Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 11:25, реферат
В настоящее время значительно расширился спектр возможного ис-пользования разнообразных средств и форм обучения школьников. Современные инновационные процессы активно развивают педагогическую теорию и практику. Некоторые образовательные технологии, успешно использовавшиеся ранее, сегодня актуальны, поскольку в их основе лежат фундаментальные, не устаревающие принципы образования и воспитания. Так, образовательный туризм имеет давние традиции в России и за рубежом. Ныне он возрождается, широко используется в различных образовательных системах, оценивается педагогами как высокоэффективная технология обучения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
1.1. Школьный образовательный туризм: понятие и возникновение
1.2. Роль образовательного туризма в развитии школьников
1.3. Особенности создания образовательного тура для школьников
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНИКОВ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)
2.1. Особенности организации образовательного тура для школьников
2.2. Программа образовательного тура для школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Тема: Образовательные туры для школьников
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
4 | |
ГЛАВА 1. |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА |
6 |
1.1. |
Школьный образовательный туризм: понятие и возникновение |
6 |
1.2. |
Роль образовательного туризма в развитии школьников |
14 |
1.3. |
Особенности создания образовательного тура для школьников |
27 |
ГЛАВА 2. |
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНИКОВ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА) |
31 |
2.1. |
Особенности организации образовательного тура для школьников |
31 |
2.2. |
Программа образовательного тура для школьников |
45 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
54 | |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК |
57 | |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
61 |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время значительно расширился спектр возможного использования разнообразных средств и форм обучения школьников. Современные инновационные процессы активно развивают педагогическую теорию и практику. Некоторые образовательные технологии, успешно использовавшиеся ранее, сегодня актуальны, поскольку в их основе лежат фундаментальные, не устаревающие принципы образования и воспитания. Так, образовательный туризм имеет давние традиции в России и за рубежом. Ныне он возрождается, широко используется в различных образовательных системах, оценивается педагогами как высокоэффективная технология обучения.
«Туризм – самая массовая форма познавательного и активного отдыха и оздоровления учащихся, одно из важных средств воспитания»1– считает Б.Е. Познянский. А детско-юношеский образовательный туризм – это ещё и средство гармоничного развития подростков, которое реализуется не только в форме отдыха, но и в общественно полезной, познавательной деятельности.
В образовательном туризме интегрируются нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, патриотическое воспитание, познавательное развитие, расширяющее кругозор школьников. Поэтому он стал самостоятельным разделом работы школы.
В документах Министерства образования и науки РФ постановлена задача – усилить туристско-краеведческую и экскурсионную работу с учащимися всех классов, а также включить в учебные планы повышения квалификации педагогических работников вопросы организации и методики туристско-краеведческой и экскурсионной работы2.
В России и за рубежом образовательный туризм имеет давние традиции. Ныне он возрождается, широко используется в различных образовательных системах. Накоплен обширный опыт по изучению образовательного потенциала разнообразных походов, экскурсий и экспедиций. При разработке предложений мы использовали идеи специалистов, занимавшихся изучением вопросов педагогической эффективности образовательных экскурсий и путешествий: И. И. Полянского, Б. А. Федченко, И. И. Михайлова, Л. А. Иль-ина, Н. П. Анциферова, Б. Е. Райкова, Д. М. Кайгородова, В. Е. Герда, А.
Ф. Родина, А. В. Даринского.
Образовательный туризм позволяет воспитывать личность школьников не «по частям», а комплексно, формировать их социальную активность. Таким образом, туризм позволяет комплексно решать образовательно-воспитательные и оздоровительные задачи.
Объект: школьный образовательный туризм как средство развития кругозора школьников.
Предмет: процесс развития кругозора школьников посредством образовательного туризма.
Цель: разработка образовательного тура для школьников.
Задачи:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
За вековую историю школьный туризм в России прошел периоды бурного развития и стагнации. Степень туристской образовательной активности обычно определялась отношением системы среднего образования (и общества в целом) к краеведению. Так, активную государственную поддержку школьный туризм получил в СССР в 1920- гг. Программы развития туризма тех лет предоставляли возможность школьникам знакомиться с родным краем, понимать особенности его природы, истории и культуры. Приобщение к исследованию родного края в разных формах - от простейших описаний до серьезных исследовательских работ, имело общественное значение и практическую ценность. Отечественный опыт позволяет оценивать воспитательное и развивающее значение образовательного туризма.
В настоящее время значительно расширился спектр возможного использования разнообразных средств и форм обучения. Современные инновационные процессы активно развивают педагогическую теорию и практику. Некоторые образовательные технологии, успешно использовавшиеся ранее, сегодня актуальны, поскольку в их основе лежат фундаментальные, не устаревающие принципы образования и воспитания. Так, образовательный туризм имеет давние традиции в России и за рубежом. Ныне он возрождается, широко используется в различных образовательных системах, оценивается педагогами как высокоэффективная технология обучения.
Под образовательным видом туризма понимают познавательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений. Выделяют туры школьного и внешкольного, среднего специального, а также вузовского, послевузовского и вневузовского образования.3
Школьный туризм, по определению Ю.С. Константинова, В.М. Куликова, занимает промежуточное положение между плановым и самодеятельным туризмом. Само понятие «школьный туризм», учёные рассматривают как идентичное распространенному названию «туристско-краеведческая деятельность в школе», но при этом они подчёркивают, что по отношению к детям точнее было бы говорить – занятия, а не деятельность.4
В школьном туризме задействовано три стороны: участвующая (учащиеся) и организующая, содействующая (педагоги, администрация). Учащиеся находят в туризме увлекательное занятие, способ активного отдыха. А для педагогов это способ для решения педагогических задач. Своих целей педагог достигает быстрее и легче через удовлетворение потребностей детей, интереса к путешествиям. Определяя содержание школьного туризма, Ю.С. Константинов и В.М. Куликов обращают внимание на тот факт, что он будет педагогически полноценным лишь тогда, когда вся работа будет построена на самоорганизации, т. е. когда дети потребляют то, что сами производят.5
Вопросами образовательного, воспитательного значения экскурсий, а
также оздоровительного отдыха детей занимались знаменитые русские ученые и педагоги Г.Ф.Лесгафт, Р.Лейцингер и др. Практика ознакомительных и
обучающих экскурсий применялась в учебных заведениях дореволюционной
России. Так, в 1906 г. вышла брошюра Лейцингера «Несколько слов об ученических экскурсиях», которую разослали во все учебные округа и 640 учебных заведений России. Общественные организации, такие как, например, Кавказское горное общество и др., а также энтузиасты занимались организацией походов учащихся по Кавказским и Таврическим горам.6
В нашей стране за более чем столетний период накоплен опыт организации и проведения туристских поездок и походов школьников. В течение всего советского периода периодически разрабатывались и осуществлялись программы, в соответствии с которыми в туристскую деятельность вовлекалось подавляющее большинство школьников. Кризисные 90-е годы прошлого века, которые переживала наша страна, привели к резкому сокращению государственного финансирования школьного образования. Были закрыты кружки, клубы, центры, занимавшиеся организацией школьного туризма. Политические и экономические процессы, происходившие в России в этот период, негативно отразились на бюджете большинства семей. Крайне низкий уровень доходов родителей не позволил сохранить уже накопленный опыт туристской работы со школьниками.
В 1907 году при Российском обществе туристов была создана комиссия «Образовательные экскурсии по России». В ее ведении находились организация и проведение экскурсий по крупным городам и достопримечательным местам в нашей стране. Петербургский профессор И. М. Гревс, определяя значение туристских поездок, их воспитательный и образовательный смысл, рассматривал путешествие как один из величайших факторов развития культуры. К этому времени многие школы России подходили к экскурсионной деятельности как к неотъемлемой части общего педагогического процесса. Показателен в этом отношении пример системы экскурсий Земской учительской школы Санкт-Петербурга. Учащиеся с первого по пятый класс в обязательном порядке должны были посещать музеи, выставки, заводы, мастерские, Политехнический институт и Публичную библиотеку. В период летних каникул учащиеся первого класса совершали четырехдневную экскурсию по Финляндии; учащиеся второго класса выезжали на неделю в Прибалтику; две недели ученики третьего класса путешествовали по Центральным губерниям России; для четвертого класса устраивалось трехнедельное путешествие в Крым или на Кавказ. Большой положительный опыт по организации образовательных туристско-экскурсионных поездок накоплен за советский период.
В 1918 г. была создана специальная организация, основной функцией
которой была организация детского туризма. В начале тридцатых годов она была преобразована в Центральную детскую экскурсионно-туристскую станцию Наркомпроса РСФСР.
С 1924 года началось широкое внедрение краеведения в школьную практику. Государственным ученым советом были разработаны комплексные программы (в отличие от традиционных, предметных). Этими программами пытались устранить существенный недостаток старой школы – разрыв между учебными школьными предметами. Весь объем знаний, намеченных к изучению в общеобразовательной школе, был представлен в виде единого комплекса сведений о природе, труде и обществе.
В 1932 году Наркомпрос РСФСР принимает постановление, в котором отмечалось, что экскурсионно-туристская работа среди детей является одним из наиболее актуальных и необходимых приемов в деле максимального повышения качества работы школы, общеобразовательной и политехнической подготовки детей, ставилась задача каждой школе включить в учебный план минимум проведения местных экскурсий.
После периода стагнации в 1930- 40-ые гг. активность познавательного детского и молодежного туризма возросла в начале 1950-х гг. Преобладали поездки и походы школьников историко-революционной, военно-исторической, историко-архивной и естественноисторической тематики. Особо популярными стали маршруты по местам военных сражений Великой Отечественной войны.
В 1952 году Министерство просвещения РСФСР опубликовало инструктивное письмо «Об организации туристских походов с учащимися семилетних и средних школ», регламентирующее порядок организации туристских групп, состав и возраст участников, обязанности руководителей групп, администрации учреждений, примерные нормы, разрядные требования по туризму, программы семинаров по подготовке руководителей туристских групп. Отделам образования рекомендовано разрабатывать тематику и маршруты походов, экскурсий и путешествий по родному краю, организовать в школах по окончании учебного года такие походы и экскурсии под руководством учителей и пионервожатых, по возможности с каждым классом, начиная с четвертого; в целях улучшения руководства утвердить в каждом рай(гор)ОНО ответственных лиц за проведение экскурсионно-туристской работы, во всех семилетних и средних школ выделить из числа учителей организаторов этой работы в школах.
В конце 60-ых годов во многих школах и училищах велась активная туристская работа с учащимися. Разрабатывались и внедрялись в практику маршруты такой тематики, как «Люби и знай свой край», «По ленинским местам», «По Зеленому поясу Славы», «По местам, где рождалось и крепло советское государство», «По историческим местам», «Моя родина - СССР».7
Школьное и студенческое туристско-экскурсионное движение достигло наибольшего размаха и массовости на рубеже 1970-80-х гг. Этому способствовали: усиление внимания педагогической общественности к туризму как к эффективной форме отдыха и развития учащихся, улучшение условий оплаты труда родителей, введение льготного проезда на транспорте для учащихся, возможность получения различных социальных льгот за счет предприятий и профсоюзов, повышение культурного уровня людей, их информированности. Детский и юношеский туризм приобрел широкий размах и был ориентирован на достижение двух целей – рекреация и образование.