Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 11:29, дипломная работа
Цель дипломной работы – разработка мероприятий по совершенствованию организации сбытовой политики на ОАО «МАЗ» –управляющая компания холдинга «БелАвтоМаз».
В ходе выполнения дипломной работы изучены теоретические аспекты организации сбытовой политики, проведен анализ организации сбытовой деятельности на ОАО «МАЗ» – управляющая компания холдинга «БелАвтоМаз», предложены направления и пути совершенствования организации сбытовой деятельности предприятия.
При выполнении дипломной работы использованы методы исследования: систематизация и логическое обобщение, табличный и графический метод, сравнительный анализ.
Результаты работы могут быть использованы руководством ОАО «МАЗ» – управляющая компания холдинга «БелАвтоМаз» в деятельности предприятия.
Внедрение разработок повысит эффективность сбытовой деятельности предприятия, что повлечет повышение уровня конкурентоспособности ОАО «МАЗ», повысит роль и качество маркетинга в деятельности предприятия, что в свою очередь привлечет в Республику Беларусь иностранную валюту.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СБЫТА ПРОДУКЦИИ. СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………….
9
1.1 Понятие и сущность управления сбытом продукции…….………………
9
1.2 Контроллинг в системе сбыта…………………………………………….....
20
1.3Государственное регулирование экспортной деятельности предприятий в Республике Беларусь………………………………………………………….
25
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МАЗ»………...
30
2.1 Краткая характеристика предприятия……………….……………………..
30
2.2 Анализ финансово-экономической деятельности предприятия…………
36
2.3 Анализ сбытовой деятельности ОАО «МАЗ»……………………………...
43
2.4 Анализ экспортной политики предприятия………………………………..
49
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОАО «МАЗ»…………………………...
58
3.1 Слабые и сильные стороны сбытовой деятельности ОАО «МАЗ»……….
58
3.2 Пути совершенствования сбытовой политики предприятия……………...
60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………
Ктл – коэффициент текущей ликвидности.
Таким образом:
Z =0,3877 + (–1,0736)*0,89 + 0,579 * 0,23 = – 0,434634
Так как Z<0, то можно сделать вывод, что вероятность банкротства ОАО «МАЗ» мала.
2.3 Анализ сбытовой деятельности ОАО «МАЗ»
Конечной целью функционирования сбытовой службы является подчинение всей хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия рыночным законам, ориентируя её на удовлетворение потребностей потребителей.
Организационная структура управления реализации автомобильной техники для грузовых перевозок представлена на рисунке 2.2.
Как показано на рисунке 2.2, на ОАО «МАЗ» в действующей организационной структуре сбытовая служба представлена подразделениями, которые находятся в составе управления реализации автомобильной техники для грузоперевозок и управления реализации автомобильной техники для пассажирских перевозок
Рисунок 2.2 – Организационная структура управления реализации автомобильной техники для грузовых перевозок
Примечание – Разработан автором согласно данным ОАО «МАЗ»
Управления состоят из отделов, которые, в свою очередь, включают бюро. Поэтому, как видно из приведенных схем, на предприятии нет единой централизованной службы маркетинга, а есть совокупность подразделений, выполняющих маркетинговые функции в составе управлений реализации продукции.
Задачи службы сбыта, перечень основных выполняемых функций закреплен во «Временном Положении об управлении сбытом на ОАО «МАЗ».
Управление реализации пассажирской техники представлено на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 – Организационная структура управления реализации пассажирской автомобильной техники
Примечание – Разработан автором согласно данным ОАО «МАЗ»
В соответствии с пунктом 1 Положения, основными задачами сбыта и маркетинга являются:
Достижение вышеперечисленных задач обеспечивается при выполнении системы функций.
В свою очередь, маркетинговые функции делятся на пять направлений:
Каждое направление предполагает проведение определенных мероприятий. Поиск клиентов включает в себя поиск потенциальных потребителей работниками управления маркетинга, поиск посредников в реализации продукции. С ними заключаются договора на поставку продукции в установленном порядке. Также эти работники управления собирают и обобщают информацию от постоянных клиентов в части использования ими автомобильной техники.
Маркетинговые исследования проводятся в разрезе выпускаемых моделей автомобилей, запасных частей, товаров народного потребления. В процессе исследования накапливается определенная информация, которая впоследствии передается руководству предприятия. Также данное направление в работе предусматривает изучение недостатков и преимуществ заводов-конкурентов. Далее разрабатываются предложения по привлечению тех покупателей, которых обслуживает конкурент.
В области стимулирования сбыта предусматривается реклама продукции с целью определения спроса, стимулирования сбыта, информирования покупателей об изделиях предприятия. Важным мероприятием в этом направлении является организация и дальнейшее развитие сервисного обслуживания автотехники ОАО «МАЗ». Здесь слабое место завода, поэтому к данным мероприятиям следует отнестись с особой тщательностью.
После проведения рыночных исследований подразделения маркетинга прогнозирует перспективы развития производства, участвует в формировании портфеля заказов, разрабатывает проекты плана производства на планируемые периоды, корректирует их.
В области товаров и ценовой политики работниками анализируются предложения по улучшению качества, поступающие от потребителей. Важным является формирование ценовой политики по всем видам и моделям выпускаемой продукции, а также применение различных форм расчетов, скидок. Выполнение данных функций разделено между отделами и бюро управлений. Но выполнение некоторых функций невозможно без привлечения сторонних организаций. Так, например, исследование рынка большегрузных автомобилей, запчастей к ним проводилось при помощи компетентных в этом вопросе лиц, не относящихся к работникам завода и управления маркетинга ОАО «МАЗ».
Следует отметить немаловажным тот факт, что большинство работников, выполняющих сбытовые и маркетинговые функции на Минском автомобильном заводе имеют техническое образование, а не экономическое. Это сказывается на результатах деятельности. Например, применение лизинга до сих пор не получило широкого развития, несмотря на высокую эффективность такой формы реализации автотехники.
К сбытовым задачам данного предприятия относятся:
Проведем анализ рынков сбыта продукции ОАО «МАЗ».
Основные рынки сбыта продукции ОАО «МАЗ» представлены в таблице 2.10.
Таблица 2.10 – Реализация продукции ОАО «МАЗ» за 2011–2012гг. в разрезе основных рынков, %
Основные рынки |
Автомобили |
Прицепы и полуприцепы |
Автобусы | |||
2011 |
2012 |
2011 |
2012 |
2011 |
2012 | |
Внутренний рынок |
11,06 |
10,3 |
6,64 |
6,01 |
38,29 |
39,6 |
Экспорт, всего: |
88,94 |
89,7 |
93,36 |
93,99 |
61,71 |
60,4 |
в т.ч. Россия |
71,34 |
72,6 |
81,74 |
87,1 |
32,88 |
31,77 |
Страны СНГ |
7,82 |
8,08 |
7,94 |
7,94 |
0,68 |
0,83 |
Дальнее зарубежье (вкл. Литву, Латвию, Эстонию) |
10,5 |
11,5 |
3,68 |
4,31 |
28,15 |
28,3 |
ВСЕГО |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Примечание – Разработана автором согласно данным ОАО «МАЗ»
Данные, приведенные в таблице 2.10, показывают, что продукция Минского Автомобильного завода реализуется на четырех основных рынках:
Основные продажи осуществляются на рынках России, по автомобилям это почти 80 %. Второй по уровню относительных значений – рынок дальнего зарубежья, как по автомобилям, так и по автобусам, что следует рассматривать как потенциал для развития продаж, поскольку товарный знак МАЗа знаком на этих рынках.
Производство автобусов на Минском автомобильном заводе соответствует первым двум из выделенных направлений и при соответствующем маркетинговом сопровождении может рассматриваться как вполне конкурентное для классического потребителя. Другим по значимости является рынок дальнего зарубежья.
В таблице 2.11 показана география продаж Минской автотехники в разрезе мирового рынка, осуществленная в 2012 году.
Таблица 2.11– Реализация автотехники ОАО «МАЗ» по странам в 2012 году, шт.
Автомобили |
Прицепы и полуприцепы | |
Англия |
4 |
|
Афганистан |
23 |
20 |
ОАЭ |
122 |
|
Босния и Герцеговина |
2 |
2 |
Болгария |
25 |
|
Польша |
36 |
|
КНДР |
145 |
|
Ливан |
59 |
|
Вьетнам |
108 |
2 |
Германия |
2 | |
Судан |
20 |
|
Греция |
3 |
2 |
Египет |
16 |
|
Ирак |
913 |
45 |
Иордания |
62 |
|
КНР |
Примечание – Разработан автором согласно данным ОАО «МАЗ»
По данным таблиц 2.10 и 2.11 можно сделать вывод, что более 80 % выпускаемой на ОАО «МАЗ» продукции реализуется на внешних рынках. На внутреннем же рынке 98 % реализации продукции происходит по государственным заказам для нужд министерства транспорта, жилищно-коммунальных хозяйств, сельскохозяйственных и дорожно-строительных предприятий. Исходя из этого, следующий подраздел дипломной работы будет посвящен анализу экспортной политики предприятия ОАО «МАЗ».
2.4 Анализ экспортной политики предприятия
Развитие внешнеэкономической деятельности на ОАО «МАЗ» открывает перед ним новые возможности. В первую очередь это расширение рынков сбыта, привлечение валюты в результате экспорта товаров.
Внешнеэкономическая деятельность на предприятии осуществляется управлением по внешнеэкономической деятельности (далее УВЭД), структурная схема которого представлена на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 - Структура управления внешнеэкономической деятельности
Примечание – разработан автором согласно данным ОАО «МАЗ»
Как показано на рисунке 2.4, Управление внешнеэкономической деятельности делится на три группы специалистов:
Управлением внешнеэкономической деятельности на ОАО «МАЗ» ведется работа по поиску клиентов и поставщиков, разработке и заключению договоров с иностранными предприятиями, оформлению экспортных и импортных грузов, логистике, контролю за исполнением договорных отношений.
Весь импорт и экспорт товаров на ОАО «МАЗ» ведется сухопутными, морскими и воздушными путями.
Условием поставки в договорах по импорту товаров согласно Incoterns 2010 является DAP – поставка до границы с указанием места назначения; DDU – поставка без оплаты пошлины с указанием места назначения; CIP – перевозка и страхование оплачены до места назначения; FCA – поставка товара перевозчику с указанием места назначения.
Согласно утвержденным должностным инструкциям специалист по внешнеэкономической деятельности относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется начальнику управления внешнеэкономической деятельности.
На должность специалиста по внешнеэкономической деятельности назначается лицо, имеющее высшее экономическое или юридическое образование, без предъявления требований к стажу работы.
Информация о работе Организация сбытовой политики предприятия машиностроительной отрасли