Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 03:37, курсовая работа
Актуальность. В последнее время много говорится о подъеме российской экономики и о тех благоприятных перспективах, которые могут открыться перед Россией к 2020 году. Но эти перспективы, конечно же, не откроются сами собой. Движение вперед невозможно, если не повысить эффективность работы наших предприятий, которая примерно в 4-6 раз ниже эффективности работы аналогичных предприятий развитых стран Запада и Востока.
Введение_________________________________________________________3
1.Требования к квалификации менеджеров_____________________________5
2.Особенности обучения менеджеров_________________________________7
3.Технологии и методы обучения____________________________________14
3.1 Очные занятия, тренинги__________________________________14
3.2 Роль тьюторов в обучении_________________________________19
3.3 Письменные работы______________________________________22
3.4 Использование учебника, аудио и видео курсы, компьютеры,
обучающие программы______________________________________24
4.Комплекс педагогических подходов в обучении менеджеров___________28
5.Преимущества и эффективность использования различных методов
обучения______________________________________________________32
Заключение______________________________________________________50
Приложение______________________________________________________52
Список литературы________________________________________________55
Формы и виды обучения и повышения квалификации персонала:
1. Систематическое самостоятельное обучение работника (самообучение) по индивидуальному плану, утвержденному его непосредственным руководителем и выполняемому под его контролем за счет личных средств работника.
2. Включение работника в планы обучения, подготовки и повышения квалификации персонала за счет средств компании (краткосрочное обучение).
3. Повышение квалификации:
внутри компании;
на других предприятиях;
заочное обучение.
4. Сферы повышения квалификации:
профессиональная;
методическая;
социальная.
5. Формы обучения работников:
индивидуальная (первичное обучение) — работник прикрепляется к квалифицированному работнику, необходимый теоретический курс изучается самостоятельно;
групповая (бригадная) — объединение работников в специальные группы.
Роль и задачи кадровой службы в процессе организации обучения и повышения квалификации персонала.
Кадровая служба компании — центральный координирующий и организующий орган процесса обучения и повышения квалификации персонала.
Направления деятельности кадровой службы по организации процесса обучения и повышения квалификации персонала:
1.Планирование процесса:
2.Организация процесса:
3.Создание нормативно-правовой базы процесса:
4.Создание материальной базы консультативно-учебного центра.
ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
3.1 Очные занятия. Тренинги.
Очная форма обучения.
Очная форма обучения или дневная, является наиболее популярной среди неработающих или частично занятых абитуриентов. Однако привязка организации учебного процесса к времени суток достаточно условна, т.к. студенты дневной формы обучения посещают лекции и семинары в разное время суток – в зависимости от расписания.
Главная особенность очной формы обучения в том, что обучение организуется с отрывом от трудовой деятельности. Основной акцент делается на аудиторные занятия, в ходе которых студенты непосредственно контактируют с преподавателями, а также между собой.
Очная форма с учетом специфики предмета предусматривает:
Достоинство данной формы обучения
заключается в том, что участники
образовательного процесса находятся
в постоянном контакте. Это позволяет
более глубоко усваивать
С другой стороны, очная форма обучения позволяет преподавателям максимально использовать все виды контроля, реализовывать на практике различные виды обучения и давать максимальный объем учебного материала.
Тренинги.
Тренинг (англ. training от tra
Тренинг может рассматриваться с точки зрения разных парадигм:
Виды тренингов:
Единой и общепризнанной классификации тренингов не существует,
деление можно проводить
по различным основаниям, но можно
выделить основные типы
Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку
определенного навыка (навыков)
Психотерапевтический тренинг (
Социально-психологический тренинг (СПТ) занимает промежуточное положение, он направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков. СПТ зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения.
Бизнес-тренинг (и его наиболее характерная разновидность, — корпоративный тренинг) — развитие навыков персонала для успешного выполнения бизнес-задач, повышения эффективности производственной деятельности, управленческих взаимодействий. Бизнес-тренинг это ёмкий и сложный процесс, затрагивающий все аспекты бизнеса (деятельности компании, организации), требующий системного подхода. В структуру бизнес-тренинга могут входить тренинги по продажам и обслуживанию клиентов, тренинги по формированию управленческих навыков, тренинги наставничества на рабочем месте, тренинги командообразования, тренинг тайм-менеджмента, тренинг по внедрению корпоративной культуры, все вышеперечисленные тренинги. Но, не один из перечисленных тренингов не является бизнес-тренингом в частности. Бизнес тренинг — процесс, с системным подходом, позволяющий развивать одновременно знания умения и навыки, необходимые для продуктивного существования бизнеса (деятельности компании, организации) в целом, а не отдельного процесса. Отсюда и название бизнес-тренинг. Бизнес-тренинги могут разрабатываться и проводиться как корпоративным (внутренним) тренером, так и внешними специалистами. Однако, важно понимать, что бизнес-тренинг не ограничивается тренингом по продажам(sales-тренинг), а тренер по продажам(sales-тренер) отнюдь ещё не является бизнес-тренером. Тренинг по продажам это всего лишь возможная составляющая бизнес-тренинга.
Бизнес-мастерская— новейший вид бизнес-тренинга. Как и в бизнес-тренинге, в ней чередуются формы активности, от мини-лекции до деловых и ролевых игр. Существенное отличие — участники самостоятельно создают программу обучения во время мастерской, действуя в рамках темы, времени и опыта. Обязательными условиями успешного проведения бизнес-мастерской являются:
Целью бизнес-мастерских является закрепление или переосмысление имеющихся знаний, а также отработка умений и навыков, необходимых в вопросах получения и приумножения прибыли.
На тренинге используются следующие методы: игровые (деловые, ролевые игры), кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, видеоанализ,
модерация и др.
Кейс — проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий.
Деловая игра — имитация различных аспектов профессиональной деятельности, социального взаимодействия.
Ролевая игра — это исполнение участниками определенных ролей с целью решения или проработки определенной ситуации.
Групповая дискуссия — совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (ее течение зависит от участников группового обсуждения).
Мозговой штурм — один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил — сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Игры-разминки — инструмент, используемый для управления групповой динамикой. Игры-разминки представляют собой расслабляющие и позволяющие снять напряжение, групповые задания.
Фасилитация — инструмент, позволяющий стимулировать обмен информацией внутри группы. Фасилитация позволяет ускорить процессы осознания, стимулировать групповую динамику. Тренер в ходе фасилитации помогает процессу группового обсуждения, направляет этот процесс в нужное русло.
Видеоанализ — инструмент, представляющий собой демонстрацию видеороликов, подготовленных тренером, или видеозаписей, на которых участники тренинга демонстрируют разные типы поведения. Видеоанализ позволяет наглядно рассмотреть достоинства и недостатки разных типов поведения.
Тренинг управления подчиненными. Охватывает все навыки управления. Однако основной акцент сделан на обучении руководителей тому, что и как руководитель может сделать, чтобы подчиненные не только могли, но и хотели выполнять поставленные задачи.
В программе: практикумы по постановке целей и задач; примеры расчетов эффективных зарплатных схем для линейного персонала и управленческого состава; приемы нематериальной мотивации и многое другое.