Образовательные туры для школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 11:25, реферат

Описание работы

В настоящее время значительно расширился спектр возможного ис-пользования разнообразных средств и форм обучения школьников. Современные инновационные процессы активно развивают педагогическую теорию и практику. Некоторые образовательные технологии, успешно использовавшиеся ранее, сегодня актуальны, поскольку в их основе лежат фундаментальные, не устаревающие принципы образования и воспитания. Так, образовательный туризм имеет давние традиции в России и за рубежом. Ныне он возрождается, широко используется в различных образовательных системах, оценивается педагогами как высокоэффективная технология обучения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
1.1. Школьный образовательный туризм: понятие и возникновение
1.2. Роль образовательного туризма в развитии школьников
1.3. Особенности создания образовательного тура для школьников
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНИКОВ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)
2.1. Особенности организации образовательного тура для школьников
2.2. Программа образовательного тура для школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

09_07_2014 (1).docx

— 119.19 Кб (Скачать файл)

Одной из сложных задач является оценка туристско-ресурсного потенциала образовательного туризма конкретной территории. Туристские условия и ресурсы для образовательного туризма имеют ряд отличительных признаков. В зависимости от конкретных задач определяется, например, информационная, экологическая, социальная, эстетическая, культурная или иная ценность ресурса. Для выявления перспектив развития туризма необходимо учитывать в качестве ресурсов не только объекты, но и условия (природные, социальные, экономические).26

Необходимо анализировать территориальные и функциональные взаимосвязи между видами ресурсов образовательного туризма в пределах определенной местности и путями их использования. Поэтому любая образовательная поездка или поход имеет многофункциональные возможности. Так, в случае, если данный тур предпринимается с целью географического образования, то параллельно в ходе маршрута могут решаться задачи биологического, экологического, исторического, экономического, искусствоведческого и другого образовательного направления.

Также при создании образовательного тура для школьников необходим учёт их интересов, адаптирование содержания и темпа обучения к личностным особенностям ребёнка.

В ходе определения степени перспективности той или иной территории для целей образовательного школьного туризма проводится и оценка параметров трудовых ресурсов, так как рекреационная отрасль требует привлечения специалистов разного профиля (врачей, экскурсоводов, поваров, водителей, инструкторов по туризму и т. д.). Наряду с этим выделяется группа туристских информационных ресурсов, представляющих собой  информацию о территории, ее истории, культуре, природе и людях, полученную туристами непосредственно во время путешествия, в ходе подготовки к нему или по прошествии некоторого времени.27

К таким сведениям относится информация о материальных объектах, расположенных вдоль трассы туристского маршрута и обладающих исторической, художественной, научной или познавательной ценностью, топонимическая информация, легенды и мифы, а также иные элементы фольклора. Особое значение имеют посвященные объектам туристского посещения литературные научные труды, путеводители, карты, художественные альбомы, фотографии, аудио- или видеопродукты. Крайне желательно при организации образовательных туров предусмотреть возможность встреч с людьми, владеющими необходимой информацией и умеющими передать эту информацию в интересной для туристов форме.

При проектировании туристско-образовательных маршрутов следует просчитать плотность предельного насыщения территории туристскими объектами (или критическую плотность), при превышении которой могут произойти качественные изменения ресурсного потенциала туристской территории. Критическая плотность фиксируется как предельно допустимая нагрузка, после которой наступает необратимое нарушение ресурсов. К подобным показателям относится, например, пропускная способность музеев, иных предприятий туристского комплекса.

Таким образом, при проектировании туристско-образовательного вида деятельности на определенной территории следует выявить и оценить туристско-образовательный потенциал. Это позволит определить оптимальные пути использования имеющихся ресурсов с учетом запросов различных групп школьников, совершающих путешествие с образовательными целями.

Школьный образовательный туризм в меньшей мере, чем какой-либо иной вид туризма, обусловлен определенным сезоном. Наоборот, в периоды спада массовой туристской активности школьный туризм способен активизировать функционирование туристского центра или района. Современная организация школьного обучения допускает организацию туристских поездок учащихся в течение четвертей (триместров), т. е. не только в периоды каникул, при условии образовательного характера целей путешествия школьников.

Дифференцированный подход, имеющий под собой учет социально-психологических особенностей участников, чрезвычайно важен в организации экскурсионного туризма школьников. Подростки имеют разное социальное происхождение, различные семьи, относятся к разным культурным традициям, имеют различные гендерные, психические, религиозные «особенности», или, иными словами, различные социально-демографические и социально-культурные характеристики.

Таким образом, при создании образовательного тура необходимо учитывать ряд факторов: 1. Возраст целевой группы. 2. Возможность финансовых затрат, так как школьники находятся на обеспечении родителей. 3. Продолжительность и сезон поездки должны быть определены так, чтобы не происходило нарушение учебного процесса. 4. Степень подготовки участников тура. 5. Личностные особенности ребёнка. 5. Оценка туристско-образовательного потенциала территории.

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНИКОВ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)

2.1. Методика проведения  образовательного тура для школьников 

 

Методика проведения образовательного тура для школьников направлена на то, чтобы помочь школьникам легче усвоить содержание образовательной программы и расширить их кругозор. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы – приемы показа и приемы рассказа, но практика требует применения еще более сложной классификации методических приемов: по их назначению, времени и месту использования и т. д.

Задача методических приемов – обеспечить наилучшую действенность туристического метода сообщения знаний аудитории28. Емельянов  Б.В.методические приемы рассматривает в нескольких аспектах:

  1. Как оптимальный способ выполнения определенных действий;
  2. Как средство превращения пассивного осмотра в активное наблюдение объекта школьниками;
  3. Как основа процесса трансформации устной информации в зрительную;
  4. Как основа анализа и синтеза в ходе образовательного тура.

 Все методические приемы, правильное использование которых  составляет одну из основ профессионального мастерства экскурсовода (так мы будем называть человека, который сопровождает школьников на протяжении всего образовательного тура), могут быть по своему назначению подразделены следующим образом:

- приемы непосредственного  ведения образовательного тура (показ  и рассказ);

- приемы, направленные на  создание условий для эффективного  проведения образовательного тура.

Методические приемы подразделяются на несколько групп в зависимости от их назначения:

- методические приемы, задача  которых  состоит в помощи экскурсоводу установить прочные контакты между ним и участниками образовательного тура;

- приемы, задача которых  добиться устойчивого внимания  аудитории к наблюдаемому объекту;

- приемы, закрепляющие внимание  к рассказу, возбуждающие у школьников  интерес к определенным вопросам;

- приемы, обеспечивающие  зрительное восприятие экскурсионного  материала. 

Методические приемы делятся на общие, применяемые  в образовательных турах независимо от объектов и целей туров.  А также на частные, присущие данному виду тура с учетом его специфики и на единичные приемы, используемые при наблюдении какого-либо одного уникального объекта. Такие приемы, как правило, являются «находкой» одного экскурсовода и не применяются всеми, кто проводит подобные туры; приемы, используемые в определенное время года, дня.29

При использовании методических приемов экскурсовод должен учитывать уровень подготовки группы, (например, знакомство со стилями в архитектуре, разновидностями монументальной скульптуры). Одни экскурсоводы используют на практике все приемы, другие ограничиваются двумя-тремя, третьи - не используют методические приемы. Качество проведения образовательного тура зависит не только от знаний экскурсовода, не меньшую роль играет его умение применять на экскурсионном маршруте изученные приемы во всем их разнообразии. Сделать это могут профессионально подготовленные экскурсоводы.

Емельянов Б. В. выделяет 2 группы приемов проведения образовательного тура:30

  1. Приемы показа, организующие наблюдение (изучение, исследование) объектов и позволяющие выделить объект из окружающей среды, из целого; приемы, задача которых, опираясь на воображение участников образовательного тура, сделать зримыми изменения во внешнем облике объекта; приемы, которые дают возможность увидеть объекты в нужном виде.
  2. Приемы рассказа – это приемы, построенные на пояснении объекта, описании его внутреннего вида и вызывающие у школьников зрительные ассоциации, а также приемы репортажа, которые дают возможность понять изменения, происходящие в наблюдаемом объекте, и

т. д.

Наиболее многочисленную группу составляют приемы показа, которые позволяют упростить наблюдение объекта, выделяют его особенности, которые незаметны при обычном осмотре, дают возможность участникам образовательного тура мысленно расчленить объект на составные части, домыслить утраченные детали, увидеть в настоящее время объект в его первоначальном виде, исторические события, которые происходили много лет назад и связаны с ним.

Для проведения образовательного тура применяются приемы показа, которые необходимы для данного тура. Экскурсовод сам решает какие приемы лучше использовать в данном образовательном туре. Рассмотрим все существующие приемы показа:

  1. Прием предварительного осмотра.

Этот прием используется в тот момент, когда школьники находятся на месте расположения объекта. Он представляет собой первую ступень наблюдения объекта. Существуют два варианта использования приема. Первый заключается в том, что экскурсовод приглашает всех участников самим провести первоначальное наблюдение объекта, познакомиться с его внешним видом, увидеть какие-то детали. После этого он направляет внимание группы на определение сущности объекта, что дает школьникам возможность: 
а) составить представление об исторической местности, где происходили рассматриваемые события;

б) представить данный объект в естественной обстановке;

в) дать определенную оценку объекту;

г) получить представление о его природном окружении.

Второй вариант использования приема предварительного осмотра состоит в том, что началом служит краткое вступительное слово экскурсовода, в котором он ориентирует группу на то, что именно следует увидеть в ходе наблюдения объекта, какие его качества и конкретные особенности рекомендуется выявить в ходе наблюдения.

  1. Прием панорамного показа дает возможность участникам тура наблюдать с высотности определённый вид местности. Для панорамного показа могут быть использованы башни, колокольни, крепостные стены, мосты и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля сражения, долины, реки и т.д. Для активизации восприятия группой  широкой картины, открывающейся перед ними, необходимо в наблюдаемой панораме выявить композиционный центр и обратить на него внимание группы. Другая особенность панорамного показа состоит в том, что в поле зрения школьников попадает много объектов. Экскурсовод должен показать те объекты, которые раскрывают тему, перейдя от общего показа панорамы к частному.
  2. Прием зрительной реконструкции (воссоздания). Сущность этого приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик исторического здания. Делает это экскурсовод, опираясь на зрительные впечатления всех участников. Этот прием широко используют при показе памятных мест, где проходили военные сражения, народные восстания, забастовки, революционные маевки, митинги и другие события. Сюда же относят места, связанные с жизнью и деятельностью государственных деятелей, известных писателей, ученых, композиторов, художников. Применение данного приема дает возможность школьникам «зрительно» восстановить памятное место, здание, сооружение в их первоначальном виде, историческое событие, которое произошло на данном месте. Если здание превратилось в руины (следы войны, землетрясения, времени) произвести зрительную реконструкцию экскурсоводу помогают его уцелевшие части и детали. Если же постройка не сохранилась, на помощь приходят наглядные пособия. Используются фотографии объекта, рисунки, чертежи, схемы, изобразительный материал, характеризующий обстановку, в которой происходили события. Успех использования приема зрительной реконструкции зависит от степени подготовленности экскурсовода. Компетентность его позволяет не только убедительно рассказать школьникам о событии, но и дать зрительное представление о нем.
  3. Прием зрительного монтажа является одним из вариантов методического приема реконструкции. Экскурсовод, используя прием зрительного монтажа, составляет нужный образ, суммируя внешний облик нескольких объектов, а также их отдельных частей. Составные части могут быть заимствованы из тех объектов, которые в данный момент служат предметом наблюдения группы. В зрительном монтаже могут быть использованы фотографии, чертежи, рисунки. 
  4. Прием локализации событий. Важную роль в конкретизации событий играет методический прием локализации, т. е. связь событий с конкретным местом. Этот прием дает возможность ограничить внимание участников тура известными рамками, приковать их взгляды в данной конкретной территории, именно к тому месту, где произошло событие. При изложении материала этот прием предусматривает переход от общего к частному.
  5. Прием абстрагирования представляет собой мысленный процесс выделения из целого каких-либо частей с целью последующего глубокого наблюдения. Этот методический прием позволяет школьникам рассмотреть те признаки предмета (памятника истории и культуры, монументальной скульптуры), которые служат основой для раскрытия темы (подтемы). Прием абстрагирования построен на наблюдении: а) одного из объектов с помощью мысленного отвлечения от других объектов, расположенных рядом, на той же площади или улице; б) одной из частей здания (этажа, балкона, крыльца и др.) при отвлечении от других его частей, которые менее существенны или не нужны для рассмотрения данной темы. Этот прием получил свое название от термина «абстрагирование», означающего мысленное выделение, вычленение отдельных признаков, свойств, связей и отношений конкретного предмета. Использованию этого приема предшествует объяснение экскурсовода, какие части предмета, здания явятся предметом показа. Абстрагирование позволяет группе школьников не обращать внимание на то, что не имеет отношения к данному образовательному туру.  
  6. Прием зрительного сравнения.  Данный прием построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного объекта с другим, находящимся перед глазами участников. При этом сравнивают друг с другом как схожие, так и разные по своему внешнему облику объекты. 
    Использование приема зрительного сравнения дает возможность школьникам представить действительную величину объекта (например, высоту памятника, длину крепостных стен, ширину улицы), позволяет сократить количество цифр в рассказе, число используемых фактов и примеров, время затрачиваемое на объяснение. Одна из задач данного методического приема - выявить характерные черты, особенности объекта, показать его оригинальность, неповторимость.
  7. Прием интеграции (восстановление, восполнение) построен на объединении отдельных частей наблюдаемого объекта в единое целое. Использование приема интеграции не вызывает трудностей, ведь для каждого человека познание окружающего мира начинается с изучения единичных предметов и фактов. Показывая здание, сооружение, памятное место, и т.д. экскурсовод идет путем интеграции, т. е. объединения различных сторон, деталей свойств в единое целое. Действие методического приема интеграции в образовательном туре связано с методом синтеза – соединения отдельных частей, деталей, обобщения разорванных фактов в единое целое. Например, прием интеграции может быть использован при показе архитектурного ансамбля. Сначала показывается каждое здание в отдельности, затем экскурсовод объединяет (интегрирует) зрительные впечатления, полученные экскурсантами при наблюдении отдельных объектов. На заключительном этапе показа группа наблюдает ансамбль как единство нескольких зданий. И экскурсовод формулирует выводы, характеризуя ансамбль в целом.
  8. Прием зрительной аналогии построен на сравнении либо данного объекта с фотографией или рисунком другого аналогичного объекта, либо с теми объектами, которые участники тура наблюдали ранее. 
    Механизм действия этого приема состоит в том, что экскурсовод «ставит» перед участниками два объекта, причем только один из них физически находится перед их глазами. Прием зрительной аналогии более сложен, чем прием зрительного сравнения. При зрительном сравнении сопоставляются два схожих между собой здания, сооружения, монумента, растения, памятных места, портрета, находящихся в данный момент перед группой. Задача экскурсовода, использующего этот прием при показе объекта, - привлечь школьников к активному поиску аналогии, вызвать в памяти представление о внешнем виде аналогичного объекта, который они видели на прежних экскурсиях. При этом у каждого участника может быть своя аналогия.

Информация о работе Образовательные туры для школьников