Организационная функция в системе управления (на примере Гомельского райпо)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является изучение организации как функции управления, анализ ее использования в деятельности предприятия, а также пути совершенствования эффективности использования функций организации в современных условиях.
Основными задачами при написании работы являются:
1.Изучить содержание и цели организационной деятельности.
2.Рассмотреть виды и типы организационных структур.
3.Дать организационно–экономическую характеристику деятельности Гомельского райпо.
4.Проанализировать организационную структуру аппарата управления Гомельского райпо.
5.Проследить распределение полномочий и ответственности в деятельности Гомельского райпо.
6.Оценить эффективность использования организации как функции менеджмента.
7.Предложить направления совершенствования функции организация в деятельности Гомельского райпо.

Содержание работы

Введение
1 Сущность и необходимость организации в системе управления
1.Содержание и цели организационной деятельности
2.Виды и типы организационных структур
3.Новые типы организационных структур в индустриально развитых странах
2 Анализ использования функции организации деятельности Жлобинского райпо
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности Жлобинского райпо
2.2 Анализ организационной структуры аппарата управления
2.3 Анализ распределения полномочий и ответственности в деятельности организации
3 Пути совершенствования эффективности использования функции организации в условиях перехода к рыночным отношениям
3.1 Оценка эффективности использования организации как функции менеджмента
3.2 Основные направления совершенствования функции организации в деятельности Жлобинского райпо
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ВЕСЬ КУРСАЧ.doc

— 935.00 Кб (Скачать файл)

Контроль за соблюдением  устава  потребительского  общества, деятельностью  потребительского общества, а  также  его  структурных подразделений  и  созданных им унитарных  предприятий  и  учреждений осуществляет ревизионная комиссия потребительского общества. 

На протяжении всего периода существования организации ее структура постоянно реорганизовывалась. Количество структурных подразделений менялось как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

Сегодня в состав Гомельского потребительского общества входят:

  • Терюхский филиал
  • Улуковский филиал
  • Обособленное структурное подразделение Коопзаготпром
  • Обособленное структурное подразделение Комбинат общественного питания.

Основная часть материально-технической  базы и отраслей деятельности сосредоточена  на балансе самого Гомельского райпо.

В соответствии с уставом  основной целью деятельности Гомельского районного потребительского общества является удовлетворение материальных (имущественных) и иных потребностей членов общества, обслуживаемого населения.

Основными задачами деятельности райпо являются:

  • организация оптовой и розничной торговли, общественного питания;
  • закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья, вторичных материальных ресурсов, других видов продукции и сырья;
  • оказание платных услуг населению;
  • осуществление внешнеэкономической деятельности.

Гомельское районное потребительское общество является юридическим лицом, некоммерческой организацией, создаваемой в форме потребительского кооператива, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках и иных небанковских кредитно-финансовых организациях, печать с его полным наименованием, штампы.

В Гомельском райпо работает около 900 человек.

На основании статистической отчетности по труда можно проанализировать динамику численности по категориям персонала, т.е. какой из штатов занимает больший удельный вес в общей  численности работников райпо. (табл. 2.1) и динамику численности работников по уровню образования по Гомельскому райпо за 2008-2010 года. (табл. 2.2)

 

Таблица 2.1 -  Динамика численности по категориям персонала по Гомельскому райпо  за 2008-2010 года

Категория персонала

Годы

Темп роста, %

2008

2009

2010

2010 к 2009

2010 к 2008

чел.

уд. вес, %

чел.

уд. вес, %

чел.

уд. вес, %

Всего работников, в том числе:

894,0

100

912,0

100

924,0

100

101,3

103,4

руководители

42,0

4,70

43,0

4,71

41,0

4,50

95,3

97,6

специалисты

88,0

9,84

94,0

10,31

90,0

9,87

95,7

102,3

рабочие

740,0

82,77

752,0

82,46

769,0

84,32

102,3

103,9

другие служащие

24,0

2,68

23,0

2,52

24,0

2,63

104,3

100,0




 

Из таблицы видно, что  основную часть всего персонала  Гомельского райпо занимают рабочие (84,32 %) и незначительную часть занимают другие

   служащие (2,63%). В целом по райпо численность персонала в 2010 году по сравнению с 2008 годом увеличилась на 3,4 % в 2010 году по сравнению с 2009 годом.

 

Таблица 2.2 - Динамика численности работников по уровню образования по Гомельскому  райпо за 2008-2010года

Наименование  показателя

Годы

Темп роста, %

2008

2009

2010

2009 к 2008

2010 к 2009

чел

уд. вес,%

чел

уд. вес,%

чел

уд. вес,%

высшее

117

13,1

112

12,3

120

13,0

95,7

107,1

среднее специальное

205

22,9

211

23,1

218

23,6

102,9

103,3

профессионально-техническое

435

48,7

513

56,3

519

56,2

117,9

101,2

общее среднее

124

13,9

-

общее базовое

13

1,5

-

   -

-

Всего работников

894

100

912

100

924

100

102,0

101,3


  [Приложение 2]

Из данной таблицы  видно, что работники с профессионально-техническим  образованием занимают больший удельный вес от общего числа работников (56,2%). Численность работников с высшим образованием занимают меньший удельный вес (13%), так как это в основном руководители и работники, занимающие руководящие должности. (Число руководителей не должно превышать 14% от всего количества работников).Организационная структура  Гомельского райпо представлена в приложении А.

Деятельность райпо направлена в основном на обслуживание сельского населения. И поэтому Гомельское райпо играет важную роль в жизнедеятельности района. Темп роста розничного товарооборота торговли и общественного питания организаций потребительской кооперации – 111,5% (доля товарооборота предприятий потребкооперации – 12,6%). 

С организацией торгового  обслуживания сельского населения  непосредственно связана заготовительная деятельность потребительской кооперации, которая служит не только дополнительным источником товарных и сырьевых ресурсов, но и выполняет такую важную социально-экономическую функцию как доведение сырья от производителей до перерабатывающих предприятий и поставки на экспорт, способствует росту денежных доходов населения.

Основные финансово-хозяйственные  показатели деятельности Гомельского райпо за 2008-2010 года представлены в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 - Финансово-хозяйственная деятельность Гомельского райпо за 2008-2010 года, млн р

Показатели

Годы

Отклонение 

(+/-)

Темпы роста, %

2008

2009

2010

2009 к 2008

2010 к 2009

2009 к 2008

2010 к 2009

Розничный товарооборот

56922

63409

75056

6487

11647

111,4

118,4

Прибыль (убыток) от реализации

862

204

453

-658

249

23,67

222,1

Выручки от реализации

94435

102910

82276

8475

-20634

108,97

79,9

Расходы на реализацию

12391

14048

16605

1657

2557

113,37

118,2

Себестоимость реализованных  товаров

81182

88658

65218

7476

-23440

109,21

73,6

Рентабельность, %

1,5

0,3

0,6

-1,2

0,3

21,2

187,6


   [Приложение 4]

Как видно из таблицы 2.3., весь товарооборот организации за 2010 г. составил 75056 млн. руб., что составляет 118,4 % к уровню 2009 года. Выручка от реализации (без НДС, акцизов и иных платежей) возросла на 8,97% в 2009 году по сравнению с 2008 годом, а в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизилась на 20,1%. В связи увеличением розничного товарооборота организации в 2010 году по сравнению с 2009 возросли и расходы на реализацию на 18,2%. Рентабельность снизилась в 2010 году по сравнению с 2008 годом почти на 1%.

 Гомельское райпо в 2010 году получило прибыль 453 млн р, что на 249 млн р. больше, чем в 2009 году.

 

2.2 Анализ организационной  структуры аппарата управления

 

Структура предприятия – это его внутреннее строение, совокупность функциональных областей, уровней управления и специализированных подразделений, каждое из которых имеет определенное назначение и связи с другими подразделениями по горизонтали и по вертикали для обеспечения деятельности предприятия.

Аппарат управления Гомельского райпо состоит из:

- руководителей, специалистов и служащих, который включает в себя торговый отдел и бухгалтерию;

- оперативно- производственного  персонала.

Линии полномочий образуют основу управленческой структуры организации. Число работников, выполняющих несложную работу, не превышает нормы управляемости. Полномочия первого лица функционально не расчленены и на него в основном возлагается ответственность за направление и координацию текущей работы исполнителей. Структура управления Гомельского райпо представлена в Приложении 1.

Организационная структура Гомельского райпо построена на следующих принципах:

    1. Единоначалие.

Для успешной целеустремленной деятельности системы управления Гомельского райпо необходимо единство координирования действий всего персонала. В этом сущность данного принципа, который  обеспечивает четкость взаимодействия, слаженную работу всех участников совместной деятельности. Однако указанное положение успешно сочетается делегированием полномочий. При этом руководитель несет персональную ответственность за деятельность организации.

    1. Единство распорядительства.

Четкое и слаженное  взаимодействие исполнителей обеспечивается также тем, что каждый получает указания по поводу выполняемой работы только от одного лица. В этом суть данного принципа.

    1. Иерархичность.

Расположение и подчинение частей структуры в порядке от высшего к низшему. В результате организационная структура имеет многоступенчатый вид. Чем меньше уровней, тем она менее сложна и более эффективна по воздействию на исполнителей. Начальник существует для того, чтобы делать работу подчиненного производительной, а подчиненный – чтобы расширять и продолжать личность начальника.

    1. Сочетание централизации и децентрализации полномочий.

 Степень соотношения  таких противоположных принципов  в каждой конкретной управленческой  ситуации требует всестороннего  и глубокого обоснования, учета  ближайших и отдаленных последствий  принимаемого в этой области  решения, в чем и проявляется  искусство менеджмента. Централизация (сосредоточение власти, полномочий в одном лице, органе) при определенных условиях становится объективно необходимой. Делегирование (децентрализация) – передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Реализация этого принципа позволяет разгружать верхние уровни систем управления от выполнения и контроля отдельных заданий либо сфер деятельности. В то же время нижележащие уровни получают возможность более успешно реализовывать возлагаемые на них обязанности. Делегирование полномочий создает иерархию уровней в структуре управления.

    1. Гибкость и адаптивность.

Эти принципы выражают требование к организационной структуре оперативно трансформироваться под воздействием внешних и внутренних условий деятельности организации и приспосабливаться к динамично изменяющимся ситуациям рыночного хозяйствования [5, с.26].

Анализ структуры включает:

  • соответствие стратегии организации (организационная структура управления должна быть построена так, чтобы обеспечить выполнение ее главной цели - миссии по удовлетворению материальных и иных потребностей своих членов);
  • соблюдение всех организационных нормативов (трудовые нормативы (разряды, ставки, шкалы премирования); финансово-кредитные (размер собственных оборотных средств, погашение ссуд банка); нормативы рентабельности и взаимоотношений с бюджетом (отчисления в бюджет); материально-снабженческие и транспортные нормативы (нормы расходов материалов); организационно-управленческие нормативы (правила внутреннего распорядка));
  • звенность  и уровни в структуре (звенья и уровни структуры управления сформированы по принципу административно-территориального деления страны. Территориальное построение обеспечивает системе потребительской кооперации социальную направленность ее экономической деятельности в интересах отдельных территорий (особенно сельских), на которых проживают пайщики).

Информация о работе Организационная функция в системе управления (на примере Гомельского райпо)