Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 02:30, курсовая работа
В системе управления производством на предприятии важной и сложной проблемой является организация оперативного управления, увязывающего в единое целое различные стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия. В процессе оперативного управления решаются следующие вопросы: определение номенклатуры и количества продукции, сроков изготовления, уровня механизации рабочих мест.
В СПК «Путришки» диспетчерская служба осуществляет следующие функции:
Диспетчерская служба базируется на системе технических средств [15]. На сельскохозяйственных предприятиях к ним относятся:
Оперативное планирование. При организации диспетчерского управления в хозяйствах вводится планирование сезонных, квартальных, месячных, декадных планов и сменно-суточных заданий как для отдельных производственных подразделений, так и для всего предприятия в целом. Оперативное планирование осуществляют все службы хозяйства. Сменно-суточные задания диспетчерская служба составляет вместе с технологами производства.
Оперативный анализ. Каждое сельскохозяйственное предприятие участвует в выполнении государственного народнохозяйственного плана, показатели которого находят отражение в оперативных плановых заданиях коллективов хозяйств (сменные, суточные, декадные, сезонные и т. д.). Причем очень важно не только правильно составить оперативные планы, но и обеспечить их качественное выполнение.
Оперативный анализ производственной деятельности сельскохозяйственных предприятий дает возможность определить отклонения от планов в процессе их выполнения, установить причины, вызвавшие эти отклонения, выявить внутрихозяйственные резервы, своевременно наметить мероприятия по их рациональному использованию, дальнейшему улучшению работы производственных звеньев и служб предприятия за данный период времени.
В оперативном анализе целесообразно выделить пять групп информации: выполнение работ, использование рабочей силы, использование техники, затраты на производство и реализация продукции.
Оперативное регулирование. Цель оперативного регулирования хода сельскохозяйственных работ, по Кузнецову И. М., - «обеспечивать четкое взаимодействие подразделений и служб при подготовке и выполнении сельскохозяйственных работ. Достигается это путем организации надежной двусторонней телефонной, а также радиосвязи руководителей, специалистов и работников диспетчерской службы с подразделениями и отдельными объектами в хозяйствах» [8, с.24].
Диспетчерская служба постоянно контролирует и координирует выполнение принятых решений. Поэтому целесообразно, чтобы все распоряжения, требующие согласованных действий ряда исполнителей смежных отраслей, отдавались только через данную службу.
Оперативный учет и контроль. Четкое взаимодействие подразделений и служб при подготовке и выполнении сельскохозяйственных работ, заготовках и реализации продукции невозможно без организации сбора, обработки и оформления оперативной производственной информации. Темпы оперативного учета должны совпадать с ритмом хода производства.
Оперативность учета и достоверность информации зависят от степени организации учета и уровня его механизации, а также от того, насколько хорошо каждым работник аппарата управления четко представляет себе, какую информацию он должен собрать, в какой форме, в какое время и с какой периодичностью должен ее получать и передавать руководителям и специалистам хозяйства. По сведениям, поступающим с объекта, должен проводиться систематический контроль. Содержание его заключается в проверке соответствия фактического хода работ программным требованиям или отдельным распоряжениям руководителей хозяйства. В зависимости от цели выделяются следующие виды контроля:
Состав функций ДСУ и ее задач в конкретном хозяйстве зависит от форм организации труда, применяемых в данном производственном коллективе.
Работа диспетчерской службы на сельскохозяйственных предприятиях организуется по графику, который разработан в соответствии с общим распорядком работы аппарата управления хозяйства, с учетом графика передачи информации на диспетчерский пункт, а также установленного порядка проведения диспетчерского часа и диспетчерского совещания. Распорядок рабочего дня диспетчерской службы утверждается руководителем хозяйства и доводится до сведения управляющих и специалистов производственных подразделений. После утверждения распорядок дня диспетчерской службы становится обязательным для всех ее работников, информаторов и других лиц, связанных с работой диспетчерской службы.
Летний и зимний периоды сельскохозяйственных работ неодинаковы по напряженности. Это учитывается при составлении распорядка работы диспетчерской службы. В зависимости от размеров сельскохозяйственных предприятий штат диспетчерской службы различный. Рабочий день работников диспетчерской службы крупных сельскохозяйственных предприятий в летний период следующий: у главного диспетчера - с 7.30 до 9.30 и с 14.00 до 19.00; у диспетчера-экономиста - с 6.30 до 11.00 и с 14.00 до 15.30; у сменного диспетчера - с 6.30 до 12.00 и с 14.00 до 15.30. В зимнее время рабочий день у главного диспетчера длится с 7.30 до 12.00 и с 14.00 до 16.30; у диспетчера-экономиста - с 6.30 до 11.30 и с 15.00 до 18.00.
Диспетчерская служба оказывает нужную помощь производству, контролирует выполнение производственных планов и заданий только в том случае, если четко распределены обязанности между работниками диспетчерской службы, весь распорядок их рабочего дня спланирован во времени, обеспечивается хорошая связь с участниками производственных процессов, руководителями подразделений, другими работниками аппарата управления [14]. Через диспетчерскую службу принимаются обоснованные решения, учитывая всю важность поступившей оперативной информации.
Основным оперативным документом является Журнал диспетчерской службы, в котором фиксируются время и вид связи, кто и откуда передает информацию, ее содержание, время передачи указаний исполнителю и контроля за их выполнением, а также происшествия. Другие журналы отражают работу отдельных отраслей, цехов, подразделений. Например, в растениеводстве используется Журнал выполненных работ, Журнал выхода и реализации продукции, в животноводстве – Журнал учета работы животноводческих ферм и т.д.
Так, подробная схема движения и поступления всей информации выглядит следующим образом:
Председателю от главного диспетчера:
ежедневно:
один раз в неделю (по понедельникам):
Председателю от главного агронома (начальника цеха растениеводства):
ежедневно:
один раз в неделю (во вторник):
Председателю от главного зоотехника (начальника цеха животноводства):
ежедневно:
Главному диспетчеру от бригадира молочного стада крупного рогатого скота (учетчика):
Главному диспетчеру от начальника отдела снабжения и сбыта: