Организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является рассмотрение вопросов организации работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала.
Задачами курсового проекта является:
1) раскрыть сущностные характеристики понятия подготовка, переподготовка и повышения квалификации кадров;
2) рассмотреть процесс организации профессионального обучения;
3) изучить эффективность подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
4) проанализировать процесс обучения персонала ООО СпецАВТО»;
5) предложить направления совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала;
6) рассмотреть зарубежный опыт обучения персонала.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы организации работы по подготовке, переподготовке и повышения квалификации кадров……………………………..6
1.1. Сущность, значение, особенности подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров…………………………………………………6
1.2. Организация профессионального обучения………………………………...10
1.3. Эффективность подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров……………………………………………………………………………….17
Глава 2. Анализ системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятии ООО «СпецАВТО»…………………24
2.1. Общая характеристика предприятия…………………………………………24
2.2. Анализ кадрового состава предприятия……………………………………...26
2.3. Анализ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на предприятии ………………………………………………………………………..31
Глава 3. Основные направления совершенствования организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала………………………..35
3.1. Совершенствование организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятии ООО «СпецАВТО»…………………35
3.2. Зарубежный опыт организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров……………………………………………………………....38
Заключение………………………………………………………………………….47
Список использованной литературы……………………………………………...50
Приложения………………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Kursovaya_po_UP.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

В «кружках качества», в первую очередь формируется многопрофильность именно оперативного персонала, непосредственно занятого в процессе производства. Основные цели создания «кружков качества» на производстве следующие: передача производственного опыта одними сотрудниками предприятия другим; повышение морального духа персонала компании; улучшение морально-психологического климата на рабочих местах; развитие у работников потребности в качественной работе.

В Японии действует двенадцатилетняя система школьного обучения, из которых шесть лет – начальная ступень, три года – средняя ступень и три года – повышенная ступень, которая призвана давать специальное образование. Но в школе нет необходимых условий для практического закрепления профессиональных знаний. Крупные компании стали применять стратегию приема молодых рабочих «с запасом», ориентируясь на расширение своего производства, для пополнения персонала в связи с выходом на пенсию старшего поколения и для того, чтобы не уступать конкурентам этот важный стратегический ресурс. Подавляющая часть принятой на работу молодежи проходит профессиональное обучение в учебных центрах компаний или направляется на стажировку в крупные зарубежные или отечественные учебные заведения.

Профессиональная подготовка и непрерывное обучение персонала в японской системе управления – это «не столько переобучение работников в связи со «старением» их квалификации, сколько планируемый процесс систематического повышения квалификации и перехода от простых к более сложным профессиям, от узкой специализации к многопрофильной»4. Этот процесс планируется и осуществляется, как правило, на основе следующих компонентов системы управления крупной компанией: формулировка стратегических целей компании; составление прогнозов развития компании; учет индивидуальных потребностей работников.

Своеобразна и необычна организация повышения квалификации персонала в некоторых промышленных и торговых фирмах Японии. Например, в некоторых компаниях существует такая традиция: в первый день обучения всем учащимся на куртки прикрепляются 15-20 «лент позора» - по числу изучаемых дисциплин. После сдачи очередного экзамена снимается одна из «лент позора». Данная процедура достаточно сильно мотивирует сотрудников на достижение высоких результатов в обучении. Кроме того, ежедневно каждый учащийся пишет отчет о ходе учебы и отправляет его в свою фирму. По большому счету это необходимо в первую очередь самим учащимся. Таким образом, они систематизируют полученные знания, оценивают уровень владения приобретенными умениями и навыками, что в будущей профессиональной деятельности приведет к умелому и эффективному использованию этих знаний, умений и навыков.

Существует еще одна особенность процесса обучения персонала японских компаний: изучаются и запоминаются несколько десятков опасных для фирмы ситуаций и перечень экстренных мероприятий по выводу фирмы из кризисной ситуации. В результате обучения формируются разносторонние высококвалифицированные специалисты, способные вывести свою компанию из кризисного положения.

В японских компаниях очень широко применяется система ротации. Ротация представляет собой плавное перемещение работника на различные участки работы фирмы. Ротация для кандидата на руководящую должность обязательна и проводится около одного раза в пять лет. Среднее время пребывания сотрудника на одном посту зависит от специфики его работы.

В системе профессиональной подготовки и обучения многих японских предприятий применяется метод PDCA. В соответствии с этим методом у сотрудников вырабатываются навыки в процессе работы периодически выполнять четыре необходимых действия:

P – Plan (планирование) – составление  четкого плана действий на  определенный стратегически значимый  для компании период времени  с одновременным указанием ожидаемого  результата;

D – Do (исполнение) – исполнение мероприятий, намеченных ранее в определенный стратегически значимый для компании период времени;

C – Chek (проверка) – сверка выполненных  работ с запланированными;

A – Act (результат) – сверка получившегося  результата с запланированным и анализ выявленных отклонений и их причин5.

Данные действия схематично изображены на рисунке 5.

Рис. 5. Действия PDCA

Основной принцип PDCA заключается в том, чтобы показать работнику стандартные пути решения производственных проблем в соответствии с требованиями, предъявляемыми потребителями.

Вполне возможно перенять и с успехом использовать очень многое из опыта японских компаний, получая очень значимые как в организационном, так и в социальном плане результаты.

Таким образом, основным принципом в системе управления развития персонала лежит принцип развития, который заключается в обеспечении возможности сотрудником проявлять свои способности.

Превращение «знание отдельного работника в знание всей организации» - такова главная задача японской системы обучения. На практике данное превращение обеспечивают «кружки качества», которые имеют множество целей, таких как передача опыта и т.д.

Но существуют и другие системы обучения персонала, такие как: двенадцатилетняя система обучения, особые подходы к повышению квалификации персонала, система ротации и известная система PDCA.

Все это, а главное прогресс Японской промышленности, говорит о том, что система обучения персонала данной страны достаточна сильна.

А вот на профессиональную подготовку, обучение и переобучение своих сотрудников американские фирмы тратят немалые финансовые, материальные, временные, человеческие ресурсы. Это обусловлено тем, что необходимая квалификация работников непосредственно сказывается на прибыли. Залог успеха деятельности всей фирмы во многом определяется ростом уровня знаний, индивидуального и группового интеллектуального потенциала. Именно поэтому американские фирмы выделяют большие средства на профессиональную подготовку и обучение своих сотрудников. Так, например, IBM потратила на обучение персонала в 2009 г. один миллиард долларов, а Ford - 500 млн. долл. Наблюдается тенденция устойчивого роста инвестиций в человека, что свидетельствует о понимании и принятии человека и его профессиональной деятельности в компании как одного из основных определяющих компонентов в достижении успешности деятельности компании, ключевых факторов повышения ее конкурентоспособности6.

Именно поэтому многие крупные американские компании организовывают свои корпоративные университеты для проведения профессиональной подготовки и организации непрерывного обучения сотрудников. Так, например, крупнейший корпоративный университет Global Learning создан в компании IBM. Он насчитывает 3400 преподавателей из 55 стран мира, которые проводят около 10000 специализированных курсов. И уже более 126000 сотрудников компании прошли профессиональную подготовку, переподготовку и обучение в этом университете.

В основе организации профессиональной подготовки и обучения многих американских компаний лежат три главных принципа:

  • непрерывность профессиональной подготовки и обучения персонала, обусловленная ускоряющимися темпами развития, модернизации техники и технологии;
  • практическая направленность профессиональной подготовки и обучения персонала;
  • использование преимущественно активных методов обучения персонала.

В США в системе повышения квалификации на производстве существуют жёсткие экономические критерии, они ориентируются на конечный практический результат, осуществляется тщательный контроль и обязательно оценивается эффективность каждой программы. Повышение квалификации осуществляется в двух основных формах – тренинга  и развития работников. В последнем случае обычно предполагается подготовка (переподготовка) работника к следующей профессии (должности).

Американские фирмы изучили и стали широко применять положительный опыт японских компаний в организации и использовании кружков качества. Образовательные программы занимают около 30-40% времени работы кружков. Техника, технология, экономика и организация производства, принципы и методы контроля качества, принципы и практика группового поиска решения возникающих проблем считаются главными направлениями обучения персонала в «американских» кружках качества. 
Безусловно, динамичные, активные методы профессиональной подготовки и обучения персонала американских компаний очень действенны и эффективны. Если их применять в российской практике, то они способны оказать положительное влияние на развитие компаний и предприятий России.

В США профессиональной подготовке и обучению персонала уделяется большое внимание, как правило, в крупных компаниях, в то время как в Европе преимущественно малые компании чаще всего и интенсивнее обучают своих сотрудников.

Таким образом, американские компании принимают человека и его профессиональную деятельность, как одно из основных компонентов успешности фирмы. Об этом свидетельствуют инвестиции в человека. Обучение в фирмах данной страны проходит как внутри, так и вне фирмы. Американские компании широко используют одну из систем образования Японии – «кружки качества».

Что касается европейских компаний, то, как правило, крупные корпорации создают свои учебные центры, институты и университеты, где обучается их персонал. Так, например, компания «Люфтганза» (Германия) имеет целый ряд учебных центров. В них наряду с профессиональной подготовкой осуществляется дальнейшее сопровождение процессов развития персонала компании. Преимущественно, это осуществляется через курсы повышения квалификации, консультации для руководителей и специалистов, разного рода тренинги. Необходимо отметить, что профессиональная подготовка и обучение персонала осуществляется в рамках дуальной системы, которая предполагает гармоничное сочетание циклов теоретического и практического обучения. Теоретическую программу учащиеся осваивают в стенах учебных центров, а практическую – непосредственно на предприятии .

Профессиональная подготовка и обучение персонала в европейских компаниях носит преимущественно системный, непрерывный характер. Это подтверждается тем, что в компании постоянно происходит мониторинг потребностей в профессиональной подготовке и планирование дальнейшего использования обученного персонала.

Итак, особенностью обучения в европейских компаниях является постоянное исследование потребностей в обучении персонала. В странах Европы существует тенденция создания собственных учебных центров.

Анализируя вышеизложенное проведем сравнительный анализ, который будет изображен в виде таблицы.

Таблица 7

Сравнительный анализ обучения персонала в зарубежных компаниях

 

Японские компании

Американские компании

Европейские компании

Задача

Превращение «знания отдельного работника в знание всей организации»

Инвестиции в человека, что способствует пониманию и принятию человеком его профессиональной деятельности в компании как одного из основных определяющих компонентов в достижении успешности деятельности компании, повышения ее конкурентоспособности

Постоянный мониторинг потребностей в профессио-нальной подготовке и планирование дальнейшего использования обученного персонала

Основ-ные

принци-пы обу-чения

принципа развития

  1. непрерывность профессиональной подготовки и обучения персонала;
  2. практическая направленность профессиональной подготовки и обучения персонала;

 3. использование преимущественно активных методов обучения персонала

1. Системность;

2. Непрерывность

Особен-ности

1. применяется система ротации;

2. используется метод PDCA

Фирмы выделяют большие средства на профессиональную подготовку и обучение своих сотрудников (залог успеха деятельности всей фирмы во многом определяется ростом уровня знаний)

1. Создают свои учебные центры;

2. Обучение осуществляется в  рамках дуальной системы.


 

Из таблицы видно, что и у Японских, и у Американских, и у Европейских компаний существует задача обучения персонала, связанная с желанием дать знания сотрудникам, которые в дальнейшем смогут вносить положительные изменения и тем самым повышать эффективность предприятия.

В этих странах также существуют и общие принципы обучения – системность и непрерывность. А это говорит о том, что руководство организации осознает необходимость постоянного обучения, и понимает, что специалист, которому помогают развиваться, будет помогать развиваться своей организации.

Информация о работе Организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров