Организация инновационной деятельности на предприятии ОАО «Брянскпиво»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 10:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является процесс организации инновационной деятельности предприятия
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть теоретические основы инновационной деятельности на предприятии, дать определение инновациям раскрыть сущность инноваций и инновационной деятельности, рассмотреть основные этапы инновационной деятельности предприятия, методы организации инновационной деятельности на предприятии
2. Провести анализ факторов инновационной среды ОАО «Брянскпиво»; дать полную организационно - экономическую характеристику ОАО «Брянскпиво»; проанализировать рынок пивоварных изделий; оценить инновационные возможности предприятия.
3. Рассмотреть организацию инновационной деятельности на ОАО «Брянскпиво», представить запатентованные изобретения с которыми работает предприятие.
4. Сделать выводы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………..6
1.1 Сущность инноваций и инновационной деятельности………………….6
1.2 Основные этапы организации инновационной деятельности предприятия……………………………………………………………………10
1.3 Методы организации инновационной
деятельности на предприятии………………………………………………...15
2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ ОАО «БРЯНСКПИВО»……………………………………………………………....21
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО«Брянскпиво»……………………………………………………………..21
2.2 Анализ рынка пивоварных изделий ……………………………………....27
2.3 Оценка инновационных возможностей предприятия…………………....37
3.МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОАО «БРЯНСКПИВО»………………………………46
3.1 Формирование эффективной системы управления инновационной деятельностью на предприятии………………………………………………. 46
3.1.1 Внедрение нового оборудования для приготовления пивоварных
изделий ………………………………………………………………………….49
3.2 Экономическая эффективность мероприятий по организации инновационной деятельности на предприятии……………………………….54
Заключение……………………………………………………………………...56
Список литературы……………………………………………………………..59
Приложения……………………………………………………………………..61

Файлы: 1 файл

kursovik_innovatsionnyy_menedzhment.docx

— 1.38 Мб (Скачать файл)

- процессные инновации означают  новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации  могут быть связаны с созданием  новых организационных структур  в составе предприятия (фирмы).2

По типу новизны для рынка  инновации делятся на:

- новые для отрасли в мире;

- новые для отрасли в стране;

- новые для данного предприятия  (группы предприятий).

По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

- инновации на входе предприятия  (изменения в выборе и использовании  сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

- инновации на выходе предприятия  (изделия, услуги, технологии, информация  и др.);

- инновации системной структуры  предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

- радикальные (базовые);

- улучшающие;

- модификационные (частные).

В Научно-исследовательском институте  системных исследований (РНИИСИ) разработана  расширенная классификация инноваций  с учетом сфер деятельности предприятия. По этому признаку выделяются инновации:

- технологические;

- производственные;

- экономические;

- торговые;


- социальные;

 - в области управления.

 

1.2 Основные этапы организации  инновационной деятельности предприятия

Инновации являются результатом творческой предпринимательской деятельности, в которой обычно участвуют многие подразделения фирмы и на которую оказывают все большее воздействие и внешние факторы (государственное влияние, экологические требования, кооперация с другими институтами и пр.).

Инновации имеют свой жизненный  цикл, начинающийся с возникновения  новой идеи и завершающийся внедрением и утверждением нового продукта на рынке. В этом цикле можно выделить шесть типичных этапов с характерными для каждой видами деятельности, ситуациями принятия решений и результатами.3 Этапы, как правило, следуют один за другим, однако не исключены случаи некоторого параллелизма (и тем самым пересечения) отдельных этапов. Так, оценки и расчеты экономической эффективности необходимо проводить не на этапе поиска идей, но и на последующих этапах.Рассмотрим основные этапы организации инновационной деятельности предприятия.


        1-й этап: стратегия предприятия и инновации. Стратегические решения по инновационной деятельности могут и должны приниматься только в связи с решениями в области общей стратегии предприятия и стратегической программы производства. В то же время они предопределяют исходные условия решений относительно последующего процесса. Стратегия позволяет заранее установить планку в инновационных устремлениях предприятия. Определяющими для инновационного процесса служат следующие стратегические решения

- выбор рынка или рыночного  сегмента

- утверждение применяемой технологии;

- выбор товаров и услуг, которые  должны производиться на предприятии;

- решение относительно кооперации  в разработках, производстве и  сбыте;

- установление объема и скорости  процесса обновления товаров  и услуг.

         В данном случае речь идет об идеальном (теоретическом) процессе. В практике предпринимательства возможно и прямо противоположное, т.е. инновации могут оказать решающее влияние на стратегическую направленность политики предприятия. На малых и средних предприятиях часто случается так, что единственная инновация надолго предопределяет развитие всего предприятия.

2-й этап: поиски  идей и их оценка.

            В этой фазе осуществляются поиски творческих идей для проблемных решений. При этом можно выделить три пути поиска:

        - разработка новых идей (генерирование идей);

        - критический пересмотр и модификация известных проблемных решений или определенных вариантов решений;

        - поиск уже работающих общих или частных решений (использование известного научно-технического опыта и знания, приобретение лицензий).

При поиске новых  идей малым и средним предприятиям особенно рекомендуется чаще обращаться к внешним источникам информации, например банкам данных, лицензионным посредникам, материалам ярмарок и исследовательских центров.

3-й этап: продуктовое  решение.

          В этой фазе предприятие должно убедиться, что благодаря продуктовой идее будет разработан реальный продукт, который может быть включен в стратегическую программу предприятия и продвинут на рынок.                              Все это требует всестороннего планирования, которое охватывает:

      - постановку целей и задач по данному продукту;

      - составление временного графика использования ресурсов, необходимых в рамках данного этапа;

      - планирование производства для предприятия в целом;


         - планирование сбыта с расчетом экономической эффективности.


          Подобное планирование содержит в себе все важные задачи, которые необходимы для дальнейшей аналитической работы в рамках процесса исследований и разработок вплоть до успешного внедрения продукта на рынок. Здесь намечаются точки пересечения маркетинга и производства; устанавливаются области соприкосновения инновации, программного планирования и маркетинга.

            4-й этап: научные исследования и разработки, технологический трансфер.

         В сфере научных исследований и разработок проводятся следующие различия: фундаментальные исследования не имеют прямого отношения к продукту, прикладные нацелены на будущее применение полученных результатов, а в ходе разработок главный интерес представляет конкретный рыночный результат. Что касается данной сферы в условиях малых и средних предприятий, то у них дело ограничивается, как правило, разработками; исследования в собственном смысле отходят здесь на задний план.

         Исходя из своих целеустановок эти предприятия могут осуществить техническую реализацию продукта посредством собственных разработок (возможно, исследований) или прибегнуть к кооперации с другими компаниями. В принципе эта задача должна решаться с учетом следующих моментов:

        - окончательное уточнение задачи и разработка принципиального решения по новому товару или новой услуге;

        - конструктивная разработка изделия вплоть до создания прототипа;

       - проектирование и подготовка производства для нового продукта с изготовлением и испытанием опытного образца, производственного оборудования и нулевой серии.

5-й этап: освоение  производства.


          Инновационный  процесс завершается внедрением  новинки на рынок. Как показывают  эмпирические исследования, неудачей  заканчивается введение примерно 1/3 новых продуктов, а среди введенных лишь около 1/3 дает прибыль выше среднего уровня, остальные позволяют только покрыть издержкиПод внедрением на рынок товаров или услуг понимается проверка с помощью рыночных тестов конкурентоспособности продукции, а также целевое использование маркетингового инструментария. Фаза внедрения заканчивается успешным закреплением продукта на рынке. В качестве решающей предпосылки успешного внедрения следует рассматривать длительную подготовку рынка сбыта для новой продукции

Разработка продукта считается  законченной, когда можно начать производство и все внимание сосредоточить  на продукте в фазе изготовления. Значение этой переходной фазы в рамках инновационного процесса чаще всего недооценивается, в результате чего возникают значительные потери времени и убытки для предприятия. В этой фазе важно следующее:

          - адаптация прототипа к производственно-техническим требованиям;

          - ознакомление задействованного персонала с технологическими процессами, методами и новыми областями задач;

          - запуск машин и оборудования до установленных пределов мощности;

         - поиски новых каналов снабжения.

         Для инновационного менеджмента в данной фазе важно обеспечить максимально короткие сроки развертывания производства, в частности с помощью соответствующей подготовки и планирования, а также гибкой реализации целей. Сокращение времени подготовки производства часто обеспечивает получение рыночных преимуществ перед конкурентами, а также позволяет быстро снизить издержки и увеличить прибыль предприятия.

         Когда владелец малого или среднего предприятия начинает знакомиться с еще неизвестными ему товарами, услугами, производственными методами и т.п., то он не всегда осознает, сможет ли стать инновацией в дальнейшем то, что кажется ему новым сейчас. Инновационность чего-либо часто можно установить лишь задним числом.


                                          6-й этап: внедрение на рынок.

Этого можно достичь  с помощью соответствующей работы с общественностью, рекламы, консультирования клиентов, а также путем использования  дополнительных маркетинговых инструментов (например, ценовой политики). При  этом важен правильный расчет сроков, т.е. верный выбор момента вступления предприятия на рынок с новой продукцией.

          На крупных предприятиях перед окончательным введением новинки проводится тестирование изделия и рынка по возможности в максимально ранней фазе инновационного проекта. С помощью подобных тестов можно снизить риски, но это связано с высокими издержками. Поэтому и продуктовое, и рыночное тестирование проводится малыми и средними предприятиями лишь в редких случаях. Чаще всего они полагаются здесь на "теоретические" суждения, а также на опыт и интуицию участников инновационного процесса.

 

 

   1.3 Методы организации инновационной деятельности на предприятии

 

        Существуют два направления организации эффективного управления инновационным процессом:4

           1. интеграция всех стадий инновационного проекта в единый непрерывный процесс, изменение структуры всех уровней управления и координация связей между ними по вертикали и горизонтали. Такие центростремительные тенденции возникают при необходимости консолидации ресурсов предприятия для выполнения конкретной крупномасштабной задачи;


          2. выделение управления инновационными процессами в самостоятельный объект управления, т.е. обособление инновационных структур от подразделений, выполняющих традиционные функции

          На практике используются оба подхода с преобладанием одного из них. Оптимизация организационной структуры предприятия для осуществления инновационного процесса является одной из важнейших задач высшего руководства.

        Для разработки и производства инновации, как правило, создают специальные подразделения, действующие подобно независимой фирме, т.е. самостоятельно осуществляющие свою производственную и рыночную политику до тех пор, пока динамично растут объем продаж и прибыль. Если рост замедляется, то проводят реорганизацию: слияние подразделения с другими или изменение его внутренней структуры, в т.ч. деление на более мелкие самостоятельные звенья. Если сразу у нескольких подразделений одновременно возникают общие научно-технические затруднения, то целесообразно создание специального звена для их преодоления. В случае возникновения противоречия между интересами двух подразделений, создают так называемую “зонтичную” группу, которая курирует оба подразделения одновременно. Если противоречия затрагивают несколько подразделений, то они реорганизуются.

          В рамках предприятия возможен ряд организационных форм управления инновационным процессом, которые доказали свою эффективность

  - советы, комитеты, рабочие группы по разработке технической политики, которые готовят предположения для руководства предприятия по стратегическим направлениям инновационного процесса;

- отделения и центральные службы  развития новых продуктов, которые  координируют инновационную деятельность, согласуют цели и направления  технического развития, контролируют  процесс разработки новой продукции  и её внедрение;

- проектно-целевые группы, выполняющие  научные исследования и разработку  новой продукции от идеи до  серийного производства. Их создают  в качестве самостоятельных подразделений  и подчиняют высшему руководству  предприятия. Как правило, такие  группы действуют на временной  основе, хотя бывают и постоянные  группы. В случае успешного внедрения  инновации такие группы зачастую  становятся ядром новых дочерних  предприятий. Как показывает зарубежный  опыт, именно проектно-целевые группы  являются основной формой организации  инновационного процесса;

    - отделы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ - традиционные подразделения, создающие новую продукцию. В последнее время их роль возросла за счет разработки и доведения до стадии освоения новых перспективных идей;

Информация о работе Организация инновационной деятельности на предприятии ОАО «Брянскпиво»