Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 11:29, дипломная работа
Цель дипломной работы – разработка мероприятий по совершенствованию организации сбытовой политики на ОАО «МАЗ» –управляющая компания холдинга «БелАвтоМаз».
В ходе выполнения дипломной работы изучены теоретические аспекты организации сбытовой политики, проведен анализ организации сбытовой деятельности на ОАО «МАЗ» – управляющая компания холдинга «БелАвтоМаз», предложены направления и пути совершенствования организации сбытовой деятельности предприятия.
При выполнении дипломной работы использованы методы исследования: систематизация и логическое обобщение, табличный и графический метод, сравнительный анализ.
Результаты работы могут быть использованы руководством ОАО «МАЗ» – управляющая компания холдинга «БелАвтоМаз» в деятельности предприятия.
Внедрение разработок повысит эффективность сбытовой деятельности предприятия, что повлечет повышение уровня конкурентоспособности ОАО «МАЗ», повысит роль и качество маркетинга в деятельности предприятия, что в свою очередь привлечет в Республику Беларусь иностранную валюту.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СБЫТА ПРОДУКЦИИ. СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………….
9
1.1 Понятие и сущность управления сбытом продукции…….………………
9
1.2 Контроллинг в системе сбыта…………………………………………….....
20
1.3Государственное регулирование экспортной деятельности предприятий в Республике Беларусь………………………………………………………….
25
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МАЗ»………...
30
2.1 Краткая характеристика предприятия……………….……………………..
30
2.2 Анализ финансово-экономической деятельности предприятия…………
36
2.3 Анализ сбытовой деятельности ОАО «МАЗ»……………………………...
43
2.4 Анализ экспортной политики предприятия………………………………..
49
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОАО «МАЗ»…………………………...
58
3.1 Слабые и сильные стороны сбытовой деятельности ОАО «МАЗ»……….
58
3.2 Пути совершенствования сбытовой политики предприятия……………...
60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………
В законодательстве сформулированы принципы государственного регулирования:
Конкретный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности определяется указами президента и постановлениями правительства, которые конкретизируют законодательные положения. Они устанавливают порядок лицензирования и квотирования во внешней торговле, ставки таможенных платежей и порядок их взимания.
Согласно с указом Президента Республики Беларусь № 178 27 марта 2008 года о порядке проведения и контроля внешнеторговых операций функции по контролю внешнеторговых операций в рамках полномочий, предусмотренных Положением о порядке контроля за проведением юридическими лицами данных операций, осуществляют: Комитет государственного контроля, Национальный банк, Государственный таможенный комитет, Министерство иностранных дел, Министерство торговли, а также другие органы государственного управления.
Основными методами регулирования внешнеэкономических связей являются:
Но в последнее время правительство почти полностью отказалось от административных методов (кроме специфических видов торговли), а также от квотирования экспорта. Отменены также и экспортные пошлины.
Законом предусматриваются и такие меры содействия экспорта и внешнеэкономической деятельности в целом, как ежегодное составление программ развития внешнеторговой деятельности. В долгосрочном плане наиболее важно создать систему стимулирования наиболее эффективного и перспективного экспорта – экспорта готовой продукции. Правительство Республики Беларусь принимает меры по созданию благоприятных условий для доступа белорусских лиц на рынки других государств, вступая, в частности, в этих целях в двусторонние и многосторонние переговоры и заключая международные договоры, а также участвуя в создании и деятельности международных организаций и межправительственных комиссий, призванных содействовать развитию торгово-экономических связей Республики Беларусь с иностранными государствами.
В условиях экономического кризиса одним из наиболее важных направлений в повышении эффективности производства предприятий является привлечение иностранных инвестиций и кооперация производства. Регулирование международного инвестиционного сотрудничества, производственной кооперации, валютных и финансово-кредитных операций, осуществляется соответствующими законами и иными правовыми актами Республики Беларусь.
Государство не создает препятствий на пути развития экспортной политики белорусских предприятий, и старается способствовать ей. Предприятие, без каких либо ограничений может находить рынки сбыта для производимой продукции за пределами своей страны.
Но решающую роль в совершенствовании структуры производства и внешней торговли должно сыграть не государство, а сами предприятия. Только на пути развития современного конкурентоспособного производства, в том числе и наукоемкого, повышения эффективности от работы на мировых рынках, белорусский бизнес может стать равноправным партнером Запада.
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МАЗ»
2.1 Краткая характеристика предприятия
Наибольший удельный вес в машиностроительном комплексе республики занимает автомобильная промышленность. Автомобилестроение представлено 38 предприятиями и организациями. В его состав входят специализированные научно-исследовательские и конструкторско-технологические институты, которые обеспечивают разработку новых изделий, технологий и оборудования. Особенно велика роль ведущих предприятий, среди которых почетное место занимает Минский автомобильный завод (ОАО «МАЗ» – управляющая компания холдинга «БелАвтоМаз»), далее – ОАО «МАЗ».
Открытое акционерное общество «Минский автомобильный завод» – крупнейшее предприятие Республики Беларусь по выпуску большегрузной автомобильной, пассажирской, прицепной и автокрановой техники.
Завод является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, входит в качестве головного предприятия в состав Производственного объединения «БелАвтоМаз», в составе которого находятся также РУП «БААЗ» (г. Барановичи), РУП «ОЗАА» (г. Осиповичи), РУА «КЗТШ» (г. Жодино), РУП «Литмаш» (г. Минск), ПРУП «ДЭМЗ» (г. Дзержинск), РУП «СтройМАЗтрест» (г. Минск).
Минский автомобильный завод включает в себя все виды действующих производств, свойственных современным крупным машиностроительным заводам, среди которых: литейное, кузнечное, прессовое, сварочное, механообрабатывающее, термическое, окрасочное, сборочное, инструментальное.
Юридический адрес:
Расчетный счет: 3012200020016 в филиале 0102 АКБ «Приорбанк», г. Минск, код 755.
История завода начинается с 9 августа 1944 года, когда Государственный комитет обороны принял постановление о строительстве автосборочного завода в г. Минске. В октябре 1947 года на заводе были собраны первые пять МАЗов. С 1948 года было организовано серийное производство автомобилей. Завод стал одним из ведущих производителей большегрузных дизельных автомобилей с ежегодным выпуском 25 тыс. машин.
В 1951 году завод выпустил 25 тысяч машин против 15 тысяч плановых. Причем, увеличивался не только выпуск автомобилей. Результатом поисков конструкторов стали машины, которых не знало мировое автомобилестроение. Первый в мире 40-тонный самосвал МАЗ-530 на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе в октябре 1958 года был отмечен высшей наградой – «Гран-при».
В ноябре 1958 года на МАЗе собраны первые образцы автомобилей МАЗ-500 и МАЗ-503, которые пришли на смену автомобилям семейства МАЗ-200.
31 декабря
1965 года с главного конвейера
сошел последний автомобиль
Сентябрь 1970 года был началом производства модернизированных автомобилей МАЗ-500А, а в марте 1976 года с главного конвейера сошел первый самосвал МАЗ-5549 из нового семейства автомобилей МАЗ-5335. В 1981 году на главном конвейере собран первый седельный тягач МАЗ-5432 нового семейства автомобилей и автопоездов МАЗ-6422.
В 1996 году, после успешного прохождения приемочных и эксплуатационных испытаний в автохозяйствах Республики Беларусь, был рекомендован к серийному производству новый модельный ряд МАЗ-5440. 11 марта 1997 года с конвейера Минского автомобильного завода сошел первый магистральный тягач нового семейства МАЗ-54421. В конце 1997 года собраны автомобили МАЗ-54402 и МАЗ-544021 полностью удовлетворяющие всем европейским требованиям к большегрузным автомобилям для международных перевозок.
В феврале 2006 года был выпущен уникальный для отечественных производителей аэродромный автобус МАЗ 171, специально предназначенный для перевозки пассажиров в аэропортах. Минский автомобильный завод ведет активную работу по поиску новых рынков сбыта автотехники. В настоящее время согласуется ряд контрактов и соглашений, исполнение которых запланировано на 2009–2010 года на поставку автотехники в Азербайджан, Венесуэлу, Вьетнам.
Положительная динамика намечена в сотрудничестве со странами Африки и Латинской Америки.
Так же поставки осуществляются в Россию, Украину и другие страны СНГ.
Минский автомобильный завод продолжает создание сборочного предприятия в Венесуэле «МАЗ-ВЕН». По договоренности с венесуэльской стороной был разработан и согласован новый бизнес-план по увеличению мощностей сборочного завода с 1 000 до 5 000 единиц в год. Об успешном сотрудничестве ОАО «МАЗ» с Венесуэлой свидетельствует также и увеличение поставок полнособранной автотехники.
ОАО «МАЗ» укрепляет сотрудничество с уже существующими партнерами в странах Африки, где постоянно осуществляет поиск новых рынков сбыта. В Зимбабве были проведены переговоры о возможности создания СП с организацией станций сервисного обслуживания и склада запчастей.
В данный момент наибольшими конкурентами являются российские предприятия ЛиАЗа, ООО «РоАЗ», ООО «ЕвоБус Русслэнд», ОАО «ПАЗ», КаМАз и др.
Минский автомобильный завод является крупнейшим производителем магистральных большегрузных автопоездов, прицепного состава и другой дизельной техники, выпускающий более 150 наименований автотехники.
Грузовая техника (грузовая техника Евро 2, грузовая техника Евро 3, грузовая техника Евро 4).
Прицепная техника (прицепы, полуприцепы)
Пассажирская техника (городские автобусы, пригородные и междугородние автобусы, туристические автобусы, специальные автобусы)
Спецтехника на базе ОАО «МАЗ» – это автокраны, коммунальная техника, автовышки, изотермы.
На рисунке 2.1 представлена структура выпуска ОАО «МАЗ» автотехники.
Рисунок 2.1 – Структура выпуска автотехники ОАО «МАЗ»
Примечание – Разработан автором согласно данным ОАО «МАЗ»
Как видно из рисунка, наибольший удельный вес составляет грузовая автотехника 67,7%, а на втором месте прицепная техника (25,55%).
Наряду с автомобильной техникой, завод выпускает запасные части к ней, готовые узлы, детали и заготовки по межзаводской кооперации, специальное технологически чистое оборудование, инструмент, товары народного потребления, оказывает услуги населению и сторонним организациям. В последние годы на заводе освоено производство городских и туристических автобусов на основе конструкции немецкой фирмы “Неоплан”. По своим техническим, эксплуатационным характеристикам и технологии изготовления автобусы МАЗ являются лидерами в автобусостроении стран СНГ.
Автомобильный завод также прорабатывает возможность поставки автотехники в Узбекистан на консигнацию.
В данный момент руководство ОАО «МАЗ» планирует улучшение работы дилерской сети, перевооружение некоторых цехов, а так же поставку автотехники в Азербайджан, Венесуэлу, Вьетнам. Планируются поставки автотехники в страны Латинской Америки . Планируется создание сборочного предприятия по производству спецтехники в Аргентине, г. Ушуайя (СЭЗ), с целью освоения рынка данной страны и расширения географии поставок в данном регионе.
ОАО «МАЗ» укрепляет сотрудничество с уже существующими партнерами в странах Африки, где постоянно осуществляет поиск новых рынков сбыта.
Минский автомобильный завод, являясь государственным предприятием, самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает штатное расписание, разрабатывает и реализует научно-техническую, экономическую, инвестиционную и социальную политику, координирует действия в сфере рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Осуществление функций управления подразделениями производится в соответствии с положениями о самостоятельных структурных подразделениях завода, положениями о должностных лицах, должностными инструкциями, стандартами предприятия, процедурами управления, инструкциями.
Структура управления заводом совершенствуется по мере изменения рыночных условий путем создания новых и реорганизации (реструктуризации) существующих подразделений. Это вызвано необходимостью создания организационно-технических условий для эффективного воздействия на экономическую, финансовую, производственную, социальную, научно-исследовательскую деятельность завода в зависимости от конъюнктуры рынка.
Управление заводом осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом завода на основе сочетания прав и интересов трудового коллектива и собственника имущества завода.
Сочетание и согласованность интересов трудового коллектива и собственника имущества завода реализуется через Совет предприятия. Совет предприятия решает отнесенные к его компетенции вопросы коллегиально на своих заседаниях. Заседание собирается по мере необходимости.
Совет предприятия правомочен решать вопрос в присутствии не менее 2/3 его членов.
Руководителем завода является генеральный директор, назначаемый по контракту Министром промышленности. Генеральный директор самостоятельно решает все вопросы деятельности объединения, за исключением отнесенных действующим законодательством РБ к компетенции собственника, общего собрания (конференции) трудового коллектива и Совета предприятия.
Генеральный директор действует от имени предприятия, представляет его интересы во всех предприятиях, учреждениях и организациях, распоряжается имуществом и средствами завода в пределах прав, установленных собственником.
Информация о работе Организация сбытовой политики предприятия машиностроительной отрасли