Обучение менеджеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 03:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. В последнее время много говорится о подъеме российской экономики и о тех благоприятных перспективах, которые могут открыться перед Россией к 2020 году. Но эти перспективы, конечно же, не откроются сами собой. Движение вперед невозможно, если не повысить эффективность работы наших предприятий, которая примерно в 4-6 раз ниже эффективности работы аналогичных предприятий развитых стран Запада и Востока.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
1.Требования к квалификации менеджеров_____________________________5
2.Особенности обучения менеджеров_________________________________7
3.Технологии и методы обучения____________________________________14
3.1 Очные занятия, тренинги__________________________________14
3.2 Роль тьюторов в обучении_________________________________19
3.3 Письменные работы______________________________________22
3.4 Использование учебника, аудио и видео курсы, компьютеры,
обучающие программы______________________________________24
4.Комплекс педагогических подходов в обучении менеджеров___________28
5.Преимущества и эффективность использования различных методов
обучения______________________________________________________32
Заключение______________________________________________________50
Приложение______________________________________________________52
Список литературы________________________________________________55

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 104.91 Кб (Скачать файл)

Формы и виды обучения и  повышения квалификации персонала:

1. Систематическое самостоятельное обучение работника (самообучение) по индивидуальному плану, утвержденному его непосредственным руководителем и выполняемому под его контролем за счет личных средств работника.

2. Включение работника в планы обучения, подготовки и повышения квалификации персонала за счет средств компании (краткосрочное обучение).

3. Повышение квалификации:

внутри компании;

на других предприятиях;

заочное обучение.

4. Сферы повышения квалификации:

профессиональная;

методическая;

социальная.

5. Формы обучения работников:

индивидуальная (первичное  обучение) — работник прикрепляется  к квалифицированному работнику, необходимый  теоретический курс изучается самостоятельно;

групповая (бригадная) —  объединение работников в специальные  группы.

 

Роль и задачи кадровой службы в процессе организации обучения и повышения квалификации персонала.

Кадровая служба компании — центральный координирующий и  организующий орган процесса обучения и повышения квалификации персонала.

Направления деятельности кадровой службы по организации процесса обучения и повышения квалификации персонала:

1.Планирование процесса:

  • анализ квалификационных структур:
  1. наличие работников требуемой квалификации;
  1. определение числа работников соответствующей квалификации;
  2. определение потребностей в специалистах по конкретным профилям и квалификации;
  3. анализ специалистов по возрастным категориям для своевременной подготовки их качественного замещения;
  4. анализ учебных заведений и центров, отбор базовых учебных заведений;
  5. составление базы данных по учебным заведениям и центрам и преподавательскому составу, привлекаемому к обучению;
  6. анализ эффективности учебных программ;
    • определение первоочередных направлений обучения и повышения квалификации;
    • анализ возможностей компании и дочерних предприятий по подготовке, обучению и повышению квалификации персонала на существующих учебных базах в регионах;
    • составление планов обучения и повышения квалификации для всех уровней.

2.Организация процесса:

    • составление перечня должностей специалистов, подлежащих обязательному обучению и аттестации в соответствии с действующим законодательством;
    • составление перечня специальностей, в которых производство испытывает дефицит;
    • составление тематики и графиков обучения и повышения квалификации персонала;
    • утверждение планов обучения, тематики и графиков обучения и повышения квалификации персонала;
    • заключение договоров с учебными заведениями и преподавателями, их согласование с соответствующими инстанциями;
    • организация обучения:
    • определение места обучения;
    • организация проживания, питания;
    • обеспечение участников семинара оргтехникой; анкетирование обучаемых;
    • подведение итогов обучения и его эффективности.

3.Создание нормативно-правовой базы процесса:

    • лоббирование и подготовка предложений в законодательные органы власти по внесению изменений и дополнений в законы РФ в части развития системы подготовки кадров;
    • формирование общекорпоративной программы обучения и повышения квалификации персонала;
    • введение единых квалификационных требований;
    • создание единой автоматизированной нормативно-правовой базы данных.

4.Создание материальной базы консультативно-учебного центра.

 

ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

3.1 Очные занятия. Тренинги.

Очная форма обучения.

Очная форма обучения или дневная, является наиболее популярной среди  неработающих или частично занятых  абитуриентов. Однако привязка организации  учебного процесса к времени суток  достаточно условна, т.к. студенты дневной  формы обучения посещают лекции и  семинары в разное время суток  – в зависимости от расписания.

Главная особенность очной формы  обучения в том, что обучение организуется с отрывом от трудовой деятельности. Основной акцент делается на аудиторные занятия, в ходе которых студенты непосредственно контактируют с  преподавателями, а также между  собой.

Очная форма с учетом специфики  предмета предусматривает:

  • лекционный цикл для учащихся, которые предпочитают по разным причинам такую форму ознакомления с материалом;
  • проведение обобщающих лекций по целым разделам для учащихся, которые предпочитают изучать материал дистанционно;
  • семинары по сложным проблемам (групповая деятельность учащихся при совместной работе над заданием (например, анализ информации)   и консультация преподавателя);
  • контрольные, проверочные работы, зачеты, квалификационные экзамены.

Достоинство данной формы обучения заключается в том, что участники  образовательного процесса находятся  в постоянном контакте. Это позволяет  более глубоко усваивать материал – благодаря возможности дискуссировать, задавать вопросы, участвовать в различных видах учебной деятельности.

С другой стороны, очная форма обучения позволяет преподавателям максимально  использовать все виды контроля, реализовывать  на практике различные виды обучения и давать максимальный объем учебного материала.

 

Тренинги.

Тренинг (англ. training от train —обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике.

Тренинг может рассматриваться  с точки зрения разных парадигм:

  • тренинг как своеобразная форма дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного — «стираются» нежелательные;
  • тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков;
  • тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков
  • тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Виды тренингов:

Единой и общепризнанной классификации  тренингов не существует,

 деление можно проводить  по различным основаниям, но можно  выделить основные типы тренингов  по критерию направленности воздействия  и изменений — навыковый, психотерапевтический, социально-психологический, бизнес-тренинг.

Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определенного навыка (навыков). Большинство бизнес-тренингов включают в себя навыковые тренинги, например, тренинг переговоров, самопрезентации, техники продаж.

Психотерапевтический тренинг (более корректное название — психотерапевтическая группа) направлен на изменение в сознании. Изменения способа, которым человек создает поле реальности, изменение стереотипного способа поведения: как в эту яму больше не попадать; в сторону поддержки. Эти группы соотносятся с существующими направлениямипсихотерапии — психодраматические, гештальт-группы, группы телесноориентированной, танце-двигательной терапии и др.

Социально-психологический  тренинг (СПТ)  занимает промежуточное положение, он направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков. СПТ зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения.

Бизнес-тренинг (и его наиболее характерная разновидность, — корпоративный тренинг) — развитие навыков персонала для успешного выполнения бизнес-задач, повышения эффективности производственной деятельности, управленческих взаимодействий. Бизнес-тренинг это ёмкий и сложный процесс, затрагивающий все аспекты бизнеса (деятельности компании, организации), требующий системного подхода. В структуру бизнес-тренинга могут входить тренинги по продажам и обслуживанию клиентов, тренинги по формированию управленческих навыков, тренинги наставничества на рабочем месте, тренинги командообразования, тренинг тайм-менеджмента, тренинг по внедрению корпоративной культуры, все вышеперечисленные тренинги. Но, не один из перечисленных тренингов не является бизнес-тренингом в частности. Бизнес тренинг — процесс, с системным подходом, позволяющий развивать одновременно знания умения и навыки, необходимые для продуктивного существования бизнеса (деятельности компании, организации) в целом, а не отдельного процесса. Отсюда и название бизнес-тренинг. Бизнес-тренинги могут разрабатываться и проводиться как корпоративным (внутренним) тренером, так и внешними специалистами. Однако, важно понимать, что бизнес-тренинг не ограничивается тренингом по продажам(sales-тренинг), а тренер по продажам(sales-тренер) отнюдь ещё не является бизнес-тренером. Тренинг по продажам это всего лишь возможная составляющая бизнес-тренинга.

Бизнес-мастерская— новейший вид бизнес-тренинга. Как и в бизнес-тренинге, в ней чередуются формы активности, от мини-лекции до деловых и ролевых игр. Существенное отличие — участники самостоятельно создают программу обучения во время мастерской, действуя в рамках темы, времени и опыта. Обязательными условиями успешного проведения бизнес-мастерской являются:

  • Для 70 % участников опыт работы в любой сфере деятельности должен превышать три года.
  • Бизнес-мастерская более чем на 70 % должна состоять из упражнений, деловых игр, кейсов.
  • Основная роль бизнес-тренера — модерация.

Целью бизнес-мастерских является закрепление или переосмысление имеющихся знаний, а также отработка  умений и навыков, необходимых в  вопросах получения и приумножения прибыли.

На тренинге используются следующие  методы: игровые (деловые, ролевые игры), кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, видеоанализ,

модерация и др.

Кейс — проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий.

Деловая игра — имитация различных аспектов профессиональной деятельности, социального взаимодействия.

Ролевая игра — это исполнение участниками определенных ролей с целью решения или проработки определенной ситуации.

Групповая дискуссия — совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (ее течение зависит от участников группового обсуждения).

Мозговой штурм — один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил — сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Игры-разминки — инструмент, используемый для управления групповой динамикой. Игры-разминки представляют собой расслабляющие и позволяющие снять напряжение, групповые задания.

Фасилитация — инструмент, позволяющий стимулировать обмен информацией внутри группы. Фасилитация позволяет ускорить процессы осознания, стимулировать групповую динамику. Тренер в ходе фасилитации помогает процессу группового обсуждения, направляет этот процесс в нужное русло.

Видеоанализ — инструмент, представляющий собой демонстрацию видеороликов, подготовленных тренером, или видеозаписей, на которых участники тренинга демонстрируют разные типы поведения. Видеоанализ позволяет наглядно рассмотреть достоинства и недостатки разных типов поведения.

Тренинг управления подчиненными. Охватывает все навыки управления. Однако основной акцент сделан на обучении руководителей тому, что и как  руководитель может сделать, чтобы  подчиненные не только могли, но и  хотели выполнять поставленные задачи.

В программе: практикумы по постановке целей и задач; примеры  расчетов эффективных зарплатных схем для линейного персонала и  управленческого состава; приемы нематериальной мотивации и многое другое.

Информация о работе Обучение менеджеров