Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 17:05, курсовая работа
Целью курсового проекта является рассмотрение вопросов организации работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала.
Задачами курсового проекта является:
1) раскрыть сущностные характеристики понятия подготовка, переподготовка и повышения квалификации кадров;
2) рассмотреть процесс организации профессионального обучения;
3) изучить эффективность подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
4) проанализировать процесс обучения персонала ООО СпецАВТО»;
5) предложить направления совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала;
6) рассмотреть зарубежный опыт обучения персонала.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы организации работы по подготовке, переподготовке и повышения квалификации кадров……………………………..6
1.1. Сущность, значение, особенности подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров…………………………………………………6
1.2. Организация профессионального обучения………………………………...10
1.3. Эффективность подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров……………………………………………………………………………….17
Глава 2. Анализ системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятии ООО «СпецАВТО»…………………24
2.1. Общая характеристика предприятия…………………………………………24
2.2. Анализ кадрового состава предприятия……………………………………...26
2.3. Анализ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на предприятии ………………………………………………………………………..31
Глава 3. Основные направления совершенствования организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала………………………..35
3.1. Совершенствование организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятии ООО «СпецАВТО»…………………35
3.2. Зарубежный опыт организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров……………………………………………………………....38
Заключение………………………………………………………………………….47
Список использованной литературы……………………………………………...50
Приложения………………………………………………………………………...
Для этого создаются различные целевые курсы, школы передовых приемов, а вне организации – специальные институты и факультеты. В то же время повышение квалификации может осуществляться и стажировкой.
Потребность организации в повышении квалификации сотрудников обусловлена:
– непрерывными изменениями в ее внешней и внутренней среде;
– усложнением процесса производства и управления;
– освоением новых видов и сфер деятельности (для фирм, например, речь идет о продуктах, рынках сбыта).
В то же время заинтересованность в повышении квалификации у сотрудника имеется тогда, когда есть уверенность не оказаться уволенным и получить продвижение по службе.
Цели повышения квалификации работниками:
– обеспечение эффективного выполнения новых комплексных задач;
– увеличение их инновационного потенциала;
– подготовка к продвижению в должности или горизонтальному перемещению;
– получение более высокого разряда или адаптации к новой технике;
– изучение новых форм организации и стимулирования труда, командной работы;
– приобретение знаний, выходящих за рамки существующей должности;
– привитие навыков принятия решений;
– побуждение учиться дальше.
Повышение квалификации дает возможность занятия более высоких должностей, повышает уверенность в себе, профессиональную гордость, позволяет выполнять более сложную работу.
Преимущества повышения квалификации как способа развития работников состоит в его целевой направленности, возможности всестороннего развития личности, гибкой обратной связи, разнообразии методик обучения, индивидуально-групповом подходе.
Повышение квалификации достаточно популярно в силу ряда причин: во-первых, повышение квалификации дешевле подготовки специалистов; во-вторых, меньшая продолжительность обучения по сравнению с подготовкой персонала; в-третьих, целевая направленность обучения на узкий круг учебных модулей для специалистов и руководителей.
Отдельные виды обучения не следует рассматривать в отрыве друг от друга. Целенаправленное обучение квалифицированных кадров предполагает тесную связь и координацию между всеми видами обучения.
Обучающая деятельность предприятия представлена достаточно разнообразными ее видами (рис. 1.1.).
Обучающая функция предприятия
По видам обучения
По формам обучения
По целевому назначению
В зависимости от места обучения
Рис. 1 Классификация обучающей функции предприятии
Обучение невозможно без знания принципов обучения, т.е. основных положений, на которых базируется успешно организованная теория образования и обучения и успешно организованный учебно-производственный процесс. Перечень указанных принципов содержится в приложении 1.
Цель деятельности предприятия (фирмы) в области обучения состоит в обеспечении:
– надлежащего уровня подготовки работника, соответствующего требованиям рабочего места (должности);
– возможности для продвижения работника как условия формирования мотивации и удовлетворенности трудом;
– обучение для усвоения новыми направлениями деятельности;
– обучение для усвоения новых приемов и методов выполнения трудовых операций2.
Процесс организации обучения на предприятии включает стадии:
I стадия – анализ производства с точки зрения человеческого фактора (работа творческая, благоприятный социально-психологический климат, продукция конкурентоспособная);
ІІ стадия – описание должностных операций;
ІІІ стадия – список знаний, умений, навыков;
IV стадия – определение критериев профессионального мастерства (тесты, таблицы, экзаменационные вопросы);
V стадия – определение учебных целей (что знать, что уметь, что делать, в какой степени нужно знать и уметь);
VI стадия – разработка учебных программ;
VII стадия – оценка процесса обучения.
Метод обучения на рабочем месте осуществляется с конкретной постановки задачи на рабочем месте (Приложение 2.).
Методы профессионального обучения вне рабочего места предназначены, прежде всего, для получения теоретических знаний и для обучения умению вести себя в соответствии с требованиями производственной обстановки (Приложение 3.).
Перед системой управления персоналом на предприятии стоят следующие задачи в области подготовки, переподготовки кадров и повышения их квалификации:
В зависимости от содержания и принятой формы организации процесса обучения существует несколько видов подготовки рабочих на предприятиях: индивидуальная, бригадная, групповая и их различные сочетания и разновидности3.
При индивидуальной форме подготовки практическое обучение осуществляется путем прикрепления ученика к высококвалифицированному рабочему-наставнику. Теоретический курс индивидуальной подготовки изучается самостоятельно.
Наиболее эффективной является групповая форма подготовки молодых рабочих, применяемая на передовых предприятиях, имеющих свои учебные мастерские и цехи. По своему содержанию групповая форма обучения рабочих на производстве приближается к условиям профессиональной подготовки в стационарных учебных заведениях. В учебных цехах предприятия имеются лучшие возможности для их оснащения современным оборудованием, применения прогрессивных технологических процессов, создания благоприятных условий для более полного усвоения учебного материала и практических приемов выполнения работы.
Формы индивидуальной и групповой подготовки: ученичество, наставничество, инструктаж, стажировка, ротация, ассистирование, объединенное руководство, дублирование.
Курсовая форма подготовки применяется для обучения работников сложным профессиям. Это происходит в два этапа: сначала в учебной группе под руководством специалиста на специально созданной для этого учебно-производственной базе предприятия или учебного центра, а затем на – рабочих местах в группе под руководством консультанта.
Теоретическое обучение при курсовой и групповой подготовке осуществляется на предприятиях в учебных группах, в учебных центрах и на специальных курсах. Обучение проходит в процессе тренингов, наставничества и проч. Оно выходит за рамки текущих служебных обязанностей и сопровождается развитием личных профессиональных качеств, формированием навыков концептуального мышления.
На производстве широко используется также и бригадная форма профессиональной подготовки молодых рабочих, где труд основных рабочих осуществляется в различных бригадах. Практическое обучение проводится путем включения учеников в производственные бригады квалифицированных рабочих, в которых под руководством бригадира молодыми рабочими ведется освоение профессиональной квалификации.
Продолжительность профессиональной подготовки рабочих на производстве определяется сроками ученического договора и временем достижения требуемой квалификации, как правило, первого или второго разряда.
Рассмотрим особенности организации процесса переподготовки непосредственно на предприятии. Наиболее широко она практикуется на предприятиях, ориентированных в своей кадровой политике на собственную рабочую силу. Необходимость в переподготовке вызывают такие процессы, как высвобождение работников и их плановое продвижение, внутризаводская текучесть работников.
По своей природе профессиональная переподготовка всегда носит опережающий характер. В этой связи она призвана выполнять две взаимосвязанные функции. Первая – удовлетворение постоянных потребностей производства в кадрах нужной профессии и квалификации, по возможности с заделом на будущее развитие. Вторая – способствовать сокращению безработицы, ее структурных и технологических форм.
Управление процессом переподготовки работников предполагает:
– определение масштабов переподготовки и факторов, влияющих на нее;
– выбор форм переподготовки с учетом достижения нужного результата с минимизацией средств на ее проведение;
– проведение социологических исследований среди высвобождаемого контингента работников, подбор рационального сочетания прежней и новой профессий как условия выработки программы и метода обучения.
Планирование переподготовки кадров предполагает наличие информации о том, по каким профессиям требуется обучить рабочих.
Фактически переподготовка осуществляется в тех же формах, что и подготовка, хотя специфика каждой из них очевидна. Основная масса рабочих – до 70% - проходит переподготовку на производстве, что обусловлено:
а) возможностями использования уникального и дорогостоящего оборудования, которым пока недостаточно оснащены ПТУ;
б) недостаточным развитием сети стационарных учебных заведений профессионального технического образования;
в) сравнительно короткими сроками обучения.
Переподготовка кадров проводится за счет средств, относимых на себестоимость продукции. Кроме того, источником финансирования выступают специально создаваемые в службах занятости фонды, часть которых может быть передана на предприятия для переподготовки кадров в рамках программ занятости населения на данной территории.
При расчете средств, необходимых на переподготовку кадров, должны учитываться не только затраты на сам процесс обучения (на оплату педагогов, на материалы и т.д.), но и материальное обеспечение работников в процессе их переподготовки.
При организации переобучения и повышения квалификации необходимо учитывать особенности лиц среднего и старшего возраста: стремление к использованию практического опыта; ориентация на участие в дискуссии; готовность на практике решать сложные проблемы и при этом рисковать, ошибаться; заинтересованность в установлении обратной связи; избирательный подход к знаниям; повышенная критичность, самостоятельность мышления; ответственность, добросовестность, старательность, повышенная внимательность; субъективизм, консерватизм, авторитарность; снижение отдельных способностей, утомляемость.
Система повышения квалификации, сложившаяся на производстве, предусматривает следующие формы осуществления:
1. производственно-технические курсы;
2. курсы целевого назначения;
3. школы передовых приемов и методов труда;
4. курсы бригадиров;
5. самостоятельно.
Производственно-технические курсы, как наиболее массовая форма, создается в целях повышения производственных умений и технических знаний рабочих до необходимого для выполнения ими работ уровня, в целях повышения квалификации рабочих в пределах данной профессии и специальности. Численность обучающихся от 5 до 30 человек в группе. Продолжительность обучения для каждой учебной группы устанавливается индивидуально в пределах от трех месяцев (с отрывом от производства) до шести (без отрыва от производства). Обучение на производственно-технических курсах заканчивается сдачей экзамена.
Курсы целевого назначения создаются непосредственно на предприятиях для изучения новой техники, оборудования, технологии, техники безопасности, прогрессивных форм организации труда. Их задача – краткосрочное обучение вновь принятых на предприятие квалифицированных рабочих с тем, чтобы в течение первого месяца работы на предприятии они могли усвоить особенности технологических процессов. Обучение ведется в учебных группах численностью от 5 до 30 человек по учебным целевым программам продолжительностью обучения, как правило, до 3-х месяцев. Курсы заканчиваются приемом экзаменов.
Школы передовых принципов и методов труда создаются в целях массового освоения рабочими приемов и методов труда передовиков и новаторов производства, бригад коллективов, добившихся высоких технико-экономических показателей, в сравнении с коллегами по труду. Обучение включает в себя практические занятия на рабочем месте, проводимые преподавателями, а также теоретические занятия, проводимые специалистами. Продолжительность школ от 30 до 100 часов, в том числе на теоретическую подготовку отводится 15-25% времени, но не менее 6 часов. Школы заканчиваются проведением итогового занятия с докладом руководителя школы и консультанта о достигнутых результатах.
Курсы бригадиров организовываются для коллективов, где применяется бригадная форма труда. Комплектуются из бригадиров, кадровых рабочих, имеющих высший квалификационный разряд. Создаются как для первичной подготовки бригадиров и кадровых рабочих, так и для повышения их квалификации. Назначение курсов – вооружить руководителей первичных коллективов знаниями в области безопасной организации производства, работ, трудового законодательства, прогрессивных форм организации и стимулирования труда, рыночного механизма хозяйствования. Заканчиваются собеседованием или приемом зачета.
Информация о работе Организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров