Оценка компетенций специалистов организации в процессе аттестации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить особенности системы аттестации бортпроводников в ООО «Авиакомпания Когалымавиа», разработать рекомендации по повышению эффективности существующей системы аттестации бортпроводников.
В данной курсовой работе решаются следующие задачи:
1. Проанализировать существующую систему аттестации в гражданской авиации.
2. Рассмотреть методы и критерии оценки при аттестации бортпроводников.
3. Выработать рекомендации по улучшению системы аттестации в СБП.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………...….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………….5
Понятие аттестации, ее цели и задачи в современной организации……………………….………………………………………..5
1.2 Нормативно-правовая база аттестации………………………………….....9
1.3 Организация и проведение аттестации…………………………………..12
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ СЛУЖБЫ БОРТПРОВОДНИКОВ В ООО «АВИАКОМПАНИЯ КОГАЛЫМАВИА»....................................................17
2.1 Характеристика и организационная структура ООО «Авиакомпания Когалымавиа»…………………………..………………………………………..17
Специфика аттестации персонала в гражданской авиации………………27
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ БОРТПРОВОДНИКОВ ДЛЯ ПЕРЕПОДГОТОВКИ НА ВОЗДУШНЫЕ СУДА ИНОСТРАННОГО ПРОИЗВОДСТВА……………………………..37
3.1. Критерии и методы оценки при аттестации бортпроводников…………………………………………..…………………….37
3.2. Рекомендации по повышению эффективности системы аттестации в службе бортпроводников………………………………………………………..40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………

Файлы: 1 файл

Оценка компетенций специалистов организации в процессе аттестации.docx

— 104.80 Кб (Скачать файл)

     К сожалению,  действующее российское законодательство  не только не содержит легального  определения аттестации, но и  не уделяет достаточного внимания  ее правовому режиму: определению  основных принципов ее проведения, установлению гарантий прав работников, проходящих аттестацию, правовых  последствий аттестации и т.п.

     В настоящее  время существует большое количество  нормативных правовых актов, устанавливающих  правила аттестации для отдельных  категорий работников. К ним относятся,  например,  педагогические и руководящие  работники государственных и  муниципальных  образовательных  учреждений; руководители федеральных  государственных унитарных предприятий  и другие категории работников  государственных предприятий.

     Помимо федеральных  нормативных правовых актов по  вопросам аттестации принято  значительное количество актов  субъектов РФ и органов местного  самоуправления. Во многих регионах  действуют нормативные правовые  акты, определяющие порядок проведения  аттестации руководителей государственных  унитарных предприятий, находящихся  в собственности субъекта РФ, руководителей муниципальных предприятий,  профессиональных спасателей, бухгалтеров.

     Указанные  работники проходят аттестацию  в соответствии с утвержденными  положениями. В них определены  круг работников, подлежащих аттестации, ее периодичность, порядок формирования  аттестационной комиссии и т.п.

     Определяя  круг работников, подлежащих аттестации, необходимо учитывать специальные  гарантии, установленные для работников. Эти гарантии направлены на  защиту работника от необоснованных  решений. В частности, согласно  п.4 «Положения о прядке проведения  аттестации руководящих, инженерно-технических   работников и других специалистов  предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства,  транспорта и связи» от 05.10.1973 г. предусматривает, что очередную  аттестацию не проходят:

- лица, проработавшие в  занимаемой должности менее года;

- молодые специалисты  в период срока обязательной  работы по назначению после  окончания учебных заведений;

- беременные женщины;

- женщины, имеющие детей  в возрасте до одного года.

Идея освобождения от аттестации работников некоторых категорий  в целях установления для них  повышенной защиты получила свое воплощение и в нормативных актах более  позднего периода.

     В связи  с тем, что Положение от 05.10.73 сохраняет свое действие в  части, не противоречащей ТК  РФ (ст. 423 ТК РФ), гарантии, установленные  для лиц, отработавших в занимаемой  должности менее одного года, беременных женщин и работников, использующих установленный законодательством  отпуск по уходу за ребенком, должны предоставляться.

     Что касается  молодых специалистов, то действующее  трудовое законодательство такой  категории не выделяет. Поэтому  к работникам, поступившим на  работу после окончания образовательного  учреждения среднего или высшего  профессионального образования,  применяются гарантия  общего  характера – освобождение от  прохождения аттестации в течение  первого года работы.

     Эти правила  действуют для тех случаев,  когда аттестация проводится  на основании указанного Положения.  Если аттестация проводится в  соответствии со специальным нормативным правовым актом, применяются соответствующие положения такого акта.

     В последнее  время в методических разработках  и юридической литературе нашла  отражение позиция о расширении  круга работников, освобождаемых  от прохождения очередной аттестации.

     Так, в методических  материалах семинара «Организация  и проведение аттестаций персонала  на предприятии», проведенного Институтом  экономики и управления в промышленности  в 2007 году, в перечень работников, не подлежащих  очередной аттестации, включены руководители, назначение на должность и освобождение от должности которых, производятся вышестоящими органами; работники, прошедшие переподготовку или повышение квалификации; работники, достигшие пенсионного возраста.

     В юридической  литературе предлагается расширить  этот перечень, включив в него:

- молодых специалистов  в период срока обязательной  работы в соответствии  с договором  о целевой контрактной подготовке;

- одиноких матерей, воспитывающих  ребенка в возрасте до 14 лет  (ребенка-инвалида до 18 лет), или других, воспитывающих указанных детей  без матери;

- опекунов (попечителей)  несовершеннолетних;

- работников, имеющих детей-инвалидов  или инвалидов детства до достижения  ими возраста 18 лет;

- работников, обучающихся  без отрыва от производства  на двух последних курсах в  высших учебных заведениях по  тому профилю деятельности, по  которому проводится аттестация3.

     Приведенные  предложения можно использовать  в ходе разработки локального  нормативного акта о проведении  аттестации. Решением работодателя  указанные и иные категории  работников могут быть освобождены от ее прохождения. При этом важно иметь в виду, что обязательным является освобождение лишь тех работников, которые прямо указаны в Положении от 05.10.73г.

     На отраслевом  уровне вопросу аттестации уделяется  особое внимание ст8, п.2 Воздушного  Кодекса РФ гласи: «Обязательной  сертификации подлежит весь авиационный  персонал». Одним из наиболее  эффективных методов контроля  со стороны органов государственного  управления воздушным транспортом  является система сертификации  и аттестации руководящего состава,  обеспечивающего безопасность полетов  во всех звеньях управления  авиационно-транспортной системы  страны.

     Действующие  нормативные акты по отрасли: 

- Руководство по процедурам  сертификации эксплуатантов ВС  РФ, утвержденное приказом Минтранса  РФ от 10.12.93 г. №106;

- Приказ Минтранса и  Минтруда РФ от 11.03.94 г. «Об утверждении  положения о порядке аттестации  занимающих должности исполнительных  руководителей и специалистов  воздушного транспорта, обеспечивающих  безопасность полетов».

     Внедрение  государственной системы специальной  подготовки руководящего состава  и главных (ведущих, старших)  специалистов требуемой квалификации, подлежащее исполнение ими должностных  обязанностей позволит стабилизировать  ранее достигнутый уровень безопасности  полетов в условиях децентрализации  управления ВТ, а также обеспечить  эффективное, надежное и устойчивое  функционирование воздушного транспорта.

 

1.3 Организация  и проведение аттестации

    

     Следующий  вопрос – определение сроков (периодичности) аттестации.  Конкретная  периодичность аттестации определялась  министерством или ведомством. В  современных условиях сроки проведения  аттестации устанавливает работодатель. Конкретный срок  зависит от особенностей организации и использования труда в определенной сфере деятельности (отрасли экономики), характера и содержания трудовой деятельности отдельных категорий работников.

     Как правило,  аттестации подлежат все сотрудники  компании, проработавшие не менее  6 месяцев (за исключением случаев,  оговоренных в законодательстве). При этом рекомендуется проводить  аттестацию   не чаще одного  раза в год, но не реже  одного раза в два года.

     Как бы ни  была важна она с точки зрения  руководства или персонала как  возможность заявить о своих  профессиональных возможностях, нельзя  забывать, что аттестация – это  субъективная оценка руководством  своего персонала. Руководитель  невольно при проведении аттестации  больше симпатии проявляет к  единомышленникам.

Порядок проведения аттестации.

     Завершив общую  характеристику периодической аттестации  как способа проверки деловых  качеств работника, необходимо  определить порядок ее проведения. В целях уточнения процедуры  проведения аттестации, создания  дополнительных гарантий для  работников, учета особенностей  организации трудовой деятельности  и характера труда в данной  организации допустимо принятие  в соответствии с действующими  нормативными правовыми актами  локального нормативного акта.

     В таком  акте можно определить состав  и порядок создания аттестационной  комиссии, сроки ее проведения, круг  аттестуемых работников, категории  работников, не подлежащих аттестации, способ проведения аттестации, критерии  оценки работников, порядок принятия  решения, виды решения, принимаемых  по результатам аттестации.

     Приказ генерального  директора о порядке проведения  аттестации и график ее проведения  доводятся до сведения руководителей  подразделений и работников. Разработка  соответствующих документов, предложений  по составу аттестационных комиссий, контроль за своевременным представлением материалов в аттестационные комиссии, подведение итогов аттестации и анализ результатов возлагается на работников службы персонала.

Этапы проведения аттестации

     Проведение аттестации можно разделить на несколько этапов. Прежде всего - это подготовка к проведению аттестации.

     Подготовительный  этап является весьма ответственным  периодом и от того, насколько  тщательно подготовлена аттестация, во многом зависят ее конечные  результаты.

     Подготовка  к проведению аттестации предусматривает: 

- разработку и принятие  локального нормативного акта  организации об аттестации (если  он не принят);

- создание аттестационной  комиссии;

- составление списка работников, подлежащих аттестации;

- составление графика  проведения аттестации; подготовку  документов  аттестуемых; 

- проведение разъяснительной  работы о целях и порядке  прохождения аттестации;

- непосредственно сама  аттестация;

- результаты аттестации.

     Вся деятельность  по подготовке к проведению  аттестации осуществляется отделом  по персоналу в организации.  Целесообразно с той или иной  форме привлечь к этой работе  представительный орган работников. Это в полной мере будет  соответствовать принципу социального  партнерства, обеспечит соблюдение  трудовых прав и законных интересов  работников, поможет избежать конфликтных  ситуаций.

Состав комиссии

     Аттестационная  комиссия назначается приказом  руководителя организации из  числа руководящих работников  и высококвалифицированных специалистов. В состав комиссии включается  представитель профсоюзной организации. Некоторые нормативные правовые акты, принятые в последнее время и определяющие порядок проведения аттестации отдельных категорий работников, предусматривают возможность включения в состав аттестационной комиссии независимых экспертов – преподавателей соответствующих дисциплин, научных сотрудников, специалистов смежных организаций и т.д.

     Приглашенный  специалист во время проведения  аттестации может задавать аттестуемому  вопросы, касающиеся профессиональной  деятельности, а затем выказать  свое мнение о его профессиональных  качествах.

     Таким образом,  сотрудники, вошедшие в состав  аттестационной комиссии и не  являющиеся непосредственными руководителями  аттестуемых, приемлемы как для  руководства, так и для персонала.

     По сложившейся  практике в аттестационную комиссию  включаются: один из заместителей  руководителя организации, руководители  структурных подразделений, высококвалифицированные  специалисты, представители кадровой  службы. Количественный состав определяется  с учетом численности организации  и количества аттестуемых работников.

     Аттестационную  комиссию возглавляет председатель. Он осуществляет общее руководство  ее работой, определяет порядок  проведения заседаний комиссии, распределяет обязанности между  членами комиссии, обсуждает с  ними требования, которым должен  соответствовать аттестуемый, проводит  заседания, обеспечивает благоприятную  обстановку для объективного  и доброжелательного обсуждения  деятельности аттестуемых. 

     Кроме того, председатель может поручить  членам комиссии до начала  работы комиссии уточнить с  учетом происшедших изменений  списки аттестуемых, проверить  соответствие представленных документов  установленным требованиям и  др.

Информация о работе Оценка компетенций специалистов организации в процессе аттестации