СОДЕРЖАНИЕ
Введение_________________________________________________________3
1.Требования к квалификации
менеджеров_____________________________5
2.Особенности обучения
менеджеров_________________________________7
3.Технологии и методы
обучения____________________________________14
3.1 Очные занятия, тренинги__________________________________14
3.2 Роль тьюторов в обучении_________________________________19
3.3 Письменные работы______________________________________22
3.4 Использование учебника,
аудио и видео курсы, компьютеры,
обучающие программы______________________________________24
4.Комплекс педагогических подходов
в обучении менеджеров___________28
5.Преимущества и эффективность
использования различных методов
обучения______________________________________________________32
Заключение______________________________________________________50
Приложение______________________________________________________52
Список литературы________________________________________________55
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В последнее
время много говорится о подъеме
российской экономики и о тех
благоприятных перспективах, которые
могут открыться перед Россией
к 2020 году. Но эти перспективы, конечно
же, не откроются сами собой. Движение
вперед невозможно, если не повысить эффективность
работы наших предприятий, которая
примерно в 4-6 раз ниже эффективности
работы аналогичных предприятий
развитых стран Запада и Востока.
При этом трудно
сказать, что мы плохо работаем.
Виноваты не рядовые работники.
В первую очередь низкая эффективность
является следствием низкого
качества управления. Сегодняшняя
управленческая модель формировалась
десятилетиями в совершенно иных
условиях – условиях плановой
экономики и преобладания административно-командных
методов управления. Эту управленческую
модель характеризует:
- ориентация на исполнение, на дисциплину в ущерб творческому отношению к работе и анализу возникающих в работе проблем;
- преобладание авторитарных методов управления, низкая готовность к развитию подчиненных и расширению их самостоятельности;
- настрой на стабильность в ущерб настрою на развитие, желанию проявлять инициативу и стремлению к выявлению возможностей для улучшений в работе;
- низкая готовность к эффективному использованию потенциала человеческих ресурсов, с одной стороны, в силу недостатка соответствующих знаний, с другой стороны, с руководителя этого, как правило, никто и не требует, главное – выполнение порученных заданий;
- отсутствие настроя на постоянное обучение, на повышение собственной управленческой квалификации.
Именно эти тенденции
нам нужно будет напряженно
преодолевать при преобразовании
российской экономики. В XXI веке
на первый план выходят инновации
и динамичные организационные
изменения. Это предполагает изменение
требований к руководителям на
всех уровнях, а особенно к
высшему и среднему уровню
управления.
Цель исследования – рассмотреть
современные методы подготовки менеджеров.
Задачи исследования:
- Изучить особенности подготовки менеджеров;
- Проанализировать задачи, встающие при обучении менеджеров;
- Определить особенности современных методов подготовки менеджеров;
- Рассмотреть особенности подготовки и проведения тренингов как одного из методов подготовки менеджеров;
Объект исследования –
основополагающие проблемы обучения и
подготовки менеджеров. Предмет исследования
- определение особенностей методы
подготовки менеджеров.
В качестве объекта курсовой
работы выступает туристическая фирма
«Пилигрим Плюс».
ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ
МЕНЕДЖЕРОВ
Требования к квалификации.
Высшее профессиональное
образование (по специальности менеджмент)
или высшее профессиональное образование
и дополнительная подготовка в области
теории и практики менеджмента, стаж
работы по специальности не менее 2
лет.
Должен знать: законодательные и нормативные
правовые акты, регламентирующие предпринимательскую
и коммерческую деятельность; рыночную
экономику, предпринимательство и ведение
бизнеса; конъюнктуру рынка, порядок ценообразования,
налогообложения, основы маркетинга; теорию
менеджмента, макро- и микроэкономики,
делового администрирования, биржевого,
страхового, банковского и финансового
дела; теорию и практику работы с персоналом;
формы и методы ведения рекламных кампаний;
порядок разработки бизнес-планов и коммерческих
условий соглашений, договоров, контрактов;
основы социологии, психологии и мотивации
труда; этику делового общения; основы
технологии производства; структуру управления
предприятием, учреждением, организацией,
перспективы инновационной и инвестиционной
деятельности; методы оценки деловых качеств
работников; основы делопроизводства;
методы обработки информации с использованием
современных технических средств, коммуникаций
и связи, вычислительной техники; основы
законодательства о труде; передовой отечественный
и зарубежный опыт в области менеджмента;
правила и нормы охраны труда.
Должностные обязанности.
Осуществляет управление
предпринимательской или коммерческой
деятельностью предприятия, учреждения,
организации , направленной на удовлетворение
нужд потребителей и получение прибыли
за счет стабильного функционирования,
поддержания деловой репутации и в соответствии
с предоставленными полномочиями и выделенными
ресурсами. Исходя из стратегических целей
деятельности предприятия, учреждения,
организации планирует предпринимательскую
или коммерческую деятельность. Осуществляет
контроль за разработкой и реализацией
бизнес-планов и коммерческих условий,
заключаемых соглашений, договоров и контрактов,
оценивает степень возможного риска. Анализирует
и решает организационно-технические,
экономические, кадровые и социально-психологические
проблемы в целях стимулирования производства
и увеличения объема сбыта продукции,
повышения качества и конкурентоспособности
товаров и услуг, экономного и эффективного
использования материальных, финансовых
и трудовых ресурсов. Осуществляет подбор
и расстановку кадров, мотивацию их профессионального
развития, оценку и стимулирование качества
труда. Организует связи с деловыми партнерами,
систему сбора необходимой информации
для расширения внешних связей и обмена
опытом. Осуществляет анализ спроса на
производимую продукцию или услуги, прогноз
и мотивацию сбыта посредством изучения
и оценки потребностей покупателей. Участвует
в разработке инновационной и инвестиционной
деятельности, рекламной стратегии, связанной
с дальнейшим развитием предпринимательской
или коммерческой деятельности. Обеспечивает
рост прибыльности, конкурентоспособности
и качества товаров и услуг, повышение
эффективности труда. Осуществляет координацию
деятельности в рамках определенного
направления (участка), анализ ее эффективности,
принимает решения по наиболее рациональному
использованию выделенных ресурсов. Привлекает
к решению задач консультантов и экспертов
по различным вопросам (правовым, техническим,
финансовым и др.).
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ
Особенности деятельности компании
в новых политических, экономических
и социальных условиях, а также
стоящие перед ней цели выдвигают
принципиально новые требования
к работникам — руководителям, специалистам,
рабочим, к организации и содержанию
их подготовки и переподготовки.
Кадровый потенциал компании
— важнейший стратегический фактор,
определяющий ее успех. Качественные и
количественные характеристики рабочей
силы определяют возможности реализации
экономических программ, структурной
перестройки, расширения производства,
повышения качества продукции и
роста производительности труда. Поэтому
обучение, повышение квалификации руководителей
и специалистов, обучение и переподготовка
по смежным и вторым профессиям специалистов
и рабочих, формирование предпринимательского
корпуса компании с учетом новых
экономических условий и решение
в качестве основной цели задач по
формированию конкурентоспособного как
на внутреннем, так и на внешнем
рынке персонала компании выдвигают
перед кадровой службой компании
новые, весьма сложные и актуальные
задачи по выработке и реализации
основных направлений подготовки кадров.
Цели обучения персонала:
- поддержание необходимого уровня квалификации персонала компании с учетом требований существующего производства и перспектив его развития;
- сохранение и рациональное использование профессионального потенциала компании;
- повышение конкурентоспособности продукции и услуг компании на основе распространения знаний и опыта применения персоналом предприятий современных технологий, эффективных методов организации труда, управления и производства;
- поддержка инновационных преобразований рабочих мест предприятий компании для обеспечения роста производительности труда и достижения современного уровня производства;
- поддержание высокого профессионального уровня персонала и его знакомство с современными технологическими достижениями;
- создание условий для профессионального роста, самореализации работников в условиях рыночной экономики на основе повышения мотивации к труду, использования новейших российских и зарубежных программ, средств и технологий обучения;
- повышение уровня профессионализма и компетенции персонала на предприятиях, эффективного его использования в соответствии с запросами производства и перспективами его развития;
- совершенствование необходимых для эффективной работы навыков и умений;
- подготовка работника к ротационному перемещению, возможному замещению его коллег.
Факторы, определяющие потребность
в обучении и повышении квалификации:
- планы подготовки кадрового резерва;
- проведение обязательной аттестации специалистов по отдельным направлениям в соответствии с действующим законодательством;
- предполагаемые изменения в штатном расписании;
- технологические изменения в производстве;
- поддержание требуемого профессионального уровня персонала;
- накопление профессионального потенциала для обеспечения экономического развития компании;
- организация переобучения персонала в связи с:
- миграционными процессами;
- перепрофилированием предприятий;
- образованием новых предприятий;
- ликвидацией предприятий;
- слиянием, присоединением, разделением, выделением предприятий;
Уровни обучения и повышения
квалификации.
Первый:
- руководящие работники компании и дочерних АО;
- кадровый резерв для назначения на руководящие должности компании и дочерних АО;
- руководящие работники, впервые назначенные на руководящие должности.
Второй:
- специалисты по различным направлениям деятельности обязательного обучения и аттестации;
- инженерно-технический состав;
- руководители среднего и низового звеньев;
- молодые специалисты.
Третий:
- рабочие и служащие;
- молодые рабочие и служащие.
Виды обучения персонала:
- Обучение по основным инженерно-техническим специальностям — подготовка специалистов на базе профильных учебных заведений, учебных центров по полной программе подготовки специалиста.
- Повышение квалификации работников — обучение, направленное на последовательное совершенствование их профессиональных и экономических знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям.
- Подготовка вновь принятых работников:
- поиск и отбор кандидатов на работу на стадии их обучения в профессиональных средних и высших учебных заведениях;
- целевая подготовка специалистов в учебных заведениях соответствующего профиля, в том числе с частичной или полной оплатой обучения;
- профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии.
- Переподготовка (переобучение) работников для:
- получения работников требуемой специальности;
- освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся профессиям.
Обучение работников с
начальным либо более высоким
уровнем квалификации вторым (смежным)
профессиям.
Постоянное повышение
квалификации и профессионального
мастерства — прямая служебная обязанность
всех руководящих работников и специалистов.
Исходя из этого работа по повышению
квалификации персонала — одно из
основных направлений деятельности
кадровой службы.