Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 11:25, реферат
В настоящее время значительно расширился спектр возможного ис-пользования разнообразных средств и форм обучения школьников. Современные инновационные процессы активно развивают педагогическую теорию и практику. Некоторые образовательные технологии, успешно использовавшиеся ранее, сегодня актуальны, поскольку в их основе лежат фундаментальные, не устаревающие принципы образования и воспитания. Так, образовательный туризм имеет давние традиции в России и за рубежом. Ныне он возрождается, широко используется в различных образовательных системах, оценивается педагогами как высокоэффективная технология обучения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
1.1. Школьный образовательный туризм: понятие и возникновение
1.2. Роль образовательного туризма в развитии школьников
1.3. Особенности создания образовательного тура для школьников
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНИКОВ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)
2.1. Особенности организации образовательного тура для школьников
2.2. Программа образовательного тура для школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Прием зрительной аналогии иногда называют приемом ассоциации. Особенно часто этот прием показа строится на ассоциации по сходству. Реже используются ассоциации по противоположности (черное - белое, холод - тепло, свет - темнота), по порядку времен, по единству места расположения объектов или действий (исторических событий).
10. Прием переключения внимания. После наблюдения объекта школьники по предложению экскурсовода переносят свой взгляд на другой объект. Наличие контраста обогащает новыми впечатлениями. Сравнение объектов позволяет лучше понять первоначально наблюдаемый объект.
11. Методический прием движения. Движение в проведении образовательного тура как методический прием представляет собой движение участников вблизи объекта с целью лучшего его наблюдения. В ряде случаев движение группы используется для того, чтобы школьники получили представление о крутизне склона горы, высоте башни (колокольни, минарета), глубине рва, расстоянии объекта и т. п. Кроме этого движение используется как методический прием показа экскурсионных объектов отдельных зданий, сооружений, улиц, архитектурных ансамблей, площадей. В ряде случаев используют замедленное движение на автобусе вокруг комплекса объектов. Иногда движение пешеходной группы организуется при панорамном показе, например, можно повести движение группы вдоль смотровой площадки на Воробьевых горах, напротив высотного здания МГУ им. М. В. Ломоносова и др. Этот методический прием дает возможность вести многоплановый показ панорамы, позволяет выявлять повторяемость деталей, сходство объектов, их различия, характерные особенности.
Другой вариант движения как методического приема - обход вокруг здания, сооружения, памятника. Движение вокруг жилого микрорайона помогает выявить преимущество новой застройки города, показать рациональность расположения зданий - жилых, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и др., выявить их функциональные особенности. Третий вариант - движение к памятнику. Методически оно построено таким образом, что в ходе передвижения автобусной или пешеходной группы объект начинает постепенно вырисовываться, все явственней возникая и увеличиваясь в размерах на глазах участников. Это позволяет экскурсоводу выявить особенности объекта, обращая на них внимание группы.
Что касается методических приемов рассказа, тоих основная задача – преподнести факты, примеры, события так, чтобы участники тура получили образное представление о том, как это было, увидели большую часть того, что было им рассказано экскурсоводом.
Емельянов Б. В. делит приемы рассказа на 2 группы.31
1-я группа объединяет приемы, связанные с формой рассказа (справка, описание, репортаж, цитирование). Приемы этой группы выполняют задачу донести до экскурсантов содержание рассказа, способствуют формированию информации, ее упорядочению, запоминанию, хранению и воспроизведению в памяти экскурсантов.
Рассмотрим более подробно приёмы первой группы.
Приемы 2-ой группы рисуют внешнюю картину событий, действия конкретных персонажей. К таким приёмам относят:32
1. Прием характеристики. Он построен на определении отличительных свойств и качеств предмета, явления, человека. В образовательном туре дается речевая характеристика объектов. В отличие от приема описания прием характеристики представляет собой перечисление свойств и особенностей, совокупность которых дает наиболее полное представление о данном объекте, позволяет лучше понять его сущность. При этом объект займет свое место в ряду других, сходных по характеристике объектов, или наоборот, характеристика его свойств покажет отличие от других объектов. Словесная характеристика предшествует экскурсионному анализу объекта, представляет собой начальный этап анализа. Прием описания касается лишь внешних сторон объекта, не давая характеристик его внутренних, не видимых для глаза свойств и качеств. При использовании же приема характеристики дается оценка качественных сторон объекта, таких как познавательная ценность, художественные достоинства, оригинальность авторского решения, выразительность, сохранность, и др.
2. Прием объяснения – форма изложения материала, когда в рассказе, помимо справки об историческом событии, раскрываются сущность и причины, его вызвавшие. Прием объяснения характерен для туров с показом произведений изобразительного искусства. Экскурсовод поясняет смысл изображенного художником в картине, содержание памятника монументальной скульптуры. Особенность приема объяснения состоит в том, что рассказ об объекте носит доказательный характер.
3. Прием комментирования. Комментарий в периодической печати используется в двух видах – как толкование событий, явлений, текстов, а также в качестве рассуждений или критических замечаний о чем-нибудь, вызывающем интерес у читателей. В туризме методический прием комментирования используется экскурсоводом при изложении материала, разъясняющего смысл события или замысел автора памятника истории и культуры, который в данный момент наблюдается участниками тура.
1. Прием вопросов-ответов. Суть этого приема состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод задает различные вопросы школьникам с целью их активизации. Большая часть таких вопросов не рассчитана на то, чтобы получить на них какие-либо ответы от участников тура. Они выполняют функцию методического приема. Их можно разделить на несколько видов:
а) вопросы, на которые экскурсовод сразу же или по истечении некоторого времени сам дает ответ, продолжая свой рассказ по теме;
б) вопросы исторического характера, представляющие собой утверждение чего-либо в форме вопроса. Такие вопросы в лекционной пропаганде рассматриваются как прием ораторской речи; в) вопросы экскурсовода, на которые отвечают школьники, заостряют их внимание экскурсантов к содержанию тура, вносят некоторую разрядку и помогают лучше уяснить подтему.
2. Прием заданий, используемый в рассказе экскурсовода, находит выражение в его обращении к участникам образовательного тура: «Подумайте, почему этот памятник так назван? Вспомните, на что похоже это здание (эта башня)? Какие приметы на местности говорят о прошлом? Постарайтесь объяснить, почему здесь сделана такая надпись» и др. Когда экскурсовод дает подобные задания, он не предполагает, что участники их тут же выполнят. Прием направляет внимание школьников на конкретное здание, определенную часть здания, на те детали, понимание которых важно для усвоения рассматриваемых вопросов. Задача этого приема - заинтересовать школьников, заставить их задуматься, активизировать свою мыслительную деятельность, возбудить воображение. Что же касается ответов на эти вопросы, экскурсовод дает их сам в дальнейшем рассказе, как бы суммируя мнения всех участников.
3. Прием новизны материала состоит в том, что в ходе рассказа по теме сообщаются факты и примеры, не известные участникам. Этот прием используется экскурсоводом в тот момент, когда необходимо привлечь внимание группы к объекту, сделать восприятие наблюдаемого более эффективным.
4. Прием дискуссионной ситуации. Экскурсовод, используя этот прием, выдвигает в своем рассказе такое положение, которое вызывает дискуссионную ситуацию. Этот прием дает возможность в части экскурсии заменить монологическую форму материала открытым диалогом. Свою точку зрения по выдвинутому положению высказывают два-три школьника. Затем экскурсовод, подводя итоги, делает выводы.
5. Прием персонификации используется для мысленного создания образа конкретного человека (писателя, государственного деятеля, военачальника). Рекомендуется делать это с помощью яркого рассказа об отдельных эпизодах из жизни тех людей, с которыми связана тема тура, или на основе описания какого-либо исторического события, в котором эти люди участвовали.
6. Прием отступления состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод уходит от темы: читает стихотворение, приводит примеры из своей жизни, рассказывает содержание кинофильма, художественного произведения. Этот прием напрямую не связан с содержанием тура, поэтому некоторые методисты называют его «приемом освежающего отступления». Его задача снять усталость.
7. Прием индукции применяется в рассказе, когда необходимо совершить переход от частных, единичных случаев и фактов к общей картине, общим выводам, и в показе, когда экскурсовод от характеристики одного памятника переходит к характеристике целого ансамбля или системы инженерных сооружений. Например, охарактеризовав одну из скульптур (юноша, сдерживающий коня), украшающих Аничков мост через реку Фонтанку в Санкт-Петербурге, экскурсовод переходит к характеристике украшений моста в целом. Рассматривается весь художественный ансамбль. Прием дедукции в рассказе применяется как способ рассуждения при переходе от общего к частному. В ряде случаев оба эти приема используются при показе одного объекта. Каждый из них применяется как взаимное дополнение.
8. Климактерический прием предполагает такое изложение материала, когда вначале сообщаются менее интересные и малозначительные факты и аргументы, затем - более значительные и, наконец, самые интересные. Такая последовательность, по мнению сторонников этого приема, способствует нарастанию интереса всех участников к рассказу.
9. Антиклимактерический прием состоит в том, что изложение материала в рассказе начинается с наиболее интересных фактов и примеров, в показе – с более значительных по своему содержанию и архитектуре объектов. Интерес к теме, разбуженный у школьников в начале мероприятия, позволяет в дальнейшем успешно ознакомить их с менее интересным материалом.
Помимо методических приемов показа и рассказа, используются также особые приемы, которые помогают лучше усвоить содержание материала. Среди них особое место занимает прием, делающий тур более документальным, доказательным. Например, вводится в качестве дополнительного эпизода – встреча участников с одним из участников исторических событий и др. При этом должна обеспечиваться документальность выступлений участников событий. Фактический материал, который они используют, тщательно выверяется. Для этой работы привлекаются материалы музеев, архивов и научных учреждений, печатные источники.
Таким образом, методика проведения образовательного тура для школьников в широком плане представляет собой систему задач и требований, способов и приемов показа и рассказа в ходе изучения тем тура, самых различных по своим целям. Методика проведения конкретного тура является программой действия экскурсовода по демонстрации объектов, организации их наблюдения участниками, использования определенных методических приемов показа и рассказа. Каждый экскурсовод сам решает какие приемы использовать при проведении данного тура и какие приемы, на его взгляд наиболее эффективны. Поэтому важной задачей совершенствования мастерства экскурсоводов в настоящее время является практическое усвоение ими методических приемов.
2.2. Программа образовательного тура для школьников в Республику Хакасия
Каждый год в школах проводятся мероприятия по профессиональной ориентации выпускников. Все мероприятия проводятся с одной целью – помочь выпускникам выбрать будущую профессию и помочь определиться с выбором образовательного учреждения. Перед разработкой образовательного тура для школьников республики Тувы нами было проведено пилотажное исследование, целью которого выступило определение интересов и потребностей школьников. Нами было опрошено 100 выпускников. Согласно исследованию тувинские школьники предпочли организацию образовательного тура в республику Хакасию. С помощью данного образовательного тура выпускники будут иметь представление об образовательных учреждениях республики, их специальностях и условиях поступления.