Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 17:05, курсовая работа
Целью курсового проекта является рассмотрение вопросов организации работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала.
Задачами курсового проекта является:
1) раскрыть сущностные характеристики понятия подготовка, переподготовка и повышения квалификации кадров;
2) рассмотреть процесс организации профессионального обучения;
3) изучить эффективность подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
4) проанализировать процесс обучения персонала ООО СпецАВТО»;
5) предложить направления совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала;
6) рассмотреть зарубежный опыт обучения персонала.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы организации работы по подготовке, переподготовке и повышения квалификации кадров……………………………..6
1.1. Сущность, значение, особенности подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров…………………………………………………6
1.2. Организация профессионального обучения………………………………...10
1.3. Эффективность подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров……………………………………………………………………………….17
Глава 2. Анализ системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятии ООО «СпецАВТО»…………………24
2.1. Общая характеристика предприятия…………………………………………24
2.2. Анализ кадрового состава предприятия……………………………………...26
2.3. Анализ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на предприятии ………………………………………………………………………..31
Глава 3. Основные направления совершенствования организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала………………………..35
3.1. Совершенствование организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятии ООО «СпецАВТО»…………………35
3.2. Зарубежный опыт организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров……………………………………………………………....38
Заключение………………………………………………………………………….47
Список использованной литературы……………………………………………...50
Приложения………………………………………………………………………...
Повышение квалификации связано с определенными издержками, как для предприятия, так и для работника. Это затраты на оплату преподавателям, аренду помещений, приобретение материалов и т.д. Поэтому повышение квалификации и обучение с отрывом от производства, вследствие чего предприятие испытывает временные трудности, должно быть организовано таким образом, чтобы результат от этого – более высокий уровень производительности труда, качество продукции вследствие освоения новых технологий, оборудования, приемов и методов труда – перекрывал издержки.
Показателями, характеризующими работу по повышению квалификации на предприятии, являются: доля рабочих, повысивших квалификацию, в общей численности, структура обучающихся по формам повышения квалификации, по срокам обучения, а также доля повысивших разряд в общей численности рабочих, повышавших квалификацию, рост производительности труда, снижение брака и т.п.
Повышение разрядов в первую очередь проводится рабочим, у которых более высокий уровень теоретических знаний и профессиональный опыт, которые освоили вторые и смежные профессии, применяют рациональную организацию труда на своем рабочем месте, прошли обучение на производственно-экономических курсах, имеют установленное для данной профессии и разряда общее образование или учатся в техникуме, институте; хорошо знающие технологический процесс выполняемой работы, правила технической эксплуатации оборудования, нормы расхода энергии. Об очередном прохождении профессионального обучения делается запись в свидетельстве по основной профессии и личной карточке в базе данных.
1.3. Эффективность подготовки,
переподготовки и повышения
Обучение – метод подготовки персонала, направленной на повышение эффективности работы организации. Оно позволяет:
– повысить эффективность и качество работы;
– сократить потребность в контроле;
– быстрее решить проблему кадров (обучение привлекает нужных людей);
– сократить текучесть и затраты, вызванные ею.
Современному производству необходим уровень образования не менее 10-13 лет. В момент окончания молодым человеком высшего учебного заведения оно уже будет отставать от реальных условий жизни на 5-6 лет, через 10-12 лет работы по специальности стартовые профессиональнее и управленческие знания устаревают на 50%, через 24 года – на 75%, к концу работы – на 90%. В западных странах каждая крупная компания имеет собственную систему обучения персонала. Особенно преуспела в этом Япония, где на эти цели расходуется в 3-4 раза больше средств, чем в США. Каждый рабочий и служащий в Стране восходящего солнца тратит на эти цели 4 часа рабочего и столько же нерабочего времени в неделю.
В соответствии с данными опросов полностью удовлетворены полученным образованием 18% российских работников, профессий – 46%, творческим возможностям – 22%, профессиональным ростом – 18%. В этих условиях люди сами должны осознавать потребность в обучении.
84% опрошенных считают, что для большей эффективности труда им нужны дополнительные знания, 79% – регулярное повышение профессионального уровня. 82% руководителей и 77% специалистов стремятся повышать квалификацию.
В настоящее время выделяют следующие виды образования: общее базовое, обычное среднее. Может быть недостаточным, адекватным или избыточным по сравнению требованиями момента. Сегодня требуется избыточное образование, поскольку оно формирует мировоззрение, необходимый уровень культуры, ценности, нормы и служит основой развития общества.
Профессиональное обучение делится:
1. Специальное. ПТУ, техникум (колледж), ВУЗ обеспечивает адаптацию к начальному этапу самостоятельной жизни и профессиональные знания, связанные с особенностями практики. Вузы и техникумы (колледжи) осуществляют производство и воспроизводство знаний.
2. Дополнительное. Имеет целью боле эффективное выполнение работы, повышение культуры и расширение представлений о мире, технике, технологии, ценностях, нормах, получение новой специальности в соответствии с требованиями должности. Существует в форме:
- адаптивного, облегчающего включение человека в новые структуры; например, введение в должность или специальность;
- поддерживающего, состоящего в повышении квалификации с целью овладения новой техникой и новыми технологиями;
- опережающего (обучение новым специальностям, работа с резервом);
- многоцелевого - для руководителей высшего уровня.
Всевозрастающая потребность в квалифицированных рабочих обуславливает совершенствование системы подготовки кадров, нахождения новых путей повышения её эффективности. Следует иметь в виду, что использование средств, выделенных предприятием на расширение подготовки кадров должно сосредотачиваться на наиболее рациональном и эффективном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращении излишних издержек и потерь.
К проблеме эффективности подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров обратились только с бурными темпами научно-технического прогресса, когда возникла острая необходимость соразмерить постоянно увеличивающиеся затраты на профессиональную подготовку рабочей силы с экономическим эффектом, получаемым от этого роста.
В наши дни ситуация такова, что образование, и не столько общее, сколько профессиональное, становится определяющим элементом, формирующим качественные характеристики рабочей силы.
Современная государственная политика в области профессиональной подготовки призвана обеспечить решение двух взаимосвязанных задач социально-экономического характера:
Говоря об экономической и социальной эффективности обучения квалифицированных кадров, необходимо отметить следующее. С экономической точки зрения подготовка квалифицированных кадров является эффективной в том случае, если связанные с ним издержки будут в перспективе ниже издержек организации на повышение производительности труда за счет других факторов или издержек, связанных с ошибками в найме рабочей силы. Подготовка квалифицированного персонала может свести на нет необходимость привлечения рабочей силы со стороны и предотвратить его сокращение путем устранения дефицита рабочей силы.
Обучение и подготовка квалифицированных кадров затрагивает множество компонентов социальной эффективности. Повышение профессионального мастерства положительно отражается на:
Экономические и социальные результаты внутренне взаимообусловлены, экономический результат всегда социально значителен. Достижение высоких экономических показателей создаёт объективные возможности для более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей; предоставление же благоприятных условий для всестороннего развития личности повышает её стремление к активному и высокоэффективному труду.
Признание взаимосвязи экономического и социального эффектов выдвигает проблему определения способов оценки затрат и соответствующих результатов, уточнение их содержания, факторов, влияющих на рост эффективности. Важной задачей является выяснение принципиальной возможности количественного измерения, то есть формализация показателей экономической и социальной эффективности подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.
У отечественных и зарубежных учёных не существует единого мнения о методах расчёта экономической и тем более социально-экономической эффективности подготовки и переподготовки кадров, хотя попытки разработки соответствующих методик принимались неоднократно. Наиболее известные работы С.Г. Струмилина, американского экономиста Е. Денисона и Т. Шульца.
В современных условиях развитие системы профессиональной подготовки определяется двумя противодействующими тенденциями: растущими требованиями НТП к общему и профессиональному уровню рабочей силы и стремлением предпринимателей к максимально возможному снижению издержек на ее воспроизводство.
Появление новых технологий ведет к качественному изменению не только профессиональной, но и квалификационной структуры персонала. Современные черты квалификационной структуры персонала сегодня – это возросший удельный вес специалистов с высшим и средним специальным образованием, рабочих высшей квалификации, а также неуклонное сокращение удельного веса малоквалифицированной рабочей силы.
Значение квалификации персонала для эффективности применение новых технологий стало столь важным, что в современном менеджменте практически всех индустриально развитых стран мира квалификация стала главнейшим признаком классификации персонала предприятия и получила ранг, равный характеристикам, определяющим принадлежность работника к управленческому или производственному персоналу.
Квалификация – это динамическая способность человека включаться в процесс производства и выполнять предусмотренные технологией трудовые операции. Она характеризует, с одной стороны потенциальную возможность работника выполнять работу определенной сложности, а с другой – уровень развития самого работника.
В период интенсивных технологических преобразований повышению квалификации отводится исключительное значение, обеспечивающее само существование предприятия.
Повышение уровня подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров ведёт к росту эффективности производительности труда. Это заметно как на уровне отдельного рабочего, так и рабочих коллективов. В настоящее время имеется ряд методик по определению влияния повышения квалификации на рост производительности труда.
Производительность труда рабочего определяется не только уровнем его образования (общего и профессионального). Вместе с тем жизнь показала, что на современных машинах и механизмах успешно могут работать лишь лица с высокой общеобразовательной и профессиональной подготовкой.
На индивидуальную производительность труда рабочего оказывает влияние ряд факторов, относящимся к физическим и духовным способностям индивида: здоровье, возраст, стаж работы. Данное положение само по себе не вызывает сомнений, но это не единственный фактор, способствующий росту индивидуальной производительности труда при неизменных материальных условиях. У большинства рабочих традиционных отраслей материального производства производительность труда увеличивается по мере возрастания их профессиональной подготовки и повышения квалификации.
Проводимыми исследованиями установлена связь профессиональной подготовки и текучести кадров. По мере роста профессионального образования изменяются мотивы текучести кадров. При низком уровне профессионального образования особенно часты увольнения из-за нарушений трудовой дисциплины и плохих отношений с администрацией, а также из-за неудовлетворённости характером выполняемой работы.
Наиболее подвержены текучести рабочие, не прошедшие профессиональной подготовки; на втором месте – получившие специальную подготовку на производстве; выпускники же ПТУ представляют собой наиболее стабильный контингент.
Глава 2. Анализ системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятии ООО «СпецАВТО»
2.1. Общая характеристика предприятия
ООО «СпецАвто» было зарегистрировано 21 апреля 2008 года в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Омской области.
Общество с ограниченной ответственностью «СпецАВТО» учреждено и действует в порядке, предусмотренном Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 21 апреля 2008 года №14-ФЗ, учредительными документами и другими правовыми актами, действующими на территории РФ.
Местоположение ООО «СпецАВТО»: г. Омск, ул. Звездова, дом 124А.
Основные виды деятельности организации:
Рис. 2. Виды деятельности ООО «СпецАВТО»
Главная задача ООО «СпецАВТО» – предпринимательская деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов коллектива и интереса собственника имущества предприятия.
ООО «СпецАВТО» имеет линейную структуру управления персонала. На 2012 год в организации работает 20 человек.
Все цели предприятия достигаются лишь совместными усилиями и равноправным участием всего персонала предприятия.
Необходимыми условиями являются: точность и правильность расчетов производства, широкий спектр услуг, стабильное оказание услуг.
Информация о работе Организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров