Организация и совершенствование стратегического управления предприятием, отраслью на примере садоводческих предприятий Нижнегорского р

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Роль стратегии для развития компании очень велика. Она даёт стержень для строительства бизнеса. Она важна для всех: для высших управляющих, исполнителей и менеджеров и акционеров. Отсутствие очевидной стратегии компании может отпугнуть потенциальных инвесторов. Предметом изучения курсовой работы является система стратегического управления. Объектом изучения – садоводческие хозяйства Нижнегорского района.

Содержание работы

Введение…………………………………………..
1. Теоретические основы стратегического управления предприятием
1.1 Сущность и содержание стратегического управления……………………
1.2 Управление предприятием с позиции концепции стратегического управления…………………………………………………………
1.3 Методические основы исследования в области стратегического управления………………………………………………………………
2. Социально-экономического развитие ОАО «Победа» Нижнегорского района АР Крым……………………………………………………..
2.1 Характеристика предприятия………………
2.2 Основные финансовые и экономические показатели деятельности предприятия……………………………………………………………………
2.3 Современное состояние организации стратегического управления на предприятиях отрасли садоводства Нижнегорского района………………
3. Направления формирования системы стратегического управления садоводческими предприятиями Нижнегорского района…………….
3.1 Пути усовершенствования стратегического управления на основе сбалансированной системы показателей…………………………
Выводы и предложения…………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………………
Приложение

Файлы: 1 файл

Организация и совершенствование стратегического управления предприятием.docx

— 163.87 Кб (Скачать файл)

Матрица Бостонской консультативной группы (БКГ)

Широкое применение в практике стратегического выбора получила двухмерная матрица, разработанная Бостонской консультативной группой. Поэтому  эта матрица более известна под  названием матрица «Бостон Консалтинг Групп», или матрица БКГ. Эта матрица  позволяет предприятию классифицировать продукцию по ее доле на рынке относительно основных конкурентов и темпам годового роста в отрасли. Матрица дает возможность определить, какой товар  предприятия занимает ведущие позиции  по сравнению с конкурентами, какова динамика его рынков, позволяет произвести предварительное распределение  стратегических финансовых ресурсов между  продуктами. Матрица строится на известной  предпосылке — чем больше доля товара на рынке (чем больший объем  производства), тем ниже удельные издержки на единицу продукции и выше прибыль  в результате относительной экономии от объемов производства.

Матрица «Мак-Кинзи»

Развитием модели, построенной  на основе матрицы БКГ, является матрица  «Мак-Кинзи». Компания «Мак-Кинзи» усовершенствовала Бостонскую матрицу в ходе реализации проекта, который выполнялся по заказу компании «Дженерал Электрик». Усовершенствованная матрица дает более полное представление о стратегическом положении фирмы и обусловленном ею выборе стратегических решений. В этой матрице фактор «возможности расширения рынка» превратился в многофакторное понятие «привлекательность рынка», а фактор «относительная доля рынка» преобразован в понятие «стратегическое положение фирмы», являющееся измерителем позиции фирмы на рынке.

Модель «Мак-Кинзи 7-S»

Модель «Мак-Кинзи 7-S» в отличие от рассмотренных выше моделей не предлагает готовых вариантов выбора стратегии. Эта модель — способ осмысления основных внутренних факторов организации, оказывающих влияние на перспективу. К этим факторам относятся: стратегия, сумма навыков, общность ценностей, структура организации, системы, сотрудники фирмы, стиль.

Модель PIMS

Все модели стратегического  анализа (выбора), которые были рассмотрены  выше, основаны на экономическом и  интуитивном анализе. Ни одна из этих моделей не имеет явно выраженного  формализованного решения. Моделью, в  которой осуществлен формализованный  подход в стратегическом анализе (выборе), является PIMS («Воздействие на прибыль  маркетинговой стратегии»). В рамках регрессионной модели определены не только факторы, которые наиболее тесно  взаимосвязаны с рентабельностью, но и степень их относительного влияния  как переменных на целевую функцию.

SWOT-анализ

SWOT-анализ является наиболее  комплексной процедурой стратегического  анализа предприятия. Вместе с  тем в отечественной литературе  по проблемам стратегического  планирования и управления он  не нашел еще отражения в  отличие от рассмотренных выше  матриц БКГ и GE, а также модели PIMS. Поэтому представляется необходимым  раскрыть данный метод более  подробно.

SWOT-анализ (сокращенно от  первых букв слов: strength — сила, weakness — слабости, opportunity — возможность, threat — угроза) комплексно исследует внешнюю окружающую среду и ресурсный потенциал предприятия. При этом особое внимание уделяется не просто констатации фактов, а определению «возможностей» и «угроз», которые привносит в деятельность предприятия внешняя окружающая среда, и «силы» и «слабостей», возникающих из имеющегося ресурсного потенциала первичного звена хозяйствования.

Более подробно данные методики будут рассмотрены в 3 разделе  диплома.

Раздел 2. Социально-экономическая  характеристика ОАО «Победа» Нижнегорского  района АР Крым

2.1. Характеристика  предприятия

Открытое акционерное  общество «Победа» было создано в 1932 г. в с. Жемчужина Нижнегорского района. Тогда оно имело другое название – Совхоз «Четы». В послевоенное время оно было переименовано в Совхоз «Победа», в последующем ОАО «Победа». Свою специализацию данное предприятие не меняло. Главная задача – выпуск продукции растениеводства и садоводства. ОАО «Победа» занимает площади трех сел: Жемчужина, Приречное, Пены (Нижнегорского района). Центр, место размещения руководства – с. Жемчужина. Данное хозяйство находится на границе Нижнегорского района с Советским районом (на востоке), с Белогорским районом (на юге), с Красногвардейским районом (на западе). На севере соседом ОАО «Победа» является ОАО «Весна», специализация которого тоже продукция растениеводства и садоводства.

Нижнегорский район расположен в северо-восточной части Крыма. По характеру географических особенностей расположение района относится к  степной части Крыма. ОАО «Победа» расположена в юго-западной части  района. Земли на территории данного  хозяйства располагаются в подзоне дерново-злаковых сухих степей, развитых на южных малогумусных черноземах и темно-каштановых почвах.

По климатическим условиям район относят к зоне Степного Крыма и для него характерна неустойчивая зима со значительными колебаниями  температур, вызывающих отсутствие снежного покрова и смену мерзлого состояния  почвы. Периоды формирования урожая плодовых культур, закладка почек у  плодовых, а также период предпосевной обработки почвы и сева озимых культур очень часто совпадают  с большой почвенной засухой.

Микроклимат ОАО «Победа» позволяет хозяйству заниматься выращиванием плодовых культур, возделываемых  для получения плодов, саженцев плодовых культур, озимых, овощных культур.

В состав сельскохозяйственных земель входят:

1)Пашня – территория, систематически обрабатываемая  и используемая для посева  различных культур;

2)Пастбища – территории  с травянистой растительностью,  используемые для выпаса скота;

3)Многолетние насаждения  – сады, виноградники;

4)Залежи – пашня, необрабатываемая  длительное время.

На основе имеющихся отчетностей  по ОАО «Победа» мы можем изучить  состав и структуру земельных  угодий данного хозяйства.

Таблица 2.1 – Размер, состав и структура сельскохозяйственных угодий в ОАО «Победа» Нижнегорского  района за 2007-2008 гг.

Виды угодий

2007 г.

2008 г.

2008 г. в % к 2007 г.

Площадь. га

Структура, %

Площадь, га

Структура, %

Всего с.-х. угодий

В т. ч.

Пашня

Пастбища

Многолетние насаждения

2045,0

1232,2

98,0

714,8

100,0

60,3

4,8

34,9

2045,0

1232,2

98,0

714,8

100,0

60,3

4,8

34,9

100,0

100.0

100,0

100,0


Проанализировав данную таблицу  можно сделать следующий вывод. Так как пашня занимает больше 60% (в 2007, 2008 гг. – 60,3%), то данное хозяйство  специализируется на продукции растениеводства.

В структуре сельскохозяйственных угодий многолетние насаждения занимают больше 8%, следовательно ОАО «Победа» специализируется на производстве продукции садоводства.

На основании данных, полученных и представленных в таблице 2.1, построим структурную диаграмму (рис. 2.1) сельскохозяйственных угодий анализируемого хозяйства (за 2007 и 2008 гг.) (Приложение 1).

2.2. Основные экономические  показатели деятельности предприятия

Основными экономическими показателями деятельности предприятия являются размер анализируемого хозяйства, структура  товарной продукции, а также финансовые результаты деятельности.

Начнем с анализа размеров предприятия. Для этого необходимо воспользоваться следующей таблицей:

Таблица 2.2 – Анализ размеров ОАО «Победа» Нижнегорского района за 2006-2008 гг.

Показатели

Годы

2008 г. в % к 2006 г.

2006

2007

2008

Валовая продукция в сопоставимых ценах 2000 г., тыс. грн.

442,3

1733,63

1394,48

315,3

Товарная продукция, тыс. грн.

4274,0

11999,4

9640,9

225,6

Общая земельная площадь, га

В т. ч. с.-х. угодий

2045,0

2045,0

2045,0

100,0

Среднесписочная численность  работников, чел.

В т. ч. занятых в с.-х. производстве

317

334

228

71,9

Среднегодовая стоимость  активов предприятия, тыс. грн.

11810,0

11600,4

15958,05

135,1


В 2008 году товарная продукция  увеличилась на 125,6% по сравнению  с 2006 годом, общая земельная площадь  не изменилась, а вот количество работников сократилось на 21,8%, однако стоимость активов возросла на 35,1%. В целом валовая продукция  в хозяйстве возросла на 215,3%, что  не так уж и мало.

Проанализировав размер хозяйства изучим состав и структуру его товарной продукции.

Структура товарной продукции  – основной показатель специализации  хозяйства. Специализация (производственное направление) с.-х. предприятия –  преимущественное развитие производства того или иного продукта.

Специализация – процесс (форма) общественного разделения труда, выражающийся в территориальном  размещении и расчленении отрасли  на отдельные виды производства с.-х. продукции и сырья с конечной целью – повышение экономической  эффективности производства.

Исходя из состава земельных  угодий ОАО «Победа» известно, что  оно относится к типу растениеводческих. Следовательно таблица 2.3 примет следующий вид:

Таблица 2.3 – Состав и  структура товарной продукции в  ОАО «Победа» Нижнегорского района, 2006-2008 гг.

Наименование

2006

2007

2008

Тыс. грн.

%

Тыс. грн.

%

Тыс. грн.

%

Зерновые и зернобобовые

1111,0

29,0

1081,5

9,5

1612,7

16,9

В т. ч.

Пшеница

818,0

21,4

589,3

5,2

781,4

8,2

Ячмень

293,0

7,7

489,3

4,3

831,3

8,7

Подсолнечник

-

-

161,5

1,4

108,8

1,1

Овощи открытого грунта

65,0

1,7

6,4

0,06

-

-

Баштаны продовольственные (тыква)

23,0

0,6

-

-

-

-

Плоды (семечковые, косточковые)

2515,0

65,7

9810,7

85,9

7629,9

79,7

Виноград

25,0

0,7

-

-

-

-

Прочая продукция

89,0

2,3

114,2

1,0

125,7

1,3

ВСЕГО ПО РАСТЕНИЕВОДСТВУ

3828,0

100,0

11171,5

97,9

9477,1

99,0

Промышленная продукция

-

-

56,9

0,5

-

-

Реализация прочей продукции

-

-

181,6

1,6

93,3

0,97

ВСЕГО ПО ХОЗЯЙСТВУ

3828,0

100,0

11410,0

100,0

9570,4

100,0

Информация о работе Организация и совершенствование стратегического управления предприятием, отраслью на примере садоводческих предприятий Нижнегорского р