Оперативный план работы с персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 07:24, доклад

Описание работы

Структура типового оперативного плана работы с персоналом в организации приведена на рис. 5.3.
Для разработки оперативного плана работы с персоналом необходимо с помощью специально разработанных анкет собрать следующие данные:
о постоянном составе персонала (имя, отчество, фамилия, место жительства, возраст, время поступления на работу и т.д.);
о структуре персонала (квалификационная, половозрастная, национальная структура; удельный вес инвалидов, удельный вес рабочих, служащих, квалифицированных рабочих и т.д.);

Файлы: 1 файл

планир кадры.doc

— 362.50 Кб (Скачать файл)

Маркетинговая деятельность в области персонала представляет собой комплекс взаимосвязанных  этапов по формированию и реализации плана персонал-маркетинга. Общая  методология маркетинга персонала  базируется на основных положениях теории “производственного” маркетинга.

Схему основных этапов маркетинговой  деятельности в области персонала  можно проиллюстрировать на рис. 5.7.

 

Рис. 5.7.Общая схема маркетинговой деятельности в области персонала

Исходную информацию для определения направлений маркетинговой деятельности, формирования плана персонал-маркетинга и мероприятий по его реализации дает анализ внешних и внутренних факторов. Такой анализ —отправная точка маркетинговой деятельности.

Под внешними факторами  понимаются условия, которые организация как субъект управления, как правило, не может изменить, но должна учитывать для правильного определения качественной и количественной потребности в персонале и оптимальных источников покрытия этой потребности.

К внешним факторам, определяющим содержание персонал-маркетинга, можно отнести следующие факторы, представленные в табл. 5.2.

Таблица 5.2

Внешние факторы  определающие направления маркетинга персонала

Наименование фактора

Характеристика фактора

1

2

Ситуация на рынке  труда

Определяется общеэкономическими, демографическими процессами, уровнем  безработицы в заданном временном  промежутке, структурой резервной армии  труда и т.д. Указанные характеристики ситуации на рынке труда формируют  два основных понятия, фактическое  выражение которых является предметом анализа в персонал-маркетинге: спрос на персонал, его количественная структура; предложение в области персонала (ситуация в сфере учебных заведений, центров подготовки кадров, органов обеспечения занятости, увольнений из организаций и т.д.)

развитие технологии

Определяет изменение  характера и содержания труда, его  предметной направленности, что в  свою очередь формирует изменения  требований к специальностям и рабочим  местам, подготовке и переподготовке персонала

Особенности социальных потребностей

Учет данного фактора  позволяет представить структуру  мотивационного ядра потенциальных  сотрудников организации, определяемую характером складывающихся в заданный момент времени общественных, производственных отношений

Развитие законодательства

При решении вопросов персонал-маркетинга следует учитывать  вопросы трудового законодательства, его возможного изменения в обозримом  периоде времени, особенности законодательства в области охраны труда, занятости  и т.п.

Кадровая политика организаций-конкурентов

Изучение форм и методов  работы с кадрами в организациях-конкурентах  с целью выработки собственной  стратегии поведения, направленной на изменение кадровой политики


Перечисленные выше факторы  по отношению к организации являются внешними, т.е. в значительной степени не зависящими от ее действий. Их нужно рассматривать как внешнюю среду организации в области персонал-маркетинга. Учет этой среды позволяет избежать крупных ошибок при отработке направлений маркетинговой деятельности.

Под внутренними факторами понимаются такие, которые в значительной степени поддаются управляющему воздействию со стороны организации. Основные внутренние факторы представлены в табл. 5.3.

Полный и точный учет всех вышеперечисленных факторов определяет уровень и особенности реализации основных направлений маркетинговой деятельности в области персонала. Персонал-маркетинг —это комплекс мероприятий по отбору специфического “товара” —кадров, способных обеспечить достижение целей и задач организации.

Таблица 5.3

Внутренние  факторы, определяющие направления маркетинга персонала

Наименование фактора

Характеристика фактора

1

2

Цели организации

Этот фактор можно  считать общим для “производственного”  маркетинга и персонал-маркетинга. Четкость и конкретность системы  целеполагания определяет строгую направленность долгосрочной политики организации. Ее цели и задачи формируют стратегию маркетинга как в области производства и реализации продукции, так и в области персонала

Финансовые ресурсы

Точная оценка потребности  и возможностей организации в финансировании мероприятий по управлению персоналом определяет выбор альтернативных или компромиссных вариантов в области планирования потребности в персонале, ее покрытия, использования кадров, их подготовки и переподготовки т.п.

Кадровый потенциал организации

Данный фактор распространяется как на среду маркетинговой деятельности, так и на управление персоналом в  целом. Он связан с оценкой возможностей специалистов кадровой службы, с правильным распределением обязанностей между  ними, что во многом определяет успех реализации плана персонал-маркетинга

Источники покрытия кадровой потребности

Данный фактор можно  рассматривать как внутренний с  точки зрения возможности выбора организацией тех источников покрытия кадровой потребности, которые соответствуют состоянию остальных внутренних и внешних факторов: целям организации, финансовым ресурсам, тенденциям развития технологии и т.д.


Основные направления  персонал-маркетинга можно определить по аналогии с общим (“производственным”) маркетингом. Такими направлениями персонал-маркетинга являются:

разработка требований к персоналу;

определение потребности в персонале;

расчет плановых затрат на приобретение и дальнейшее использование персонала;

выбор путей покрытия потребности  в персонале.

Разработка требований к персоналу производится на основе штатного расписания, текущего и перспективного анализа требований к должностям и рабочим местам. Разработка требований к персоналу заключается в формировании качественных характеристик персонала: способностей, мотиваций и свойств.

Вопросы определения потребности в персонале подробно рассмотрены в следующем параграфе.

Ожидаемые затраты  на приобретение и использование  персонала складываются из таких составляющих, как внешние и внутренние затраты, которые могут быть единовременными или текущими. К внешним единовременным затратам относятся: оплата договорных отношений с учебными заведениями, коммерческими структурами по подбору и подготовке персонала, центрами подготовки при органах регулирования занятости (биржах труда) и т.п. К внешним текущим затратам относятся: затраты на исследовательские и оперативные работы в области персонал-маркетинга (сбор и анализ информации, затраты на рекламу, представительские расходы, командировки сотрудников маркетинговых служб и т.п.). К внутренним единовременным затратами относятся: капитальные инвестиции по оборудованию новых рабочих мест и переоснащению существующих, вложение средств в дополнительное строительство и оснащение объектов социальной инфраструктуры, учебных подразделений и т.п. Внутренние текущие затраты складываются из расходов по оплате труда новых сотрудников или работников с новой квалификацией, в tov числе различных социальных выплат и т.п.

Выбор путей  покрытия потребности в персонале зависит от влияния двух других направлений маркетинговой деятельности —разработки профессиональных требований к персоналу и определения величины ^затрат на приобретение и дальнейшее использование персонала.

Сущность маркетинговой  работы по выбору путей покрытия потребности  в персонале сводится к следующим основным этапам: (1)установление источников покрытия потребности; (2)определение путей привлечения персонала; (3)анализ источников и путей с точки зрения их соответствия требованиям качественных и количественных параметров потенциальных сотрудников, а также затрат, связанных с использованием того или иного источника и пути привлечения персонала; (4)выбор альтернативных или комбинированных вариантов источников и путей.

В качестве источников покрытия потребности в персонале можно выделить следующие:

учебные заведения различных  ступеней и уровней подготовки;

коммерческие учебные  центры;

посреднические фирмы  по подбору персонала;

центры обеспечения  занятости (биржи труда);

различные профессиональные ассоциации и объединения;

родственные организации; свободный рынок труда;

собственные внутренние источники.

К внутренним источникам покрытия потребности в персонале  относятся: высвобождение, переподготовка и перемещение персонала с  участков работы, имеющих резервы  кадров, или в связи с изменениями номенклатуры и объемов производства, механизацией и автоматизацией технологических процессов, снятием продукции с производства.

Работе по перемещению  кадров должен предшествовать анализ рациональности организации труда, расстановки персонала, использования рабочего времени сотрудников. Перемещения работников внутри организации позволяют в ряде случаев предупредить их уход, связанный с неудовлетворенностью работой.

При определении путей  покрытия дополнительной потребности  в персонале обычно выделяют по степени участия организации в процессе приобретения сотрудников две разновидности таких путей: активные и пассивные.

Перечислим активные пути покрытия потребности в персонале:

организация набирает персонал непосредственно в учебных заведениях посредством заключения двусторонних соглашений, как с данным учебным заведением, так и участником обучения;

организация представляет заявки по вакансиям в местные  или межрегиональные центры занятости (биржи труда);

организация использует услуги консультантов по персоналу (они могут также выполнять посреднические функции по подбору кандидатов) и услуги специализированных посреднических фирм по найму персонала (коммерческих бирж труда);

организация вербует  новый персонал через своих сотрудников. Это происходит главным образом в двух направлениях: вербовка кандидатов из семейного круга сотрудников и вербовка кандидатов в других организациях.

Назовем пассивные пути покрытия потребности в персонале:

организация сообщает о  своих вакантных местах через  рекламные объявления в средствах массовой информации и специальных изданиях;

организация ожидает  претендентов после вывешивания  объявлений местного характера.

В табл. 5.4показана зависимость  выбора путей получения персонала  от ситуации на рынке труда. Через  буквенно-цифровую индексацию обозначены: соответствующая группа (А—активные, П — пассивные) и порядковый номер пути (исходя из приведенной выше последовательности их описания).

Таблица 5.4

Пути  привлечения персонала и ситуация на рынке труда

Ситуация на рынке  труда

Пути привлечения персонала

1

2

Благоприятная

Уравновешенная 

Напряженная

Низкие затраты на приобретение персонала

Высокие затраты на приобретение персонала

(П1), (П2)

(П1). (А2), (П2), (A3), (А4)

(П1), (А1), (A3), (А4)

(П2), (А1), (А2), (А4) 

 

(П1), (A3), (А4)


Перечисленные варианты путей привлечения персонала связаны с внешними источниками покрытия потребности в кадрах. Собственная организация может рассматриваться в качестве внутреннего источника. Путями покрытия потребности в персонале в данном случае являются

.перемещение сотрудников из одного подразделения в другое, причем оно может происходить либо с соответствующим переобучением .либо без него;

перемещение сотрудников  на более высокий иерархический  уровень организации (как правило, с получением дополнительного образования или квалификации);

.формирование новой  функциональной роли сотрудника  в рамках прежнего рабочего  места при соответствующем дополнительном  обучении.

Для изучения всех необходимых  факторов, влияющих на формирование направлений  маркетинговой деятельности, специалисту необходима информация, от качества и полноты которой зависит результативность анализа ситуации на рынке труда. Источниками информации для персонал-маркетинга могут являться:;

учебные программы и  планы выпуска специалистов в  учебных заведениях;

учебные программы дополнительного  обучения в коммерческих учебных  центрах и для курсов переобучения при биржах труда;

аналитические материалы, публикуемые государственными органами по труду и занятости (такие материалы  могут готовиться также по заявкам организаций);

информационные сообщения  служб занятости (бирж труда);

специализированные журналы  и специальные издания (например, справочник квалификационных требований к претендентам, издаваемый в европейских  странах). Организации могут заказывать аналитические обзоры новейших специализированных журналов в информационных службах государственных или коммерческих органов;

сеть научно-технических  библиотек, в которых также могут  гот виться тематические аналитические  обзоры; технические выставки, конференции, семинары;

экономические публикации в газетах;

рекламные материалы  других организаций, в особенности  организаций-конкурентов;

презентации фирм в учебных  заведениях, проведение учебными заведениями  так называемых “дней открытых дверей”  и т.п.

Таким образом, главными задачами персонал-маркетинга являются: исследование рынка для установления текущих и перспективных потребностей организации в количестве и качестве персонала; изучение развития производства для современной подготовки новых рабочих мест и требований к сотрудникам; поиск и приобретение персонала, характеристики которого соответствуют требованиям, предъявляемым организацией.

Персонал-маркетинг создает  базу для проведения окончательного отбора кадров.

Следует отметить наличие  различных подходов к решению проблемы удовлетворения потребности в персонале на предприятиях Японии, Западной Европы и США.

Информация о работе Оперативный план работы с персоналом