Организационная функция в системе управления (на примере Гомельского райпо)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является изучение организации как функции управления, анализ ее использования в деятельности предприятия, а также пути совершенствования эффективности использования функций организации в современных условиях.
Основными задачами при написании работы являются:
1.Изучить содержание и цели организационной деятельности.
2.Рассмотреть виды и типы организационных структур.
3.Дать организационно–экономическую характеристику деятельности Гомельского райпо.
4.Проанализировать организационную структуру аппарата управления Гомельского райпо.
5.Проследить распределение полномочий и ответственности в деятельности Гомельского райпо.
6.Оценить эффективность использования организации как функции менеджмента.
7.Предложить направления совершенствования функции организация в деятельности Гомельского райпо.

Содержание работы

Введение
1 Сущность и необходимость организации в системе управления
1.Содержание и цели организационной деятельности
2.Виды и типы организационных структур
3.Новые типы организационных структур в индустриально развитых странах
2 Анализ использования функции организации деятельности Жлобинского райпо
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности Жлобинского райпо
2.2 Анализ организационной структуры аппарата управления
2.3 Анализ распределения полномочий и ответственности в деятельности организации
3 Пути совершенствования эффективности использования функции организации в условиях перехода к рыночным отношениям
3.1 Оценка эффективности использования организации как функции менеджмента
3.2 Основные направления совершенствования функции организации в деятельности Жлобинского райпо
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ВЕСЬ КУРСАЧ.doc

— 935.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение

1 Сущность и необходимость организации в системе управления

    1. Содержание и цели организационной деятельности
    2. Виды и типы организационных структур
    3. Новые типы организационных структур в индустриально развитых странах

2      Анализ использования функции организации  деятельности Жлобинского райпо

2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности Жлобинского райпо

2.2 Анализ организационной структуры аппарата управления

2.3 Анализ распределения полномочий и ответственности в деятельности организации

3 Пути совершенствования эффективности использования функции организации в условиях перехода к рыночным отношениям

3.1 Оценка эффективности использования организации как функции менеджмента

3.2 Основные направления совершенствования функции организации в деятельности Жлобинского райпо

Заключение

Список литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ  

Актуальность данной курсовой  работы заключается в том, что сегодня Беларуси нужны системы управления, которые бы обеспечили предприятию достижение стандартов производства мирового класса, высокий уровень конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

Понятие «организация»  в менеджменте употребляется  в двух значениях. Первое – это  форма объединения  людей для  целей совместной деятельности. Второе – это функция менеджмента, т.е. процесс объединения людей в работоспособную систему. Данный процесс состоит из следующих операций:

  • выработка целей деятельности;
  • определение типа организации;
  • выработка методов деятельности;
  • выявление необходимых материальных ресурсов, числа работников и их качеств;
  • установление продолжительности и сроков осуществления работ;
  • определение способов учета и контроля действий персонала.

Самым важным результатом  осуществления функции «организация» является формирование организационной структуры системы управления предприятием, под которой следует понимать системную совокупность трех ее элементов:

    • исполнителей функций (отдельных работников или их групп);
    • функциональных обязанностей этих же исполнителей;
    • взаимосвязей между ними по поводу их выполнения.

Документально организационная структура фиксируется в графических схемах, штатных расписаниях персонала, положениях об управленческих подразделениях аппарата предприятия. Она обеспечивает внутреннюю прочность, устойчивость системы менеджмента, высокую степень сопряженности ее компонентов, способность противостоять внутренней и внешней среде в качестве самостоятельного образования.

 Целью написания  работы является изучение организации как функции управления, анализ ее использования в деятельности предприятия, а также пути совершенствования эффективности использования функций организации в современных условиях.. Значение функции организации заключается в создании необходимых условий для реализации поставленных целей.

Основными задачами при написании работы являются:

  1. Изучить содержание и цели организационной деятельности.
  2. Рассмотреть виды и типы организационных структур.
  3. Дать организационно–экономическую характеристику деятельности Гомельского райпо.
  4. Проанализировать организационную структуру аппарата управления Гомельского райпо.
  5. Проследить распределение полномочий и ответственности в деятельности Гомельского райпо.
  6. Оценить эффективность использования организации как функции менеджмента.
  7. Предложить направления совершенствования функции организация в деятельности Гомельского райпо.

Объектом исследования данной курсовой работы является Гомельское райпо.

Предмет исследования –  организация как функция управления и ее практическая реализация в современных  условиях.

Для написания работы были использованы различные источники. Анализ финансово-хозяйственной деятельности представлен в бухгалтерской отчетности Гомельского райпо за 2008-2010гг.

Наиболее полно виды организационных структур, факторы, на них влияющие, раскрыты в учебном  пособии «Основы менеджмента» А.К. Феденя. В книге Кожухар В.М. «Основы теории организации» в полном объеме излагаются содержание и цели организационной деятельности, их объекты и субъекты. Проблемы прогнозирования организационных структур изложены в тексте лекций Герасенко В.П. «Прогнозирование развития функциональных подразделений и организационных структур управления предприятием в условиях рынка».

В периодической печати проблеме организации как функции  управления уделяется большое внимание. Совершенствование организационной структуры управления предприятием  проанализировано в статье Семенова Б.Д. «Совершенствование организационной структуры управления предприятием  в условиях рыночных преобразований». ЯсниковГ.Е. в своей статье «Факторы, влияющие на организационную структуру управления предприятием» в полной мере описывает влияние всех факторов на организационную структуру предприятия.

Курсовая работа состоит  из введения, основной части, которая  состоит из 3 глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

  1. СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ОРАГНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
    1. Содержание и цели организационной деятельности

 

Содержание организационной деятельности можно определить как обеспечение пространственно-временного соответствия между целями объекта этой деятельности и располагаемыми им ресурсами, а также между самими ресурсами.

Необходимость организационной деятельности обусловлена следующими аспектами:

    1. Для достижения своих целей люди вынуждены объединяться
  1. Любая совместная деятельность будет более эффективной, если для каждого члена любого коллектива определено:
    • что он должен делать;
    • за что он несет ответственность;
    • кто контролирует его деятельность.

Ответ на три  эти вопросы определяет организационную роль члена любого коллектива. Совокупность и взаимосвязи организационных ролей образуют организационную структуру предприятия.

В организационной  деятельности можно выделить три основных направления:

    1. Определение норм управляемости, т.е. определение того количества человек, которым эффективно может управлять руководитель
    2. Установление взаимоотношений полномочий и ответственности, которые связывают руководителей разных уровней и их подчиненных
    3. Формирование организационной структуры предприятия, т.е. его деление на подразделения и установление связей между ними [ 7, с.15].

В основе построения организационных структур лежат два основных принципа:

  • Принцип единства цели, согласно которому организационная структура является эффективной, если она способствует сотрудничеству людей при достижении целей организации.
  • Принцип эффективности, согласно которому организационная структура является эффективной, если способствует достижению людьми целей при минимальных нежелательных последствиях или издержках.

При этом под  издержками понимаются не только затраты материальных и финансовых ресурсов, но и индивидуальная и групповая удовлетворенность или неудовлетворенность сотрудников существующей структурой организации. С точки зрения сотрудника, структура является эффективной, если она:

  • не допускает информационных потерь и ошибок;
  • приносит удовлетворение от работы;
  • имеет четкие линии подчиненности и распределения ответственности;
  • позволяет участвовать в принятии решений;
  • обеспечивает необходимый социальный статус и придает уверенность в будущем;
  • гарантирует высокий уровень заработной платы.

Процесс организационной  деятельности включает этапы:

  1. Установление целей предприятия.
  2. Выявление и классификация видов деятельности, необходимых для достижения целей.
  3. Группировка этих видов, исходя из использования имеющихся ресурсов.
  4. Формирование структурных подразделений, определение их целей и закрепление за ними групп видов деятельности.
  5. Наделение руководителей подразделений полномочиями, достаточными для достижения стоящих перед ними целей.
  6. Вертикальная и горизонтальная увязка этих подразделений посредством должностных связей информационных потоков.

  При организационной деятельности, как и при любой другой, помимо прямой и видимой эффективности всегда существуют еще и внешние эффекты, учет которых всегда достаточно сложен, а часто и невозможен.

  Например, в организации у каждого руководителя работают экономисты, выполняющие различную работу для всего предприятия. Очевидно, что, во-первых, загрузка экономистов различна; во-вторых, технические средства (компьютеры) используются неэффективно; в-третьих, между экономистами возможны конфликты, поскольку, выполняя различные объемы работ, они получают одинаковую заработную плату.


Для преодоления этого, возможно, покажется целесообразным создание в организации единого планово-экономического отдела, выполняющего работы для всех подразделений. Очевидными достоинствами данного организационного преобразования являются:


    • более равномерная загрузка всех экономистов и возможное сокращение некоторых из них;
    • более эффективное использование технических средств и возможное высвобождение некоторых из них;
    • ликвидация причин конфликтов, связанных с неравномерной загрузкой экономистов.

Таким образом, очевидна видимая эффективность  такого преобразования. Вместе с тем руководители лишаются возможности оперативно готовить срочные документы. Вследствие этого принимаемые решения невозможно быстро документально оформить, что может привести к ощутимым потерям для организации в целом.

Следовательно, проводя какие-либо организационные преобразования в рамках отдельной функции управления или отдельного подразделения, важно не ограничиваться только эффективностью этого мероприятия, которую часто легко посчитать, а необходимо иметь в виду то, как эти изменения скажутся на эффективности работы всей организации. И поэтому, руководитель вынужден формировать иерархические уровни управления, что порождает следующие проблемы:

  • возникает необходимость увеличения затрат на управление, которые идут на установление горизонтальных и вертикальных связей и на координацию деятельности различных уровней управления;
  • увеличиваются потери и искажения информации при передаче ее с одного уровня на другой;
  • увеличивается время на принятие управленческих решений, организацию их исполнения и контроль за исполнением.

Таким образом, возникает совокупная проблема стоимости уровня управления, которая неизбежно ставит вопрос о том количестве подчиненных, которым эффективно может управлять руководитель.

В качестве объектов рассматриваются группа, коллектив, материально-производственная система (предприятие, учреждение) в целом, ее части (подразделения), обособленные технологические, социально-экономические и др. процессы. А также связанные с ними или сопутствующие им вещественные и информационные потоки. В качестве наиболее представительных объектов организации рассматриваются труд, производство и  управление [7, с.48].

Полноправными субъектами организационной деятельности выступают все без исключения члены организации. Продукт организационной  деятельности – новая структура  – результат совместных, зачастую разнонаправленных усилий всех участников организационного процесса, преследующих чаще всего далеко не совпадающие цели.

Информация о работе Организационная функция в системе управления (на примере Гомельского райпо)