Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 11:25, реферат
В настоящее время значительно расширился спектр возможного ис-пользования разнообразных средств и форм обучения школьников. Современные инновационные процессы активно развивают педагогическую теорию и практику. Некоторые образовательные технологии, успешно использовавшиеся ранее, сегодня актуальны, поскольку в их основе лежат фундаментальные, не устаревающие принципы образования и воспитания. Так, образовательный туризм имеет давние традиции в России и за рубежом. Ныне он возрождается, широко используется в различных образовательных системах, оценивается педагогами как высокоэффективная технология обучения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
1.1. Школьный образовательный туризм: понятие и возникновение
1.2. Роль образовательного туризма в развитии школьников
1.3. Особенности создания образовательного тура для школьников
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНИКОВ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)
2.1. Особенности организации образовательного тура для школьников
2.2. Программа образовательного тура для школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
А.А. Остапец понимает под школьным туризмом средство гармоничного развития подростков и юношей, реализуемое в форме отдыха и общественно-полезной деятельности, характерным структурным компонентом которого является поход, путешествие, экскурсия».8
Им также была разработана концепция туристско-краеведческой деятельности.9
Её основные положения:
- освоение окружающего
мира средствами туристско-
- структурной основой
любого туристско-
- на каждый туристско-
- функционирование подсистемы воспитательного воздействия: туристско-краеведческих традиций, законов, правил и норм, воспитание на истории, культуре и природе своей Родины;
- открытость, гибкость, вариативность системы, демократичность ее построения (доступность любому учителю и ученику).
Особенно автором подчёркивается необходимость четкого понимания сущности концепции всеми работникам школы и учреждений дополнительного образования, так как только при этом можно целесообразно, педагогически грамотно и с максимальной пользой применять различные формы и нормы туризма к разным контингентам детей.
Останавливаясь на доступности туристско-краеведческой деятельности как формы дополнительного образования, А.А. Остапец выделяет демократичность этого вида деятельности, которая предполагает успешное участие в ней школьников с любым уровнем физического, интеллектуального развития, так как она не требует достижения высоких показателей физической и волевой подготовки в отличие от спорта не предполагает и исключительности в эмоциональной и интеллектуальной одарённости, как например в художественных видах деятельности.10
В экономическом плане образовательный туризм представляет собой быстро развивающийся сектор экономики туризма, который приобретает все большую популярность в различных странах мира. Исследователи отмечают специфические особенности образовательного туризма, проявляющиеся в особом характере спроса, выраженных сезонных колебаниях, диверси-фикации туристского продукта, низкой подверженности кризисам. Образовательная услуга представляет собой продукт труда, обладающий такими специфическими свойствами, как неосязаемость, неотделимость от источника, которое означает, что сам этот продукт потребляется в тот же момент, что производится и передается. Следовательно, любая замена преподавателя во время образовательного тура может изменить процесс и результат оказания образовательной услуги, а значит и спрос. Непостоянство качества в отношении образовательных услуг обусловлено тем, что невозможно установление жестких стандартов обучения, и качество услуг во многом зависит от квалификации преподавателя, обеспечивающего образовательный тур, а также потребностей и мотивации его участников. Поэтому изменения качества могут быть вызваны компетенцией специалиста или непособностью клиента четко сформулировать свои потребности в образовательной услуге.11
Педагогическая составляющая образовательного туризма предполагает прежде всего организацию туристско-образовательной деятельности, которая направлена как на достижение цели учебных программ, специально сконструированных для образовательных туров, так и на развитие личностно-значимых качеств участников туристических поездок. В этом плане образовательный туризм можно рассматривать как форму организации образовательного процесса, осуществляемого за рамками основного образовательного учреждения и направленного на удовлетворение базовых потребностей личности.
Таким образом, школьный образовательный туризм – это активный способ всестороннего изучения культурно-природного наследия своего района, города, России во взаимодействии с обучающими, воспитательными и развивающими задачами образовательного учреждения. Систему обязательных взаимосвязанных форм организации туристской, краеведческой и экскурсионной работы с учащимися составляют: уроки с использованием учебного и краеведческого материала по предметам; факультативные занятия и предметные кружки; многодневные путешествия и экспедиции; туристско-краеведческие кружки, секции, клубы; туристско - краеведческие вечера, викторины, конкурсы, соревнования, слеты, конференции; выставки и школьные музеи.12 Потенциал школьного туризма весьма велик. Однако на деле коэффициент полезного действия его зависит не столько от его «природных» свойств, сколько от подхода к нему организаторов, учителей, от их понимания, умения и опыта в этой области, а также правильной организации образовательных туров для школьников.
1.2. Роль образовательного туризма в развитии школьников
Школьный туризм играет большую роль в воспитательном процессе и образовании учащихся.Он выполняет важные социальные функции физического, духовного и патриотического воспитания нашей молодежи на современном этапе.
Формирование интереса обучающихся к будущей профессиональной деятельности средствами туризма, краеведения и спорта позволяет им включиться в разнообразные социальные ситуации, в которых они выступают в качестве субъекта социальных отношений, поэтому профессиональную ориентацию воспитанников необходимо целенаправленно осуществлять с младшего школьного возраста (10–12 лет), так как этот возраст, по мнению ряда ученых (В.Ф. Витиньш, А.К. Макарова, В.Ф. Сахаров и др.) является наи-более благоприятным периодом восприятия учебного материала.
Особую роль играет деятельность педагогов дополнительного образования, которая в период становления туристско-краеведческого мастерства воспитанников способствует развитию психологической готовности к периоду вступления в социум, профориентируя личность и готовя воспитанников к последующей активной трудовой деятельности.А также помогает индивиду в обеспечении сознательного выбора профессии, соответствующего профиля ВУЗа для продолжения образования и определения в жизни.13
Наряду с решением задач физического, морально-волевого воспитания и совершенствования человека, туризм открывает исключительно благоприятные возможности для воспитания гражданственности и патриотизма, образованияи развития трудовых навыков, развития самостоятельности детей и молодежи.
Особенно важным в воспитательно-образовательном процессе является неразрывная связь туризма и краеведения, позволяющая активно исследовать и познавать окружающий мир, а через него и самого себя.Дети узнают историю и культуру, ратные подвиги и судьбы соотечественников, семейные родословные и народное творчество. Эти виды деятельности позволяют значительно углубить и расширить знания обучающихся по учебным дисциплинам общеобразовательного курса.
Воспитательная функция образовательного туризма среди школьников проявляется как на экскурсиях в музеях, так и в участии детей в активных формах отдыха – походах, работ патриотических клубов, различных проводимых фестивалях, конкурсах, смотрах и т.д. Воспитательное значение образовательного туризма многогранно. В ходе образовательных путешествий
формируются такие личностные качества человека, как гражданская зре-лость и патриотизм, интеллект и высокий уровень познавательных стрем-лений, самостоятельность и позитивизм мышления, нравственность истремление к самосовершенствованию, а также трудоспособность и надежность, самообладание и стрессоустойчивость, настойчивость и одержимость делом, критичность и самокритичность.14
Рассматриваемый вид туризма позволяет формировать и развивать у участников такие качества, как высокий уровень самоорганизации и уважительное отношение к человеку, коллективизм и владение корпоративной культурой, коммуникабельность и толерантность, активность и инициативность, предприимчивость и дипломатичность, инновативность и принципиальность, гибкость и умение быстро адаптироваться, искренность и открытость, объективность и душевная щедрость.15
Важнейшей составной чертой воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма. Большая роль в системе патриотического воспитания отводится духовно-нравственному и историко-краеведческому направлениям. Надо отметить большой вклад музеев в воспитательном процессе школьников. Перед национальными музеями, музейным комплексами на современном этапе стоят задачи поиска новых форм работы по формированию у молодых людей национального самосознания, национальной самоидентификации, а также понимания места и роли национальной культуры в общем мировом культурном пространстве.
Образовательный туризм также играет большую роль развитии географической культуры учащихся. Поездки, имеющие целью географическое изучение района, знакомят учащихся с географическими, биологическими, экономическими, экологическими, историческими, в том числе этнографическими, культурологическими и другими особенностями посещаемой территории.
В наше время географии принадлежит особая роль в развитии обще-ственного гуманитарного и экологического сознания людей, в формировании ноосферного (духовного, экологического) общества.
Образовательный туризм как средство развития географической культуры учащихся модели устойчивого развития, способной обеспечить гармонию между обществом и природой.
Методически правильная построенная работа с учащимися в рамках географического образовательного туризма позволяет составить туристу географическое представление о специфическом характере местных ландшафтных и социально-экономических комплексов территории, провести сравнительный их анализ с уже знакомыми по своему региону.16
На процессы преобразования отечественного географического образования влияют как общемировые образовательные тенденции современного времени, так и специфические черты, определяемые историей и особенностями данного этапа развития России. Из наиболее значимых отметим: ускорение темпов развития общества, которое определяет необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях; переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия; возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены при условии эффективного взаимовыгодного международного сотрудничества; структурные изменения в сфере занятости, определяемые динамичным развитием экономики и сокращением сферы малоквалифицированного труда.17
Необходимость ориентации современного образования на формирование менталитета человека, способного глобально гуманистически мыслить и созидающе локально действовать, актуализирует мысли многих ученых, убежденных в важности географического образования. Роль географии в образованности человека, его профессиональной компетентности отмечается в трудах М. В. Ломоносова, К. Д. Ушинского,
Л. С. Берга, Н. Н. Баранского, В. С. Преображенского, Ю. А. Веденина, А. В. Даринского, Ю. Н. Гладкого и других. Выдающийся российский педагог-географ В. П. Максаковский указывает на сложную структуру понятия географической культуры. Он отмечает, что эта сложная межпредметная категория объединяет в себе картогра-фическую, экономическую, экологическую составляющие. Обладание географической компетентостью означает: знать географическую картину мира, иметь географическое мышление, владеть методами и понимать язык географии.18
Учебные образовательные поездки могут помочь учащимся в освоении учебных дисциплин по основам различных наук. Следовательно, в структуре любой образовательной программы туризм может быть использован в качестве эффективной формы обучения.
Образовательная значимость рассматриваемой технологии в географическом образовании особая. Учебные географические походы и поездки не только желательны, но и должны быть включены в качестве обязательной формы работы с учащимися. Реализация разнообразных возможностей по организации туров – важная составляющая труда учителей географии.
В процессе подготовки учащиеся приобретают необходимые туристам навыки, учатся отбирать и критически оценивать нужный материал, пользоваться специальной литературой, анализировать имеющиеся данные, сопоставлять факты и др.
Образовательные туры, организуемые географами, позволяют учащимся изучать процессы и результаты взаимодействия природы и общества.
Особое внимание на современном этапе уделяется изучению объектов и комплексов с целью прогнозирования перспектив их развития. Значимым в этом аспекте является выработка рекомендаций по дальнейшему наиболее рациональному пути природопользования.
При этом наиболее актуальными могут быть признаны познавательные поездки на территорию природных заказников, иных особо охраняемых природных территорий. Научные исследования в природе учащиеся средних учебных заведений и вузов могут проводить совместно, работая в составе школьных научных экспедиций.
Разнообразные, многоплановые процессы взаимодействия природы и общества определяют многоаспектную геоэкологическую задачу изучения общих и специфических законов, определяющих динамику развития ландшафта. В этом отношении исключительно важны работы на учебных стационарах. Интересен опыт заключения договоров учебными заведениями разного уровня и профиля с научными организациями (например, с заповедниками или научно-исследовательскими профильными институтами) по предоставлению учащимся возможности проведения на их базе научных исследований. При планировании образовательного тура проводится ранжирование природных и культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре (объекты мирового, федерального, областного и местного значения). В практике организации учебных поездок школьников преобладают посещение городов, являющихся часто местом сосредоточия объектов и их сочетаний, представляющих большое значение для образования молодого человека.
В рамках образовательного туризма формируется географическая культура учащегося, расширяется его кругозор. Поездки в целях образования превратились в одно из приоритетных направлений развития туристкой отрасли.