Организационная функция в системе управления (на примере Гомельского райпо)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является изучение организации как функции управления, анализ ее использования в деятельности предприятия, а также пути совершенствования эффективности использования функций организации в современных условиях.
Основными задачами при написании работы являются:
1.Изучить содержание и цели организационной деятельности.
2.Рассмотреть виды и типы организационных структур.
3.Дать организационно–экономическую характеристику деятельности Гомельского райпо.
4.Проанализировать организационную структуру аппарата управления Гомельского райпо.
5.Проследить распределение полномочий и ответственности в деятельности Гомельского райпо.
6.Оценить эффективность использования организации как функции менеджмента.
7.Предложить направления совершенствования функции организация в деятельности Гомельского райпо.

Содержание работы

Введение
1 Сущность и необходимость организации в системе управления
1.Содержание и цели организационной деятельности
2.Виды и типы организационных структур
3.Новые типы организационных структур в индустриально развитых странах
2 Анализ использования функции организации деятельности Жлобинского райпо
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности Жлобинского райпо
2.2 Анализ организационной структуры аппарата управления
2.3 Анализ распределения полномочий и ответственности в деятельности организации
3 Пути совершенствования эффективности использования функции организации в условиях перехода к рыночным отношениям
3.1 Оценка эффективности использования организации как функции менеджмента
3.2 Основные направления совершенствования функции организации в деятельности Жлобинского райпо
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ВЕСЬ КУРСАЧ.doc

— 935.00 Кб (Скачать файл)

Организационная структура Гомельское райпо имеет как преимущества, так и недостатки.

Преимущества:

  • Единство и четкость распорядительства. В Гомельском райпо право принятия окончательного решения остается за председателем правления.
  • Согласованность действий исполнителей. Все структурные подразделения связаны между собой  и все решения, принимаемые руководителями этих подразделений должны быть согласованными с председателями правления.
  • Четко выраженная ответственность. В Гомельском райпо каждый работник в соответствии с должностной инструкцией наделен своими обязанностями и несет полную ответственность за их исполнение.
  • Оперативность в принятии решений. Слаженная работа всех уровней управления в райпо позволяет своевременно реагировать на изменения в рыночной экономике, тем самым оперативно принимать управленческие решения.
  • Личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения. В Гомельском райпо компетентность каждого руководителя структурных подразделений позволяет принять правильное решение в той или иной ситуации во избежание негативных последствий. 

Недостатки:

  • Высокие требования к руководителю, который должен быть подготовлен всесторонне, чтобы обеспечить эффективное руководство по всем функциям управления.
  • Так как право принятия конечного решения лежит на руководителе, он очень перегружен информацией и ежедневными контактами с подчиненными и вышестоящими организациями.
  • Вся власть сконцентрирована  в одних руках (председателя правления).

В целом структура  имеет четко выраженные линии подчинения, предполагающие прямое воздействие руководителя, в руках которого сосредоточены все виды полномочий на объект управления.

Это обеспечивает оперативность  и точность управленческих реакций, исключает получение исполнителями  противоречивых заданий, возлагает  полную ответственность за все на первое лицо [1, с.58].

Можно сделать вывод, так как организационная структура аппарата управления Гомельского райпо имеет недостатки, то необходимо пересмотреть и принять определенные решения по их устранению.

 

2.3 Анализ распределения полномочий  и ответственности в деятельности Гомельского райпо

Система управления понимается как совокупность руководителей всех уровней (субъектов управления), каждому из которых поручено управление своей сферой деятельности (объем управления), для чего руководителям определены соответствующие функции, выделены ресурсы для их выполнения и предоставлены необходимые полномочия.

Полномочия  – это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия сотрудников на выполнение работ.

Делегирование полномочий – это передача полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Благодаря этому руководство организации обеспечивает управляемость организации, предоставляя руководителям каждого уровня управления возможность выполнять возложенные на них функции.

В Гомельском райпо при делегировании полномочий учитывается, что оно не может быть эффективным, если не соблюден принцип соответствия полномочий и ответственности. Тем не менее, несмотря на то, что каждое лицо, получившее полномочия, принимает на себя ответственность за их выполнение, ответственность председателя правления за все, что происходит в райпо, не дробится и не делегируется подчиненным.

В Гомельском райпо разделение труда осуществляется в трех формах: функциональное, технологическое и квалификационное.

  1. Функциональное разделение труда заключается в разграничении функциональных обязанностей между работниками. В зависимости от характера выполняемых работ весь персонал Гомельского райпо подразделяется на функциональные группы: управленческий, обслуживающий и вспомогательный.

Управленческий  персонал состоит из работников, обеспечивающих управление торгово-технологическим и трудовым процессами. Сюда входят руководящие, инженерно-технические работники и служащие — председатель правления, первый заместитель председателя правления, заместители председателя, товароведы, инженеры, старший бухгалтер, бухгалтеры, ведущие экономисты и т. д.

Общее руководство райпо осуществляет председатель правления, он руководит планово-экономической работой. Ему подчинены службы, занимающиеся вопросами труда и заработной платы, бухгалтерского учета и финансов.

Заместитель председателя правления по заготовкам занимается вопросами закупки сельскохозяйственной продукции у домашних хозяйств, дикорастущих плодов и ягод у населения и  своевременной их реализации.

Бухгалтерский аппарат принимает от материально ответственных лиц товарно-денежные отчеты, проверяет и обрабатывает их, учитывает денежные средства и кредиты банков, а также выполняет другие бухгалтерские операции.

Для управленческого  персонала разрабатываются и  утверждаются должностные инструкции, в основе которых лежат соответствующие квалификационные характеристики.

К обслуживающему персоналу относятся работники торгового предприятия, непосредственно участвующие в торговом обслуживании граждан:

  • заведующий предприятием розничной торговли;
  • товароведы;
  • продавцы продовольственных товаров по категориям;
  • продавцы непродовольственных товаров;
  • продавец мелкорозничной сети;
  • буфетчик;
  • экспедитор по перевозке.

В соответствии с указанным  стандартом к обслуживающему персоналу в райпо предъявляют общие требования по соблюдению обязанностей, которые изложены в должностных инструкциях, утвержденных руководителем предприятия.


Обслуживающий персонал райпо обеспечивает надлежащее качество торгового обслуживания покупателей в соответствии с обязательными требованиями стандартов и условиями договора, в том числе:

  • доступность, достаточность и достоверность информации о продаваемых товарах и оказываемых услугах;
  • соблюдение требований к оформлению ценников и товарных чеков;
  • соблюдение правил продажи товаров и культуры торгового обслуживания покупателей.

Ниже приводятся требования к должностям и профессиям обслуживающего персонала Гомельского райпо.

Заведующий предприятием розничной торговли должен:

  • иметь высшее или среднее специальное образование;
  • соблюдать законы, иные нормативные правовые акты и нормативные документы, регулирующие вопросы торговли, уметь правильно организовывать труд работников, обеспечивать трудовую дисциплину;
  • соблюдать установленный порядок приемки товаров по количеству и качеству, условия хранения и сроки годности товаров;
  • осуществлять контроль за наличием на продаваемые товары, подлежащие обязательному подтверждению соответствия, сертификатов или деклараций о соответствии;
  • соблюдать правила продажи товаров и контролировать их соблюдение персоналом;
  • знать ассортимент реализуемых товаров, а также способы их выкладки на торгово-технологическом оборудовании;
  • участвовать в формировании ассортимента реализуемых товаров и др.

 

Товаровед должен:

        • иметь высшее или среднее специальное образование;
        • осуществлять контроль за соблюдением:
        • условий поставки, транспортирования, приемки товаров;
        • правил маркировки и упаковки товаров;
        • сроков годности товаров и реализации их в магазине;
        • знать потребительские свойства и показатели качества продаваемых товаров,
        • не допускать попадания дефектных товаров в продажу;
        • участвовать в формировании ассортимента реализуемых товаров;
        • осуществлять своевременный контроль качества продуктов питания и товаров и изымать из продажи продукты питания и товары ненадлежащего качества, с истекшим сроком годности и имеющие дефекты;
        • знать и следить за соблюдением основных требований к маркировке товаров и информации для потребителя.

Продавец  продовольственных и непродовольственных товаров должен:

  • знать и соблюдать права покупателей, предусмотренные Законом «О защите прав потребителей» и другими законодательными и нормативными актами;
  • соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров;
  • осуществлять контроль за наличием на продаваемые товары, подлежащие обязательному подтверждению соответствия, сертификатов соответствия;
  • знать ассортимент и товароведные характеристики продаваемых товаров (требования, предъявляемые к качеству товаров) и контролировать качество продаваемых товаров;
  • уметь осуществлять выкладку товаров и соблюдать правила товарного соседства, знать условия реализации и сроки годности товаров;
  • предоставлять покупателям необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, а также об их качестве, потребительских свойствах, о соблюдении требований безопасности при применении этих товаров;

Вспомогательный персонал в Гомельском райпо обеспечивает деятельность обслуживающего персонала, а также поддерживает розничное торговое предприятие в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии. В эту категорию входят рабочие, младший обслуживающий персонал (уборщицы, грузчики, мойщик посуды и т. д.), водители, ремонтные рабочие(столяры, слесари, токари и др.) и т.д.

  1. Технологическое разделение труда работников осуществляется в зависимости от метода продажи товаров и технологии выполнения конкретных работ. При разделении труда продавцов, например, очень большое значение имеет  их специализация на продаже отдельных или нескольких групп товаров. Это способствует более глубокому изучению ассортимента товаров, высококвалифицированному и производительному обслуживанию покупателей.
  2. Квалификационное разделение труда осуществляется в соответствии с квалификацией конкретного работника.

Круг обязанностей работника соответствующей квалификации в райпо определяется квалификационными характеристиками и должностными инструкциями. При этом определяются требования к работнику той или иной квалификации с учетом уровня его профессиональной подготовки, необходимого для выполнения возложенных на него обязанностей, и требуемого стажа работы.

Дифференциация требований к квалификации обусловлена различиями в сложности выполняемых работ исходя из ответственности, разнообразия и других факторов, определяющих сложность выполняемых должностных обязанностей. Конкретный перечень должностных обязанностей работников устанавливается должностными инструкциями. [13,с.79]


Специалисты имеют две категории, также есть термин «без категории» и «ведущий специалист». Рассмотрим должностную инструкцию ведущего экономиста райпо.

 Она состоит из следующих разделов:

♦ общие положения;

  • функции;
  • должностные обязанности;
  • права;
  • ответственность.

В разделе  «Общие положения» устанавливаются  общий порядок назначения на должность и освобождения от нее, уровень профессионального образования, требования к стажу работы, необходимость владения компьютером или другой техникой, используемой на рабочем месте, требования к профессиональным знаниями работника и т. п.

В разделе «Функции» определены функциональные обязанности экономиста с учетом характеристики его работ.

В разделе  «Должностные обязанности» предусмотрены его обязанности.

В должностной инструкции определена ответственность работника за невыполнение своих должностных обязанностей, нарушение приказов, распоряжений, за нарушение правил внутреннего трудового распорядка и т. д. Кроме того, в инструкции должны быть оговорены условия работы.

Информация о работе Организационная функция в системе управления (на примере Гомельского райпо)