Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 11:25, реферат
В настоящее время значительно расширился спектр возможного ис-пользования разнообразных средств и форм обучения школьников. Современные инновационные процессы активно развивают педагогическую теорию и практику. Некоторые образовательные технологии, успешно использовавшиеся ранее, сегодня актуальны, поскольку в их основе лежат фундаментальные, не устаревающие принципы образования и воспитания. Так, образовательный туризм имеет давние традиции в России и за рубежом. Ныне он возрождается, широко используется в различных образовательных системах, оценивается педагогами как высокоэффективная технология обучения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
1.1. Школьный образовательный туризм: понятие и возникновение
1.2. Роль образовательного туризма в развитии школьников
1.3. Особенности создания образовательного тура для школьников
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНИКОВ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)
2.1. Особенности организации образовательного тура для школьников
2.2. Программа образовательного тура для школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
По прогнозам экспертов Всемирной туристской организации (ВТО) в XXI в. темпы развития образовательного туризма будут по-прежнему высокими.19
На внутрироссийском туристском рынке предложения, связанные с индивидуальным образовательным туризмом школьников, чаще сочетаются с рекреационными предложениями. Популярностью пользуется отдых учащейся молодежи (обычно в каникулярное время) с параллельным прохождением какой-либо образовательной программы.
Лидерами в осуществлении подобных программ являются экологические лагеря. Подобные лагеря стали особо активно развиваться за последние 15 лет на базе национальных и природно-исторических парков, а также природных заповедников.
Наиболее востребованы экологические лагеря в Северо-Западном, Центрально-Европейском, Уральском, Байкальском и Юго-Дальневосточном туристском регионах. Предложения отдыха на базах и в лагерях отдыха, в период нахождения в которых учащимся предлагаются образовательные программы иного направления, пока на российском туристском рынке малочисленны. Тем не менее некоторые программы весьма перспективны. Наиболее известны образовательно-рекреационные программы по таким направлениям, как изучение иностранного языка без выезда за границу, изучения истории, приобретение опыта краеведческого исследования.
Интересен в связи с обсуждаемым вопросом опыт организации лагерей, в период пребывания в которых молодые люди сочетают отдых с приобретением знаний экономической направленности. Так, на протяжении нескольких лет, на озере Селигер в летнее время организовывается молодежный лагерь, в котором отдыхающим предоставляется возможность пройти курсы повышения экономической грамотности и получить опыт участия в политической жизни страны (в том числе в результате общения с лидерами молодежных политических и общественных организаций).
Другой пример – движение «доброхотов». На протяжении более двух десятилетий оно привлекает в Пушкинский природно-культурный заповедник в Пушкинских горах Псковской области молодых людей России и других стран. Участники движения в летнее время живут на территории заповедника в палаточном лагере, оказывают помощь сотрудникам заповедника по обустройству территории, изучают факты, связанные с пребыванием А. С. Пушкина и его семьи в Петровском, Михайловском и Тригорском, принимают участие в археологических исследованиях, проводимых специалистами на заповедной территории. Этот опыт может быть оценен как положительный в плане одной из форм организации образовательного туризма, способствующего формированию социально-личностных общекультурных компетенций учащихся.20
Россия имеет большой опыт организации лагерей отдыха для школьников. В советский период школьники, прибывающие на отдых в пионерские лагеря, включались в работу различных секций и кружков.
Целевые установки программ, по которым проводилась работа с учащимися, разрабатывались с учетом выполнения как воспитательных, так и обучающих задач. Таким образом, учащимся предоставлялась возможность приобретать научные и практические знания, навыки по различным направлениям деятельности.
Начиная с конца XIX в. особо аттрактивны для школьников разного возраста были одно- и многодневные походы. Географические знания – важная составляющая подготовки и проведения таких походов.
Также в процессе организации и проведения образовательных туров у школьников могут формироваться такие универсальные социально-личностные и общекультурные качества как гностическая компетентность:общая образованность, гибкость и критичность ума, сообразительность, рассудительность, аналитические способности, эрудиция, хорошая обучаемость, логичность и аргументированность высказываний, последовательное выстраивание тезисов в письменной и устной работе, умение найти информацию, выделить главное, способность обосновывать, сравнивать подобранные факты, демонстрация последовательности в анализе ситуации, ло-гическое мышление;организаторская компетентность: знание и понимание норм здорового образа жизни, включая вопросы профилактики за-висимостей, владение социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, понимание необходимости здорового образа жизни и физической культуры, умение использовать средства физической культуры для оптимизации работоспособности, настойчивость, выдержка, организованность, ответственность, уравновешенность, смелость, требовательность, дисциплинированность, активность, инициативность, уверенность в себе, целеустремленность умение управлять своим временем, планировать и организовывать деятельность других; имиджевая компетентность: умение создать свой привлекательный внешний облик, в том числе, приятным для окружающих характером общения, обладание хорошими манерами, желание совершенствоваться, стремление к успеху;коммуникативная компетентность: навыки культуры социальных отношений, социальное взаимодействие (социальная интерактивность), работа в команде, навыки межличностных отношений, эмпатийность, уважение к людям, доброжелательность , тактичность, принципиальность, общительность и контактность, адаптивность, умение взаимодействовать, объективность, способность информировать, убедительность речи,способность грамотно и выразительно излагать проблему со знанием интонационных особенностей речи, невербальных языковых средств, гуманистическая ориентированность, коммуникабельность, коммуникационные навыки, умение проникать в чувства другого человека, сопереживать с ним и сочувствовать ему, встать на его позицию, разделить с ним его радость и огорчения, готовность оценить свое состояние в момент общения, уловить настроение другого человека, предвидеть его ответную реакцию, навыки технически-опосредованной коммуникации, способность к управлению выражением эмоций, осознание роли ситуативности, чувство юмора, умение критически переосмысливать свой социальный опыт, приверженность этическим ценностям и принципу социальной ответственности, умение работать самостоятельно и в коллективе. 21
Педагогическая составляющая образовательного туризма предполагает прежде всего организацию туристско-образовательной деятельности, которая направлена как на достижение цели учебных программ, специально сконструированных для образовательных туров, так и на развитие личностно-значимых качеств участников туристических поездок. Среди крупнейших отечественных специалистов, занимавшихся изучением вопросов педагогической эффективности образовательных экскурсий и путешествий, И. И. По-лянский, Б. А. Федченко, И. И. Михайлов, Л. А. Ильин, Н. П. Анциферов, Б. Е. Райков, Д. М. Кайгородов, В. Е. Герд, А. Ф. Родин, А. В. Даринский и др.22
Туристско-экскурсионной деятельности как форме совершенствования культуры досуга присущи следующие факторы:1) наличие свободного времени и материальных средств для отдыха; 2) большой и разнообразный выбор отдыха; 3) добровольность участия в экскурсионных мероприятиях;4) зависимость отдыха от особенностей национально-этнических и региональных традиций; 5) учет общекультурных, познавательных, политических, социальных, профессиональных, бытовых и семейных интересов взрослых, моло-дежи и детей;6) реализация в различных формах; 7) личностная направленность; 8) индивидуальность и коллективность; 9) целенаправленность; 10) культурные и воспитательные цели23.
Формирование культуры досуга развивающейся личности средствами туристско-экскурсионной деятельности – практически идеальное заполнение свободного времени подростка, так как в процессе включения в эту деятельность реализуется наглядный процесс изучения подростком окружающего его мира. Именно потребность в усвоении культурных ценностей своего народа и иных культур стимулирует человеческую активность в усвоении культурно-образовательного потенциала экскурсионных мероприятий.
Свободное время, так же как и досуг подростка, является своеобразным мерилом «богатства» личности. В процессе вовлечения в процесс формирования культуры досуга, личность преображается культурно и духовно, трансформируя тем самым окружающую среду. Как известно, свободное время необходимо для образования и воспитания, рекреации и творческой самореализации, равным образом оно необходимо для вовлечения в туристско-экскурсионную деятельность. Образовательный туризм также обладает мировоззренческой психолого-педагогической направленностью и благодаря реализации своих функций способен в значительной степени искоренять факторы, оказывающие негативное влияние на процессы формирования социально зрелой подростковой среды.
Школьный туризм способствует также формированию экологической культуры школьников.Он прививает учащимся прочную систему норм, правил, ценностей, необходимых для гуманистического взаимоотношения человека с природой.Под экологической культурой понимается совокупность экологических знаний, экологического мышления и сознания, экологически оправданного поведения в окружающей среде с позиций экологических правил и норм и ответственности за принимаемые решения, способствующие устойчивому социально-экономическому развитию страны.24
В рамках образовательного туризма возможна организация экологических туров, целью которых будет участие школьников в природоохранной деятельности. В ходе проведения экологического тура могут решаться задачи как образовательного, так и научного туризма. При этом туристы принимают участие вразличного рода исследованиях природы, ведут полевые наблюдения.
В комплексе образовательных ресурсов особое место занимают историко-культурные особенности местности. Пространства, образуемые историко-культурными объектами, в известной мере определяют локализацию туристских потоков и направления экскурсионных маршрутов. Вся социокультурная среда с традициями и обычаями, с особенностями бытовой и хозяйственной деятельности фокусируется в историко-культурном потенциале.С позиции образовательного туризма историко-культурные объекты могут быть классифицированы следующим образом25:
• памятники истории: объекты археологии (городища, курганы, остатки древних поселений, производств, каналов, дорог, древние места захоронения, каменные изваяния, наскальные изображения и др.), мемориальные памятни-ки, старинные военно-оборонительные укрепления, технологические комплексы и сооружения, места жизни и деятельности замечательных людей;
• памятники градостроительства и архитектуры: малые и большие исторические города, типичные сельские поселения; архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, сооружения гражданской, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, природно-антропогенные ландшафты; предприятия промышленности, сельского хозяйства, транспорта, научные учреждения, высшие учебные заведения, ботанические сады, зоопарки, океанарии;
• памятники искусства: объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры декоративно-прикладного искусства; музеи, театры, выставочные залы и др. объекты социокультурной инфраструктуры;
• документальные памятники: письменные и графические документы, рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.
Образовательный туризм предоставляет подросткам возможность для творческой деятельности, ибо имеет достаточно широкий набор административно-хозяйственных и научно-краеведческих должностей, содержит постоянно изменяющиеся ситуации выбора способов действия, поведения.
В процессе труда в туристской деятельности формируются характер, психологическая готовность к труду, вырабатываются организаторские и исполнительские качества. В совместной деятельности накапливается опыт социально позитивных отношений и друг с другом, и со взрослыми людьми. Для многих школьников, связавших свой досуг с туризмом, серьезный, результативный труд становится в дальнейшей жизни потребностью. В командной деятельности хорошо формируются организаторские качества участников туризма. Этому содействует четкая организация работы, коллективный характер деятельности, наглядность результатов. Организаторская активность ребят возрастает в зависимости от социальной ценности коллективного труда. Неотъемлемой частью туристско-краеведческой работы является эстетическое воспитание, которое начинается с общения с родной природой, что пробуждает в детях гуманные чувства и стремления, учит воспринимать гармонию жизни.
Образовательная туристская деятельность является необходимым средством оздоровления и физического развития школьников. Различные поездки для школьников, сменяя напряженную учебную деятельность, снимают психическое напряжение недели, а каникулярные – целой учебной четверти. Туристская деятельность, таким образом, не только оздоравливает человека, но и совершенствует его физические данные, вырабатывая выносливость, силу, ловкость. Особой популярностью среди туристов пользуются различные виды соревнований. Соревнования как метод физического воспитания активно стимулируют развитие самодеятельного туризма и выполняют эффективную роль в его развитии. Соревнования являются составной и неотъемлемой частью учебно-педагогического процесса, организуемого туристскими секциями.
Школьники сначала осваивают ценности туризма как отрасли жизнедеятельности, а далее формируется такое интегральное качество личности, которое находит выражение уже в нравственно-мотивированном стремлении проявлять инициативу в туристской деятельности, связанной с созданием, сохранением и дальнейшим развитием этих ценностей.
Таким образом, образовательный туризм, удовлетворяя потребности детей и молодежи в приложении физических и духовных сил, оказывают комплексное воздействие на их развитие, на обеспечение практической подготовки к труду, к общественно-полезной деятельности. «Формирование социальной активности юношей и девушек в туризме связано с организацией, во-первых, их интенсивной духовной жизни, творческой познавательной работы; во-вторых, сознательного участия в общественно-полезном и производительном труде во имя правильной социальной ориентации, выбора жизненного пути; в-третьих, участия старшеклассников в общественно-политической деятельности, т.е. в конечном счете, активного выполнения социальных обязанностей.
1.3. Особенности
создания образовательного
Особенности программы, организации и проведения образовательного тура определяются комплексом факторов.
Основным является образовательная цель тура, дополнительными – специфика региона посещения, продолжительность и сезон совершения поездки, возраст, опыт и подготовка участников тура, специфика туристской группы и региона, из которого группа прибывает, возможность финансовых затрат учебной группы. Отличие от большинства иных видов путешествий, не требующих специальной подготовки, образовательные туры, в соответствии с общепризнанными методическими канонами, подразделяются на три этапа: подготовительный, собственно поездку и завершающий. Роль первого этапа особенно важна в процессе организации образовательного тура. На этом этапе большое значение имеет подбор и детальное изучение литературных и справочных источников, а также картографических материалов. В процессе подготовки учащиеся приобретают необходимые туристам навыки, учатся отбирать и критически оценивать нужный материал, пользоваться специальной литературой, анализировать имеющиеся данные, сопоставлять факты. Организация поездок в соответствии с учебно-образовательными задачами имеет ряд особенностей. Специалисты, занимающиеся подобной организацией, должны быть хорошо осведомлены о специфике обучения, о требованиях, предъявляемых к учебной дисциплине образовательными стандартами. Поэтому важны учебные центры, которые занимаются организацией образовательных туров для учащейся молодежи.