Обучение менеджеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 03:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. В последнее время много говорится о подъеме российской экономики и о тех благоприятных перспективах, которые могут открыться перед Россией к 2020 году. Но эти перспективы, конечно же, не откроются сами собой. Движение вперед невозможно, если не повысить эффективность работы наших предприятий, которая примерно в 4-6 раз ниже эффективности работы аналогичных предприятий развитых стран Запада и Востока.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
1.Требования к квалификации менеджеров_____________________________5
2.Особенности обучения менеджеров_________________________________7
3.Технологии и методы обучения____________________________________14
3.1 Очные занятия, тренинги__________________________________14
3.2 Роль тьюторов в обучении_________________________________19
3.3 Письменные работы______________________________________22
3.4 Использование учебника, аудио и видео курсы, компьютеры,
обучающие программы______________________________________24
4.Комплекс педагогических подходов в обучении менеджеров___________28
5.Преимущества и эффективность использования различных методов
обучения______________________________________________________32
Заключение______________________________________________________50
Приложение______________________________________________________52
Список литературы________________________________________________55

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 104.91 Кб (Скачать файл)

Личностно-деятельностный подход в образовании позволяет рассматривать  подготовку специалистов к будущей  профессиональной деятельности как  развитие личности студента, выступающего в роли активного субъекта учебной  деятельности, и к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования  в течение жизни.

Несмотря на переход к  многоуровневой подготовке специалистов, повышение фундаментальности и  многопрофильности образования, возрастание  объема педагогических дисциплин и  элективных курсов, налицо существенные недостатки в подготовке специалистов разного профиля, в том числе  менеджеров государственного и муниципального образования. Преимущество выпускников  нынешней высшей школы перед специалистами  старших поколений, как отмечает автор в работе заключается в  том, что они изучают теорию менеджмента, маркетинг, методы принятия решений  и многое другое, чего не было в прошлом. А проигрывают в недостаточном уровне подготовки к будущей управленческой деятельности в отношении знания реального положения дел на производстве.

Отметим проблемы, ставшие одной  из причин неэффективной профессиональной деятельности менеджеров в России. Первая проблема — ограниченное знание психологии межличностного общения, формирования эффективных коммуникаций (коммуникативная  функция менеджера) вследствие недостаточной  стимуляции активности обучающихся  в процессе подготовки. В свою очередь  это сказывается на эффективности  результатов управления персоналом. Кроме того, будущие специалисты  не в полном объеме владеют теорией  и практикой конфликтологии и  часто не могут найти выход  из спорных ситуаций. Это противоречит такому важному требованию к руководителю, как объективная оценка происходящего. Неумение общаться и контактировать с подчиненными является причиной невозможности  эффективно влиять на людей, в результате чего менеджер не может добиться от них выполнения обязательств либо изменить их решения; неумение руководить коллективом  на уровне современных требований (быть лидером) часто влечет за собой нехватку практической способности добиваться результатов с помощью усилий других сотрудников (цель эффективного менеджмента); плохие навыки формирования коллектива - это причина неспособности  или нежелания помочь группам  сотрудников в их развитии и совершенствовании; неумение вести деловые переговоры также является следствием недостаточного владения коммуникативной функцией менеджера. Вторая проблема - низкий уровень  развития управленческих качеств (организационная, аналитическая, прогностическая, контролирующая функции менеджера) как результат  сформированного практико-ориентированного подхода в подготовке студентов; интеграции вузов, науки и производства; организации периодических курсов повышения квалификации с обзором  инновационных технологий; проблемности

стимулирования  творческой активности в процессе подготовки.

Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.

По сложившейся традиции в отечественной  педагогике МЕТОДЫ обучения подразделяются на три группы:

- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 1. Словесные, наглядные, практические(По источнику изложения учебного материала). 2.Репродуктивные обьяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности). 3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);

- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

В последние годы вопросам подготовки квалифицированных специалистов уделяется  особое внимание. Это не случайно, поскольку  вопрос о квалифицированности –  это, по сути, вопрос о качестве подготовки. В учебной деятельности будущих  менеджеров отсутствуют творческий подход, самостоятельная постановка учебных целей. Студенты пытаются в  короткий период сессии механически заучить огромный объем учебного материала и быстрее сдать его. Позже, в соответствии с закономерностями человеческой памяти, этот быстро заученный материал также быстро забывается. К сожалению, такую ситуацию можно наблюдать во многих учебных заведениях, что не может не отразиться на интеллектуальном и личностном развитии учащихся и, как следствие, квалификации будущих специалистов.

Таким образом, исследование преимуществ  личностно-ориентированного подхода  к формированию этической культуры будущего менеджера позволило выявить  этапы такой деятельности:

I этап – усвоение теоретических  знаний. Это образовательный процесс  в современном высшем учебном  заведении, обладающем определенным  нравственным (этическим) потенциалом.  Учебный процесс организуется  с учетом требований дидактики  и педагогических парадигм, среди  которых индивидуально-личностный  подход к организации обучения  будет способствовать усилению  интериоризации теоретических знаний;

II этап – рефлексивного усвоения  этических установок, что формирует  этическое самосознание личности. Каждая личность сугубо индивидуально,  зачастую субъективно, воспринимает  этические ценности. Это зависит  от индивидуального жизненного  опыта, жизненных целей, предпочтений  и воздействия, значимых для  личности конкретных лиц (авторитетов);

на III этапе проявляется совокупность этических знаний и установок  в поведении человека, что в  конечном проявлении характеризует  этическое поведение личности.

 

ПРЕИМУЩЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ  ОБУЧЕНИЯ

Лекция

Лекция (лат. lectio — чтение) — устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.

Преимущества лекционной подачи материала:

  • Лектор полностью контролирует содержание и последовательность подачи материала. Хорошие возможности во время лекции оперативно изменить  последовательность полноту раскрытия тем (или отдельных вопросов), темп изложения материала в зависимости от реакции слушателей, или от их уровня квалификации;
  • Возможность охвата большой аудитории;
  • Относительно низкие финансовые затраты на одного обучающегося (особенно при условии большого числа слушателей).

  Недостатки лекционной подачи материала:

  • Низкая активность слушателей, невозможность получения обратной связи снижают эффективность усвоения учебного материала.
  • Невозможность учета различий в образовательном уровне и профессиональном опыте слушателей.
  • Высокие требования к мастерству лектора. Далеко не каждый преподаватель всегда эмоционально разнообразен и способен добиться высокого уровня внимания и активности («включенности») слушателей на всем протяжении лекции.

Проведение лекционных занятий  обычно жестко привязано к учебному расписанию. В случае отсутствия учащегося  на занятиях ему бывает трудно восстановить пропущенный материал в полном объеме.

 

Семинар

Семинары - диалог между обучающимися и преподавателем, который позволяет с разных сторон рассмотреть материал, соотнести его с опытом и знаниями, уже имеющимися у слушателей. Семинары предполагают большую активность слушателей и двустороннюю коммуникацию во время семинарских занятий.

Эффективность семинара зависит, прежде всего, от умения преподавателя  создать в ходе занятия такую  обстановку, такой психологический  микроклимат, который побуждает  слушателей к активному участию  в работе.

Преимущества семинарских  занятий:

  • Семинарские занятия позволяют контролировать степень понимания слушателями пройденного материала. С этой целью им задаются вопросы или даются практические задания по пройденному ранее материалу;
  • Семинар помогает обучающимся лучше понять непонятое на лекции или при чтении дополнительно рекомендованной литературы;
  • Семинары позволяют преподавателю за счет двусторонней коммуникации в процессе занятий установить более прочные связи между материалом, который слушатели получили на лекции, и теми знаниями и опытом, которым он они располагают в настоящий момент.  Семинары, в отличие от лекций, проводятся в относительно не больших группах по 8‐25 человек;
  • Ведущий семинара должен быть опытным и коммуникабельным человеком.

 

 Видео обучение

Видео обучение является наиболее простым видом обучения ‐ для него

не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время ‐ обучающийся учится там, тогда и так как ему удобно. Организации могут извлечь значительную пользу из самообучения при условии разработки и предоставления сотрудникам эффективных вспомогательных средств ‐ аудио и видео кассет, учебников, задачников, обучающих компьютерных программ.

Учебные кино‐ и видеофильмы могут демонстрироваться как с использованием видео, так и компьютерной техники.

Преимущества видео обучения:

  • Связь с практикой: в основе сюжетов лежат реальные события, происходившие на конкретных рабочих местах;
  • Наглядность и доступность подачи материала. Видео максимально приближено к жизни, с его помощью возможно показать объекты и

процессы в деталях и в движении;

  • Возможность самообучения и повторения. Любой сотрудник в удобное для него время может взять видео курс и самостоятельно изучить тему, просматривая фильм и следуя предложенным инструкциям;
  • Возможность многократного использования при групповых занятиях и индивидуально; как для новых сотрудников, которым необходима адаптация к должности и повышения предыдущего уровня развития деловых навыков, так и для давно работающих сотрудников, чтобы освежить их знания, познакомить с новациями;
  • Удобство использования: обучение может производиться в удобном темпе, в удобном месте, в удобное время, что психологически комфортно для большинства.

Видео — самая экономная  форма обучения. Организация может  купить видео курс один раз, а использовать его неоднократно.

Недостатки видео обучения:

  • Любой просмотр оставляет участников пассивными, не давая им возможности задавать вопросы, обсуждать. (Поэтому необходимо использовать видео как один из приемов организации групповой работы);
  • Кино‐ и видеофильмы не позволяют учитывать индивидуальные различия в образовательном уровне и профессиональном опыте обучающихся;
  • При отсутствии внешнего контроля, когда никто не заставляет сотрудника «расти»и совершенствоваться», довольно остро встает проблема внутренней мотивации. Для многих людей очень трудно бывает организовать себя, выделить время на учебу, заняться повышением своей квалификации или переобучением);
  • При просмотре видеофильмов исключается такой мощный фактор воздействия на обучающихся, как личность преподавателя. Убежденность, энергетикаличное обаяние преподавателя повышают готовность слушателей к усвоению учебного материала.

 

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение получило широкое применение в практике российских компаний. Данная форма обучения предполагает использование телекоммуникационных технологий, которые позволяют обучать  персонал на расстоянии. С помощью  дистанционного обучения учащийся может  самостоятельно организовывать свои занятия, выбирая удобное для этого  время.

Схема дистанционного обучения заключается в следующем: учащийся выбирает интересующую его тему и  проходит предварительное тестирование. По данному тестированию делается вывод  о текущем уровне знаний. Далее высылается пробный урок, который необходимо выполнить. После выполнения ряда уроков по одной тематике, учащийся пишет контрольных тест. В зависимости от его результатов высылаются упражнения на повторение темы или задания из новой темы.  Такая форма требует хорошей технической оснащенности и грамотной проработки материалов для обучения и контрольных процедур. Однако за счет дистанционного обучения сложно сформировать поведенческие навыки. Кроме того, для качественного усвоения знаний учащийся должен обладать высокой мотивацией.

Преимущества дистанционного обучения:

  • В учебный процесс можно вовлечь большое число сотрудников;
  • Обучение осуществляется на рабочем месте;
  • Сотрудники меньше отрываются от своих обязанностей;
  • Возможность выбора удобного времени для обучения;
  • Знания, приобретенные в процессе обучения можно тут же применить на практике в вашей компании.

Информация о работе Обучение менеджеров