внутренних тарифов на газ; продажа газа по заниженным ценам |
12. Вертикально интегрированная компания |
Выбор и стимулирование стратегии
Оценив значимость ключевых факторов внутренней и внешней среды, сделаем вывод о наиболее подходящей для компании стратегии и укажем в таблице 3:
Таблица 3. Анализ сильных и слабых сторон организации.
Сильные стороны |
Оценка значимости |
Слабые стороны |
Оценка значимости |
S |
W | ||
· Мировой лидер по запасам газа. |
10 |
· Низкие темпы роста добычи газа, а крупнейшие месторождения компании в Надым-Пур-Тазовском регионе находятся в стадии падающей добычи. |
6 |
· Доминирующее положение Газпрома в отрасли позволяет компании определять правила игры для остальных участников рынка. |
9 |
· Высокая степень |
7 |
· Государство лоббирует интересы компании на международном уровне. |
10 |
· Компания не отличается высоким
уровнем эффективности и |
5 |
· Налоговая нагрузка на Газпром ниже, чем на нефтяные компании, а ставки НДПИ и экспортных пошлин фиксированы. |
8 |
· Ряд непрофильных активов Газпрома практически не приносит ему дохода. |
6 |
· Контроль над газотранспортной системой позволит Газпрому получить доступ к среднеазиатскому газу и газу независимых производителей. |
8 |
· Разработка новых месторождений будет сопряжена с большими издержками в связи со сложными природно-климатическими условиями и удаленностью от основных рынков сбыта. |
4 |
Итого |
45 |
28 | |
Возможности O |
Оценка значимости |
Угрозы T |
Оценка значимости |
· Рост регулируемых цен на газ позитивным образом отразится на доходах компании. |
9 |
· Ухудшение конъюнктуры на мировом
рынке углеводородов может |
9 |
· Активизация Газпромом |
7 |
· Изменение политической ситуации, налогообложения. |
7 |
· Различные формы партнерства
с крупнейшими западными |
8 |
· Утрата контроля над издержками. |
5 |
· Приобретение активов в сегменте распределения и сбыта позволит компании повысить рентабельность бизнеса. |
8 |
· Риски, связанные со странами-транзитерами (Украина, Белоруссия), через территорию которых Газпром экспортирует большую часть газа. |
9 |
· Рост спроса на газ в Европе при падении собственной добычи будет способствовать укреплению позиций Газпрома на европейском рынке. |
8 |
Долговая нагрузка может увеличиться из-за высоких инвестиционных потребностей компании. |
4 |
· Выход на рынок СПГ и строительство новых трубопроводов расширят экспортные возможности Газпрома. |
9 |
· Реформирование газового рынка в Европе может привести к пересмотру долгосрочных контрактов Газпрома. |
6 |
· Выполнение компанией посреднической роли между рынками Востока и Запада. |
10 |
||
Итого |
51 |
40 |
На основе проведенного анализа оценки значимости факторов внутренней и внешней среды (преобладают возможности и сильные стороны), можно сделать вывод о разумности выбора компанией стратегии агрессивного роста.
2.3. Анализ организации реализации стратегии
Организационная структура
Высшим органом управления Открытого акционерного общества «Газпром» является Общее собрание акционеров, которое проводится ежегодно. Проводимые помимо годового Общие собрания акционеров являются внеочередными.
Правом голоса на Общем собрании акционеров обладают акционеры — владельцы обыкновенных или привилегированных акций. Любой акционер лично или через своего представителя имеет право на участие в Общем собрании акционеров. Собрание является правомочным, если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной голосов.
Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью Общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров. Члены Совета директоров Общества избираются Общим собранием акционеров на срок до следующего годового Общего собрания акционеров. Совет директоров, в частности, определяет приоритетные направления деятельности Общества, утверждает годовой бюджет и инвестиционные программы, принимает решения о созыве Общих собраний акционеров, об образовании исполнительных органов Общества, дает рекомендации по размеру дивиденда по акциям.
В Администрацию ОАО «Газпром» входят следующие департаменты:
Таблица 4. Производственная структура ОАО «Газпром»
Разведка и добыча |
Транспортировка |
Переработка |
Маркетинг и газораспреде-ление |
Вспомогательные виды деятельности |
Газпром геологоразвед-ка (ООО) |
АВТОГАЗ (ОАО) |
Газпром переработка (ООО) |
Газпром газораспределе-ние (ОАО) |
Газпром автоматизация (ОАО) |
Газпром геофизика (ОАО) |
Белтрансгаз (ОАО) |
Газпром сжиженный газ (ООО) |
Газпром межрегионгаз (ООО) |
Газпром комплектация (ООО) |
Газпром геофизика (ООО) |
Газпром газораспреде-ление (ОАО) |
Химсорбент (ЗАО) |
Газпром сбыт Украина (ООО) |
Газпром охрана ЧОП (ООО) |
Газпром добыча (ООО) по регионам |
Газпромтранс (ООО) |
Газпром связь (ООО) |
Газпром подземремонт (ООО) по регионам | |
Газпром зарубежнефте-газ (ЗАО) |
Газпром трансгаз (ООО) по регионам |
Газпром торгсервис (ООО) |
Газпром центрремонт (ООО) | |
Газпром промгаз (ОАО) |
Дальтрансгаз (ОАО) |
Газпром экспо (ООО) |
Газпром энерго (ООО) | |
Газпром сжиженный газ (ООО) |
Дружба (ОАО) |
Газпром экспорт (ООО) |
Газпром энергохолдинг (ООО) | |
Газфлот (ООО) |
Спецгазавтотранс (ДОАО ОАО Газпром) |
Каунасская термофикационная электростанция (ЗАО) | ||
Георесурс (ООО) |
2.4. Аналаиз системы мотивации работников предприятия
ООО «Газпром добыча Иркутск» инвестирует
средства в персонал, поддерживая
инициативы и инновации, направленные
на повышение эффективности
Информация о работе Обеспечение эффективности системы управления