Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:41, курсовая работа
Одной из основных функций управления в настоящее время является принятие решений. Принимая решения, необходимо полагаться на такое количество информации, которое они смогут получить.
Актуальность данной темы заключается в том, что принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 РЕШЕНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Сущность и содержание управленческих решений.. 5
1.2 Формы разработки и реализации управленческих решений, принимаемые органами государственного и муниципального управления.. 9
1.3 Модель принятия управленческого решения менеджера.. 13
ГЛАВА 2 ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
2.1 Организация, подготовка, разработка и реализация управленческих решений.. 22
2.2 Виды управленческих решений.. 27
2.3 Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений.. 33
2.4 Принятие решений в государственном и муниципальном управлении.. 39
ГЛАВА 3 РЕАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ МУП «Аптека № 35»
3.1 Краткая характеристика предприятия МУП «Аптека № 35».. 41
3.2 Анализ организации, подготовки и реализации управленческих решений на предприятии.. 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
Первые три составляющие обеспечивают вертикальную взаимосвязь между уровнями управления, последние три горизонтальную связь в координации принимаемых решений. Фирма может использовать как простой, так и сложный механизм взаимодействия в менеджменте, что зависят от сложности принимаемых решений и возможностей их реализации.
Независимо от того, какие используются технологии в принятии решения, элементы самого механизма управления остаются неизменными (Рисунок 1, приложение 1). Общее руководство принятием решений предполагает, что процесс принятия решений находится в руках одного линейного руководителя, который подчинен в свою очередь вышестоящему руководителю. Здесь создается иерархия в принятии решений по линейным должностям. Каждый руководитель решает свои проблемы со своим непосредственным руководителем, а не с вышестоящим руководителями, минуя своего непосредственного руководителя. Правила принятия решения, или нормативы, обычно разрабатываются и издаются самими фирмами. В них формулируются действия, необходимые для реализации принятых решений в определенных условиях. Эти правила имеют целью осуществление координации между различными подразделениями и делятся на оперативные, стратегические, организационные. Общий план управления можно представить рисунком 2 (Приложение 1) .
Планирование вбирает в себя правила, которые обычно формулируются в среднем управленческом звене в виде различных инструкций.
Стратегические правила, или деловая политика, включают такие виды решений, как определение типа выпускаемых изделий и услуг, вида заказчиков, организации сбытовой сети способов установления цен; условий и гарантий при продаже изделий фирмы и др. Стратегические правила обычно формулируются на высшем уровне управления при участии среднего звена управления и не имеют временных ограничений [15, с 25].
Организационные правила
основываются на местном или государственном
законодательстве. Они касаются таких
вопросов, как определение цели и
характера деятельности фирмы, ее отношений
с государственными учреждениями, правовой
формы и устава фирмы: Эти правила
устанавливают владельцев фирмы, их
права и ответственность, а также
размер дивидендов, оплату высших управляющих
и премиальные выплаты, схемы
должностных окладов, лимиты капиталовложений,
в пределах которых руководители
могут распоряжаться
Обычный годовой плановый цикл в крупных фирмах начинается с определения высшим руководством ориентиров плана для производственного отделения или стратегического центра хозяйствования, являющегося центром прибыли.
Производственное отделение
или СЦХ - это низовой уровень
ответственности в фирме за законченный
цикл хозяйственной деятельности, т.е.
за разработку, производство, сбыт соответствующей
продукции и услуг. Плановыми
показателями для них являются объем
продажи, прибыль, капиталовложения. Каждое
производственное отделение или
СЦХ после этого готовит
Очевидно, что при планировании очень важно соблюдать принципы эффективного планирования (Таблица 1, приложение 4).
Принятие двусторонних решений руководителями одного уровня на основе индивидуального взаимодействия осуществляется без согласования со своими общими руководителями. Здесь реализуется горизонтальный способ координации в принятии решений в рамках утвержденных правил и планов. Для целей координации довольно часто выделяются специальные лица в находящихся на одном уровне управленческой структуры производственных отделениях (Рисунок 3, приложение 1).
В некоторых фирмах функции
координатора выполняет руководитель
проекта, отвечающий за осуществление
конкретного комплекса работ
и получающий полномочия принятия соответствующих
решений. Довольно часто в производственных
отделениях в качестве координаторов
для принятия решений назначаются
руководители, отвечающие за выпуск конкретного
изделия. Чаще всего это относится
к разработке новых изделий или
разработке и выпуску изделий, части
и компоненты которых изготавливаются
в разных производственных отделениях.
В таких случаях координатор
выполняет функции
Итак, механизм принятия решений - довольно сложный процесс, который подчиняется правила принятия решения, или нормативам, которые обычно разрабатываются и издаются самими фирмами. В них формулируются действия, необходимые для реализации принятых решений в определенных экономических условиях [17, c.145].
ГЛАВА 2 ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
2.1 Организация, подготовка, разработка и реализация управленческих решений
Содержание процесса принятия
решения зависит, прежде всего, от сложности
возникшей проблемной ситуации. К
примеру, не вызовет проблемы, если
внезапно заболел сотрудник, которому
имеется равноценная замена, но сложной
проблема окажется, если на рынке гостиничных
услуг изменилась маркетинговая
ситуация. Вопросы о том, сколько
и какие стадии должен пройти процесс
принятия решений, каково конкретное содержание
каждой из них, спорные, и решаются менеджерами
по-разному. Это зависит от квалификации
руководителя, ситуации, стиля руководства
и культуры организации. Важно, чтобы
каждый менеджер понимал сильные
стороны и ограничения каждого
подхода и процедуры принятия
решения и с учетом ситуации, а
также собственного стиля управления
умел выбрать лучший вариант. При принятии
любого, даже самого простого, решения
требуются соответствующие затраты (материальные,
социальные и др.). Поэтому менеджер должен,
прежде всего, определиться: нужно ли принимать
решение или можно обойтись советом, пожеланием
и т.д.
Классический же подход к принятию
управленческого решения состоит в соблюдении
определенной процедуры и выполнении
обязательных действий:
1. определение проблемы;
2. выявление ограничений и определение
альтернатив;
3. принятие решения;
4. реализация решения;
5. контроль за исполнением.
Определение проблемы. У истоков любого
решения находится проблемная ситуация,
требующая своего разрешения. Задача менеджера
на этом этапе состоит в анализе проблемной
ситуации, то есть в определении симптома
"болезни", изучении положения дел
и целей, предварительной формулировке
критериев решения. Таким образом, процесс
определения проблемы состоит в ее обнаружении
и оценке.
Обнаружение проблемы - осознание
того, что возникло отклонение от первоначально
установленных планов. Менеджер может
узнать о существовании проблемы
из личного обзора и анализа информации,
общественного мнения, мнения других
менеджеров и подчиненных.
Оценка проблемы - установление ее масштабов
и природы. Определение масштаба проблемы
не есть нахождение ее причины и источника.
Речь идет лишь об оценке средств для ее
решения и степени ее серьезности.
Выявление ограничений и определение
альтернатив. Причиной возникновения
проблемы могут быть находящиеся вне организации
силы (внешняя среда), которые менеджер
не может изменить. Ограничения такого
рода сужают возможности принятия оптимальных
решений, поэтому необходимо определить
их источник и суть и наметить возможные
действия, устраняющие причины этой проблемы.
Поиску альтернатив должен предшествовать
этап определения критериев успешного
решения, это исключит в будущем ошибки
в принятых решениях.
Принятие решения. На этой стадии разрабатываются
варианты решения, дается их оценка и отбирается
альтернатива с наиболее благоприятными
общими последствиями. Речь идет о сравнении
достоинств и недостатков каждого варианта
решения.
Реализация решения. Процесс
не заканчивается выбором варианта
решения, потому как для достижения
конечных целей принятое решение
должно быть реализовано. На стадии реализации
принимаются меры по конкретизации
решения и доведению его до
исполнителей. Необходимо разработать
план реализации управленческого решения,
в котором предусмотреть, кто, когда,
где и какими средствами должен решить
проблему.
Контроль над исполнением решения. Даже
после того, как решение введено в действие,
процесс его принятия не может считаться
полностью завершенным, так как нужно
получить информацию о том, по плану ли
происходит реализация принятого управленческого
решения. В процессе контроля выявляются
отклонения и вносятся поправки, помогающие
реализовать решение полностью. С помощью
контроля устанавливается обратная связь
между управляющей и управляемой системами.
При принятии важных управленческих
решений целесообразно использование
коллективных экспертиз, обеспечивающих
большую обоснованность и, как правило,
большую эффективность принимаемых решений. Помимо
того, что разрабатываемое управленческое
решение в этом случае получает разностороннюю
оценку и аргументированность, интересна
также возможность сопоставить различные
точки зрения специалистов на сравнительную
эффективность выработанных альтернативных
вариантов решений.
Методы управленческих решений представляют собой совокупность процедур и этапов, целью которых является разрешение одной или другой проблемы, образующейся перед управляющей подсистемой (т.е. субъектом управления). От того, как будет поставлена проблема, зависит успех её решения. На данном этапе важную роль играю методы сбора, обработки, хранения и анализа информации, а также методы фиксации самых главных событий, их описания, факторного анализа, оценки, моделирования, аналогии. Проблема выбора руководителем решения одна из важнейших в современной науке управления [18, с. 61].
Поскольку руководитель имеет возможность выбирать решения, он несет ответственность за их исполнение. Принятые решения поступают в исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией.
В процессе разрешения сложных проблем с целью усиления способности менеджеров к принятию обоснованных и объективных решений могут применяться различные научные методы их разработки и оптимизации, арсенал которых принято делить на два основных класса:
Разработка и оптимизация решения конкретной проблемы методами моделирования — довольно сложная процедура, которая может быть представлена последовательностью основных этапов:
Эффективность управленческого решения зависит не только от его оптимальности, но и от организации его исполнения или реализации. Необходимые условия для успешной реализации управленческих решений создаются еще в период его подготовки и принятия, в чем и заключается единство процесса решения проблемы.
На стадии реализации управленческого
решения принимаются меры для
конкретизации решения и
Каждое управленческое решение имеет
свой конкретный результат, поэтому целью
управленческой деятельности является
нахождение таких форм, методов, средств
и инструментов, которые могли бы способствовать
достижению оптимального результата в
конкретных условиях и обстоятельствах.
Существуют различные методы прогнозирования:
1. Нормативный метод применяется
для прогнозирования
2. Экспериментальный метод применяется
для прогнозирования эффективности и
сроков замены проектируемого оборудования,
сроков выпуска продукции, возможности
и сроков насыщения проектируемой продукцией
рынков сбыта, нетрадиционных объектов
массового производства, не имеющих аналогов
на стадии завершения рабочего проектирования.
Срок упреждения до 10—15 лет.
3. Параметрический метод применяется
для составления среднесрочных прогнозов
полезного эффекта, возможного изменения
рынков сбыта анализируемой продукции
серийного производства. Срок прогнозирования
до 10 лет.
Информация о работе Организация, подготовка и реалицация управленческого решения