Оценка компетенций специалистов организации в процессе аттестации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить особенности системы аттестации бортпроводников в ООО «Авиакомпания Когалымавиа», разработать рекомендации по повышению эффективности существующей системы аттестации бортпроводников.
В данной курсовой работе решаются следующие задачи:
1. Проанализировать существующую систему аттестации в гражданской авиации.
2. Рассмотреть методы и критерии оценки при аттестации бортпроводников.
3. Выработать рекомендации по улучшению системы аттестации в СБП.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………...….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………….5
Понятие аттестации, ее цели и задачи в современной организации……………………….………………………………………..5
1.2 Нормативно-правовая база аттестации………………………………….....9
1.3 Организация и проведение аттестации…………………………………..12
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ СЛУЖБЫ БОРТПРОВОДНИКОВ В ООО «АВИАКОМПАНИЯ КОГАЛЫМАВИА»....................................................17
2.1 Характеристика и организационная структура ООО «Авиакомпания Когалымавиа»…………………………..………………………………………..17
Специфика аттестации персонала в гражданской авиации………………27
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ БОРТПРОВОДНИКОВ ДЛЯ ПЕРЕПОДГОТОВКИ НА ВОЗДУШНЫЕ СУДА ИНОСТРАННОГО ПРОИЗВОДСТВА……………………………..37
3.1. Критерии и методы оценки при аттестации бортпроводников…………………………………………..…………………….37
3.2. Рекомендации по повышению эффективности системы аттестации в службе бортпроводников………………………………………………………..40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………

Файлы: 1 файл

Оценка компетенций специалистов организации в процессе аттестации.docx

— 104.80 Кб (Скачать файл)

   Отбор кандидатов  на должность бортпроводника  должен производиться с учетом  их склонности к работе в  сфере обслуживания.

   Кандидат должен  отвечать следующим требованиям:

  • возраст – 19-27 лет;
  • образование - не ниже среднего;
  • иметь склонность к работе в сфере обслуживания;
  • обладать приятными внешними данными;
  • владеть грамотной русской речью;
  • соответствовать по состоянию здоровья требованиям медицинских органов ГА (ВЛЭК).

     Служба бортпроводников  (далее СБП) является структурным  подразделением летного комплекса  авиакомпании. СБП ООО «Авиакомпания  Когалымавиа» организуется на  основании приказа генерального  директора. Основными целями и  задачами СБП являются:

- обеспечение безопасности  пассажиров на борту самолета  в стандартном полете, а также  в случае возникновения аварийных  ситуаций в полете и на земле;

- обеспечение высококачественного  обслуживания пассажиров на борту  воздушного судна (далее ВС);

- надлежащая эксплуатация  самолетного бытового и буфетно-кухонного  электрооборудования;

- контроль над работой  бортпроводников, повышение их  профессионального уровня.

     СБП в соответствии  с основными задачами осуществляет:

- организацию и проведение  в пассажирских кабинах ВС  мероприятий по обеспечению безопасности  пассажиров, в том числе, в случаях  возникновения аварийной обстановки;

- грамотную эксплуатацию  бортпроводниками самолетного оборудования;

- подбор и расстановку  кадров;

- обеспечение теоретической  и практической подготовки бортпроводников  в авиационных  учебных центрах,  поддержание и повышение профессионального  уровня бортпроводников;

- планирование всей работы  бортпроводников, соблюдение графика  рабочего времени и времени  отдыха;

- проведение предварительной  и предполетной подготовки бортпроводников;

- комплектование бригад  бортпроводников и оформление  заданий на рейсы;

- контроль над работой  бортпроводников в полете и  на земле;

- контроль над выполнением  распоряжений и указаний нормативных  документов;

- взаимодействие со смежными  службами авиакомпании и работников  других авиапредприятий;

- рассмотрение писем,  жалоб и предложений пассажиров  в отношении качества обслуживания  в полете;

- разработку мероприятий  по устранению недостатков в  работе.

СБП подчиняется директору  летного комплекса авиакомпании. Руководство СБП осуществляет начальник  службы. Структура и штаты СБП  разрабатываются и комплектуются  в соответствии с отраслевым стандартом 54-3-283.65-94 «Нормативы численности бортпроводников».

     На 01.08.06 численный  состав СБП составляет 152 человек.  Из них в декретном отпуске  находится 28 чел.

Количество бортпроводников  по классам показано на диаграмме 1.

Рисунок 1  Диаграмма 1.

 

Возрастной состав СБП  показан на диаграмме 2. Структура  персонала по уровню образования  представлена на диаграмме 3.

Рисунок 2. Диаграмма 2

 

 

Рисунок 3. Диаграмма 3

 

 

 

 

 

2.2 Специфика аттестации  персонала в гражданской авиации

 

     Безопасность  полетов в процессе эксплуатации  воздушных судов определяется  практической деятельностью личного  состава авиакомпании, непосредственно  связанных с подготовкой и  обеспечением полетов.

     После распада  СССР авиационная транспортная  система претерпела большие изменения,  только в России образовалось  более 400 авиакомпаний, формирование  части которых носило хаотичный  характер. На должности руководящего, инструкторского, командно-летного  состава были назначены специалисты,  не имеющие надлежащей подготовки  и достаточного опыта работы.

     В этих условиях  имело место увеличение авиационных  происшествий, из-за низкого уровня  профессиональной подготовки, малого  практического опыта летного  состава, особенно заметно это  проявлялось в маленьких авиакомпаниях,  эксплуатирующих до пяти единиц  воздушных судов.

     В новых  условиях государственного регулирования  были разработаны и утверждены  Приказом департамента воздушного  транспорта от 06.10.94 №ДВ-107 «Временные  правила аттестации и специальной  подготовки руководителей и специалистов  ВТ, обеспечивающих безопасность  полетов.

     Необходимость   аттестации закреплена в Воздушном  кодексе РФ.

    Подготовка и  проверка квалификации авиационного  персонала авиакомпании проводятся  в соответствии с ниже перечисленными  нормативными документами:

- «Воздушный кодекс Российской  Федерации», от 19 марта 1997г. №60-ФЗ;

-«Федеральные авиационные  правила обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности  эксплуатантов в Российской Федерации», введены в действие приказом  ФСВТ России от 30.12.98 №375. Зарегистрированы  в Министерстве юстиции Российской  Федерации 05.05.99,  регистрационный  №1778;

- ФАП «Сертификация авиационных  учебных центров», введены в действие  приказом ФСВТ России от 29.01.99 №23. Зарегистрированы в Министерстве  юстиции Российской Федерации  27.07.99 г., регистрационный № 1847;

- «Наставление по производству  полетов в гражданской авиации  СССР (НПП ГА-85)», введено в действие  приказом МГА СССР от 08.04.85 г., №77;

- «Наставление по штурманской  службе в гражданской авиации  СССР (НШС ГА – 85)», введено  в действие приказом МГА от 10.07.85г.;

- «Руководство по организации  летной работы в гражданской  авиации», утверждено приказом МГА  СССР от 29.01.87г. №25;

- «Программы подготовки  летного состава на воздушных  судах транспортной авиации (ППЛС  ГА – 92)», утверждены приказом  ДВТ РФ от 22.06.92 г.;

- «Положение о классификации  специалистов ГА СССР», утверждено  приказом МГА от 19.12.88 г. № 44/и;

- Приказ ДВТ РФ от 28.08.92 г. №ДВ-99 «Об установлении сроков  и порядка проведения курсов  повышения квалификации летного  и диспетчерского состава ГА»;

- Приказ ДВТ РФ от 06.08.92 г. №ДВ – 94 «О подготовке  авиационных специалистов объединений  предприятий ВТ Российской Федерации  к международным полетам»;

- Приказ ДВТ РФ от 06.10.94 г. №ДВ – 107 «О введении в  действие «Временных правил аттестации, сертификации и специальной подготовки  руководителей и специалистов  ВТ, обеспечивающих безопасность  полетов»;

- Приказ ФСВТ России  от 31.03.97 г. № 68 « О внесении  изменений в приказ ДВТ от 06.10.94 № ДВ – 107 «Правила аттестации, сертификации и специальной подготовки  руководителей и специалистов  ВТ, обеспечивающих БП»;

- «Инструкция по организации  тренировки летного состава ГА  на тренажерах ВС», утверждена  приказом МГА от 16.03.83 г. № 9/и;

- «Инструкция по подготовке  авиапредприятий в сезонные периоды»  от 11.03.2011 г. № НА-111-р;

- программы подготовки  авиационного персонала.

     Согласно п.4.5.5. Руководству по организации летной  работы бортпроводники проходят  обязательную аттестацию для  продления срока действия свидетельства  один раз в год, что является  подтверждением квалификации по  классности. Продление срока действия (подтверждение класса) производится  на основании результатов проверки  знаний и практической работы.

     Проверка теоретических  знаний проводится по сборникам  контрольных вопросов, утвержденных  летным директором авиакомпании  и согласованными с летно-методическим  отделом регионального управления  ГА. Проверка может осуществляться  с применением автоматизированных  систем контроля профессиональных  знаний бортпроводников по типам  ВС, прошедших экспертизу в Научном  летно-методическом комплексе Академии  ГА4.

     Важным является  и вопрос о форме проведения  аттестации. Выбор формы может  осуществляться работодателем и  закрепляться в локальном положении  о проведении аттестации. Традиционно  аттестация проводилась в форме  собеседования. Аттестационная комиссия  рассматривала представленные материалы  и заслушивала сообщение аттестуемого. Однако в современных условиях  получили распространение тестовые  испытания, которые применяются  при проведении как аттестации  по поводу подтверждения квалификации, допуска к проведению работ  определенного вида, так и обычной  периодической аттестации.

     Тестирование  как способ проверки профессиональных  знаний и навыков работника  в некоторых случаях бывает  весьма эффективным. Кроме того, использование данного метода  обеспечивает равный и объективный  подход к оценке каждого работника  конкретно профессиональной группы.

      Использование  тестирования предполагает проведение  более тщательной организационной  подготовки к проведению аттестации, которая включает в себя подготовку перечня вопросов для аттестационных тестов и утверждение тестов. Устанавливается количество правильных ответов, определяющих успешное прохождение аттестации.

     Вопросы, включаемые  в тесты, должны соответствовать  профессии (специальности) и квалификации  работника, проходящего аттестацию. Тестирование может сочетаться  с собеседованием. Квалификационный (аттестационный) экзамен проводится  только в случаях, прямо предусмотренных  нормативными правовыми актами.

     Организация  и проведение аттестаций авиационных  специалистов в гражданской авиации  осуществляется на основании  Положения о квалификации специалистов  ГА. Настоящее положение разработано  на основании Воздушного кодекса  Российской Федерации, Наставления  по производству полетов в  гражданской авиации (НПП ГА), с учетом стандартов и рекомендаций  ИКАО. Положение определяет порядок  проведения аттестаций на присвоении  класса, выдачу свидетельства специалиста  гражданской авиации.

     Квалификация  специалистов ГА определяется  квалификационными требованиями, изложенными  в общеотраслевых или отраслевых  квалификационных справочниках  должностей руководителей, специалистов  и служащих и подтверждается  соответствующим классом.

     Классы присваивают  в целях:

- повышение уровня профессиональной  подготовки;

- обеспечения безопасности  и регулярности полетов;

- рационального подбора  и распределения авиаспециалистов  в соответствии с их квалификацией.

     Лицам авиационного  персонала присваивается третий, второй и первый класс. Высшим  является первый класс.

     Авиаспециалистам  выдаются свидетельства установленного  образца. Свидетельство специалиста  ГА первоначально может быть  выдано лицам не моложе 18 лет.  Специалисты ГА, проходящие аттестацию  по классификации должны по состоянию здоровья отвечать установленным требованиям, а также иметь уровень теоретических знаний и практических навыков, соответствующий присвоенному классу.

     Выдача свидетельств  специалистам ГА осуществляется:

- Высшей квалификационной  комиссией (далее ВКК) Федеральной  службы по надзору в сфере  транспорта (ФСНСТ) министерства  транспорта РФ – по всем  категориям свидетельств;

- Региональной квалификационной  комиссией (далее РКК) региональных  управлений ФСНСТ РФ – по  всем категориям свидетельств, кроме  свидетельства линейного пилота 1 класса, штурмана 1 класса и бортинженера 1 класса.

     Продление  срока действия свидетельств  специалистов ГА осуществляется  на основании аттестации  в  ВКК ФСНСТ РФ, РКК региональных  управлений,  Местной квалификационной  комиссии (далее МКК) при образовательных  учреждениях ГА.

      Рассмотрим  состав, задачи и функции квалификационной  комиссии на примере высшей  квалификационной комиссии ФСНСТ  РФ.

Информация о работе Оценка компетенций специалистов организации в процессе аттестации