Организация инновационной деятельности на предприятии ОАО «Брянскпиво»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 10:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является процесс организации инновационной деятельности предприятия
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть теоретические основы инновационной деятельности на предприятии, дать определение инновациям раскрыть сущность инноваций и инновационной деятельности, рассмотреть основные этапы инновационной деятельности предприятия, методы организации инновационной деятельности на предприятии
2. Провести анализ факторов инновационной среды ОАО «Брянскпиво»; дать полную организационно - экономическую характеристику ОАО «Брянскпиво»; проанализировать рынок пивоварных изделий; оценить инновационные возможности предприятия.
3. Рассмотреть организацию инновационной деятельности на ОАО «Брянскпиво», представить запатентованные изобретения с которыми работает предприятие.
4. Сделать выводы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………..6
1.1 Сущность инноваций и инновационной деятельности………………….6
1.2 Основные этапы организации инновационной деятельности предприятия……………………………………………………………………10
1.3 Методы организации инновационной
деятельности на предприятии………………………………………………...15
2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ ОАО «БРЯНСКПИВО»……………………………………………………………....21
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО«Брянскпиво»……………………………………………………………..21
2.2 Анализ рынка пивоварных изделий ……………………………………....27
2.3 Оценка инновационных возможностей предприятия…………………....37
3.МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОАО «БРЯНСКПИВО»………………………………46
3.1 Формирование эффективной системы управления инновационной деятельностью на предприятии………………………………………………. 46
3.1.1 Внедрение нового оборудования для приготовления пивоварных
изделий ………………………………………………………………………….49
3.2 Экономическая эффективность мероприятий по организации инновационной деятельности на предприятии……………………………….54
Заключение……………………………………………………………………...56
Список литературы……………………………………………………………..59
Приложения……………………………………………………………………..61

Файлы: 1 файл

kursovik_innovatsionnyy_menedzhment.docx

— 1.38 Мб (Скачать файл)

Брянская государственная инженерно-технологическая  академия

 

Кафедра экономики и управления в строительстве

Курсовая работа

 

По дисциплине «Инновационный менеджмент»

 

на тему: « Организация инновационной деятельности на предприятии ОАО «Брянскпиво» ».

 Шифр: КР-02068029.080507-09-2.192

    Выполнила студентка

                                группы МО-301 

                              Крутилина Я.Ю.

  Проверила: Лямцева И.Н.

К защите____________________

Дата________________________

Подпись_____________________

Члены комиссии______________

 

 

 

 

Брянск 2012


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………..6

1.1 Сущность инноваций и инновационной  деятельности………………….6

1.2 Основные этапы организации  инновационной деятельности предприятия……………………………………………………………………10

1.3 Методы организации инновационной 

деятельности на предприятии………………………………………………...15

2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ИННОВАЦИОННОЙ  СРЕДЫ ОАО «БРЯНСКПИВО»……………………………………………………………....21

2.1 Организационно-экономическая  характеристика ОАО«Брянскпиво»……………………………………………………………..21

2.2 Анализ рынка пивоварных изделий  ……………………………………....27

2.3 Оценка инновационных возможностей предприятия…………………....37

3.МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОАО «БРЯНСКПИВО»………………………………46

3.1 Формирование эффективной системы управления инновационной деятельностью на предприятии………………………………………………. 46

3.1.1 Внедрение нового оборудования для приготовления пивоварных

изделий ………………………………………………………………………….49

3.2 Экономическая эффективность мероприятий по организации инновационной деятельности на предприятии……………………………….54

Заключение……………………………………………………………………...56

Список литературы……………………………………………………………..59

Приложения……………………………………………………………………..61

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Инновационная деятельность предприятия есть система  мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального  потенциала с целью получения  нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения как индивидуального  спроса, так и потребностей общества новшествах в целом.

Целесообразность  выбора способа и варианта технико-технологического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям  рынка, в т. ч. и внешнего, стадиям  жизненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.

Совокупность  управленческих, технологических и  экономических методов, обеспечивающих разработку, создание и внедрение  нововведений, представляет собой инновационную  политику предприятия. Ее цель — предоставить предприятию существенные преимущества по сравнению с фирмами-конкурентами и в конечном итоге увеличить  рентабельность производства и сбыта.

Для перехода предприятию на качественно новый  уровень производства продукции  и увеличения конкурентоспособности  на внешнем рынке и реализации экспортного потенциала необходимо:

  • приспособление к новым условиям хозяйствования;
  • изменения в налоговой, кредитной и финансовой политике;
  • совершенствование и динамика рынков сбыта и потребительских предпочтений, то есть давление спроса;
  • активизация конкурентов;
  • конъюнктурные колебания;
  • структурные отраслевые изменения;


  • появление новых дешевых ресурсов, расширение рынка факторов производства, то есть давление предложения, и т.д. Однако основным для развития предприятия является инновационная деятельность. Здесь важное значение имеют количественные и качественные показатели:
  • материально-технические, характеризующие уровень развития НИОКР, оснащенность опытно-экспериментальным оборудованием, материалами, приборами и пр.;
  • кадровые, характеризующие состав, количество, структуру, квалификацию персонала, обслуживающего НИОКР;
  • научно-теоретические, отражающие результаты поисковых и фундаментальных теоретических исследований предприятия;
  • информационные, характеризующие состояние информационных ресурсов, научно-технической информации, научно-технической документации в виде отчетов, регламентов, технических проектов, проектно-конструкторской документации;
  • организационно-управленческие, включающие необходимые методы организации и управления НИОКР, инновационными проектами, информационными потоками;
  • инновационные, характеризующие наукоемкость, новизну и приоритетность проводимых работ, а также интеллектуальный продукт в виде патентов, лицензий, ноу-хау, рационализаторских предложений, изобретений и т.д.;
  • рыночные, оценивающие уровень конкурентоспособности новшеств, необходимые маркетинговые мероприятия по продвижению новшеств на рынок;
  • экономические, показывающие экономическую эффективность новшеств, затраты на проводимые исследования, рыночную стоимость интеллектуальной продукции; показатели, оценивающие стоимость как собственных, так и сторонних патентов, лицензий;
  • финансовые, характеризующие инвестиции в новшества и их эффективность.

         Целью данной курсовой работы является процесс организации инновационной деятельности предприятия

         Объектом курсовой работы является ОАО «Брянскпиво»


        Предметом  представленной работы является процесс организации инновационной деятельности на предприятии ОАО «Брянскпиво».

       Задачи курсовой работы:

      1. Рассмотреть теоретические основы инновационной деятельности на предприятии, дать определение инновациям раскрыть сущность инноваций и инновационной деятельности, рассмотреть основные этапы инновационной деятельности предприятия, методы организации инновационной деятельности на предприятии

      2. Провести анализ факторов инновационной среды ОАО «Брянскпиво»; дать полную организационно - экономическую характеристику ОАО «Брянскпиво»; проанализировать рынок пивоварных изделий; оценить инновационные возможности предприятия.

      3. Рассмотреть организацию инновационной деятельности на ОАО «Брянскпиво», представить запатентованные изобретения с которыми работает предприятие.

      4. Сделать выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ   ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ


1.1 Сущность инноваций  и инновационной деятельности

 

    Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п.

Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование  новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических  и социально-экономических решений  производственного, финансового, коммерческого, административного или иного  характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения  новшества и до его использования  принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как  инновационный процесс.

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как  превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся  в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей  стране на протяжении многих лет разрабатывалась  в рамках экономических исследований НТП.

        В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

       Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ).

       Термины "инновация" и "инновационный процесс" близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации - конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации (НТИ) - это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость.


Следовательно, научно-технические  инновации должны:

- обладать новизной;

- удовлетворять рыночному спросу;

- приносить прибыль производителю.

       Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.

       В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение.

        Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда  получают общественное признание, когда  будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом  качестве они выступают как нововведения (инновации).

     Современные компании воспринимают инновации как средство увеличения прибыли и завоевания более широкого сегмента рынка. Правительства считают их панацеей с точки зрения ускорения экономического роста посредством повышения конкурентоспособности в мире.


       Инновации создают стоимость и материальные богатства, опираясь на некую форму изменений (в любой области - технологии, материалов, цен, услуг, демографии или даже геополитики), формируя новый спрос или прибегая к новым способам замещения основного капитала и использованию “зрелых рынков1”. Инновации содействуют перемещению ресурсов в сферу более высокой производительности и прибыли.

       Производственные организации, в свою очередь, также пришли к пониманию необходимости осуществления инновационной деятельности. Внедрение инноваций все больше рассматривается ими как единственный способ повышения конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности. Поэтому предприятия, преодолевая экономические трудности, начали своими силами вести разработки в области продуктовых и технологических инноваций

          Именно инновации объясняют причину, по которой уровень отдачи от инвестиций в США, странах Западной Европы и Японии был значительно выше во второй, а не первой половине XX в. тенденция к росту прибыли тесно связана с развитием интеллектуальноемких производств, в которых важны

ресурсы человеческого капитала, навыки, дорогостоящие информационные секреты  и ноу-хау.


  Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения - цвета, формы и т. п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются на:

- продуктовые инновации, они  включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих;  получение принципиально новых  продуктов.

Информация о работе Организация инновационной деятельности на предприятии ОАО «Брянскпиво»