Оперативное управление в АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 02:30, курсовая работа

Описание работы

В системе управления производством на предприятии важной и сложной проблемой является организация оперативного управления, увязывающего в единое целое различные стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия. В процессе оперативного управления решаются следующие вопросы: определение номенклатуры и количества продукции, сроков изготовления, уровня механизации рабочих мест.

Файлы: 1 файл

Оперативное управление в СПК ПУТРИШКИ.docx

— 159.18 Кб (Скачать файл)

Цех механизации включает в себя ремонтную мастерскую, автогараж и склад горюче-смазочных материалов. Все специалисты отдела подчиняются главному инженеру. За ремонт техники отвечают главный инженер, бригадир ТПБ, заведующий РММ. Они также проверяют выполнение ежедневного технического обслуживания агрегатов, проверка качества и регулировка рабочих органов в течение дня. Так как финансовое состояние хозяйства не позволяет иметь запас во всех необходимых ремонтных материалах, то при выходе из строя какого-либо механизма приходится ехать в город и приобретать вышедшую из строя деталь.

В состав цеха растениеводства  входят: начальник цеха растениеводства, агроном, заведующий током, весовщик, бригадир ТПБ и учетчик. Главный агроном доводит задания до бригадира ТПБ, все это проходит под надзором начальника цеха растениеводства. Непосредственно до исполнителей задания доводит бригадир ТПБ. Он же осуществляет расстановку техники и рабочей силы, проводит инструктаж работникам за обеспечением трудового процесса горюче-смазочных материалов, семенами, удобрениями, а также осуществляет контроль за исполнением задания.

В свою очередь цех животноводства представлен главным зоотехником, зав.МТФ, бригадиром молочного крупнорогатого скота, заведующим комплексом по доращиванию и откорму крупнорогатого скота и бригадиром этого комплекса.

Ветеринарная служба имеет  в своем составе главного ветеринарного врача и ветфельдшера.

Служба бытового обслуживания представлена в хозяйстве столовой и центральным складом.

В целях совершенствования  организаторской структуры была введена диспетчерская служба, которая позволила существенно повысить управляемость процессами производства, сократить потери рабочего времени. дала возможность своевременно устранять нарушения в производственном цикле.

Переход сельского хозяйства  от плановой экономики к рыночной требует от руководителей и специалистов широкого спектра знаний в области  производства управления персоналом, стратегическом планировании и управлении и др. Руководители должны быстро и четко реагировать на изменения внешней среды.

 
3. Основные функции и методы оперативного управления  

Как и в других сельскохозяйственных предприятиях, в  СПК «Путришки» организационное управление производством выполняет несколько функций:

1) планирование ⎯ одна из составных частей управления, заключающаяся в 
разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения. Выполняет эту функцию главный экономист совместно с главным бухгалтером и другими главными специалистами и председателем СПК;

2) оперативное управление ⎯ управление текущими событиями, включающее оперативное планирование, оперативный учет, оперативный контроль;

Оперативное планирование ⎯ текущее производственно-финансовое и исполнительское планирование на короткие отрезки времени, ориентировано на дополнение, детализацию, внесение корректив в намеченные ранее планы и графики работ. Оперативное планирование предстоящих работ в СПК «Путришки» проводится ежедневно в 7:00 и длится 30 минут. На этих планах-нарядах определяют предстоящую на день работу, конкретных исполнителей, сельскохозяйственную технику и другие организационные вопросы. Высокая трудовая дисциплина среди работников приводит к своевременному выполнению плана-наряда.

Оперативный учет ⎯ более быстрый и детальный в сравнении с бухгалтерским учетом производства, закупок, продаж, денежных, кредитных, расчетных операций, проводимых компаниями, банками в дополнение к бухгалтерскому учету и в целях его обеспечения входной информацией. Такие функции выполняют бригадиры и главные специалисты.

Учет и контроль необходимы для расположения достоверной информацией о ходе и результатах производственного процесса. Осуществляется бухгалтерской службой и руководителями подразделений.

3) функция   оперативной   организации   производства   ⎯ это   расстановка работников по рабочим местам и проведение производственного инструктажа; выдача инвентаря, материалов, инструментов; организация доставки к рабочим местам семян, удобрений, топлива и установление взаимодействия работников. В процессе производства возникают непредвиденные обстоятельства, нарушающие плановый ритм производства, поэтому важной функцией оперативного управления является регулирование и координация деятельности работников. С помощью этой функции руководители и специалисты анализируют отклонения от плановых программ и определяют пути их устранения. Для этого посещаются рабочие места и подразделения; проводятся наблюдения за производственными процессами, анализируется производство, вырабатываются пути активизации планов.

4) диспетчеризация – регулирование выполнения работы в соответствии с принятой технологией, производственными нормативами и календарным планом;

5) подбор и расстановка кадров. Эту функцию выполняет инспектор по кадрам и председатель СПК;

6) оплата   труда   ⎯  метод   материального   стимулирования   к   труду   и повышения ответственности за проделанную работу.

Все работники имеют свой круг обязанностей, функций, полномочий, ответственности, которые отраженные в должностных инструкциях, трудовых договорах.

При рациональном распределении  функций управления руководители и  специалисты высшего звена не должны подменять руководителей  и специалистов среднего звена.

 В СПК «Путришки» применяются такие методы оперативного управления как:

    • административные (организационно-распорядительные);
    • экономические;
    • социально - психологические методы.

Под административными методами понимается совокупность способов и  приемов прямого воздействия  на объект управления с использованием отношений соподчинения властных полномочий и ответственности. В административном методе выделяют регламентирование, нормирование и инструктирование. К важным регламентирующим нормативным актам относятся: Гражданский кодекс Республики Беларусь, уставы, положения, учредительные договоры, которые закрепляют порядок образования, права и обязанности работников, организацию работы, структуру и функции органов управления. Нормирование заключается в разработке, доведении до исполнителя норм и нормативов, а инструктирование ⎯ в разработке и доведении до исполнителя свода правил его поведения или перечня наставлений методического характера. Задача нормирования возложена на планово-экономическую службу. Инструктирование проводится на всех уровнях руководства предприятия, но особенно на уровне «руководитель подразделения ⎯ подчиненный». Также административный метод включает распорядительное воздействие в виде приказов, издаваемых только руководителем предприятия, распоряжений, т.е. требований по решению отдельных вопросов, указаний, которые дают руководители всех рангов.

Система средств экономического воздействия включает в себя материальное стимулирование. Прямое экономическое воздействие на работников СПК оказывает оплата труда и премирование. Материальное стимулирование ⎯ один из важнейших экономических рычагов воздействия на работника. Материальное вознаграждение работников осуществляется в соответствии с количественными и качественными результатами их труда и личным вкладом в общие результаты хозяйства. В соответствии с «Положением об оплате труда» оплата труда рабочих, занятых в растениеводстве производится по аккордно-премиальной системе. В конце года работникам выплачивается надбавка за стаж, премирование за снижение прямых затрат в размере 25 %, экономию горюче-смазочных материалов. В хозяйстве применяется также натуральная оплата труда за каждый отработанный день («выход»). Комбайнерам начисляется зерно из расчета 1 % от всего намолота, шоферам на отвозе - 7 % от перевезенного количества, слесарям на подработке зерна за 1 подработанную тонну - 0,3 кг. За подработку зерна с высоким качеством (отсутствие дробленого зерна, наличие сорной примеси не более 3 %) выплачивается дополнительно 40 % заработка. За выполнение задания по надою молока, а также за сохранность телят, дояркам выдаются премии. За производственные упущения в работе и нарушение трудовой дисциплины отдельные работники могут быть лишены натуральных премий полностью или частично.

Методы социально-психологического воздействия применяются в виде морального стимулирования работников хозяйства. Социально- психологическую основу морального поощрения составляют искренние уважение и доверие, всегда возникающие к человеку или коллективу, хорошо делающих свою работу. Немаловажным элементом данного метода является критика, которая позволяет вскрывать недостатки в работе и устранять их.  
Все   указанные   методы   управления   находятся   в   непосредственной взаимосвязи друг с другом, дополняя друг друга.

 

2.4. Роль диспетчерской службы в управлении производством  

Диспетчерская служба –  орган централизованного оперативного управления производством с помощью технических средств связи, сбора и обработки информации, контроля и регулирования деятельности всех структурных подразделений предприятия. Она широко развита в сельскохозяйственных предприятиях и государственных органах управления агропромышленного комплекса на уровне района и области.

Диспетчерская служба в СПК «Путришки» повышает уровень управления производством благодаря действенному контролю за ходом выполнения технологических процессов, освобождает руководителей и специалистов от непроизводительных затрат времени на решение оперативных вопросов, разъезды по объектам для сбора сведений, дает возможность сосредоточить их внимание на стратегических вопросах, дисциплинирует работников управления, повышает культуру их труда. Диспетчерская служба оказывает большую помощь при организации оперативной связи внутри предприятия и за его пределами не только руководителям хозяйства, но также фермерам и всему населению. Еще больше вырастает ее роль в условиях рынка; функции диспетчеров расширяются, особенно в области внешних связей.

Диспетчерская система управления вводится с целью повышения эффективности оперативного управления, а в конечном счете для повышения и улучшения экономических показателей производства. На диспетчерскую систему оперативного управления возлагаются определенные задачи. Она должна:

  • освобождать работников управленческого аппарата от значительного объема нетворческой оперативной работы путем централизации и механизации операций по сбору, обработке и систематизированию оперативной производственной информации;
  • повышать оперативность в решении производственных задач путем усиления и укрепления прямых связей первичных подразделений с аппаратом управления и наоборот;
  • обеспечивать более эффективное использование производственных ресурсов путем улучшения взаимодействия подразделений и служб при выполнении периодических оперативных планов и заданий.

В СПК «Путришки» диспетчерская служба обычно выполняет следующие

виды работ:

  • обеспечивает постоянную оперативную связь руководителя и специалистов хозяйства, руководителей и других должностных лиц подразделений и служб;
  • своевременно доводит до исполнителей оперативные задания и распоряжения руководителей хозяйства и осуществляет контроль за их выполнением;
  • оказывает организационную и техническую помощь бригадам, звеньям и конкретным исполнителям в выполнении заданий;
  • принимает, обрабатывает и хранит оперативные сведения и учетные данные о ходе производства, контролирует выполнение плановых заданий отделениями, бригадами и звеньями;
  • предоставляет руководителям, специалистам и соответствующим службам хозяйства информацию о выполнении работ, производстве продукции, обеспеченности материальными средствами и т.п.;
  • учитывает запросы подразделений и организует обеспечение их необходимыми материалами (нефтепродуктами, запасными частями, семенами, удобрениями) и транспортными средствами;
  • осуществляет контроль за использованием машинно-тракторного и автомобильного парков, за выполнением графиков технических уходов и ремонтов;
  • организует диспетчерские совещания, ведет необходимую диспетчерскую документацию;
  • поддерживает технические средства связи и контроля в рабочем состоянии [9].

При создании диспетчерской  службы проводится ряд организационно-подготовительных мероприятий, включая сбор данных для  проектирования, разработку проекта  диспетчеризации, приобретение необходимого оборудования и материалов, подготовку работников диспетчерской службы. Объектами диспетчеризации обычно становятся все структурные подразделения и службы управления предприятием, а также мобильные агрегаты.

На должность старшего диспетчера назначен специалист сельского  хозяйства, имеющий организаторские способности и опыт работы, хорошо знакомый с условиями производства на данном предприятии. Кроме того, диспетчер обязан знать технологию производства, технику и правила ее использования, планирование, уметь анализировать работу подразделений и машинно-тракторного парка, самостоятельно решать многие оперативные вопросы. Работники диспетчерской службы передают все указания руководителя предприятия и главных специалистов, а руководитель производственных подразделений должен своевременно и точно отвечать на вопросы диспетчера и выполнять все распоряжения, которые передаются через диспетчерскую.

Информация о работе Оперативное управление в АПК