Организация сбытовой политики предприятия машиностроительной отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 11:29, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – разработка мероприятий по совершенствованию организации сбытовой политики на ОАО «МАЗ» –управляющая компания холдинга «БелАвтоМаз».
В ходе выполнения дипломной работы изучены теоретические аспекты организации сбытовой политики, проведен анализ организации сбытовой деятельности на ОАО «МАЗ» – управляющая компания холдинга «БелАвтоМаз», предложены направления и пути совершенствования организации сбытовой деятельности предприятия.
При выполнении дипломной работы использованы методы исследования: систематизация и логическое обобщение, табличный и графический метод, сравнительный анализ.
Результаты работы могут быть использованы руководством ОАО «МАЗ» – управляющая компания холдинга «БелАвтоМаз» в деятельности предприятия.
Внедрение разработок повысит эффективность сбытовой деятельности предприятия, что повлечет повышение уровня конкурентоспособности ОАО «МАЗ», повысит роль и качество маркетинга в деятельности предприятия, что в свою очередь привлечет в Республику Беларусь иностранную валюту.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………

7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СБЫТА ПРОДУКЦИИ. СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………….

9
1.1 Понятие и сущность управления сбытом продукции…….………………
9
1.2 Контроллинг в системе сбыта…………………………………………….....
20
1.3Государственное регулирование экспортной деятельности предприятий в Республике Беларусь………………………………………………………….

25
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МАЗ»………...
30
2.1 Краткая характеристика предприятия……………….……………………..
30
2.2 Анализ финансово-экономической деятельности предприятия…………
36
2.3 Анализ сбытовой деятельности ОАО «МАЗ»……………………………...
43
2.4 Анализ экспортной политики предприятия………………………………..
49
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОАО «МАЗ»…………………………...

58
3.1 Слабые и сильные стороны сбытовой деятельности ОАО «МАЗ»……….
58
3.2 Пути совершенствования сбытовой политики предприятия……………...
60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

Файлы: 1 файл

диплом по маз.docx

— 333.30 Кб (Скачать файл)

Специалист по внешнеэкономической деятельности назначается на должность и освобождается от должности приказом Генерального директора по представлению начальника управления внешнеэкономической деятельности.

Специалист осуществляет свою работу на основании законодательства Республики Беларусь, таможенного законодательства Республики Беларусь, Указа Президента Республики Беларусь от № 178 от 27 марта 2008 года, постановлений вышестоящих организаций, приказов по Обществу, других технических нормативных правовых актов (далее ТНПА) и технической документации (далее ТД) Республики Беларусь и Общества, директивных и организационных документов Общества, Положения об отделе и других локальных нормативных актов Общества, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, правил внутреннего трудового распорядка.

На специалиста по внешнеэкономической деятельности возлагаются следующие функции:

  • обеспечение развития экспорта производимой продукции, улучшение его структуры, расширение его номенклатуры;
  • осуществление взаимосвязей с зарубежными партнерами;
  • проведение работ по заключению международных контрактов, таможенному оформлению импортных и экспортных грузов на таможенных терминалах.

Специалист по внешнеэкономической деятельности имеет право:

  • оформлять сопроводительные документы на экспортируемую продукцию, подготавливать контракты с контрагентами для подписания Руководством Общества;
  • проводить таможенное оформление товаров от имени Общества;
  • получать консультации и дополнительную  документацию у специалистов предприятия о функциональном назначении товаров с целью правильного присвоения кода по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее ТН ВЭД);
  • предъявлять требования ответственным исполнителям о предоставлении правильно оформленных документов, необходимых для проведения таможенного оформления грузов;
  • обратиться с просьбой или запросом устно или в виде докладной записки к начальнику отдела внешнеэкономической деятельности или вышестоящему руководителю (по согласованию с начальником управления).

Специалист по внешнеэкономической деятельности несет ответственность  за некачественное исполнение обязанностей в сроки, установленные законодательством Республики Беларусь.

Специалист по внешнеэкономической деятельности должен знать:

  • политику в области систем управления ОАО «МАЗ»;
  • требования нормативно-правовых актов (НПА), ТНПА и ТД Республики Беларусь, Общества в рамках своих обязанностей;
  • требования Положения об отделе внешнеэкономической деятельности и настоящей инструкцию;
  • законодательство Республики Беларусь, основы работы на персональном компьютере и знание программ  1С, «Декларант–1»;
  • правила, нормы охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии;
  • правила внутреннего трудового распорядка и основы трудового законодательства.

Критериями оценки работы специалиста по внешнеэкономической деятельности являются:

  • рост экспортной продукции;
  • развитие, расширение и укрепление международных связей и авторитета Общества за рубежом;
  • правильное проведение таможенного оформления всех импортных и экспортных грузов в кратчайшие сроки;
  • точность и правильность таможенного оформления и уплаты таможенных платежей;
  • выполнение требований НПА, ТНПА и ТД Республики Беларусь и Общества.

В обязанности специалистов, занимающихся экспортом товаров, согласно утвержденным должностным инструкциям, входит:

  • выполнять Требования ТНПА и ТД Республики Беларусь, Общества в рамках своих должностных обязанностей;
  • собирать и предоставлять информационные справки об адресах фирм, о сфере их деятельности, об их дееспособности и благонадежности;
  • осуществлять подготовку и участвовать в переговорах с иностранными фирмами;
  • организовывать связи с деловыми партнерами, систему сбора необходимой информации для расширения внешних связей и обмена опытом;
  • разрабатывать рекомендации по развитию новых форм внешнеэкономического сотрудничества;
  • оформлять документы по экспорту;
  • организовывать работу по обеспечению своевременного поступления денежных средств за отгруженную на экспорт продукцию;
  • организовывать работу по увеличению объема экспортных поставок, вовлечению в экспорт новых видов продукции;
  • реализовывать Политику ОАО «МАЗ» в области систем управления (в соответствии с закрепленной за отделом деятельностью);
  • заказывать сертификаты (соответствия, качества, безопасности, гигиены) и другие документы, необходимые для таможенного оформления, в подразделениях Общества;
  • соблюдать коммерческую тайну в соответствии с правилами, установленными в Обществе;
  • обеспечивать соблюдение действующих норм и правил охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, производственной санитарии в подразделении;
  • в ходе переговоров с иностранными фирмами подготавливать и заключать договора на поставку товаров;
  • выполнять иные распоряжения начальника управления, связанные с профессиональной и трудовой деятельностью.

Экспорт товаров – представляет собой весь ассортимент продукции, выпускаемой на ОАО «МАЗ» – ведется согласно договорам поставки утвержденной формы. Договора поставки содержат восемь основных пунктов в которых оговаривается:

  • Предмет договора. В этом пункте идет речь об объемах поставок.
  • Качество товара, тара. Здесь оговаривается, что качество поставляемого товара должно соответствовать  требованиям технических нормативных правовых актов (технические условия Республики Беларусь, стандарты Республики Беларусь), действующим на территории Республики Беларусь и подтверждается удостоверением качества и сертификатом соответствия. На каждую партию товара в товарно-транспортной накладной указывается номер удостоверения качества, номер сертификата соответствия или номер удостоверения  о государственной гигиенической регистрации. А партию товара выдается удостоверение качества, если того требует покупатель. Также в этом пункте размещены требования по хранению товара.
  • Условия поставки товара. На ОАО «МАЗ» при экспорте товара согласно Incoterns 2010 практикуются условия поставки DDU – поставка без оплаты пошлины с указанием места назначения и FCA – поставка товара перевозчику с указанием места назначения.
  • Цены и порядок расчетов. Здесь оговаривается условие оплаты. Это, как правило, предоплата 100%, а также сроки предоставления предоплаты после подписания договора обеими сторонами.
  • Уплата косвенных налогов. Покупатель обязан оплатить все налоги, взимаемые при ввозе товара или начисляемые на ввозимый товар в стране покупателя, в том числе акциз и НДС, не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров, и предоставить поставщику не позднее 60 дней с даты отгрузки товара экземпляр заявления о ввозе товара на территорию страны покупателя с отметкой налогового органа, подтверждающей уплату налогов в полном объеме.
  • Ответственность сторон, форс-мажор. Здесь оговаривается, что стороны договора несут ответственность за полное или частичное невыполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору. Сторона, ссылающаяся на форс-мажорные обстоятельства, обязана информировать другую сторону не позднее 20 календарных дней с момента их наступления.
  • Заключительные положения. Они включают дату вступления договора в силу, рассмотрение споров, дату окончания договора ил условия его продления.
  • Реквизиты сторон.

Далее приводится отчет по экспорту продукции за 2012 год (материал приводится в таблице 2.12).

Основной объем экспорта ОАО «МАЗ» идет в Россию, Украину, страны Балтии, Великобританию, Азербайджан, Германию, и Молдову.

Кроме того, были отправлены пробные партии в Канаду, Вьетнам, Индию.

 

 

Таблица 2.12 – Объем экспортируемых товаров в 2012 году, млн. руб.

 

Экспорт товаров в 2012году (млн.руб.)

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

466, 2

480,7

669,6

1504,7

1890,4

2088,9

1 998,9

1610,9

1470,9

1356,9

1393,2

2221,2


Примечание – Разработана автором в соответствии с данными ОАО «МАЗ»

Таким образом, по отчету за 2012 год было отгружено:

В Российскую Федерацию – на сумму 14 869,8 млн. бел. руб.

В Латвийскую Республику – на сумму 2 073,6 млн. бел. руб.

В Республику Азербайджан – на сумму 70,6 млн. бел. руб.

В Германию – на сумму 0,9 млн. бел. руб.

В Австрию – на сумму 0,2 млн. бел. руб.

В Эстонию -  на сумму 83,5 млн. бел. руб.

В Республику Молдову – на сумму 19,3 млн. бел. руб.

В Республику Украину – на сумму 22,2 млн. бел. руб.

В Великобританию – на сумму 13,2 млн. бел. руб.

Общий объем реализации за 2012 год составил 17 152,6 млн. бел. руб.

Глядя на данные отчета заметна тенденция роста экспорта.

Графически это можно отобразить так:

 

 

Рисунок 2.5 – Выручка за январь – декабрь  2012 года

Примечание – Разработан автором согласно данным ОАО «МАЗ»

Только за 2012 год Управлением внешнеэкономической деятельности было заключено 29 долгосрочных договоров с юридическими лицами нерезидентами Республики Беларусь на поставку продукции.

Результатами деятельности в 2012 году  стало:

  • Освоение рынков сбыта (представлено на рисунке 2.6)

Рисунок 2.6 - Структура экспорта следующая

Примечание – Разработан автором в соответствии с данными ОАО «МАЗ»

Были освоены новые рынки сбыта:

  • Дальневосточный округ РФ;
  • Западно-Сибирский округ РФ;
  • Азербайджан;
  • Украина;
  • Канада;
  • Вьетнам;
  • Хорватия.

Были осуществлены поставки автобусов МАЗ в Хорватию общим на сумму 64 тыс. долларов США.

Рост объемов продаж на экспорт за 2012 год составил 295 % по сравнению с 2011 годом, о чем свидетельствуют данные таблицы 2.13.

 

Таблица 2.13 - Помесячная отгрузка продукции на экспорт в 2012 году, млн. руб.

 

янв.

фев.

март

апрель

май

июнь

июль

август

сент.

окт.

нояб.

дек.

363,3

330,4

617,2

873,3

1 196,30

1874,1

2 066,20

1 894,50

1 492,40

1 842,60

1 431,90

2  221,2


Примечание – Разработана автором в соответствии с данными ОАО «МАЗ»

Данные таблицы 2.13 графически проиллюстрированы на рисунке 2.7.

 

 

Рисунок 2.7 – Отгрузка на экспорт и выручка за январь – декабрь  2012 года

Примечание – Разработан автором в соответствии с данными ОАО «МАЗ»

Организационная система отгрузок на экспорт основана на принципах региональной дистрибьюции, изложенных в «Положении об организации дистрибьюции продукции ОАО «МАЗ», поставляемой на экспорт» в следующих регионах:

  • страны Балтии;
  • г. Калининград и Калининградская область;
  • г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, Мурманская область, Архангельская область, Новгородская область, Республика Карелия;
  • Уральский федеральный округ;
  • Псковская область, Смоленская область, Белгородская область, Костромская область;
  • г. Москва и Московская область.
  • Для стимулирования сбыта разработана шкала скидок, закрепленная «Положением о порядке предоставления скидок на продукцию ОАО «МАЗ» для покупателей».

Информация о работе Организация сбытовой политики предприятия машиностроительной отрасли